Найти в Дзене
Заблуждения и факты

Как одевались на Руси: Путешествие в гардероб предков

Оглавление

Введение: Платье для царя и крестьянина

На первый взгляд старинная русская одежда кажется сложной и запутанной. Однако, если присмотреться, можно увидеть, что покрой был по сути одинаков для всех сословий, от крестьян до самих царей. Одежда носила одни и те же названия, а главное отличие заключалось в богатстве материалов, яркости красок и роскоши украшений. Представьте себе контраст: переливающийся блеск драгоценных восточных шелков и бархата у знати и грубая фактура простого холста и сермяги у народа — вот что создавало пропасть между гардеробами. По понятиям того времени, яркая одежда внушала уважение и говорила о статусе.

Так как же одевался человек, собираясь выйти из дома? Давайте заглянем в сундуки наших предков и разберем их наряды слой за слоем.

1. Основа основ: Мужская нательная одежда

Любой мужской костюм начинался с двух обязательных элементов — рубахи и портов. Это была база, на которую наслаивалось все остальное.

1.1. Рубаха – не просто белье

Мужская рубаха была первым и важнейшим слоем одежды, который носили абсолютно все.

  • Материалы: Простые люди носили рубахи из холста, а знать и богачи — из дорогих шелковых тканей. В холщовых рубахах под мышками для прочности делали треугольные вставки из другого полотна, часто расшитого яркой пряжей или шелком.
  • Цвет: Особой любовью пользовались красные рубахи. Они считались нарядными, и «Домострой» даже давал особые указания по их стирке как для лучшей одежды.
  • Крой: Рубаха была широкой, довольно короткой (едва доходила до ляжек) и носилась навыпуск. Подпоясывали ее низко и не туго. Рубахи с богатой вышивкой на рукавах и груди назывались «пошевными» — их специально оставляли открытыми из-под верхнего платья.
  • «Ожерелье»: Самым важным и нарядным элементом был съемный воротник — «ожерелье». Его пристегивали к рубахе, когда нужно было выглядеть парадно. Этот воротник богато украшали вышивкой золотом и шелками, унизывали жемчугом и выпускали на два пальца поверх верхних одежд, чтобы продемонстрировать его красоту.

1.2. Порты – древнерусские штаны

Мужские штаны, или порты, также были неотъемлемой частью костюма. Их шили без разреза спереди, а ширина регулировалась специальным узлом — гашником. Материалы, как и в случае с рубахой, зависели от достатка: холст и грубая шерстяная сермяга для бедных, сукно и легкие шелковые ткани для зажиточных. Порты были недлинными, доходили только до колен, чтобы не скрывать богатую обувь, и часто имели яркие цвета, особенно любили красный. И не стоит думать, что это была простая одежда — в них даже предусматривались карманы, именуемые «зепью».

Но это была лишь основа, холст, на котором создавался полный образ. Поверх рубахи и портов надевалось еще несколько слоев одежды, которые четко делились на домашние, выходные и верхние, предназначенные для улицы.

2. Три слоя одежды: От дома до улицы

Ключевой принцип русского костюма — многослойность. Человек надевал на себя три основных вида одежды один на другой:

  1. Исподняя (домашняя).
  2. Средняя (для приема гостей или выхода в люди).
  3. Верхняя (накидная, для улицы).

2.1. Исподняя одежда: Зипун

Основной домашней одеждой был зипун. Его носили и цари в своих палатах, и крестьяне в избах. Это был узкий камзол, доходивший до колен или короче. У состоятельных людей зипуны шили из шелка, часто белого цвета, а у простых — из крашеной ткани (крашенины) или грубой сермяги. К зипуну, как и к рубахе, мог пристегиваться нарядный воротник — «обнизь», украшенный жемчугом и камнями. Здесь проявлялась продуманность костюма: если надевали большую, роскошную обнизь, то ожерелье на рубахе уже не использовали. Если же обнизь была малой, то из-под нее кокетливо выглядывало богатое ожерелье рубахи.

2.2. Средняя одежда: Кафтан

Самым распространенным видом «второй», выходной одежды был кафтан. Его надевали поверх зипуна.

  • Длина: Кафтан был длинным, доходившим до икр, а иногда и до самых пят, чтобы оставлять на виду расшитые сапоги.
  • Рукава: Отличительной чертой были чрезвычайно длинные рукава, которые собирались в красивые складки на руках. Они служили практической цели: зимой заменяли муфту, защищая руки от холода, а в быту позволяли брать горячую посуду. Богато украшенная часть рукава у запястья, «запястье», часто пристегивалась отдельно и была настоящим произведением искусства.
  • Застежка: Кафтаны застегивались на правой стороне (в отличие от татарской одежды, застегивавшейся налево) с помощью завязок или пуговиц, расположенных на груди.
  • Зимний вариант: Теплые кафтаны, подбитые мехом, назывались кожухами.

2.3. Верхняя (накидная) одежда

Для выхода на улицу поверх кафтана надевали третий слой одежды, выбор которого зависел от погоды и повода.

Опашень нарядная летняя одежда. Длинная, до пят, с очень длинными рукавами и рядом пуговиц. Материал: сукно, дорогие шелковые материи.

Однорядка — похожая на опашень одежда для ненастной погоды (осень, весна). Материал: всегда только из сукна.

Епанча — плащ без рукавов, который накидывали на плечи. Была дорожная (из верблюжьей шерсти) и нарядная (подбитая мехом для пышности). Материал: грубое сукно, богатые материи, мех.

Шуба — главный показатель богатства. Различали нарядные (для выходов) и санные (для поездок). Носили их даже в гостях для демонстрации статуса. Мех кроили по-разному: из брюшек («черева»), спинок («хребты») или пупков зверя. У бедных – овчина (тулуп), заячий мех, у богатых – соболь, черно-бурая лисица, куница. Покрывалась сукном или шелком.

Костюм почти готов, но чтобы выйти на улицу, не хватало двух важнейших штрихов, которые красноречивее всего говорили о статусе владельца: обуви и головного убора.

3. Завершение образа: Обувь и шапки

Финальные штрихи, завершавшие облик русского человека, — это обувь и, что особенно важно, шапка.

3.1. Что на ногах?

Обувь наглядно демонстрировала социальное положение человека. Разница между крестьянскими лаптями и сафьяновыми сапогами боярина была колоссальной.

Лапти — древнейшая обувь из древесной коры (лыка) или лозы. Носили и мужчины, и женщины в деревнях.

Сапоги — обувь до колен из телячьей или конской кожи. У знати — из цветного сафьяна, украшенные вышивкой, жемчугом и серебряными гвоздями на подковах.

Чоботы — полусапожки с характерными остроконечными, загнутыми кверху носками. Принадлежность гардероба состоятельных людей.

Башмаки — носили и мужчины, и женщины. Часто богато украшались.

Ичетыги — мягкие сафьяновые «чулки» без твердой подошвы, которые надевали под сапоги или башмаки.

3.2. Шапка – символ знатности

Шапка была важнейшим элементом костюма. По ней можно было безошибочно определить происхождение и сан человека.

  1. Тафья: Маленькая шапочка, похожая на тюбетейку, прикрывавшая только макушку. Знатные люди носили ее даже в помещении. Это был самый нижний слой головного убора.
  2. Колпак: Остроконечная шапка. У богатых она была из белого атласа с жемчужным околышком, у бедных — из простого сукна или войлока.
  3. Четырехугольная шапка: Низкая шапка с меховым околышком (из соболя или лисицы). Это был повседневный головной убор бояр и дворян, когда они не были в полном парадном облачении.
  4. Горлатная шапка: Исключительный атрибут князей и бояр. Очень высокая, расширяющаяся кверху труба из драгоценных мехов (соболя, лисицы). Правило было простым: чем выше шапка, тем знатнее ее владелец.

А теперь представьте себе парадный выход боярина! Чтобы продемонстрировать свой статус во всей красе, он надевал тафью, поверх нее — колпак, а на колпак — горлатную шапку. Этот многослойный убор был высшим проявлением знатности.

Женский костюм, хоть и перекликался с мужским в названиях некоторых одежд, имел свои яркие и неповторимые особенности, особенно в том, что касалось головных уборов.

4. Женский мир: От летника до кокошника

Женская одежда также была многослойной, яркой и богато украшенной.

4.1. Основа женского наряда

Основой служила длинная рубаха, часто красного цвета. Поверх нее надевали летник — верхнюю одежду с невероятно широкими и длинными рукавами, которые назывались «накапки». Они были настолько широкими, что на них в определенных местах нашивали дополнительно богато украшенные куски другой ткани — «вошвы».

4.2. Верхняя одежда и шубы

Женщины носили и опашень, но с особенностью: в его длинных рукавах были сделаны прорези для рук. Это позволяло демонстрировать красивые, расшитые золотом рукава-накапки нижнего летника. Также носили телогреи.

Женские шубы, как и мужские, были показателем достатка. Их покрывали дорогими тканями и украшали широким круглым воротником из другого, более ценного меха — например, бобровым «ожерельем», покрывавшим плечи и грудь.

4.3. Головной убор – "визитная карточка" женщины

Главным отличительным знаком женщины был ее головной убор. Он сразу говорил о ее семейном положении.

  • Для замужних женщин: По обычаю, замужняя женщина должна была тщательно прятать свои волосы от чужих глаз. Дома для этого служил волосник — мягкая шапочка, которая полностью их закрывала. Поверх волосника накладывался белый платок — убрус, который подвязывали под подбородком. Это был обыкновенный домашний убор. Для выхода в люди поверх всего этого надевали нарядную кику — убор с высоким, богато украшенным «челом» (передней частью). «Опростоволосить» женщину, то есть сорвать с нее убор и показать волосы, считалось страшным бесчестьем.
  • Для девушек: Девичий головной убор, венец, наоборот, всегда оставлял волосы открытыми, ведь коса считалась символом девичества. Венец имел форму обруча или короны, украшенной жемчугом и камнями, и не имел верха.

Заключение: Костюм, который говорит

Одежда в Древней Руси была не просто защитой от холода или украшением, а целой системой знаков. Костюм без слов рассказывал о социальном статусе, семейном положении и финансовом благополучии своего владельца. Каждая деталь, от высоты шапки до материала сапог, имела значение. И хотя знать стремилась к невероятной пышности и яркости, в основе всего лежал простой крой. Одежда была крепкой, служила нескольким поколениям и часто переходила по наследству как главная ценность и гордость семьи.