Найти в Дзене
Известия

Звуков запись: Россия вернула активы издательства «Музыка» от гражданина США

Оглавление

Акции АО «Издательство «Музыка» — крупнейшего в России хранилища нотных изданий — будут изъяты в доход государства. Такое решение вынес суд по иску Генпрокуратуры. Активы принадлежали гражданину США Марку Зильберквиту. По данным источника «Известий», претензии надзорного ведомства относились к проведению аукциона, в результате которого компания оказалась во владении Зильберквита, — тендер имел признаки фиктивного, а цена приобретения оказалась всего 8,4 млн рублей. В результате государство было вынуждено платить за доступ к национальному культурному достоянию. Подробности дела — в материале «Известий».

Почему изымают активы

Перовский суд Москвы удовлетворил иск Генпрокуратуры об обращении в доход государства акций АО «Издательство «Музыка» — это крупнейшее хранилище нотных изданий в России. Решение было вынесено практически сразу — ожидалось, что в четверг, 18 сентября, будет лишь первое заседание по существу, однако вердикт судьи не заставил себя ждать.

Антикоррупционный иск к бывшему гендиректору организации гражданину России и США Марку Зильберквиту прокуратура подала в августе 2025 года.

   Фото: ТАСС/Екатерина Шамарова
Фото: ТАСС/Екатерина Шамарова

В марте 2024 года он был назначен на должность директора ФГУП «Издательство «Музыка». Однако, как утверждают источники «Известий», Зильберквит, будучи гражданином США, «имел намерения лишить Россию этих культурных ценностей и захватить государственное предприятие».

Заняв должность директора, Зильберквит должен был отказаться от предпринимательской и другой оплачиваемой деятельности, также он не имел права использовать в личных целях служебную информацию. Действующее законодательство запрещало ему возглавлять госпредприятия и одновременно быть учредителем коммерческих юрлиц. Это противоречило федеральному закону от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В 2003 году Зильберквит учредил ООО «Гамма-Пресс», а в 2004-м — ООО «Музыкальное издательство «П. Юргенсон», которые на момент создания какими-либо активами не обладали. Далее он, согласно материалам суда, инициировал процесс акционирования и последующей приватизации ФГУП «Издательство «Музыка». Передаче уникального фонда в частные руки помогло присвоение ему балансовой стоимости, равной нулю.

Итогом схемы и стал аукцион, на котором ООО «Издательство «Гамма-Пресс», аффилированное с Зильберквитом, победило и приобрело акции ОАО «Издательство «Музыка» за 8,4 млн рублей.

   Фото: ТАСС/Екатерина Шамарова
Фото: ТАСС/Екатерина Шамарова

Далее Зильберквит, согласно судебным материалам, оцифровал печатные тиражи, оформил авторские права и ограничил их свободное использование на территории страны, запретив к ним бесплатный доступ.

Ответчиками по делу помимо 82-летнего Марка Зильберквита проходили его жена 77-летняя Елена Зильберквит, дочь его делового партнера Анастасия Юргенсон и ООО «Издательство «Гамма-Пресс». АО «Издательство «Музыка», а также ООО «Музыкальное издательство «П. Юргенсон» были заявлены в деле в качестве третьих лиц.

«Библиотека Юргенсона была создана моим прапрадедом, — сказала в ходе заседания Анастасия Юргенсон. — И если бы в нашей стране не была революция, это всё принадлежало бы мне. На совершенно законных основаниях. На каких законных основаниях Российская Федерация хочет отнять у меня долю, я не понимаю».

После вынесения решения суда она назвала его сфабрикованным.

   Фото: РИА Новости/М. Барбашова
Фото: РИА Новости/М. Барбашова

Справка «Известий»

Издательство «Музыка» — крупнейшее российское (советское) издательство в сфере музыкального искусства. Считается правопреемником национализированной в 1918 году нотоиздательской фирмы «П. Юргенсон» (основана в 1861 году).

В настоящий момент функционирует как единый издательский дом, включающий в себя издания «Музыка», «П. Юргенсон» и «Гамма-Пресс». Выпускает музыкально-педагогическую литературу, ноты и книги, разрабатывает интерактивные учебные пособия, электронные издания и библиотеки. Владеет крупнейшим собранием нот. В 2016 году было аккредитовано Минобрнауки, имеет право издавать учебную литературу для школ. Сотрудничает с ведущими мировыми музыкальными изданиями.

Сейчас 90% долей в уставном капитале ООО «Гамма-Пресс» принадлежат Марку Зильберквиту, а 10% долей — его жене Елене Зильберквит. Участниками же ООО «Музыкальное издательство «П. Юргенсон» на 90% является Марк Зильберквит, а на 10% — дочь его делового партнера Анастасия Юргенсон.

На чем настаивала Генпрокуратура

Издательство за последние 100 лет стало монополистом на российском рынке, говорится в материалах дела. Из-за этого в зависимость попали образовательные заведения музыкального профиля и исполнители классических произведений. Государство вынуждено заключать контракты на печать музыкальной литературы, то есть платить за допуск к объектам культурного наследия.

При этом установленные цены «заставляют рядовых потребителей и бюджетные организации отказываться от таких услуг и искать необходимые для обучения источники на «серых площадках» в интернете, рассказали источники «Известий».

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Генпрокуратура просила суд обратить в доход государства 10,8 тыс. штук обыкновенных именных акций АО «Издательство «Музыка», а также 100% долей в уставном капитале ООО «Издательство «Гамма-Пресс» и ООО «Музыкальное издательство «П. Юргенсон». Сейчас на эти активы наложен арест.

Согласно прозвучавшей на суде позиции Генпрокуратуры, действия ответчиков «противны основам правопорядка и нравственности, поскольку их главной целью было извлечение коррупционного дохода и его легализация, сокрытие от контролирующих органов и получение противоправного обогащения».

Грозят ли ответчикам новые дела

Иск Генпрокуратуры — пример активной борьбы государства с коррупционными проявлениями и незаконным обогащением, сказал «Известиям» председатель Общероссийского профсоюза медиаторов Владимир Кузнецов.

— Прокуратура ссылается на то, что действия Зильберквита представляют собой злоупотребление служебными полномочиями и незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды для себя и третьих лиц, — отметил он. — Такие действия, по мнению прокуратуры, являются противоправным деянием, посягающим на основы конституционного строя.

   Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

Ключевой момент разбирательства — применение пп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ: он предусматривает возможность принудительного изъятия судом имущества, если собственник не представил доказательства его приобретения законным путем. Прокуратура утверждала, что имущество, полученное коррупционным путем, не может быть легальным объектом гражданского оборота и подлежит обращению в доход государства.

— Сделки, опосредующие такие действия, противоречат основам правопорядка и нравственности, — добавил юрист. — Конституционный суд в своих постановлениях неоднократно подчеркивал недопустимость коррупционного обогащения и отсутствие сроков исковой давности для требований прокурора. Это означает, что даже спустя длительное время после совершения предполагаемых нарушений государство имеет право требовать возврата незаконно полученных активов.

Случай издательства «Музыка» не просто дело о корпоративном мошенничестве, отметила старший юрист правового агентства «Михайлов и Ко» Анастасия Щербакова. Фактически, по ее словам, произошла потеря ценного культурного актива, который препятствует развитию музыкальной культуры в стране.

— Это яркий пример, который показывает, насколько механизм приватизации госактивов оказался уязвимым для управленцев на местах, — добавила она. — Схема оказалась простой, даже классической, с помощью нее были приватизированы многие бывшие госпредприятия, в отношении них сейчас открываются судебные дела. Получивший кресло руководителя человек, которому не требовалось согласование «сверху» для осуществления решений, преобразует ФГУП в ОАО.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Таким образом, получившиеся акции были проданы подконтрольной организации, а всё музыкальное наследие — ценный нематериальный актив страны — оценено в ноль рублей. Затем эти активы присваиваются, к ним ограничивается доступ как к чужой интеллектуальной собственности, описала Анастасия Щербакова стандартную схему.

— А затем государственные и не только учреждения в сфере культуры и образования вынуждены переплачивать за ресурсы, которые изначально являются собственностью государства, — отметила она.

Адвокат башкирской республиканской коллегии адвокатов Лиля Каттакулова отметила, что в России уже сложилась практика изъятия собственности, полученной с нарушениями условий приобретения. В качестве примеров она привела Соликамский магниевый завод и Башкирскую содовую компанию.

Для ответчиков, по словам Владимира Кузнецова, решение суда будет означать не только потерю активов, но и серьезные репутационные и, возможно, уголовно-правовые последствия. Действия, фигурирующие в иске Генпрокуратуры, по его словам, могут подпадать под статьи Уголовного кодекса, связанные с мошенничеством, злоупотреблением полномочиями или отмыванием денежных средств.