33,5K подписчиков

Лишняя броня для Т-34 по второму разу

4,8K прочитали

История второй попытки поставить дополнительную броневую защиту на Т-34, от которой отказались спустя месяц

Начало Второй мировой войны стало временем, когда крахом пошли многие теории, прорабатывавшиеся в межвоенный период. Первый звоночек прозвучал еще в Испании, когда выяснилось, что увлечение малыми танками-разведчиками является делом интересным, но во многом бесполезным. Первая же встреча немецких и итальянских танков с Т-26 закончилась крайне печально. С другой стороны, тогда же выяснилось, что и ставка на противопульную броню не является хорошей идеей. Неслучайно с 1937-38 года началась тенденция роста толщины брони. Поначалу, правда, многие считали, что необходимо обеспечить защиту от крупнокалиберных пулеметов. Посему 30 мм брони хватит. Но уже летом 1939 года для Красной Армии, а осенью того же года для всех остальных, очевидным стало то, что случилась недооценка. Даже 30 мм брони оказалось недостаточно. Неслучайно броню А-32 было решено усилить до 45 мм, что привело, в итоге, к созданию Т-34. Но это машина перспективная, а в самом конце 1939 года усиление срочно понадобилось для танков, штурмовавших Линию Маннергейма.

Поражения в борт снарядами калибра 37 мм не были для Т-34 редкостью.
Поражения в борт снарядами калибра 37 мм не были для Т-34 редкостью.

Результатом стала первая волна экранировки советских танков. Прежде всего это касалось Т-26 и Т-28. Впрочем, если Т-28 более-менее пережил усиление броневой защиты, то с Т-26 ситуация оказалась иной. По итогам было принято решение экранировку отработать, но массово на машины не ставить. По крайней мере в мирное время. Т-26 от этого становилось плохо. Потому и БТ как-то не форсировали с точки зрения усиления броневой защиты. Вторая волна случилась уже весной 1941 года. После появления информации о том, что у немцев имеются тяжелые танки, начался целый ряд мероприятий, включая и усиление броневой защиты. Правда, на сей раз экранировка коснулась не Т-26 или БТ-7, а кое-чего потяжелее. А именно Т-34 и КВ-1.

Изначально возвращение экранов предполагалось таким.
Изначально возвращение экранов предполагалось таким.

В отличие от КВ-1, которые с июня 1941 года стал получать комплекты экранов, Т-34 с этим как-то не повезло. Во-первых, с работами по экранам откровенно затянули, поэтому испытания состоялись в июле 1941 года. К тому моменту в случае с КВ-1 работы по экранам скорее заканчивались, поскольку шел переход на утолщенную броню. Во-вторых, разработанная для Т-34 экранировка получилась неудачной. Система с установкой листов на болтах и бонках получилась не особо надежной. По этой причине было предложено ее переработать, приваривая листы вплотную к корпусу. В-третьих, дело ограничилось всего 2 танками. Тем не менее, спустя почти полгода экраны вернулись. 25 декабря 1941 года Сталин подписал постановление ГКО №1062сс "О танках Т-34 и Т-60", которое запустило вторую волну установки экранов. Она оказалась более успешной, чем предыдущая, тем не менее, экраны не прижились. Обо всём этом и поговорим.

Вместо этого вернулись к старой схеме.
Вместо этого вернулись к старой схеме.

Впервые о том, что броня Т-34 снова будет утолщаться, речь подняли в октябре 1941 года. Поначалу предложение было в усилении бортов подбашенной коробки и установке экранов в районе ходовой части. Но позже вернулись к схеме довоенного варианта. На сей раз вместо завода №183, находившегося в процессе переезда из Харькова в Нижний Тагил, работу доверили заводу №112. В Горьком 17 ноября 1941 года прошло техническое совещание, посвященное данному вопросу. Реально отсчет времени запуска программы экранировки танка следует вести с этого момента. СТЗ и завод №183 известили о том, что предполагается утолщение брони, в середине декабря. Так что постановление ГКО №1062сс, как и в случае с Т-60, фактически подтверждало ранее принятые решения.

Утвержденная экранировка завода №112. По факту использовались несколько иные экраны.
Утвержденная экранировка завода №112. По факту использовались несколько иные экраны.

Отдельно стоит упомянуть причины появления работ по экранировке. Еще в апреле 1941 года выяснилось, что существующая броневая защита Т-34 недостаточна. От огня 37-мм противотанковых пушек надежно защищала только верхняя лобовая часть корпуса. Остальные листа пробивались на ближних дистанциях. Это подтвердилось и в ходе боев лета-осени 1941 года. Увеличение толщины брони Т-34М до 60 мм стало результатом тех самых стрельб. Что же касается Т-34, то сделать ему броню толщиной 60 мм по периметру не представлялось возможным. Рост массы получался такой, что начинались проблемы с ходовой частью. Поэтому утолщению подвергались только лоб корпуса, а также лоб и борта башни. В дальнейшем экраны заменялись на монолитные листы брони. Тем самым увеличивалась защита наиболее критичных, с точки зрения попаданий, зон.

Серийная экранировка завода №112.
Серийная экранировка завода №112.

Окончательно чертежи экранировки Т-34 на заводе №112 были утверждены 13 января 1942 года. Вместо крепления на болтах, прикручиваемым к бонкам, теперь листы приваривали. Таким образом, на заводе реализовали предложение НИИ-48, который летом 1941 года забраковал. Собирали экраны из нескольких сегментов, что несколько упрощало процесс изготовления. Сложнее ситуация оказалась с башней, точнее, с ее лобовой частью. Дело в том, что завод №112 получал литые башни, и там экраны собирались из плоских листов. Поэтому пришлось мудрить конструкцию, которая местами неплотно прилегала ко лбу башни.

Сормовские танки с экранировкой оказались наиболее известными.
Сормовские танки с экранировкой оказались наиболее известными.

По факту 15 января никакая экранировка Т-34 не началась. Больше того, стала складываться ситуация, когда на головной завод, разработавший экранировку, попросту положили болт. Иначе не сформулировать то, что происходило на других заводах. В Нижнем Тагиле прямым текстом заявили, что будут заниматься работой по экранировке сами. Причиной тому стало то, что завод запустил в производство литую башню 6-гранной формы, для которой предложенная схема экранировки не подходила. Вместо экранов завод предложил выпускать литые башни с утолщением стенок до 60 мм. Судя по переписке, такие башни выпускались, хотя на 20 февраля 1942 году указывается "отработана в чертежах". Иначе оказалась выполнена и экранировка верхней лобовой плиты корпуса. Количество листов уменьшилось до 3.

Тагильская экранировка. Башня полагалась утолщенной, сколько их сделали, неизвестно.
Тагильская экранировка. Башня полагалась утолщенной, сколько их сделали, неизвестно.

Весьма специфичная ситуация выявилась и на СТЗ. Непосредственно экранировкой там занимался завод №264. К 14 января 1942 года там разработали собственную экранировку, точнее, два ее варианта. Аналогично заводу №183, там выбрали схему из 3 дополнительных листов, которая приваривалась к верхней носовой детали корпуса. Еще один лист приваривался к нижней лобовой детали. А вот с башней ситуация выглядела крайне туманно. С одной стороны, в последующих документах писалось о том, что ее эканировали, а с другой, таких танков банально нет. Еще одним тревожным моментом стало то, что вторая часть постановления ГКО №1062сс оказалась под еще большей угрозой. Со всех заводов сообщали, что с броней толщиной 60 мм наблюдается беда.

Завод №264 также не экранировал башни.
Завод №264 также не экранировал башни.

По итогам всего происходящего полностью выполнил постановление ГКО №1062сс завод №112 и отчасти завод №183. С 21 февраля к экранировке корпусов и башен приступили на заводе №112. За январь 1942 года сдали 21 экранированный корпус и 33 экранированные башни. К 5 февраля их число выросло до 47 корпусов и 58 башен. Завод №183 начал экранировку с 20 января 1942 года, при этом точные цифры не указывались. Наконец, завод №264 начал экранировку со 2 февраля 1942 года. К 17 февраля он отчитался об том, что наложил экраны на 120 корпусов.

Объем выпуска экранированных корпусов и башен был невелик. Тем не менее, от 250-до 300 штук их сделали.
Объем выпуска экранированных корпусов и башен был невелик. Тем не менее, от 250-до 300 штук их сделали.

Наиболее известными оказались сормовские экранированные Т-34. Так сложилось, что их подробно фотографировали и с нашей стороны, и с немецкой. При этом следует отметить, что реальная экранировка башни несколько отличалась от исходной документации. Вместо передней части бортов броневые листы толщиной 15 мм приваривались по всей длине, а также на корме (для компенсации нагрузки). За февраль завод №112 произвел экранировку еще 60 корпусов, а также 79 башен. Вместе с тем, сормовские танки первыми перестали экранировать. Случилось это по прямому распоряжению А.А. Горегляда, заместителя наркома танковой промышленности. Причины надо искать в том, что вместо 255 корпусов завод сдал 156, а за весь февраль завод №112 сдал 131 танк (в январе 145). Это был первый звоночек к тому, что произошло 80 лет назад.

Отмена экранировки Т-34. Искать надо, прежде всего, производственные причины.
Отмена экранировки Т-34. Искать надо, прежде всего, производственные причины.

23 февраля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО №1333 "О танках Т-34". Согласно ему, работа по экранировке упразднялась. Этому предшествовало обсуждение сроков ввода усиленной броневой защиты. В январе 1942 года подготовили проект постановления ГКО, где завод №112 с 10 марта переходил на монолитную 60-мм броню лба корпуса, а с 1 апрела - с 60-мм башнями. Заводу №183 и СТЗ предписывалось ставить экраны на лоб корпуса и перейти на утолщенные литые башни. Но дальше стало очевидно, что идет просадка производства корпусов. Именно это и стало ключевым моментом в истории с экранами.

Экраны, откровенно говоря, не особо помогли.
Экраны, откровенно говоря, не особо помогли.

Имелся еще один момент, который в постановлении ГКО и переписке не проскакивали, но позже выявились на фронте. Дело в том, что по сути эти самые экраны больше помогали от поражения в борта и лоб башни снарядов 3,7 cm Pak. Между тем, только за 1941 год сдали 2072 противотанковых пушек 5 cm Pak 38, и это не считая того, что весной 1942 года стали поступать первые 75-мм противотанковые пушки Pak 40. Кроме того, броня толщиной 60 мм не защищала от огня 105-мм гаубиц leFH 18. По большому счету, какая-то минимальная ценность была только в усилении лба корпуса, поскольку дистанция поражения 50-мм снарядами резко снижалась. Другой вопрос, что половина попаданий в Т-34, приводивших к выводу танка из строя, приходилась на борта. Это показывали и исследования 1942 года. Поэтому какого-то глубинного смысла в экранировке не имелось.

Лето 1942 года, экранированный Т-34с корпусом из задела.
Лето 1942 года, экранированный Т-34с корпусом из задела.

Постановление ГКО №1333 не означало, что выпуск экранированных Т-34 прекратился. На самом деле ситуация выглядела несколько иначе. Заводам дали указание прекратить саму экранировку, но сами корпуса с башнями далее пускали в дело. Другой вопрос, что слово "задел" весьма растяжимо. Посему в дело этот самый задел уходил довольно долго. СТЗ свои последние экранированные корпуса пустил в дело летом 1942 года. В случае с заводом №112 такие танки могли выпускаться и после апреля 1942 года, поскольку попадаются экранированные Т-34 с поручнями. А их как раз пустили в апреле 1942 года. А у завода №183 сложилась ситуация, когда в дело могли пойти утолщенные башни.

Этот танк выпуска завода №112 сдали никак не раньше апреля 1942 года.
Этот танк выпуска завода №112 сдали никак не раньше апреля 1942 года.

Пик применения экранированных Т-34 пришелся на весну-осень 1942 года. Машины завода №112 больше всего отметились в ходе Синявинской операции, где, в общем-то, никаких преимуществ перед обычными танками не имели. Примерно то же самое случилось и с экранированными Т-34 производства СТЗ. В их случае наиболее известными танками стали машины из 130-й танковой бригады. Это те самые танки с Л2-КС и именами собственными на бортах башен. На них же можно наблюдать и камуфляжную окраску. Бригада понесла тяжелейшие потери под Харьковом в мае 1942 года, а позже воевала уже на совсем других танках - М3 Легких. Можно сказать, что несколько сотен (минимум 2-2,5 сотни, точных данных нет) экранированных Т-34 попросту растворились. Ныне известен всего один экранированный Т-34, собранный из кусков. Это танк завода №112, погибший в Синявинской операции. Ныне его можно видеть в музее "Битва за Ленинград" имени З.Г. Колобанова, Всеволжск.

А вот это не экраны, а ремонт трещин.
А вот это не экраны, а ремонт трещин.

Напоследок стоит упомянуть такой момент, что уже после февраля 1942 года выпускались танки с дополнительной броней на лбу корпуса, а порой и на башне. Только это не экраны, а своеобразные заплатки. Дело в том, что шла большая ругань по трещинам. Поэтому трещины заваривали, а снаружи накладывали заплатку. Иногда она могла быть локальной (как у Т-34 на "Моторах Войны"), а порой занимать весь лобовой лист. Но - это не экран в том понимании, как многие думают. Часто его можно видеть на танках завода №112, но трещины так лечили и на других заводах. Что же касается "полноценных" экранов для Т-34, то к этой теме возвращались не раз и не два. Причем третья волна работ началась менее чем через полгода после официального прекращения установки экранов.

Автор выражает большую признательность Алексею Макарову и Игорю Желтову (г. Москва) за помощь в подготовке статьи и за предоставленные материалы.

Список источников:

ЦАМО РФ

РГАЭ

РГАСПИ

РГАКФД

Фотоархив автора

Другие материалы по советским средним танкам 1924-45 гг:

К 90-летию принятия на вооружение Т-24, первого советского среднего (маневренного) танка собственной разработки

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85

Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Фашины для преодоления инженерных заграждений, разработанные НИБТ Полигоном для Т-34

Экранировка танков Т-34, разработанная инженер-майором Н.Ф. Цыгановым, автором БТ-ИС и БТ-СВ

История однозарядных танковых огнеметов ТОГ, создававшихся для установки на КВ-1 и Т-34

История использования фугасных огнеметов ФОГ на танках Т-34, а также применения ими волокуш с этими огнеметами

Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний