Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Командирская башенка для Т-34 как инициатива с фронта

Предложение об установке командирской башенки за авторством полковника С.С. Бараусова, заместителя командующего 27-й армии по автобронетанковым войскам

Изобретательство и рационализаторство в Советском Союзе поощрялось на самом высоком уровне. Наверху вполне справедливо предполагали, что даже минимальный процент полезных изобретений с лихвой отобьёт все затраты на обработку тысяч рацпредложений. Эти самые предложения активно шли и по бронетанковой линии. В ГАБТУ КА не только обрабатывали различные рацпредложения, но и сами готовили тематические планы по данной тематике. Причем изобретательство весьма активно поощрялось, в том числе и денежным премированием. Основная масса изобретений, впрочем, шла совсем не для премий, а, так сказать, от чистого сердца.

Общий вид идеи полковника Бараусова.
Общий вид идеи полковника Бараусова.

Нисколько не ослабел поток рацпредложений после начала Великой Отечественной войны. Наоборот, он только вырос, причем многие из предложений того периода базировался на боевом опыте. Писали самые разные люди, начиная от рядового состава и заканчивая весьма солидными людьми. Причем некоторые из таких предложений осели не в отделе изобретений, а в центральной описи фонда ГАБТУ КА Центрального Архива Министерства Обороны РФ. Одна из таких идей, которая должна была улучшить обзорность из танка Т-34, принадлежала полковнику С.С. Бараусову, заместителю командующего 27-й армии по автобронетанковым войскам.

Автор предложения, как можно заметить, личность неординарная.
Автор предложения, как можно заметить, личность неординарная.

Сергей Сергеевич Бараусов был личностью крайне неординарной. Он стоял у истоков советских танковых войск, с января 1918 года он являлся членом комитета Центробронь. В годы Гражданской войны занимал командные должности, которые имели прямое отношение как к бронепоездам, так и к бронетанковой технике. В июле 1920 года являлся начальником бронеколонны 28-й бригады 10-й стрелковой дивизии Западного фронта. В межвоенный период занимал командные должности в структурах, имевших прямое отношение к танковым войскам. На начало Великой Отечественной войны занимал должность заместителя командира по строевой части 48-й танковой дивизии.

К моменту подачи предложения завод 183 уже работал над трехместной башней.
К моменту подачи предложения завод 183 уже работал над трехместной башней.

В дальнейшем Бараусов находился на командных должностях уровня заместителя начальника, либо начальника автобронетанковых войск армии. Весьма богатый послужной список, а главное, Сергей Сергеевич хорошо знал происходящее с бронетанковой техникой. В том числе и проблемы, связанные с обзорностью советских танков. Помимо того, что сами по себе смотровые приборы оставляли желать лучше, в случае с Т-34 командир совмещал сразу две должности. Это, естественно, снижало его эффективность с точки зрения управления экипажем. Об этом знали: еще в начале 1941 года появилось задание сделать башню трехместной, но Т-34М так в серию и не попал.

Бараусов предлагал переделывать башню первого типа.
Бараусов предлагал переделывать башню первого типа.

Между тем, во второй половине 1942 года вопрос установки командирской башенки и трехместной башни снова стал актуальным. В том числе об этом указывали в войсках, тем более имелся образец в виде немецких танков Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. На заводе №183, кстати, как раз смотрели на немецкую компоновку, то есть размещение командира за орудием. Это имело как плюсы, так и минусы, особенно с учетом перспектив усиления вооружения. Так или иначе, Т-34 с трехместной башней и Т-43 первого варианта имели башни с размещением командира в кормовой нише. И эта схема оказалась крайне спорной.

Место командира оказывалось в правом заднем углу.
Место командира оказывалось в правом заднем углу.

Предложение Бараусова, датированное ноябрем 1942 года, являлось частью доклада, посвященного бронетанковой технике. Он, в частности, указывал на недостатки конструкции буксирных крюков Т-34, а также необходимость создания устройства для автоматической сцепки. Оно было необходимо для эвакуации подбитых танков с поля боя, тема эта долгая, разрабатывалась с 30-х годов. Впрочем, наибольший интерес со стороны ГАБТУ КА вызвало предложение о перекомпоновке башни Т-34. Оно весьма существенно отличалось от тогдашнего концепта, претендуя на оригинальность исполнения. По крайней мере, отчасти.

Так переделанная башня выгладела сзади.
Так переделанная башня выгладела сзади.

Смысл предложения заключался в том, чтобы сместить командира не назад, а в правый задний угол башни. Так он, конечно, несколько усложнял жизнь заряжающему, но при этом не оказывался за орудием. Чтобы командир оказался на новом месте, требовалось сделать большой выступ. Интересно, что Бараусов брал за основу исходную башню Т-34, а не литую шестигранную башню, которая к тому моменту давно являлась штатной для танков выпуска завода №183. Это объясняется тем, что "пирожками" (так моделисты, а вместе с ними часть исследователей, именуют башни Т-34 исходной конструкции) тогда оснащали танки большего числе заводов. Такая башня сама по себе была теснее "гайки" (прозвище у те же моделистов и части исследователей шестигранной литой башни).

Проходило предложение с рядом других замечаний.
Проходило предложение с рядом других замечаний.

В принципе, рациональное зерно у данной концепции было, если говорить про модернизацию Т-34 на штатном погоне. Правда, следовало место командира смещать назад, кроме того, испытания Т-43 первого варианта показали, что командиру на штатном погоне тесновато. Но сама идея, конечно, интересная. Тем более что немцы на "пирожки" ставили командирские башенки, при этом, правда, не вводя третьего члена экипажа. Так или иначе, но в итоге концепция "командир сбоку-сзади" победила. Ее собирались реализовать на более позднем варианте Т-34М, она же дальше пошла на Т-43 и Т-34-85. Но для этого было необходимо расширять башенный погон.

Список источников:

ЦАМО РФ

Другие материалы о танках семейства Т-34:

Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний

Т-34 из танкового корпуса Полубоярова в качестве музейного прототипа

Рассказ о танке Т-34 с выставки "Моторы Войны", который восстановлен из кусков разных машин в мастерской Вадима Елистратова

Рассказ о танке Т-34 производства Сталинградского Тракторного Завода из коллекции парка "Патриот"

Рассказ о танке Т-34 производства Сталинградского Тракторного Завода из коллекции парка "Патриот"

Рассказ о танке Т-34 из колонны "Комсомолец Казахстане" выпуска завода №112, находящемся на Поклонке

Рассказ о сборной солянке из башни Т-34 "Кантемировец" и шасси Т-34-85, воевавшего в Берлине, которая сейчас стоит рядом с Главным Храмом Вооруженных Сил РФ

Мысли не о той башне для 85-мм пушки С-53

Попытки вооружения Т-34 орудиями калибра 85 мм, а также попытки установки в штатную башню Т-34-85 орудия калибра 100 мм.

История второй попытки поставить дополнительную броневую защиту на Т-34, от которой отказались спустя месяц

История экранировки Т-34, разработанной в конце 1942 года заводом №112 и примененной летом 1943 года

Откуда на советских танках и бронемашинах с двухместными башнями появился единый башенный люк, и почему от него отказались

Рассказ о Т-34-85 производства завода №174 июля 1944 года, находящегося в парке "Патриот"

Тагильская Т-34-85 с ГСВГ-шным тюнингом

Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади

Популярно о Т-34, главном советском танке Великой Отечественной войны