Рассказ о танке Т-34 с выставки "Моторы Войны", который восстановлен из кусков разных машин в мастерской Вадима Елистратова
Есть среди любителей военной техники прослойка перфекционистов, которые хотят видеть идеальную реставрацию, уровня "почти как с завода". Само стремление к подобному уровню реставрации, безусловно, дело хорошее. Сам к той самой прослойке отношусь. Вместе с тем, есть важный момент, про который не стоит забывать. Перфекционисты-заклепочники составляют хорошо если несколько процентов от общей аудитории. Остальные же если отличают зелененький танк от серенького, уже хорошо. Из них процентов 10-15 более-менее танки отличают, и это уже хорошо. Та вот, для них танк в любом варианте реставрации - это уже очень хорошо.
Одним из тех танков, которые должны быть в любой коллекции, является Т-34. И если Т-34-85 военного выпуска можно, не без проблем, но достать, то с Т-34, особенно ранними, ситуация совсем иная. Эти боевые машины являются большой редкостью, про ездящие экземпляры и говорить не приходится. Поэтому одним из основных способов получения таких танков является сборка их из кусков. Именно таким образом собирался Т-34, находящийся в коллекции военно-исторического клуба "Капонир". Сейчас этот танк, восстановленный в мастерской Вадима Елистратова, находится на выставке "Моторы Войны".
На сегодняшний момент известно 6-7 Т-34, которые сохранились в виде танков (корпус/башня/пушка с одной и той же машины), и точно относятся к машинам выпуска 1941 года. Из них только один танк находится в ходовом состоянии, да и тот уже в финском обвесе. Да и с точки зрения родных элементов, включая ходовую часть, у них всё очень плохо. Более-менее неплохо сохранился танк, который находится в Медыни (Т-34 выпуска СТЗ, танк капитана Т.С. Позолотина из состава 17-й танковой бригады). Также неплох Т-34, выпущенный в апреле 1941 года на СТЗ (танк из состава 6-го мехкорпуса, трофей лета 1941 года, переделан немцами), ныне находящийся в Форт-Беннинг, США. Остальные машины, так или иначе, имеют доработки.
Между тем, потребность в ранних Т-34 высокая, как правило, речь идет о памятниках, либо статичных машинах. Кому-то такой танк нужен на постамент, кому-то в музейную коллекцию. Есть и те, кому необходим ходовой образец, для парадов и прочих активностей, включая съемки в фильмах. В зависимости от тех задач, которые поставил заказчик, получается и исполнение. При этом весьма иронично звучит вылезшее, в своё время, обозначение "Т-34 обр.1941 года". Во-правых, такого индекса не было, это "изобретение" послевоенных немецких авторов. Во-вторых, в этот индекс "грамотеи" записывают все танки с башней ранней конфигурации (за характерную форму она получила у моделистов прозвище "пирожок"). А те же Т-34 выпуска завода №112 имели такую башню не то, что в 1942, а даже в 1943 году.
В настоящее время самым комплектным и аутентичным по обвесу Т-34 выпуска 1941 года является танк, восстановленный для Музея отечественной военной истории. Причем машина с нюансами - конфигурация осени 1941 года, но изготовлена уже в Нижнем Тагиле и отправлена в войска зимой 1942 года. Сама она бывший БРЭМ, башня не родная, подошедшая по времени и конфигурации. Различные условности есть и у других танков, которые восстановлены из кусков, а порой и вовсе являются неходовыми макетами. И вот тут очень важно ощущать разницу между музейными экспонатами и машинами, которые созданы больше для различных активностей. Подход к ним разный.
В случае с танком, о котором идет речь, главной задачей являлось изготовление Т-34, который может хорошо ездить. Не так давно один специалист пытался начать перечислять на танке то, что "неправильно". Этот список был пресечен простым и бесхитростным комментарием. Начнем с того, что это... СУ-100. Да-да, базой послужила СУ-100, ранее служившая в болгарской армии, от нее сохранился корпус, рубка и некоторые элементы ходовой части. Почему так? Ответ на этот вопрос не менее простой и бесхитростный. Была нужна "ванна", которая не потребует существенных доработок и будет иметь необходимую жесткость. Часть собранных из кусков Т-34 нормально ехать не смогут, потому что там проблемы с жесткостью ванны.
Начался же процесс восстановления (или воссоздания, это уже кому как нравится) с того, что нашлась кормовая часть Т-34 выпуска весны-лета 1941 года. Этот танк погиб в ходе боя под Брянском в 1941 году. В борт танка угодил снаряд, но не пробил. Всё, что было дальше кормы, срезали и сдали в металлолом. По этой причине и появилась идея скрестить детали танка выпуска 1941 года и СУ-100. Далее на пункте приёма металла нашлись детали от еще одного танка. Увы, серийный номер на лобовой детали корпуса не сохранился, но общая конфигурация говорит о том, что выпущена машина была где-то летом 1941 года.
Так в распоряжении мастерской Вадима Елистратова оказались верхний лобовой лист корпуса, поврежденный люк механика-водителя и левый верхний бортовой лист. Скорее всего, танк погиб летом 1942 года. Он имеет характерный "одноглазый" люк механика-водителя, который просуществовал вплоть до осени 1941 года. По бокам от люка находились выступы под малые смотровые приборы, но сначала их перестали ставить, заваривая шахты, а затем и вовсе отказались. У этого танка шахты были заварены, возможно, в ходе эксплуатации. Кроме того, вокруг установки курсового пулемета имелись приварки, появились они в ходе эксплуатации. Это не экранировка, как можно подумать, а прикрытые трещины. Подобные заплатки в 1942-43 годах встречались часто.
К моменту, когда получилось приобрести в Болгарии корпус СУ-100, удалось собрать 9 опорных катков, различные детали по корпусу и ходовой части, подбашенный погон, вместе с его подшипником, детали от башни и орудия. Собирался этот "суповой набор" несколько лет. В итоге было решено скрестить "ванну" СУ-100 и детали от двух танков, со вставками по недостающим фрагментам. Ходовая часть была использована от СУ-100, плюс нашлось еще несколько опорных катков раннего типа. От тягача БТС-4 был использован его двигатель, который оказался вполне ремонтопригодным.
Очень важным этапом в процессе комплектации стали гусеничные ленты и бандажи опорных катков. Было найдено несколько траков, но шансы собрать две полных ленты выглядели весьма призрачно. Да и насчет их прочности имелись определенные сомнения. Решение вопроса оказалось самым простым - изготовить траки заново. Был изготовлен чертеж, затем модель, на базе которой сделали литьевую форму. По ней изготовили необходимое число траков. Аналогичным образом решили проблему с бандажами. Их также изготовили заново, тем самым решив проблемы с возможным их разрушением в ходе эксплуатации. Археологическая резина чувствует себя не очень.
Работы по шасси начали в 2015 году, к концу 2016 года удалось завершить основные этапы. Собранный из двух танков и одной САУ корпус выглядит вполне по-боевому, как и другая техника, восстановленная для военно-исторического клуба "Капонир". К концу 2016 года также удалось сильно продвинуться по башне. Ранние башни являются вещью дефицитной, в итоге удалось достать "пирожок" от Т-34 завода №112, выпущенный где-то в 1942 году. На башне сохранились остатки поручней, которые ввели в апреле 1942 года, их далее восстановили. Так что получился собирательный образ.
В декабре 2016 года состоялись первые ходовые испытания, а затем первый военно-исторический фестиваль. А дальше танк ждала кинокарьера. Съемочной группе фильма "Т-34" понадобился ранний танк для первой части повествования, которое разворачивалось в конце 1941 года года. Отыграл танк ничуть не хуже (а пожалуй, даже получше), чем герой Алексея Петрова. Правда, снимался он только снаружи, поскольку интерьер делался довольно схематично. Для съемок пришлось использовать иную машину.
Съемки в "Т-34" стали только началом. Сколько фестивалей этот танк объездил, уже никто не считает. В 2018 году он появился на слёте "Моторы Войны", прописавшись на время в Государственном Военно-Техническом Музее. В конце 2021 года танк прибыл на выставку "Моторы Войны", где пребывает и по сей день. Оттуда он неоднократно ездил на Красную площадь, участвуя в торжественном марше и выставке под открытым небом, приуроченным к параду 7 ноября 1941 года. Похожие танки шли по Красной площади в том самом параде. Одним словом, танк не простаивает. А каждое его движение тут же собирает толпу зрителей.
Безусловно, можно собрать длинный список недочетов по танку. Другой вопрос, что он создавался, прежде всего, как "игровая" машина. Чем-то данный подход похож на то, как делают кинотанки в Музее Техники Вадима Задорожного. На машину 1941 года он вполне похож, а в данном случае это главное. Именно эта машина собирает больше всего зрителей, когда ездит по выставке "Моторы Войны". Делает она это нечасто, поскольку асфальт и бетон гусеницы ломают весьма нещадно.
Автор благодарит Вадима Елистратова (г. Москва) за помощь в подготовке материала
Список источников:
livinghistory.ru
Другие материалы о танках семейства Т-34:
Т-34 из танкового корпуса Полубоярова в качестве музейного прототипа
Мысли не о той башне для 85-мм пушки С-53
История экранировки Т-34, разработанной в конце 1942 года заводом №112 и примененной летом 1943 года
Рассказ о Т-34-85 производства завода №174 июля 1944 года, находящегося в парке "Патриот"
Тагильская Т-34-85 с ГСВГ-шным тюнингом
Парадные "лапти" для Т-34, пригодившиеся, но не на Красной площади