33,5K подписчиков

Кентавр с боевым прошлым в окопе перед храмом

4,3K прочитали

Рассказ о сборной солянке из башни Т-34 "Кантемировец" и шасси Т-34-85, воевавшего в Берлине, которая сейчас стоит рядом с Главным Храмом Вооруженных Сил РФ

Вопреки расхожему мнению, танк отнюдь не "железный". Он подвержен гниению, разница только в том, что процесс этот идет дольше, чем у обычной машины. А еще танк - это отнюдь не просто кусок металла. Обычно на танке сохраняется его серийный номер. И если приложить усилия, можно узнать судьбу этого танка, а также его экипажа. И вдруг может выясниться, что перед вами не куча железа, а живой участник известной битвы. Например, находящиеся в Лешанах (Чехия) и Пекине танки ИС-2 оказались участниками битвы на Сандомирском плацдарме. Еще один ИС-2, в парке "Патриот", оказался участником танкового сражения под Тернополем, где немцы потеряли немалое число "Тигров" и "Пантер". Хватает среди таких танков-героев и Т-34, а также Т-34-85.

Нынешнее состояние "Кантемировца".
Нынешнее состояние "Кантемировца".

Несколько лет назад возле Главного Храма Вооруженных Сил РФ появилась площадка, где реконструируется некое сражение. В качестве тактических объектов там используются настоящие танки, постепенно уходящие в болотистую почву. Большим сюрпризом для многих любителей военной техники стало появление там танка, который загадочно исчез с постамента больше пяти лет назад. Речь идет о "Кантемировце", танке-памятнике, который стоял на территории Кантемировской дивизии. Его судьба переплелась с еще одним танком, менее известным, но имеющем ничуть не менее бурную судьбу.

"Кантемировец" на параде 7 ноября 1945 года. В башне танка находится будущий маршал П.П. Полубояров.
"Кантемировец" на параде 7 ноября 1945 года. В башне танка находится будущий маршал П.П. Полубояров.

Для начала, стоит рассказать о об истории танка "Кантемировец". К сожалению, на текущий момент его серийный номер неизвестен. С точки зрения конфигурации этот танк, произведенный на заводе №112 (г. Горький, ныне Нижний Новгород), относится к выпуску конца 1942-начала 1943 года. Весной 1943 года танк оказался в составе 4-го гвардейского танкового корпуса, которым командовал генерал-лейтенант П.П. Полубояров. Гвардейское звание бывший 17-й танковый корпус получил за бои в районе Кантемировки. Потому он и получил еще одно звание - Кантемировский.

Таким этот танк был после войны.
Таким этот танк был после войны.

Танк, можно сказать, стал талисманом 4-го гвардейского танкового корпуса. Он прошел с ним два года войны, закончив боевой путь в предместьях Праги. Неслучайно эту машину кантемировцы выбрали как своеобразный символ. Уже после окончания войны, когда 4-й Гв.Тк. стал 4-й гвардейской танковой дивизией, Т-34 претерпел изменения во внешнем виде. На башне появилась надпись "Кантемировец", а на правом борту корпуса изображение боевого пути 4-го Гв.Тк.

На постаменте в Кантемировской дивизии.
На постаменте в Кантемировской дивизии.

В таком виде танк принял участие в параде 7-го ноября 1945 года. Т-34 с надписью "Кантемировец" возглавлял парадную колонну, в башне находился сам Полубояров. Далее этот танк занял почетное место в Наро-Фоминске, где дивизия размещается и по сей день. Впоследствии "Кантемировца" водрузили на постамент, где он и пребывал до недавнего времени. В дивизии, кстати говоря, иногда возникали мысли поставить танк на ход.

"Кантемировец" в Калуге, 2017 год, здесь его должны были поставить на ход.
"Кантемировец" в Калуге, 2017 год, здесь его должны были поставить на ход.

В один прекрасный день танк с постамента сняли и отправили в неизвестном направлении. Снова он всплыл во время парада 9 мая 2018 года в Санкт-Петербурге. Причем это была половина от "Кантемировца". Башню танка установили на шасси Т-34-85. В таком виде "кентавр" и оказался рядом с Главным Храмом Вооруженных Сил РФ. Кто и как передал его туда, история умалчивает. Первым делом, впрочем, удалось установить, на чьё же шасси взгромоздили башню "Кантемировца". И тут выявились не менее интересные подробности.

"Кентавр" на параде 9 мая 2018 года в Санкт-Петербурге. Очевидно, что башня не на своём корпусе.
"Кентавр" на параде 9 мая 2018 года в Санкт-Петербурге. Очевидно, что башня не на своём корпусе.

Как уже говорилось в начале материала, если знать номер танка, его судьба вполне может проясниться. Именно это и получилось. Серийный номер 4121585 принадлежит Т-34-85, изготовленному в начале марта 1945 года на заводе №183 (г. Нижний Тагил). Далее танк был отправлен эшелоном №10210 в состав 1-й гвардейской танковой армии, которая как раз в это время пополнялась перед Берлинской операцией.

По номеру корпуса удалось определить второй танк. Оказался он со славной боевой судьбой.
По номеру корпуса удалось определить второй танк. Оказался он со славной боевой судьбой.

В состав 1-й Гв.ТА. танк попал в начале апреля 1945 года. Он оказался зачислен в состав 2-го танкового батальона 64-й отдельной гвардейской танковой бригады. В ее составе Т-34-85 воевал в Берлинской операции. Боевые действия бригада завершила 2 мая 1945 года, оказавшись в южной части парка Тиргартен. До Рейхстага оттуда всего полтора километра.

Вот где побывал этот танк.
Вот где побывал этот танк.

В отличие от "Кантемировца", который летом 1945 года ушел на покой, у этого танка всё было только впереди. Он продолжил службу в Советской Армии, а дальше, судя по всему, оказался на вооружении Немецкой Народной Армии. На это намекают характерные детали вроде крепления под задний конвойный фонарь NOTEK, который использовался на ГДР-овских танках. Уже после развала СССР танк вернулся на родину. 9 сентября 2001 года танк передали Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации и установили на постамент.

Прежде чем занять место в Лефортово, танк успел побыть памятником в Висмаре.
Прежде чем занять место в Лефортово, танк успел побыть памятником в Висмаре.

Что было дальше, удалось узнать недавно. В ноябре 2017 года танк с постамента сняли и отправили в Калугу, где находится один из рембатов. В этом рембате находился танк «Кантемировец», который пытались поставить на ход. Т-34-85 был комплектным и ходовым, в отличие от второго танка. И тут случилось как в анекдоте про работников ритуальных услуг - "всего-то голову поменять". То, что для этого пришлось проводить хитрости с башенным погоном, никого не смутило.

Вторая половинка "кентавра".
Вторая половинка "кентавра".

Поскольку этот "кентавр" всплыл на параде в Санкт-Петербурге, стали появляться различные теории, кто его так изуродовал и куда делось остальное. Досталось, например, БТРЗ №61 в Стрельне, поскольку авторами "кентавра" некоторые посчитали их. Но они не при чем. Также стали поминать некоторых частных коллекционеров, что якобы шасси "Кантемировца" прибрали к рукам они. Но и они тут не при чем. Тем более что танк хоть и редкий, но не настолько, как Т-34 выпуска 1941 года. "Сормовчанки" есть, причем не в единичном количестве.

Таким "кентавр" был летом 2020 года.
Таким "кентавр" был летом 2020 года.

"Пропажа" также обнаружилась недавно. Как выяснилось, второй "кентавр" было решено тихо убрать с глаз долой. К счастью, не в металлолом, а на территорию ремонтной роты 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии. Туда передали из рембата осиротевшее шасси "Кантемировца" с башней от Т-34-85. В таком виде танк стоит на площадке, особо не привлекая внимания. Изменения обратимые, если будет дана соответствующая команда.

А это август 2023 года. Машину потихоньку затаптывают.
А это август 2023 года. Машину потихоньку затаптывают.

Впрочем, замена голов полбеды. Для понимания, сейчас Т-34-85 с башней "Кантемировца" стоит в совершенно непотребных условиях. По нему уже три года ползают толпы людей, часть из которых пытается что-то раскурочить. Следы этого броуновского движения уже видны. Куда хуже то, что местность, где стоит танк - это самое натуральное болото. Как только проходят дожди, все окопы заливает. Танк стоит натурально в воде, от чего ему лучше не становится. Его сосед по несчастью, тяжелый танк КВ-1 (точнее, его разбитое шасси), уже частично ушел в это самое болото. Непонятно, зачем его почти 10 лет назад вытаскивали из Дона.

Часть времени танк проводит в болоте.
Часть времени танк проводит в болоте.

Вызывает некоторое недоумение тот факт, что столь именитый танк (точнее, два танка в одном) используют подобным образом. В это же самое время по Красной Площади катаются Т-34-85 чехословацкого производства, которые в своё время заполучили в Лаосе. Некоторое время они еще ездили вместе с тагильскими Т-34-85, но последние два года на Красную Площадь ездят исключительно "чехи". Как кто-то зло пошутил, отомстили за Пражскую весну.

Потенциальная замена. Чехословацких Т-34-85 из Лаоса притащили 30 штук, одного для храма хватит.
Потенциальная замена. Чехословацких Т-34-85 из Лаоса притащили 30 штук, одного для храма хватит.

Самым простым способом разрешить ситуацию было бы вызволение "Кантемировца" из окопа, где он сейчас стоит, и возвращение его исторического облика. Вот уж кому точно самое место на Красной Площади. Причем даже понятно, где можно взять агрегаты. Как раз один из "лаосских" танков вполне на это пойдет. А "тушка" без агрегатов пусть едет на то самое поле. Там ей самое место. Тем более что стоящий там же Pz.Kpfw.IV - это тоже "чех". Один из T-40/75N, который чехи продали сирийцам, вместе с такими же Т-34-85. А раритеты должны быть на своём месте. Тем более что оба пострадавших танка имеют славное прошлое.

Другие статьи по танкам семейства Т-34:

История экранировки Т-34, разработанной в конце 1942 года заводом №112 и примененной летом 1943 года

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85

Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Фашины для преодоления инженерных заграждений, разработанные НИБТ Полигоном для Т-34

История второй попытки поставить дополнительную броневую защиту на Т-34, от которой отказались спустя месяц

Экранировка танков Т-34, разработанная инженер-майором Н.Ф. Цыгановым, автором БТ-ИС и БТ-СВ

История однозарядных танковых огнеметов ТОГ, создававшихся для установки на КВ-1 и Т-34

История использования фугасных огнеметов ФОГ на танках Т-34, а также применения ими волокуш с этими огнеметами

Снегоходные качества танков на советско-германском фронте зимой 1941-42 гг глазами советских танкистов, а также по итогам испытаний

Операция по замене гусеничных лент на средних танках Т-34 и Т-34-85 из коллекции Музея отечественной военной истории