Найти в Дзене
ЮГ РОССИИ

«Ростелеком» и «Солар» представили аналитику по киберугрозам в России

Оглавление

«Ростелеком» и «Солар» назвали самые распространенные схемы, используемые телефонными мошенниками для незаконного получения личных или финансовых данных россиян. В топ-3 вошли сценарии под видом «сотовых операторов», «замены домофона» и «ЦБ/служба безопасности банков». Эти данные были представлены вице-президентом «Ростелекома» по продуктам массового сегмента, Ириной Лебедевой, на пресс-конференции, посвященной анализу работы нового сервиса для борьбы с социальной инженерией и финансовым мошенничеством — «Защита звонка».

Интересно, что МВД выявило новую схему, где злоумышленники, представляясь сотрудниками «Ростелекома», просят предоставить персональные данные под предлогом продления договора на услуги связи. В подобных случаях компания советует прекратить разговор и обращаться напрямую в «Ростелеком» или полицию, потому что все договоры бессрочные и не требуют продления.

Врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России, Евгений Хасин, сообщил, что Минцифры ведет активную работу по борьбе с кибермошенничеством совместно с операторами связи, финансовым сектором, силовыми структурами и организациями, занимающимися информационной безопасностью:

«Ключевым шагом стал принятый в апреле этого года закон о противодействии правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий. Он предусматривает создание государственной информационной антифрод-системы. В июне 2025 года запущен проект, в рамках которого тестируется обмен информацией между всеми участниками. Такая синергия уже показала свою эффективность: количество блокируемых мошеннических звонков уже превысило 90%».

Сервис «Защита звонка» от «Ростелекома» использует передовые технологии распознавания речи и машинного обучения, анализируя разговор в реальном времени и выявляя ключевые фразы, характерные для мошенников. Всего в нем заложены более 100 речевых паттернов и самые распространенные сценарии таких звонков. Среднее время обнаружения подозрительного паттерна составляет 18 секунд. При выявлении признаков мошенничества абонент получает голосовое предупреждение, которое слышит только он. И потому, абонент может безопасно завершить разговор. В 97% случаев абоненты прерывают звонок, услышав первое уведомление.

«Наши абоненты высоко оценили запущенные этим летом сервисы для безопасного использования домашнего интернета и мобильной связи. Новый продукт благодаря современным технологиям защищает “в прямом эфире”, даже если мы имеем дело с подменой номера или другими уловками. В условиях роста угроз киберпреступлений и постоянного появления новых мошеннических схем мы продолжаем развивать методы борьбы с ними и предлагаем новые решения, оставаясь лидерами в сфере кибербезопасности», — отметила Ирина Лебедева, вице-президент по продуктам массового сегмента «Ростелекома».

Председатель Альянса по защите детей в цифровой среде, Елизавета Белякова, подчеркнула проблему вовлечения детей в киберпреступления.

«За последние четыре года число киберпреступлений, совершенных детьми моложе 18 лет, возросло в 74 раза. Кибермошенники активно вовлекают подростков в преступления, связанные с дропперством, порчей имущества, вербовкой. Это подчеркивает необходимость совместной работы для предотвращения такой деятельности», — заявила она.

По данным «Солара», основные угрозы представляют фишинг, социальная инженерия и утечки данных. Директор по развитию центра мониторинга внешних цифровых угроз Solar AURA, ГК «Солар», Александр Вураско, отметил важность цифровой грамотности:

«Цифровой иммунитет — это не только современные технологии и защитные решения, но, в первую очередь, осознанное поведение каждого человека. Мы должны понимать, что киберугрозы эволюционируют: они становятся изощреннее и опаснее. Для эффективной защиты недостаточно просто установить антивирус или использовать сложные пароли — важно быть внимательным, критично оценивать поступающую информацию и регулярно повышать цифровую грамотность. Только так мы сможем научиться жить в цифровом мире, минимизируя риски и создавая безопасную среду для себя и близких».

«Ростелеком» и «Солар» разрабатывают новые инструменты для комплексной безопасности клиентов, включая мониторинг кредитной истории, чтобы защитить финансы граждан от мошеннических кредитов. И поэтому в случае попытки оформления кредита без согласия абонента, ему будет направлено уведомление с рекомендациями.

Фото: Alena Bjahova/ТАСС

Читайте также:

Эксперт «Ростелекома» раскрывает секреты кибербезопасности: Мечты помогут создать надежный пароль

В Астрахани прошла ИТ-конференция при поддержке «Ростелекома»

«Ростелеком» учит астраханских студентов кибербезопасности