Найти в Дзене
Нижегородская правда

ИИ и дети: как безопасно пользоваться нейросетями и что должны знать родители

Оглавление
   ИИ может быть полезным помощником, но только если ребенок умеет грамотно с ним работать
ИИ может быть полезным помощником, но только если ребенок умеет грамотно с ним работать

Каждый четвертый школьник старше 10 лет пользуется нейросетями. Для современного ребенка искусственный интеллект - это и друг, и источник получения знаний. Но стоит ли безоговорочно доверять чат-ботам и голосовым помощникам? Ведь ИИ тоже может ошибаться и даже причинить вред. В чем плюсы и минусы нейросетей, как грамотно ими пользоваться и что должны уметь и знать родители, чтобы искусственный интеллект был надежным и безопасным помощником для ребенка, разбиралась редакция сайта pravda-nn.ru.

Вы ещё не с нами в Telegram? Подписывайтесь, всё самое интересное тут!

Согласно последнему исследованию, проведенному ВЦИОМ, всего 24% россиян считают, что ИИ улучшает освоение нового материала. При этом почти каждый второй житель страны отмечает, что не разрешил бы использовать инструменты искусственного интеллекта своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий.

Среди рисков использования ИИ школьниками россияне назвали: снижение умственной нагрузки, деградация, отсутствие «живого» общения, снижение мотивации к обучению, лень, риск плагиата и списывания, а также ухудшение критического мышления.

"Алиса, включи сказку"

У нижегородки Анны двое детей - сын-восьмиклассник и 5-летняя дочь. В прошлом году в семье появился виртуальный друг - умная колонка.

"Я считаю, что голосовой помощник - это удобная вещь, - рассказала Анна. - Мы с мужем сами часто пользуемся: узнать погоду, новости, музыку послушать. Старшему сыну колонка помогает в учебе, а младшая любит на ночь слушать аудиосказки".

Однако в последнее время нижегородка стала замечать, что дочка все чаще просит виртуального помощника поиграть с ней, а у сына снизилась успеваемость в школе - в дневнике появились тройки за домашку.

"Думали, что колонка детям в помощь будет, а получается, что сын расслабился - она за него по истории на вопросы отвечает, по литературе сочинения пишет. Я в тетрадь заглянула, а там ошибок полно, написано все кое-как, - сетует Анна. - А дочка так вообще отказывается играть в обычные игры, говорит, что с Алисой интереснее. Теперь даже и не знаю, что делать с этим".

Помощник, но не замена

По мнению руководителя направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрея Сиденко, искусственный интеллект - это хороший помощник, но главный навык для ребенка - уметь думать своей головой, взвешивать разные точки зрения и доверять близким людям.

В отличие от взрослых, дети не проводят четкую грань между реальным и виртуальным мирами. Малыши, например, думают, что в умной колонке на самом деле живет какой-то волшебный персонаж.

"Дети привыкли взаимодействовать с ИИ с раннего возраста, - объясняет Андрей Сиденко. - Они не знают, что такие инструменты, как голосовой помощник вроде Алисы и Маруси, используемые для каких-то развлечений, - это сложнейшие технологии, которых не существовало еще 10 лет назад".

Многие бытовые приборы, по словам эксперта, которые еще недавно были из области научной фантастики, сегодня есть у каждого. Так же и голосовые помощники становятся чем-то вполне естественным.

"Наши дети взаимодействуют с ИИ на нативном уровне, не требующем даже навыков чтения и письма, тем более навыков программирования. Они просто голосом начинают общаться и у них это получается, - говорит Андрей Сиденко. - Еще некоторое время назад не было технологии интерпретации голоса. Сейчас в любом смартфоне можно просто включить расшифровку записи и получить готовый текст".

63% школьников используют нейросети для поиска информации

Такие технологии, по словам эксперта, сильно облегчают жизнь юных пользователей. Однако родителям нужно помнить о том, что искусственный интеллект несет в себе не только преимущества, но и риски.

Доверяй, но проверяй

Среди плюсов использования школьниками инструментов ИИ Андрей Сиденко выделил быстрый доступ к информации и кроссплатформенность.

"Технологии, которые подразумевают использование больших языковых моделей, например GPT, позволяют не только быстро получить доступ к нужной статье, книге или материалу, но главное, получить выжимку, условно говоря, то, на что стоит в первую очередь обращать внимание", - говорит эксперт. - Что касается кроссплатформенности - здесь не нужно быть владельцем определенной операционной системы или специального устройства. Все это имеет широкоформатный доступ, причем без каких-либо ограничений".

По мнению Андрея Сиденко, несмотря на очевидные преимущества использования ИИ, нужно не забывать о том, что такие технологии остаются инструментом, а не заменой в решении более серьезных задач.

"Если мы переключаемся с каких-то бытовых историй, которые ни на что не влияют, полученный ответ может в лучшем случае просто быть опровергнут простым экспериментом. Если речь заходит о решении домашних заданий, предположим, ребенок пишет при помощи GPT-моделей сочинения, которые выдаются за свою творческую деятельность, наверное, и родителям, и самим детям стоит помнить о том факте, что ничего нового такая модель не придумает", - считает эксперт.

Часто голосовой помощник или чат-бот не знает ответа на вопрос. В отличие от человека, ИИ может начать выдавать недостоверную информацию.

Как научить ребенка безопасно пользоваться интернетом: советы родителям  📷
Как научить ребенка безопасно пользоваться интернетом: советы родителям 📷

Как научить ребенка безопасно пользоваться интернетом: советы родителям

Как безопасно использовать ИИ

Андрей Сиденко дал родителям несколько простых советов по безопасному использованию ИИ.

  1. Нейросети могут ошибаться, поэтому важно научить детей проверять информацию.

"Школьникам нужно учиться проверять данные и пользоваться другими, более надежными источниками - например, учебниками", - объясняет эксперт.

2. ИИ - инструмент, а не замена собственного разума, поэтому нужно развивать в детях критическое мышление.

3. ИИ - это помощник, а не автор. Дети должны понимать, что в первую очередь они должны думать своей головой.

"Чат-бот не должен превращаться в инструмент для обмана учителей или заменять настоящее общение", - подчеркивает эксперт.

4. ИИ нельзя использовать для обмана или создания оскорбительного контента. Родителям необходимо говорить с детьми об этике и ответственности за свои действия.

"В большинстве случаев сами родители не могут до конца осознать всю серьезность ситуации, связанной с использованием искусственного интеллекта, насколько сильно она может влиять на то, как дети взаимодействуют с контентом в интернете", - отмечает Андрей Сиденко.

По его словам, именно родители являются примером для детей, как отвечать на комментарии, что можно писать, какой информацией не стоит делиться в интернете.

5. ИИ не должен заменять живое общение, творчество и навыки поиска информации, поэтому необходимо вводить правила цифровой гигиены.

"Эмпатия, забота и опыт - это то, что ребенок получает только в живом общении с родителями и близкими, - объясняет эксперт. - Важно заранее объяснить детям, что виртуальная помощь не заменяет реального разговора. Ребенок должен чувствовать, что может доверять своим родителям в любой ситуации - особенно тогда, когда проблема действительно серьезная".

5% детей экспериментировали с созданием дипфейков

Андрей Сиденко рекомендует использовать инструменты родительского контроля и различные фильтры, чтобы оградить ребенка от нежелательного контента.

"Это не только ограничение доступа по принципу черного и белого списков, но еще и контроль по категориям ресурсов, установление расписания, когда и сколько времени можно использовать гаджет", - говорит эксперт. - А главное, нужно отталкиваться от культуры взаимодействия с контентом в семье. Ни в коем случае не стоит говорить, что вот так правильно делать, а по-другому нельзя".

Полезный инструмент в умелых руках

Прежде чем оценивать влияние ИИ, необходимо понять его функционал и способы применения, считает практикующий психолог Алексей Хандохин.

"Если говорить об искусственном интеллекте как о продвинутом поисковике, то в таком случае определенно больше преимуществ, - отмечает специалист. - Сбор информации не несет никаких последствий. При этом качество этой информации может быть значительно выше, потому что мы не ограничены одним источником. Данные собираются быстрее, и мы оперативно получаем желаемый ответ".

Другое дело, по словам психолога, когда чат-боты и нейросети используются для систематизации и анализа данных.

"Мы привыкаем, что нам не нужно самостоятельно делать выводы, за нас это сделает кто-то другой, - говорит Алексей Хандохин. - В процессе обучения включаются нейронные связи, приобретается определенный опыт, человек таким образом развивается. В случае, если обработкой данных занимаемся не мы сами, возникает вопрос: а будет ли наш навык в принципе прокачиваться, или мы будем полагаться на кого-то другого, в частности, на искусственный интеллект".

Эффективность использования ИИ, по мнению психолога, зависит от уровня подготовки пользователя. Взрослым людям с высоким уровнем развития социальных, эмоциональных и профессиональных навыков инструменты искусственного интеллекта помогают экономить время и усилия, при этом не снижая когнитивных функций.

Детям же ИИ может навредить, если он используется без контроля и сопровождения родителя или педагога, считает Алексей Хандохин. Из-за недостатка критического восприятия ребенок не всегда способен оценить качество и достоверность информации. Кроме того, получая готовые ответы, дети не осмысливают и не анализируют полученные данные.

Искусственный интеллект - полезный и эффективный помощник, если им научиться грамотно и безопасно пользоваться. Как отмечает Андрей Сиденко, чат-бот не должен превращаться в инструмент для создания неприемлемого контента или обмана учителей. И тем более нейросеть никогда не заменит живого общения, ведь у ребенка должно оставаться время на собственные открытия в реальном мире.

Ещё новости по теме

VR-экскурсии по Нижнему Новгороду и Сухуму стали доступны для школьников

«Урок цифры» на тему ИИ-агентов пройдет в российских школах

Психолог Еремина рассказала, как научить подростка финансовой грамотности