Найти в Дзене

НАШИ ОСНОВАНИЯ -1

Оглавление

Научные, философские и методологические основания клуба друзей Лаборатории целостного образования.

“Нам сегодня нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают сильную личность. Граждан страны, впитавших её ценности, истории и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить”. Из обращения Главы государства В.В.Путина к депутатам Госдумы.

🏛️ Основание 1. Естественной потребностью каждого психически здорового человека является познание мира, которое начинается с познания себя.

Действительно, познание мира начинается с познания себя. Эта базовая философская идея полностью игнорируется современным образованием. Нет такой темы на ЕГЭ и не может быть.

Вспоминается известная притча, почти анекдот - о том как британский журналист в Лондонском аэропорту «Хитроу» проводил опрос на тему: «Что, по вашему мнению, является самым отвратительным на свете?»

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни…
Ответов было много, набиралась статистика. И тут журналист заметил в зале аэропорта буддистского монаха. Он задал монаху тот же вопрос.

Монах выслушал его и в свою очередь спросил журналиста:

- А ты кто?
- Я - Джон Смит!
- Нет, это только имя и фамилия. Ты кто?
- Я - журналист!
- Нет, это твоя профессия. Ты кто?
- Я - человек, в конце концов!!!
- Нет, это твой биологический вид. Ты кто?

Тут Смит начал понимать, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом.
Монах заметил:
- Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.

🌟 Познаём ли мы в школе себя?

Вроде бы такая простая и очевидная мысль, что понимание себя, особенностей своего характера, своей истории, своего мышления, своего предназначения - это база образования. Почему же эта идея отторгается системой образования? Почему массовая школа не помогает найти ответ на эти базовые вопросы? Почему в наше время исследование деепричастий и динозавров оказалось намного важнее, чем исследование себя? Или так: почему в наше время мы исследуем деепричастия и динозавров в отрыве от исследования себя?

В российской массовой школе даже есть такой предмет с очень странным названием "Окружающий мир". Он нас окружает, мы отстреливаемся. И, конечно же, нет такого учебного предмета "Наш внутренний мир". Вероятно, исследовать свой внутренний мир представляется слишком сложной задачей для молодых людей. Но может из-за этого их и приходится постоянно мотивировать к изучению внешнего мира? Ведь если человек не понимает даже себя, насколько ему интересно познавать всё остальное?

🔥 Предварительный вывод:

Массовая школа воспитывает психически больных детей и подростков. Для них познание мира не является естественной потребностью. Их необходимо заставлять учиться, "строить", мотивировать, дисциплинировать и всяческими способами убеждать, что учиться и познавать мир - это интересно и полезно.

Посмотрим, что по этому поводу думали великие мыслители прошлого.

Сократ, Древняя Греция

Фраза «Познай самого себя» — надпись на храме Аполлона в Дельфах — стала основным принципом сократовской философии.
Сократ считал, что человек не может постичь истины о мире, если не понимает,
что он сам собой представляет, каковы его мысли и убеждения. Самопознание — начало мудрости и нравственного совершенства.

Рене Декарт (XVII век)

Декарт начинал познание с сомнения во всём, но находил несомненное основание в самосознании:

«Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, существую».
Для него познание мира возможно только после осознания себя как мыслящего субъекта. Иными словами,
«познание мира начинается с познания Я» — это у Декарта становится рациональным принципом философии.

Иммануил Кант (XVIII век)

Кант развил эту линию в критической философии. Он показал, что человек не просто воспринимает мир, а структурирует его через формы собственного сознания.

Мы не видим «вещи как они есть сами по себе» (вещи-в-себе), а лишь явления, оформленные нашим умом.
Следовательно, чтобы понять, как мы познаём мир, нужно сначала понять как устроен наш разум — его формы, категории, законы мышления.

Как писал Кант:

«Мы не можем познать предметы иначе, как через те формы, которые наш рассудок и чувства привносят в восприятие».

Отсюда — ключевая идея: самопознание (познание субъекта познания) — условие всякого познания мира.

Гегель (XIX век)

Гегель развил мысль Канта в сторону того, что мир и человек познают себя через взаимное отражение. Познание — это процесс, в котором Дух (Разум) постепенно осознаёт самого себя в истории и культуре.

«Познание мира есть путь Духа к самопознанию».

То есть у Гегеля мир — не нечто внешнее, а проявление всеобщего Разума, и человек, познавая мир, фактически познаёт самого себя как часть этого Разума.

Лев Толстой

Толстой утверждал, что истинное знание начинается с внутреннего прозрения.

Он писал:

«Познать мир можно только через познание себя. Пока человек не познал себя, он не знает ничего».

Для Толстого самопознание — прежде всего
нравственное: понять себя — значит понять добро и зло в себе, найти духовное основание жизни. Без этого любое внешнее знание — пустое и поверхностное.

Фёдор Достоевский

В его философии и литературе ведущий мотив внутреннего самопознания человека через страдание, свободу и выбор.

Достоевский считал, что истинное понимание мира невозможно без понимания
тайны человеческой души, без осознания её двойственности — добра и зла, веры и сомнения.

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и если будешь разгадывать всю жизнь — не говори, что потерял время».

Для него самопознание — путь к духовному пробуждению и к постижению смысла бытия.

Владимир Соловьёв

Соловьёв объединял философию, религию и этику, утверждая, что истинное познание — это синтез знания, любви и веры.

Он писал о
«всеединстве», в котором человек, познавая себя, открывает свою связь с миром и Богом.

Познание самого себя у Соловьёва — не замыкание в индивидуальном «я», а раскрытие в себе
всеобщего начала, части космоса и духа.

Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Павел Флоренский

Философы русской религиозной мысли начала XX века развивали идею внутреннего самопознания как духовного акта.

Бердяев особенно ясно писал:

«Познать мир можно только через познание своей свободы».

Он считал, что познание — это не холодное отражение мира, а
творческий акт духа, через который человек раскрывает и мир, и самого себя.

Флоренский же видел в самопознании путь к Богу, к истине как живому переживанию.

Советская философия

В советский период эта тема интерпретировалась материалистически.

  • Согласно диалектическому материализму, познание — это отражение объективного мира в сознании человека, а самопознание — форма этого процесса, когда человек осмысливает своё место в обществе и природе.
  • Ленин писал:
    «Познание человека не есть нечто иное, как отражение природы человеком».

    Но даже здесь сохранялась идея, что
    человек — активный субъект познания, а не пассивный наблюдатель.
  • В поздней советской философии (например, у Б. Г. Ананьева, Э. В. Ильенкова) развивалась идея человека как самопознающего и самотворящего существа.

    Ильенков писал, что через деятельность человек не только преобразует мир, но и
    осознаёт самого себя как разумное, общественное существо.

Выводы

1. И многих великих мыслителей, от Сократа до Э.Ильенкова прослеживается общая мысль:

Чтобы понять внешний мир, человек должен понять самого себя — того, кто этот мир познаёт.

Это не просто психологический совет, а философский закон: объект познания всегда зависит от субъекта, а истина рождается в их взаимодействии.

2. Познавать себя-познающего означает исследовать свой метод познания, фиксировать и развивать его. Это позволяет описывать собственное мышление, понимать, что для понимания смыслов литературных произведений требуются одни методы, а для понимания работы своего организма - другие.

К 5-6 году обучения ученик должен обладать несколькими развитыми способами мышления: исторического, аналитического, понимающего, конструктивного, художественного, математического, исследовательского, изобретательского, методологического.

3. Современное образование игнорирует этот закон. В результате молодые люди исследуют мир как отстранённую от себя мёртвую материю, как что-то чужое. Поэтому молодых людей приходится непрерывно мотивировать.

На самом деле если принять за основу этот философский закон, познание мира становится естественной потребностью каждого психически здорового человека. Мы же не мотивируем подростков к дыханию.

Основание-2

Основание-3

Основание-4

Основание-5

Основание 6