Как известно, общество развивается неравномерно, периоды стабильности или застоя рано или поздно сменяются резкими скачкообразными изменениями. Хорошо исследованы научно-технические, социальные революции. А вот образовательные революции анализируются в учебниках истории гораздо реже.
НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
В развитии физики иногда выделяют три этапа:
В других частных науках происходят свои прорывы. Например, создание молекулярной теории явилось революционным знанием в биологии. Такие же стремительные качественные изменения в разное время происходили в астрономии, истории, географии, математике, химии…
С позиций последующих этапов развития предыдущие этапы порой выглядят смешно и наивно, они уже как бы из ушедшей эпохи, хотя по времени эта эпоха отстоит, может быть, всего на несколько лет.
Что значит для астрономии открытие структуры Солнечной системы? Это не просто ещё один камешек в сложившуюся картину, это полный пересмотр всей науки, смена оснований.
Для географа понимание шарообразности Земли – это не просто уточнение его знаний, а коренной пересмотр всей системы географической науки. Для химии открытие Менделеевым периодического закона изменения свойств элементов – это настоящая революция.
Сейчас уже невозможно представить физику без квантовой теории или математику без дифференциального исчисления. Это будет уже не физика и не математика в современном понимании.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Известны технологические революции в промышленности, которые качественно изменяли экономику и геополитику.
Переход от кустарного производства к более высоким технологиям даёт радикально новые возможности. Можно в исторически короткое время стать мировым лидером или по меньшей мере не отстать в развитии от конкурентов.
Казалось бы, рядовое событие - догадались на севере Голландии приладить ветряк к пилораме и в один день производительность труда выросла в девять раз. В четыре раза поднялась заработная плата рабочих. Изменился рынок труда, мгновенно изменилась целая отрасль. Появилась новая возможность – очень быстро строить корабли, как торговые, так и военные.
Когда вы в считанные недели перескакиваете от уровня «строим 1 корабль в год» на уровень «строим 1 корабль в день», это не просто шанс побольше заработать, это шанс изменить расстановку сил с партнёрами и конкурентами, то есть шанс на мировое господство или на передел сфер влияния.
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Социальная революция – это резкая смена социального строя, связанная с попыткой быстрого, не эволюционного по определению, перехода к более прогрессивному или справедливому состоянию общества.
История знает несколько социальных революций, а самое сложное всегда – анализировать ту социальную революцию, участником которой ты вольно или невольно являешься.
За каждой социальной революцией – не только смена политического режима, но и существенное изменение идеологии, мировоззрения, картины мира – структуры коллективного сознания.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СМЕНА КАРТИН МИРА
Приведём нашу классификацию картинных миров. Был период до-картинного мировоззрения. Затем сформировалась первая картина мира – мифологическая. На её основе выросла религиозная картина мира. Её поглотила научная. В ХХ веке научная картина вместе со всеми предыдущими была поглощена деятельностной картиной мира.
В настоящее время человечество осваивает переход от деятельностной КМ к пост--картинному миру. Переход этот сложный, очень болезненный, выводящий нас на предельные вопросы и риски бытия. Ничего подобного человечество ещё не проживало, опыта массового преодоления картинных миров не существует.
Этот переход потребует полного пересмотра жизненных оснований, коррекции абсолютно всех сфер человеческой жизни.
Ключевым шагом на этом пути является переход в новое качество образования. Сложнее этой задачи, пожалуй, невозможно ничего представить. Тут не спасают ни наработанные шаблоны, ни «лучший в мире опыт советского образования», ни попытки стандартизации сознания в формате «ФГОС-ЕГЭ».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
Первая образовательная революция произошла в глубокой древности на территории Греции, в Афинах. Можно предположить, что ещё раньше, в Древнем Египте состоялась нулевая образовательная революция, но о ней сохранилось очень мало данных. Известно лишь о высочайших стандартах древнеегипетского образования.
Есть данные, что это образование повлияло и на умы Евклида, Пифагора и других великих учёных древности, которые давали подписки о неразглашении знаний, доступных только жрецам и фараонам. Первым, кто нарушил обещание сохранять знания в тайне, был Евклид, опубликовавший свои «Начала».
Афинское образование было большим прорывом. Оно подарило миру сотни фантастически талантливых математиков, архитекторов, философов, астрономов, историков, логиков, писателей, поэтов, скульпторов… В основе афинского образования лежал метод мышления на основе целостного схватывания сути вещей.
Сократ привнёс в эту систему метод диалогического мышления. Метод диалога для того времени был совершенно революционным прорывом. Чуть позже свой вклад в древнегреческую культуру сделал Аристотель со своей Логикой.
Афинская гимнасия, по сути, создала первый опыт целостного образования, но построенного в рамках мифологической картины мира. Поскольку миф – это всегда претензия на целостное схватывание действительности, то другого образования в Древней Греции сложиться не могло.
Похожие образовательные прорывы того же качества происходили в арабском мире, возможно – в Индии. Менее всего сохранилось данных о системе образования в Древней Руси, но судя по количеству найденных берестяных грамот с простыми бытовыми записками в Новгороде, грамота на Руси в те далёкие времена была повсеместной, а значит уровень образования достаточно высоким.
В любом случае всё упомянутое можно отнести к первой образовательной революции.
Вторая образовательная революция связана с именем Я.А.Коменского, создавшего в середине XVII века системную школу под задачи надвигающейся революции в промышленности.
Массовое технологическое производство потребовало так же технологично готовить рабочие кадры. Для этого и была создана классно-урочная система. Без неё дальнейшее развитие производства было бы невозможно.
Третья образовательная революция может наступить в любой момент. Она будет связана с отказом от классно-урочной системы Коменского в любом случае, а вот в какую сторону произойдут изменения – пока неизвестно, надеюсь, что это зависит и от нас.
Предвестником третьей образовательной революции стал метод В.Ф.Шаталова. Он ещё не изменил устройства школы, но показал истинные возможности образования, доселе скрытые. Выяснилось, что нет смысла делить учеников на способных и неспособных.
Шаталов брал самые отстающие классы и за год выводил учеников в отличники. Шаталов пересмотрел десятки привычных методических решений и совершил десятки открытий. После Виктора Фёдоровича педагогика уже не могла остаться прежней.
Возможности безграничного развития личности изрядно напугали функционеров, о методе Шаталова постарались забыть. Педагогика пошла по пути унификации и стандартизации, а сегодня, когда этот путь приводит страну к очевидному образовательному кризису, создаётся новая революционная ситуация.
Обсуждаются следующие сценарии этой революции:
1. Ведущие игроки в мире проектируют новую образовательную ситуацию, связывая свои надежды с формированием информационного общества. Мы убеждены, что этот путь тупиковый, хотя никто не возражает против информационных технологий. Полезно использовать информационные технологии в образовании, но это не содержание образования, а лишь вспомогательный инструмент в работе. Да, очень эффективный, но всё же инструмент. Его применение требует особой осторожности, предусмотрительности. Будущее, скорее – за естественным интеллектом, умеющим использовать самые разнообразные ресурсы, в том числе ресурс «железа».
2. Руководство российского образования всё ещё делает ставку на унификацию и стандартизацию образования. Нет повести печальнее на свете. Только к современной мифологии можно отнести верования этих руководителей, считающих, что если миллион детей прочитал один и тот же текст, то все его поняли одинаково и все будут готовы к стандартным процедурам контроля качества. Этот путь мы считаем ошибочным и тупиковым. Эпоха «ФГОС-ЕГЭ» должна скоро завершиться, она противоречит природе человеческого сознания.
3. Отдельные локальные инициативные группы делают ставку на проверенные временем прежние образовательные системы, рассуждая так – раз эти методы сработали 80-100 лет назад, почему бы им не сработать и в наши дни. На наш взгляд, этот путь также тупиковый. Два раза в одну реку не войти. Сегодня перед нами совершенно другое поколение, со своими вызовами, угрозами и возможностями. За 100 лет передовая педагогическая наука и практика ушли далеко вперёд.
Кроме того, анализ показывает существенные недостатки даже лучших образовательных практик. Если постараемся честно восстановить как работала лучшая в мире система советского образования, то мы вспомним и о второгодниках, и о списывании, и о приписках, искажении реальной картины.
4. Мы настаиваем, что революционный сдвиг базовой образовательной модели произойдёт в пользу целостного образования, так как это концепция развития сознания. На это указывает весь ход мировой истории. К целостному миропониманию приходит наука. Феномен целостности давно пытается осмыслить философия, культура. Уже порядка сотни лет идея целостности становится доминирующей в психологии, а противоположность целостности – шизофрения, расщепление сознания - признаётся психическим расстройством личности.
Сфера образования, как традиционно очень консервативная человеческая сфера, будет приходить к этой идее медленно. Но поскольку позитивной альтернативной концепции нет, освоение целостного образования – процесс неизбежный. Фрагментированное сознание подводит человечество на грань планетарной катастрофы. Третья и последняя ядерная война уже на пороге. Возможно, единственным нашим шансом в этой точке бифуркации является освоение принципиально новой образовательной модели.
ПРИНЦИПЫ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В педагогических институтах, в университетах на курсах педагогики студенты осваивают педагогику через понимание её принципов. Педагогические принципы — это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать целей, поставленных перед педагогическим процессом.
Революционные изменения в любой сфере заставляют пересматривать её базовые принципы, основания. Тысячи лет считалось, что прямые могут пересекаться только в одной точке, но Николай Иванович Лобачевский показал, что это применимо только к частному случаю, и в результате в математике произошли революционные перемены.
Рассмотрим в этой логике несколько принципов устоявшейся педагогики и наметим возможные пути их изменений.
1. Принцип сознательности.
Ребёнок должен осознавать, для чего ему необходимы знания, и стремиться их получать.
В целостном образовании это тоже один из базовых принципов, мы его называем принципом осознанности. Он настраивает всю образовательную концепцию на задачу развития и совершенствования сознания. Этот принцип запрещает педагогические манипуляции.
2. Принцип научности.
Научность – также важный принцип, но, возможно, у этого принципа появились некоторые ограничения – ведь и у науки есть свои границы – этические, религиозные, духовные, гуманитарные.
3. Принцип активности.
В соответствии с ним ребёнок должен быть не просто пассивным слушателем, который запоминает информацию механически, а быть активным участником учебного процесса. В целостном образовании этого принципа совершенно недостаточно. Активность активности рознь. Мы меняем этот принцип на принцип учебной деятельности.
4. Принцип наглядности.
Согласно этому принципу свойства предметов или явления должны быть представлены ребёнку не в словесном виде, а в наглядном (плакаты, макеты, иллюстрации, фотографии и т. п.).
В концепции целостного образования этого принципа недостаточно, мы достраиваем его до принципа образного мышления.
Наглядность зачастую гасит мышление: увидел и уже перестал представлять, фантазировать. А многие абстрактные понятия вообще невозможно показать наглядно.
Во многих случаях невозможно показать смысл. Смысл пословицы, смысл литературного произведения. Попытки представить как жил старик со своею старухой у самого синего моря полезны, но это ещё не смысл сказанного. Смысл теряется между строк, его не видно. Как не видно смысла в математической задаче, если не включено воображение.
5. Принцип прочности знаний.
Полученные ребёнком знания должны быть прочными, для этого педагог должен периодически возвращаться к ранее пройденному материалу и организовывать повторение пройденного материала.
Сегодня этот принцип нарушается, ученики работают по другому принципу: «сдал и забыл». В этом легко убедиться, проведя отсроченное тестирование выпускников.
В концепции целостности этот принцип получает своё развитие. Уже В.Ф.Шаталов показал, что повторение должно быть разнообразным, им были созданы эффективные методы повторения, которые не допускают превращения обучения в утомительную зубрёжку. Глубокие прочные знания на всю жизнь – важное требование к процессу обучения.
6. Принцип доступности и посильности.
Новый учебный материал предоставляется ученикам согласно их уровню знаний, психологическим и возрастным возможностям.
И тут не совсем всё просто. В.Ф.Шаталов скорректировал этот принцип, заменив его на «обучение на высоком уровне сложности». Возможности человеческого сознания безграничны. Ошибочные педагогические установки заставляют учителей постоянно занижать планку сложности, а потом переживать по поводу того, что ученики не развиваются.
Достоверно научно установлено, что нет никаких ограничений для изучения «сложных» тем по математики детьми 9-10 лет.
7. Принцип межпредметной координации.
Знания, которые ученик получает по разным предметам, должны быть не обособлены, а взаимосвязаны между собой.
Мы трансформируем этот принцип в принцип целостности. Целостность – совсем не очевидное требование. Целое не состоит из своих частей, у неё всегда есть «точка сборки» вне обсуждаемой системы.
8. Принцип мотивации.
Ребёнок должен быть мотивирован на учёбу. Для этого педагог должен поддерживать интерес к получению новых знаний на протяжении всего процесса обучения.
С учётом последних открытий в педагогической психологии это ошибочный принцип. Необходимость в мотивации отпадает при использовании принципа деятельности.
9. Принцип поэтапности в формировании навыков и умений. Предполагает, что педагогический процесс проходит поэтапно, от простого к сложному, от общего к частному. Изученное ранее должно быть основой для нового.
Разумный принцип, но и тут есть поправки. Не менее полезно время от времени опережать программу, заглядывать в разделы, к полноценному освоению которых ты ещё не готов. Если в 9-10 лет научиться решать квадратные уравнения, то в 14 лет они тебе покажутся проще простого. Эти периодические «заглядывания в будущее» – тоже одно из открытий В.Ф.Шаталова.
Кроме того, никто не знает зону своего ближайшего развития. Мы много раз убеждались, что только шаблоны взрослых ограничивают возможности детского развития. А уж гениальные люди все норовят заглядывать в будущее, это их хлеб. Программа воспроизводства гениальности выдвигает другой принцип – принцип периодического отказа от принципа поэтапности.
10. Принцип учёта индивидуальных особенностей.
В процессе обучения педагог должен учитывать психологические и возрастные особенности и возможности каждого ученика.
Если буквально следовать этому принципу, то необходимо отказываться от классно-урочной систему и образовательных стандартов уже сегодня.
В концепции целостного образования работает принцип обучения по индивидуальному образовательному маршруту. Групповой работе это не мешает.
11. Принцип коммуникативности.
Процесс обучения предполагает не просто передачу знаний от учителя к ученику, но и получение учеником умений рассказать и поделиться своими знаниями, уметь вступить в диалог и дискуссию.
В концепции целостного образования этот принцип получил название «принцип взаимного обучения». На его основе выстраивается существенная составляющая учебного процесса.
Кроме упомянутых концепция целостного образования строится и на других принципах. Добавим в этот список ещё девять ключевых позиций:
12. Принцип добровольности обучения и неприкосновенности воли.
Очень сложный принцип, почти не реализуемый в современном образовании. Его реализация достаточно быстро открывает человеку, что обучение и развитие – наши врождённые естественные потребности. Часто эти потребности бывают задавлены ложными педагогическими установками: «Ты должен учиться!».
Как неожиданно порой раскрываются подростки, которых 13 или 15 лет заставляли учиться и заводили этим в тупик. В ситуации добровольности они открывают в себе неожиданные способности и желание развиваться.
13. Принцип развития.
Новое образование может быть только развивающим. Накачка ученика разнообразной информацией, да ещё в век информационных технологий, давно потеряла смысл.
Обучая, мы развиваем способности, таланты, умение мыслить, понимать, учиться. Ценность качественного современного образования именно в этом.
Первое качество, требующее развития в современном мире - умение эффективно учиться. Для укрепления этого умения создан специальный курс - Курс эффективного школьника.
14. Принцип укрепления здоровья.
Здоровье – это не плата за полученное образование, в целостном подходе оно имеет высочайшую самостоятельную ценность. Современное образование не просто сберегает здоровье, оно его укрепляет, развивает, обеспечивая активную жизнь и не менее активное долголетие.
Уже метод В.Ф.Шаталова обеспечивал ученикам безупречное здоровье. А за последние годы созданы новые системные подходы, развивающие физические возможности человека. В идеале целостное образование должно очень сильно изменить сферу здравоохранения, сведя её необходимость к разумному минимуму, либо изменив содержание медицинских практик.
15. Принцип активации мышления и понимания (мыследеятельности).
Даже прекрасная советская школа не учила мыслить, хотя и подготовила много умных людей. В 1964 году об этом вышла известная статья советского философа Э.В.Ильенкова.
Современное образование нуждается в мышлении не менее, чем в глубоких и прочных предметных знаниях. Мышление плотно связано с умением понимать. Современное образование можно было бы назвать в первую очередь понимающим.
Уровни понимания в создаваемом целостном образовании:
- Понимание того. что сказал учитель;
- Понимание текста (техники, способы, умение задавать вопросы);
- Понимание оснований поступков;
- Понимание задач;
- Понимание себя, своих сильных и слабых мест;
- Понимание товарищей, умение дружить;
- Понимание устройства общества и общественных ценностей;
- Понимание кодов родной культуры;
- Понимание устройства мира, миропонимание.
16. Принцип непрерывности образования.
Ещё наши деды говорили: «Век живи – век учись!» Современное образование не заканчивается в 18 лет или в 23 года. Развитие технологий, усложнение производственных процессов в развитом обществе с каждым годом происходит всё быстрее и быстрее.
Мы просто вынуждены постоянно переучиваться. Но где на это найти время? Ведь и работать когда-то надо, и отдыхать. Если бы не следующий принцип, мы оказались бы в тупике развития.
17. Принцип высокой эффективности обучения.
Сегодня эффективность обучения во всём мире очень низкая. Редко кто занимается развитием способности стремительно обучаться, а также развитием упомянутых выше способностей к пониманию и мышлению. Не менее важна абсолютная память. Такая память позволяет резко сократить необходимость многократного повторения материала.
Мы обладаем всеми необходимыми технологиями, позволяющими сократить время освоения школьных программ с 11 до 7-8 лет.
18. Принцип деятельности.
Принцип деятельности в обучении глубоко и системно разработал В.В.Давыдов. В соответствии с этим принципом ученики разворачивают своё обучение на четырёх планах:
19. Принцип опережения социальной ситуации
Наш динамичный век устроен так, что пока проходит обучение, запрос на требуемые умения и навыки уже 2-3 раза существенно изменился. Обучение в таком формате будет всегда отставать от жизни, а это недопустимо. Принцип опережающего обучения заставляет нас конструировать содержание образования всегда на вырост, на перспективу. Это особое искусство, с которым существующая система образования только начала сталкиваться.
Как всегда, на передовой оказались военные технологии. До начала СВО никто не предполагал стратегическую необходимость подготовки в больших масштабах операторов беспилотных аппаратов, мы оказались не готовы к самой теме беспилотия. Важно в такие проигрышные ситуации не попадать.
20. Принцип самоуправления.
В качестве важнейшего требования к современному образованию неожиданно начала выступать стратегия образовательного самоуправления. Это тоже новый вызов для образования. Все привыкли, что образованием детей управляют взрослые. Они разрабатывают учебные планы, программы, методики, они управляют процессом.
Современное образование эпохи третьей образовательной революции выглядит иначе. Ученики с первых шагов учатся перехватывать управление. Одной из задач учителя становится обучение учеников этому искусству – ведь этот навык ему будет необходим всю жизнь в соответствии с принципом непрерывности образования.
Современный ученик понимает устройство учебных программ, владеет методиками обучения, знает каким учебником и задачником лучше воспользоваться, умеет составлять опорные конспекты, планировать свою нагрузку, а при необходимости может обучать себя и своих товарищей.
Ученик – важная опора в совместно-распределённой образовательной деятельности в сотрудничестве с учителем. Недаром одно из направлений современной педагогики называлось «Педагогика сотрудничества».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главным ресурсом первой образовательной революции был ресурс сознания, мышления, но раскрытый только для локального сообщества и при этом - фрагментарно.
Главным ресурсом второй образовательной революции стали технологии, включая классно-урочную систему организации учебного процесса. Эти технологии позволили организовать массовое образование. Я.А.Коменский всё подробно описал, даже то, в какой руке учитель должен держать мел, а в какой – тряпку или розги. Ученик при этом сменил позицию – из безграничной возможности он стал заготовкой, материалом для встраивания в производственные процессы.
Третья образовательная революция вбирает в себя всё лучшее из первой (ведущее содержание, хотя и изрядно переработанное) и из второй (массовость, технологичность).
Возможность третьей образовательной революции подготовлена открытиями десятков великих педагогов, философов, психологов, методологов и рядовых учителей. Если бы была возможность собрать сегодня за одним столом А.Киселёва, К.Ушинского, Л.Выготского, А.Макаренко, В.Сухомлинского, В.Шаталова, В.Давыдова, А.Тубельского и многих-многих других авторов и показать, что все их открытия сегодня сведены к ВПР и ЕГЭ, нам было бы стыдно за то, что мы называем образованием последнюю четверть века.
Новая образовательная ситуация назрела. Она позволяет ответить на все угрозы и вызовы современности. Она открывает возможности ничем не ограниченного социального и личностного развития.
Теперь требуется только политическая воля и решимость. Как говорится, вчера было ещё рано, но завтра уже может быть поздно.
Рекомендуем также:
Основание-1 Естественная потребность человека.
Основание-2 Изменить мы можем только себя.
Основание-3 Воля неприкосновенна.
Основание-4 Целостность сознания.
Основание-5 Лишь отдавая - получаешь.
Основание-6 Что такое возраст.
Основание-7 Базовые ценности.