Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Исследование показало рост турпотока в малые города севера России

С начала 2025 г. интерес россиян к отдыху на севере РФ увеличился на 20% по сравнению с 2024 г. Такие данные привело Агентство развития Мончегорска (АРМ) на основе анализа поисковых запросов «Яндекс. Вордстат».

Эта динамика подтверждает устойчивую тенденцию роста привлекательности арктических регионов, которая наблюдалась и ранее. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), Арктическую зону Российской Федерации (АЗРФ) в 2024 г. посетили более 1,2 млн человек, по сравнению с 2023 г. турпоток вырос на 20%. Тогда самыми популярными регионами у туристов были Мурманская область, Архангельская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. В Мурманской области в прошлом году побывало 700 000 гостей.

В нынешнем году внимание путешественников привлекают малые города севера, отмечают в АРМ. Эту тенденцию иллюстрирует рост числа соответствующих поисковых запросов: с января 2025 г. по настоящее время информацию о малых городах россияне стали искать на 66% чаще, чем годом ранее. Мончегорск входит в ТОП-5 самых посещаемых населенных пунктов Мурманской области, и поток туристов растет ежегодно, отметили в АРМ. Число гостей города за последние четыре года выросло с 5000 до 70 000 человек. Согласно мастер-плану развития агломерации, потенциал турпотока к 2035 г. оценивается в 120 000 туристов, сообщает агентство.

Малые города северных регионов России активно развивают собственную туристическую аутентичность. Согласно исследованию «Бренды малых городов России», подготовленному Выставочным научно-исследовательским центром (ВНИЦ) R&C и Институтом развития креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), по состоянию на 2024 г. около четверти из 40 зарегистрированных российских брендов малых городов приходится на северные территории. Наибольшая концентрация таких брендов наблюдается в Мурманской области (пять) и Ханты-Мансийском автономном округе (четыре). Так, Мончегорск развивает территориальный бренд «Озера вокруг нас», связывающий уникальную природу, туризм и культуру. Растущий турпоток стимулирует предпринимательскую активность. По данным АРМ, запросы «бизнес в малом городе» входят в ТОП-3 поисковых тем, связанных с северными территориями. Только в сентябре их число превысило 12 000.

Подпишитесь на «Ведомости» в Telegram

Читайте также:

SuperJob: россияне считают бедным человека с доходом ниже 48 000 рублей

«Марш миллиона мужчин»: почему предшественники BLM носили костюмы и бабочки

Суд разрешил изымать автомобили у пьяных водителей в пользу государства