Найти в Дзене

НАШИ ОСНОВАНИЯ - 2

Научные, философские и методологические основания клуба друзей Лаборатории целостного образования. “Нам сегодня нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают сильную личность. Граждан страны, впитавших её ценности, истории и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить”. Из обращения Главы государства В.В.Путина к депутатам Госдумы. Фраза «Изменить мы можем только себя» не означает пассивность или отказ от действия. Она говорит о том, что источник изменений в мире — человек, его сознание, его внутреннее состояние. Когда человек меняет взгляды, ценности, мотивы, отношение к жизни, — меняются и его поступки, а через них — окружающая реальность. Любая реформа без внутреннего изменения личности остаётся поверхностной и быстро разрушается.
Истинные перемены начинаются изнутри — из области сознания, духа, воли. Как минимум, это полезная установка для учителя. Хочешь р
Оглавление

Научные, философские и методологические основания клуба друзей Лаборатории целостного образования.

“Нам сегодня нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают сильную личность. Граждан страны, впитавших её ценности, истории и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить”. Из обращения Главы государства В.В.Путина к депутатам Госдумы.

🏛️ ОСНОВАНИЕ 2. Изменить мы можем только себя.

Фраза «Изменить мы можем только себя» не означает пассивность или отказ от действия. Она говорит о том, что источник изменений в мире — человек, его сознание, его внутреннее состояние.

Когда человек меняет взгляды, ценности, мотивы, отношение к жизни, — меняются и его поступки, а через них — окружающая реальность. Любая реформа без внутреннего изменения личности остаётся поверхностной и быстро разрушается.

Истинные перемены начинаются
изнутри — из области сознания, духа, воли.

🌟 Как эта идея может работать в школе?

Как минимум, это полезная установка для учителя. Хочешь развивать учеников? Начинай с себя!

Тяжелое впечатление оставляют некоторые опытные учителя, решившие, что им больше учится и развиваться нет необходимости. Ученики незаметно берут с них пример и останавливаются в развитии.

Наверное, таким учителям можно вспомнить, что мир непрерывно меняется. В учебниках и методичках об этих изменениях никогда не бывает написано. Мы обязаны быть живыми и любознательными, только в таком состоянии мы можем оказаться полезными для учеников.

🌟 Как это понимали великие мыслители

Сократ

Ещё в Древней Греции он учил:

«Познай самого себя» — это путь к добродетели и гармонии.

Для Сократа изменение себя — это путь к
истинному добру.

Он считал, что
невежда не может быть добродетельным, а значит, не способен улучшить мир, пока не исправит собственное неведение.

Будда

Один из самых ярких сторонников этого принципа.

Будда учил, что страдание в мире возникает из
внутренних состояний — невежества, жадности, гнева.

«Победи себя — и ты победишь тысячу врагов».

Изменение мира начинается с
очищения ума и сердца, с внутреннего просветления.

Лев Толстой

Толстой прямо писал:

«Каждый думает изменить мир, но никто не думает изменить себя».

Он видел в самосовершенствовании
главный нравственный долг человека.

С его точки зрения, общественное зло — лишь следствие зла в душе каждого, а потому
моральное самоочищение важнее политической борьбы.

Толстой верил, что
внутреннее изменение личности создаёт цепную реакцию добра, которая действительно может преобразить мир.

Махатма Ганди

Ганди вдохновлялся именно Толстым. Его знаменитая фраза стала символом ненасильственного сопротивления:

«Будь тем изменением, которое хочешь видеть в мире».

Он доказывал своим примером, что
внутренняя сила правды, совести и ненасилия (сатьяграха) способна изменить целую империю.

Для него изменение себя — это
политический и духовный акт.

Фридрих Ницше

Хотя Ницше критиковал мораль Толстого и христианства, но он тоже говорил об изменении человека как главном условии развития мира.

«Стань тем, кто ты есть».

Он считал, что человек должен
преодолеть самого себя, превзойти собственные слабости и стереотипы — и только тогда сможет преобразить действительность.

Его идея
сверхчеловека — это как раз образ человека, изменившего себя до уровня творца новых ценностей.

Карл Маркс

Интересно, что и у Маркса есть обратный взгляд:

«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Однако далее Маркс он показывал путь изменений через
осознание человеком своих общественных условий (то есть через самопознание).

Понять свою зависимость от сложившейся системы — значит начать её преобразовывать.

Николай Бердяев

Русский философ писал:

«Мир меняется не извне, а изнутри — через человека».

Он считал, что
вся история — это история духовных состояний человека, и что внешние революции бесплодны без внутренней.

Для Бердяева
самоизменение — это творческий акт, в котором человек становится со-творцом мира.

Современное понимание

В теориях системного мышления и нейропсихологии утверждается:
Изменяя своё восприятие, мы изменяем контекст, а значит, и систему, частью которой являемся.

Выводы

1. Тезис «Если хочешь изменить мир — начни с себя» выражает универсальный философский закон:

Мир человека отражает его внутреннее состояние.

Это признали мыслители разных эпох и культур — от Будды и Сократа до Толстого, Ницше, Ганди и Бердяева. Истинная революция начинается не с разрушения внешнего, а с преобразования внутреннего — мыслей, чувств, сознания. Лишь изменив себя, человек способен стать источником подлинных перемен в мире.

2. Современное массовое образование, как правило, игнорирует и этот философский закон. Учителя стремятся к изменению детей, но очень редко - к изменению себя. Ученики тоже не знают как можно изменять себя, они привыкли воспринимать себя как некую данность, неизменность.

3. В Лаборатории целостного образования разработаны эффективные методы изменения себя. Многие люди боятся изменений, переосмысления своих оснований. Для них смена картины мира или базовых представлений всегда сопровождаются болезненными психологическими переживаниями. Но необходимо признать, что мы живём в очень динамичном мире, приходится и себя подстраивать к стремительным переменам. Мы постоянно переосмысливаем свои основания, корректируем свои методы мышления, это уже вошло в привычку. В частности, данный текст - результат такого переосмысления.

Основание-1

Основание-3

Основание-4

Основание-5

Основание-6