Найти в Дзене

Здания на логотипах: как архитектура становится основой для фирменного стиля бренда

Оглавление

В рубрике #АрхитектураВоВсём мы будем исследовать, как архитектура отражается и проявляется в различных культурных явлениях — от денежных купюр до дизайна одежды. Сегодня предлагаем заглянуть на полки супермаркетов: удивительно, но даже здесь можно найти настоящие архитектурные шедевры!

Архитектура на логотипах

Архитектура часто появляется на логотипах. Самые известные примеры — логотип Disney, вдохновлённый немецким замком Нойшванштайн в Баварских Альпах, и эмблема летней Олимпиады-80 с силуэтом Спасской башни Кремля.

Чаще всего здания изображают на логотипах компаний, связанных с архитектурой или дизайном. Следом идёт промышленный сектор: многие производства создают логотипы с изображением своего главного заводского здания. Эстафету подхватывают музеи, культурные, образовательные, спортивные и государственные учреждения, часто годами расположенные в одном и том же доме: логично разместить его на логотипе для большей узнаваемости, ведь оно становится частью их визуальной идентичности. Сюда же можно отнести и заведения общепита: кафе, бары и рестораны часто черпают вдохновение для своего фирменного стиля в истории, природе и архитектуре того места, в котором расположены. Эти примеры очень локальные и порой остаются известными только для местных жителей.

Мы же остановимся на категории товаров, которые доступны каждому: это продукты! Здесь выбор здания в качестве фирменного логотипа кажется на первый взгляд не самым очевидным решением, но оказывается очень даже к месту.

Абрикосов и шоколадная фабрика

Одна из старейших кондитерских фабрик России была основана в 1804 году крепостным крестьянином Степаном, получившим фамилию Абрикосов за мастерство в изготовлении сладостей.

На логотипе изображён жилой дом семьи Абрикосовых в Москве (Малая Красносельская ул., 7/31) — прекрасный образец московского модерна начала XX века. Плавные формы, асимметрия, разноразмерные окна, декоративная плитка и элементы, напоминающие конфетницы, — всё это создаёт «вкусный» и привлекательный визуальный образ.

Колбасная сказка

На логотипе — не производственные корпуса, как можно было бы ожидать, а собирательный образ города Егорьевска (Московская область). Башенки, зелень, уютные фасады — логотип выглядит почти сказочно.

Удалось опознать несколько элементов: здания Хлудовской мануфактуры с часовой башней и трубами, а также фасад и крыша, вероятно, принадлежащие комплексу механико-электротехнического училища им. цесаревича Алексея. Остальные элементы пока не определены — будем рады, если поможете!

Мясные дома

Архитектура появляется и на логотипах других производителей мясной продукции — но уже в стилизованном виде:

  • Мясной дом Бородина использует обобщённый образ уютного дома с «листочком свежести» на крыше.
  • На логотипе Черкизово до ребрендинга был изображен дом и сердце — визуальная метафора тепла и заботы.
  • Калужский Мясной дом Постников применяет схожий приём.

Любопытно, как производители приходят к одной и той же метафоре — дома как символа уюта и традиций.

Водные дворцы

Минеральная вода «Боржоми» производится с конца XIX века. Несмотря на недавний ребрендинг, после которого главным символом стал олень и гора Боржоми, на этикетках до сих пор можно увидеть изображение фонтана и симпатичного здания с колоннами и красной крышей.

Это — дворец, построенный в 1890-х годах в мавританском стиле по проекту Леонтия Бенуа. Изначально он задумывался как вилла императорского дома Романовых, позже стал любимым местом отдыха советской верхушки, а сегодня используется как летняя резиденция президента Грузии.

К похожему образу обращается и другой «водный бренд» «Старый источник». Интересно, что при регистрации товарного знака Роспатент счёл изображение гор вводящим в заблуждение, так как компания не владеет собственным источником воды. Однако суд встал на сторону производителя и разрешил регистрацию.

Изображение с сайта компании
Изображение с сайта компании

Молочные города

Интересная практика, когда бренд берет за референс не реально существующее здание, а создаёт свой дом или целый город. Подобные примеры найдутся в разных сферах. Так, производитель молочной продукции, «Белый город» обращается к одноименной концепции, которая «отсылает к сказкам, возвращает потребителя в детство». Решение можно считать противопоставлением «деревенскому» подходу к рекламе, который преобладает в фирменном стиле молочной категории. Белая городская стена, парки аттракционов, вымышленные города в фэнтези — всё это считывается в названии на бессознательном уровне и создает необходимое впечатление, визуальный образ усиливает эффект.

Изображение с сайта компании
Изображение с сайта компании

Схожие образы можно было найти в айдентике бренда «Троекурово» , где создали вымышленное поселение птиц, т.н. «куриный курорт». Но кстати, слоган позже заменили на «Вкусно и сочно», а сельские домики с упаковки убрали.

Изображение с сайта компании
Изображение с сайта компании

Ещё один пример — «Макфа». На логотипе компании — ветряные мельницы, собирательный образ плодородия, труда, преемственности и устойчивости. Сегодня этот символ сохранился не на всей продукции, но встречается на упаковках макарон и муки.

-7

Заключение

Бренды (не только продуктовые) по-разному используют архитектурные образы: в реалистичной отрисовке или стилизациях, в виде геометрических узоров или фантазийных построек. Иногда это реальные здания, иногда — вымышленные или собирательные образы.

Но архитектура в логотипе всегда работает на создание эмоциональной связи: она формирует тёплое отношение к бренду за счет обращения к понятной, близкой потребителям, узнаваемой форме. Она ассоциируется с устойчивостью, уютом, безопасностью, верностью традициям и истории. Это очень спокойный и прочный образ, приятный большинству людей на интуитивном уровне.

А какие примеры вспомните вы? Делитесь в комментариях!

Если было интересно, поддержите публикацию реакциями, и мы подготовим следующий разбор!