Продолжаем рубрику « Приглашенный эксперт» с Ириной Гордеевой, руководителем РООИ «Творческое партнёрство» и автором проекта терапии творчеством в детских больницах «Жёлтый чемоданчик». Ирина даст советы о том, как научить ребенка самостоятельно играть.
Мы часто ждем, что ребенок должен уметь играть самостоятельно, как по волшебству. Но это умение — такой же навык, как завязывать шнурки или читать. Ему нужно учить. Нельзя просто оставить ребенка в комнате с коробкой игрушек и ждать чуда.
Сначала вы должны быть его главным партнером по играм. Ваша задача — не командовать, а заразить его интересом, показать, как это — получать кайф от процесса. Забудьте про идеальный результат, важен бардак!
С чего начать?
Не с инструкции к конструктору, а с хаоса. Стройте башню из кубиков, чтобы с грохотом её обрушить. Разрисуйте рулон старых обоев. Устройте «дождь» из фасоли в тазике. Смысл в том, чтобы ребенок почувствовал азарт и свободу, а не правильность. Именно этот восторг и станет топливом для его будущей самостоятельной игры.
Что делать с вечным «Мне скууучно»?
1. Первый порыв — быстренько предложить готовое решение. Остановитесь. Вместо этого верните ему инициативу.
Не «иди порисуй», а «Давай твой робот прилетит на эту планету? Из чего мы построим ему базу?».
2. Подкиньте идею, не сценарий. Отличный ход — оживить старую сказку. «А если бы в теремок постучался не заяц, а твой динозавр? Что бы он сказал?». Вы удивитесь, какую историю он сможет сочинить потом сам.
3. Если ребенок висит на вас хвостом, здесь работает тактика «немного отошлю». Начните играть вместе, а потом «вспомните»: «Так, мне надо на минуту помешать суп, а ты пока придумай, куда поселим этого мишку». Вернитесь, восхититесь его решением и снова ненадолго отлучитесь. Так он поймет, что вы рядом и вовлечены, но не обязаны развлекать его каждую секунду.
4. В выборе игр идеальная игрушка — та, у которой нет одной инструкции. Чем проще, тем больше фантазии она требует. Отлично работают конструкторы, пластилин, краски и, конечно, величайший тренажер для воображения — картонные коробки.
Не ждите часов самостоятельной игры от трехлетки. Норма для малыша 2-3 лет — это 10-15 минут. Для дошкольника — уже около получаса.
5. Но гонитесь не за цифрами, а за качеством. Лучше 10 минут настоящего погружения, чем час унылого перекладывания игрушек.
А зачем это всё?
Потому что в игре ребенок учится главному: самому придумывать себе мир и самому справляться с вызовами в нем. Он тренируется фантазировать, ошибаться, искать выход и радоваться не только победе, но и самому процессу. Это основа будущей уверенности в себе.
Главный секрет самостоятельной игры
Перестаньте требовать «иди поиграй» и говорите «давай посмотрим, что придумаем». Покажите, что игра — это весело. А потом просто сделайте шаг в сторону.
_________________________________________________
"УМНЫЙ досуг" без гаджетов для малышей, школьников и взрослых: настолки для дома, дачи, дороги и детских "мам, мне скучно!". Лови идею по ссылкам:⬇️
https://www.wildberries.ru/catalog/269398182/detail.aspx?size=416884513
https://ozon.ru/t/DLbeu7C