Найти в Дзене
Юрий Пашолок

Ранний омский Т-34-85 в парадном исполнении

Рассказ о Т-34-85 производства завода №174 июля 1944 года, находящегося в парке "Патриот"

Есть такие боевые машины, которые вроде известны всем, а как чуть копнешь, и выяснится, что не всё так просто. Какой-нибудь безликий танк-памятник, которых пруд-пруди, на проверку может оказаться совсем не простым. И даже если его судьба неизвестна, то даже внешний облик может много чего о нем рассказать. В полной мере это касается Т-34-85, машины очень распространенной. Даже среди "головастиков", как их иногда называют, есть крайне интересные экземпляры.

Нынешнее состояние танка.
Нынешнее состояние танка.

Как и в большинстве музеев, Т-34-85 из музейного сектора парка "Патриот" дожили до наших дней в сильно измененном вид. После окончания Великой Отечественной войны в конструкцию танка вносился ряд изменений, самые последние из них датированы серединой 80-х годов. Тем не менее, так сложилось, что в парке стоит совсем не простой танк. Это один из первых Т-34-85, произведенных на заводе №174, г. Омск. Да еще в "парадном" исполнении.

Таким он был по прибытии в Кубинку.
Таким он был по прибытии в Кубинку.

Сама по себе история организации производства Т-34 на заводе №174 является примером правильно расставленных приоритетов. В конце 1941 года на территории паровозовагоноремонтного завода в г.Чкалов (ныне Оренбург) оказался завод, ранее выпускавший танки Т-50. Также в ноябре 1941 года на территории паровозовагоноремонтного завода в Омске оказался Ворошиловградкий паровозостроительный завод. Его включили в наркомат танковой промышленности, так появился завод №173. Планировалось, что он также будет выпускать Т-50. Но уже к началу января 1942 года стало понятно, что идея лишена смысла. Моторов В-4 не хватало даже на один завод, имелись проблемы с поставками иных узлов.

Поступил с базы хранения.
Поступил с базы хранения.

6 января 1942 года было принято решение прекратить выпуск Т-50. Поначалу предполагалось выпускать узлы для КВ-1, но дальше появилась более перспективная идея. При объединении производственных мощностей двух заводов получалась площадка, где можно было выпускать Т-34. Данное решение утвердили постановлением ГКО №1410сс от 7 марта 1942 года. Завод №174 переехал в Омск, где закипела работа по новому заданию. В июне 1942 года завод сдал первые 9 танков, а до конца года их сдали 417 штук (223 линейных и 194 радийных).

Сейчас машина является частью экспозиции.
Сейчас машина является частью экспозиции.

Большими объемами выпуска завод №174 похвастаться не мог. За 1943 год он сдал 1188 Т-34, из них 296 линейных и 892 радийных. Также в Омске выпустили 159 огнеметных танка Т-О34. Вроде и немного, особенно на фоне выпуска Т-34 на заводе №183. Но всё познается в сравнении. Завод №174 выпускал больше танков, чем основная масса немецких заводов, производивших средние танки. Более-менее крупные объемы у немцев получались за счет суммарного выпуска.

Это один из первых Т-34-85 выпуска завода №174.
Это один из первых Т-34-85 выпуска завода №174.

А вот дальше сложилась интересная ситуация. Сначала из программы выпуска Т-34 выпал УЗТМ, который с августа 1943 года перевели на производство СУ-85. Затем, в марте 1944 года, прекратился выпуск Т-34 на ЧКЗ. Танкоград полностью перешел на производство ИС-2, а также ИСУ-152. В результате весной 1944 года осталось три площадки выпуска Т-34 - в Нижнем Тагиле (завод №183), Горьком (завод №112) и Омске. Как раз к этому времени появился новый танк - Т-34-85.

Машина прошла все этапы модернизации.
Машина прошла все этапы модернизации.

Надо сказать, что хоть завод №174 выпускал чужую машину, но это совсем не означало отсутствие собственного КБ. Иван Степанович Бушнев, имевший отношение к Т-50, в 1943-44 годы занимался разработкой сменщика данного танка. Также постепенно омские танки стали обретать фамильные черты. Это и немудрено, ведь корпусами и башнями завод №174 постепенно стал снабжать себя сам. К моменту, когда завод №174 приступил к выпуску Т-34-85, его танки уже четко выделялись среди других 34-ок.

Конечно, в той колонне были другие Т-34-85, но тут скорее символизм.
Конечно, в той колонне были другие Т-34-85, но тут скорее символизм.

Первые 13 Т-34-85 выпуска завода №174 были сданы в июне 1944 года. В июле их сдали уже 93 штуки, в августе 146, в сентябре 198, в октябре-ноябре по 190 штук, и в декабре 140. За 1945 год завод сдал 1940 Т-34-85, а в 1946 году - еще 1054 штуки. Конечно, на фоне объёмов заводов №183 и №112 не так много, но тем не менее. Омские Т-34-85 вполне мелькают на снимках времен Великой Отечественной войны. Да и встречаются они на памятниках не так уж и редко. Больше полусотни точно наберется.

Самое главное, что теперь танк под крышей.
Самое главное, что теперь танк под крышей.

Есть еще один момент, который может быть для завода №174 предметом для гордости. Когда в начале 50-х годов организовался выпуск Т-34-85 на заводах в Чехословакии и Польше, документация бралась на самые поздние варианты танка. И так получилось, что эта самая документация была омской. Поэтому у чехословацких и польских Т-34-85 очень характерная форма башни, ее сложно с чем-то спутать. Также есть и другие "омские черты", передавшиеся по наследству.

Машина имеет все признаки Т-34-85 обр.1985 года.
Машина имеет все признаки Т-34-85 обр.1985 года.

Основная масса Т-34-85 выпуска завода №174, доживших до наших дней, являются танками выпуска 1945-46 годов. Тем внезапнее обнаружить пребывающую в добром здравии машину, изготовленную в июле 1944 года. Согласно имеющимся документам, танк с серийным номером О407268 отправили 30 июля 1944 года с завода №174 эшелоном №10119. В музейном комплексе "История танка Т-34" находится Т-34, изготовленный позже данной машины.

Две фары - один из таких признаков.
Две фары - один из таких признаков.

Пока что история данного танка требует дополнительного изучения, но известно, что эшелон с 20 Т-34-85 отправили на пополнение частей 1-го Украинского фронта. Войну танк успешно пережил, после чего началась долгая жизнь в Советской Армии. В его истории важным моментом оказалось то, что памятником данный Т-34-85 никогда не был. Эта машина являлась, скорее всего, учебной, а потом в ее судьбе случился крутой поворот.

Послевоенные опорные катки, они имеют прозвище "морская звезда",
Послевоенные опорные катки, они имеют прозвище "морская звезда",

40-летие Победы было решено отмечать с размахом. К тому моменту из массовых боевых машин военного периода осталось две - Т-34-85 и СУ-100. Их хватало среди учебной матчасти, имелся запас по запчастям, также их неоднократно модернизировали. Оставалось только провести очередной капитальный ремонт и оборудовать так, чтобы машины являлись полноценными участниками парадов. Так на свет появилась последняя модернизация Т-34-85, известная как Т-34-85 обр.1985 года.

Сохранился весь послевоенный обвес.
Сохранился весь послевоенный обвес.

Некоторые наивно думают, что на параде может идти любой танк. В музее сколько угодно, но на Параде Победы в Москве - нет. У военных свои критерии выбора, для "шпаков" часто недостижимые и "неправильные". Но если вы всё же сделаете усилие и примите логику военных, всё становится на свои места. Аутентичность и историческая ценность роли не играет. На первом месте находятся техническое состояние и коммуникация. Парад - это сложный "спектакль", где нет места "ой, сломался, всё же старичку столько лет". И даже это предусмотрено - неслучайно есть техника на подмену, приходящая первой.

Ящики ЗИП также послевоенные.
Ящики ЗИП также послевоенные.

Основной смысл модернизации Т-34-85 обр.1985 года состоял в том, что машина получала светотехнику и средства связи, позволявшие быть полноценным участником парада. Фару заменили на ФГ-127, минимум часть со светомаскировочными устройствами, самих фар стало две. Это первый, сразу бросающийся признак "парадного" танка. На крыше башни появился конвойный фонарь ГСТ-64, второй признак парадного танка. Также провели замену радиостанции, впрочем, антенный порт меняли и ранее, после того, как ввели радиостанцию Р-123.

Омская башня имеет характерную форму.
Омская башня имеет характерную форму.

Дебютом Т-34-85 обр.1985 года стал Парад Победы 9 мая 1985 года. Сколько точно танков доработали до парадной конфигурации, неизвестно, но было их с запасом. Те машины, которые не задействовали в парадах, находились на базе хранения в Козульке Красноярского края. Как говорится, свечку не держал, но было там их под сотню. В дальнейшем срок хранения стал подходить к концу, танки стали либо резать, либо отправлять на памятники.

Чехословацкие и польские Т-34-85 по форме башни аналогичны заводу №174.
Чехословацкие и польские Т-34-85 по форме башни аналогичны заводу №174.

Данной машине повезло. В середине 2000-х годов танковый музей в Кубинке получил несколько танков из Козульки. Выбирал их Алексей Леонтьев из ремгруппы, так что подбирались машины более-менее ранние. И так получилось, что среди парадных танков затесался такой уникум. Это самый ранний из известных Т-34-85, прошедший все стадии послевоенной модернизации. Конечно, было бы лучше, чтобы танк был в исходной конфигурации, но если подумать... Может он в таком виде и более ценный, ибо сейчас на нем следы более чем 40 лет активной эксплуатации. А зная криворукость некоторых людей, лучше ему от такой "реставрации" точно не будет.

Антенный порт чуть поломали на базе хранения.
Антенный порт чуть поломали на базе хранения.

Машина пришла в музей более-менее целой, правда, поначалу места под крышей ей не нашлось. Уже то, что отстойник оградили от "грибников", которые курочили машины, хорошо. Да и в Козульке танк был совсем не под навесом. Нынешнее ее положение в музейном секторе парка "Патриот" связано с колонной "Димитрий Донской". Конечно, использование этого танка как машины колонны, собранной на средства верующих, является некоторым символизмом. Но если исходить из того, что благодаря такому позиционированию танк оказался в светлом отапливаемом помещении, "нарекаю тебя карасём".

Порт связи и конвойный фонарь.
Порт связи и конвойный фонарь.

Надо сказать, что сейчас на памятниках стоит немало бывших "парадных" танков. А вот для парадов их не осталось. Когда выяснилось, что Козульке опустели, появилась "лаосская" тема. То есть те самые три десятка Т-34-85 чехословацкого производства, которые получили в Лаосе, откапиталили и теперь они ездят на Параде Победы в Москве. Что помешало не разбазаривать имевшиеся танки, вопрос открытый. При таком подходе скоро придется по частным музеям ходить и просить. Или у танка из Омска появится еще один раз пройти по Красной площади. Такой поворот событий я бы не исключал.

Другие материалы о танках семейства Т-34:

Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний

Рассказ о сборной солянке из башни Т-34 "Кантемировец" и шасси Т-34-85, воевавшего в Берлине, которая сейчас стоит рядом с Главным Храмом Вооруженных Сил РФ

Мысли не о той башне для 85-мм пушки С-53

Попытки вооружения Т-34 орудиями калибра 85 мм, а также попытки установки в штатную башню Т-34-85 орудия калибра 100 мм.

История второй попытки поставить дополнительную броневую защиту на Т-34, от которой отказались спустя месяц

История экранировки Т-34, разработанной в конце 1942 года заводом №112 и примененной летом 1943 года

Откуда на советских танках и бронемашинах с двухместными башнями появился единый башенный люк, и почему от него отказались