Найти в Дзене
BFM.ru

ФАС призвала Wildberries и Ozon смягчить требования к селлерам

Антимонопольная служба заявила, что в августе она получила массовые жалобы от представителей малого и среднего бизнеса в связи с нововведениями маркетплейсов. После рассмотрения претензий эксперты пришли к выводу, что новые механизмы Wildberries и Ozon несут в себе риски ущемления интересов продавцов и покупателей

   Терехова Марина / Фотобанк Лори
Терехова Марина / Фотобанк Лори

ФАС предложила маркетплейсам смягчить требования к продавцам. Эксперты ведомства изучили нововведения платформ после жалоб предпринимателей.

У антимонопольной службы появились вопросы к Wildberries из-за введения индекса остатка товара на складах, который вынуждает продавцов оплачивать хранение по более высокой цене, вывозить остатки или же ставит их перед фактом принудительных скидок. Не понравился ФАС и механизм «Конструктор тарифов», в котором продавцы выбирают дополнительные услуги, но потом не могут отказаться от них раньше установленного срока.

Возражения антимонопольной службы вызвали и нововведения Ozon. Она обратила внимание, что продавцы не могут забрать товары, от которых покупатели отказались без претензий. Теперь такие покупки автоматически возвращаются на склады для повторной продажи, и селлеры не могут ими свободно распоряжаться. Еще они сталкиваются со сложностями при вывозе товаров со складов и вынуждены оплачивать хранение на неопределенное время.

Бизнес ФМ спросила у селлеров, поправит ли их дела реакция ФАС.

Продавец промышленного оборудования и инструментов на Ozon и Wildberries Сергей:

— На мой взгляд, тема, которая обсуждается Ozon, чтобы отправлять возврат, минуя склад, напрямую поставщикам, не самая насущная. Самая насущная проблема для нашей компании и для большинства других продавцов (мы с ними общаемся) — когда клиент возвращает некондиционный, испорченный, сломанный, подмененный товар, иногда в неполной комплектации, а Ozon никак за это не отвечает, просто принимает его обратно и запускает в повторную продажу другим клиентам. И вторая проблема — это постоянно повышающиеся тарифы. Мы с Ozon работаем с 2020 года, я помню, общая комиссия была на уровне 15-18%. Я посмотрел за сентябрь 2025 года, общая комиссия — 42,5%. Прошло пять лет, и отдавать половину стоимости товара — это значительная часть. Нам как бизнесу приходится практически выживать.

— То есть, по вашему мнению, ФАС акцентирует внимание не на том?

— Да.

***

Селлер Григорий Розин, торгующий торшерами ручной работы на Ozon:

«Что касается Wildberries, я не работаю с этой площадкой. Я не считаю отпиской информацию, которую дал Ozon. Мы в личном кабинете получили уведомление о том, что смягчаются нововведения: товар можно будет заказывать себе на склад отгрузки по FBS не через 30 дней после того, как он попал на склад Ozon с момента возврата, а сразу. Помимо всего прочего, Ozon указал, что в скором времени будет возможна опция, чтобы товары автоматически возвращались на склад FBS, где были отгружены, чтобы не нужно было каждый товар в ручном режиме перенаправлять обратно. В принципе, вся эта ситуация, я считаю, играет только на руку Ozon. Для продавцов ничего хорошего в этом нет, потому что каждый товар индивидуален, его надо проверять на качество, которое может страдать из-за действий потенциальных покупателей, из-за не очень качественной доставки самим маркетплейсом. Кто это будет проверять? Я считаю, что ФАС абсолютно корректно, абсолютно правильно вмешалась в ситуацию и каким-то образом подвигает Ozon, чтобы он пересматривал свои условия».

***

Предприниматель Светлана, продающая одежду на Wildberries:

— Мы уже не знаем, чему верить и к чему готовиться. Живем, можно сказать, одним днем. Wildberries предоставляет скидку на вывоз в 50%, было 80%, но ребята, я знаю точно, эту скидку не получили. Мы, например, часть товара из Ozon вывезли и вывозим. У нас по юнит-экономике не сходятся расходы на маркетплейсах, в частности на Ozon. На Wildberries мы еще можем что-то сделать, хоть и он меняет условия, но там еще какой-то запас для жизни остался.

— То есть маркетплейсы выдвигают жесткие условия в отношении селлеров?

— Они очень сильно изменили за этот год, вообще не в нашу сторону. Я знаю очень многих ребят, которые просто банкротятся, и очень много товаров зависает как раз на маркетплейсах, потому что нет возможности продвигать, от оставшегося бюджета все уходит на рекламу. Очень много скрытых моментов, которые в процессе маркетплейсы решают сами. То есть они в своей оферте поставили нас в такие рамки, что могут менять очень быстро, в одночасье. Они даже не предупреждают за несколько дней о смене цен или об акциях. Действительно, маркетплейсы работают сейчас на свою сторону. У нас очень много селлеров, которые прекратили работу с маркетплейсами: либо бросают этот товар, оставляют его как есть, либо вывозят и уходят в другие бизнесы. Жалоб в ФАС было много. Какие-то, может быть, они и услышали, а какие-то — нет.

В пресс-службе Wildberries сообщили Бизнес ФМ, что компания «доработает механизмы работы с продавцами в их интересах».

Представитель Ozon пообещала, что платформа упростит возврат со складов. Заявку на вывоз можно будет подать сразу после поступления товара, а не спустя 30 дней. Также будет внедрена функция автовывоза всех возвратов со склада. Это избавит продавцов от необходимости ловить свободные слоты для вывоза.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»