Научные, философские и методологические основания клуба друзей Лаборатории целостного образования.
“Нам сегодня нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают сильную личность. Граждан страны, впитавших её ценности, истории и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить”. Из обращения Главы государства В.В.Путина к депутатам Госдумы.
🌍 Основание 5. Когда ты что-то знаешь, ты обязательно должен делиться знаниями. Лишь отдавая, ты получаешь.
Когда мы делимся знанием, это не просто акт передачи информации — это этический, познавательный и социальный акт, который усиливает и дающего, и получающего. Отдавая, мы закрепляем своё понимание, умножаем знания в обществе и создаём условия для взаимного роста; потому и получается, что «лишь отдавая, ты получаешь».
В концепции целостного образования важным элементом учебного процесса является взаимное обучение. Ученик, освоивший очередной модуль программы, сдаёт зачёт по этому материалу в три шага:
- Доказывает, что овладел знаниями (в зависимости от учебного предмета это может быть контрольный тест или диктант);
- Выступает перед аудиторией, рассказывая смысл этого модуля (такое выступление очень прокачивает понимание материала);
- Обучает одного из товарищей - кто ещё не осваивал этот модуль.
В семейном образовательном лагере «Бархатная школа» ежевечерне проходит сдача зачётов и взаимное обучение:
🌍Наглядная демонстрация
Иногда объясняем этот принцип ученикам таким шуточным образом:
- Представь, что у тебя одно яблоко и у меня одно яблоко. Мы обменялись этими яблоками. Сколько яблок теперь у нас?
- Как было, по одному!
- А теперь представь, что у тебя одна идея и у меня одна идея. И мы решили обменяться этими идеями. По сколько идей теперь у нас?
- По две!
- Этим идеи отличаются от яблок! Их количество увеличивается при взаимном обмене!
🌍 Почему это важно?
- Этическое основание (долг и ответственность)
Многие великие мыслители видели знание как общественное благо. Быть носителем знания — значит нести ответственность за его правильное применение и распространение. Удержание полезного знания ради собственной выгоды часто рассматривается как морально сомнительное. - Эпистемологическое основание (познание через коммуникацию)
Знание устойчиво тогда, когда проходит проверку в публичном обмене: объяснение другого, спор, преподавание — всё это выявляет пробелы, уточняет понятия и делает знание надёжнее. Процесс передачи в самом деле преобразует и совершенствует то, что мы «знаем». - Педагогическое основание (учить — значит учиться)
Принцип, знакомый учителям: когда вы объясняете материал другому человеку, вы глубже понимаете его сами. Педагогика учит, что диалог и совместное построение смысла — эффективнейший путь к прочному знанию. - Социально-политическое основание (общественное благо и прогресс)
Общество, где знания циркулируют, быстрее развивается. Инновации, нормы и культура накапливаются и распространяются именно через обмен знаниями. Замкнутое знание тормозит развитие; открытое — ускоряет. - Психологическое и экзистенциальное основание (смысл и радость)
Щедрость в знании приносит удовлетворение, укрепляет связи, порождает доверие. Для многих отдача знаний — источник смысла и самореализации.
🌍 Что об этом думали мудрецы прошлого?
- Платон. В диалогах Платона философ выступает как тот, кто вытаскивает знание из людей через беседу (майевтика). Мысль: знание существует в «поле» разума и раскрывается в общении — делиться им означает способствовать его рождению у других и общей истине.
- Аристотель. Для Аристотеля человек — «политическое животное»: человек реализует добродетели в сообществе. Образованное, разумное общество требует передачи воспитания и знаний, ибо добродетель и благообщность — совместные достижения.
- Конфуций. Центральная идея конфуцианства — обучение и ритуал как способы культивировать человека в сообществе. Умение и доброта ценны тогда, когда они служат обществу; наставничество и воспитание — социальные обязанности.
- Кант (в этике). Хотя кантовская этика фокусируется на долге, можно сказать: если знание позволяет людям действовать по долгу (этически), то делиться им — способ реализовать моральный императив помощи разумным существам.
- Пауло Фрейре (педагогика угнетённых). Фрейре резко критиковал «банковскую модель» образования (когда знание «кладут» в учеников). Он защищал диалогический, освобождающий подход: образование — это практика свободы, где обмен знаниями — инструмент эмпатии и политического освобождения. По Фрейре, настоящая педагогика требует взаимного обмена — учитель учится от ученика так же, как ученик учится от учителя.
- Джон Дьюи. Дьюи подчеркивал, что обучение — это социальный процесс, а школа — лаборатория демократической жизни. Деление знаниями в форме совместной деятельности делает и общество, и индивидов более способными к критическому мышлению и совместному действию.
- Мария Монтессори. Монтессори показала, что задача воспитателя — создавать среду и направлять, но не монопольно «вбивать» знание. Поделиться знанием — значит подготовить среду и дать возможности ребенку самому открыть и развить способности.
- Литераторы (Толстой, Диккенс и др.). Многие писатели демонстрировали, что информация и сочувствие к ближним меняют общество: рассказы, действующие на чувства и разум, пробуждают сострадание и побуждают к действию — это тоже форма передачи знания, которая приносит изменения обратно в жизнь автора и общества.
🌍 Примеры, иллюстрирующие принцип «отдавая — получаешь»
- Учитель, который глубоко готовится и объясняет тему доступно, часто сам видоизменяет понимание предмета и получает профессиональное и человеческое вознаграждение (уважение, новые вопросы, вдохновение).
- Ученый, публикуя результаты, получает критику, идеи для новых экспериментов и сотрудничество; замкнутость лишает его этих выгод.
- Социальный активист, который делится навыками и знаниями с сообществом, создаёт сеть взаимопомощи, из которой потом растут новые лидеры и решения — выгода возвращается в виде устойчивости и ремонта социальных проблем.
🌍 Практическая формула
- Делиться целенаправленно: не всякая информация ценна для каждого — думайте о пользе для получателя.
- Делитесь с готовностью учиться назад: ставьте обмен на равных — задавайте вопросы, слушайте ответы.
- Делитесь открыто и корректно: верность фактов и уважение — основа доверия.
- Создавайте среды обмена: встречи, статьи, уроки, мастер-классы, заметки — всё работает.
- Научившись делиться знаниями легче понять почему вообще в жизни стоит делиться чем-либо с другими людьми: радостью, сомнениями, идеями, материальными благами.
🌍 Выводы
- Отдавать знание — это одновременно моральный и прагматичный выбор. На уровне личности отдача укрепляет понимание и даёт смысл; на уровне общества — ускоряет развитие и укрепляет взаимную ответственность. В этом смысле старая мудрость оказывается верной: отдавая знание, мы умножаем его и возвращаем себе — иногда в форме новых идей, иногда в форме человеческой благодарности, а чаще — в форме лучшего мира, в котором и мы, и наши дети хотим жить.
- В массовой школе взаимообмен знаниями применяется очень редко. Ведущий процесс построен в основном на передаче знаний от учителя к ученику, либо на перекачке информации из учебника в головы учащихся. Это очень обедняет учебный процесс, лишает учеников большей части образовательного контекста.
- В концепции целостного образования этот принцип взаимообогащения знаниями - один из ведущих. Ученики легко принимают эти правила игры. Кроме чисто учебных целей это основание помогает решать воспитательные задачи, способствует лёгкой сыгровке коллектива.