Найти в Дзене
Тульская служба новостей

«Опять двойка»: Можно ли ругать и наказывать ребенка за плохие оценки

Оглавление
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Школа – прекрасная пора, когда дружба крепнет быстрее уроков, каникулы кажутся вечностью, а мир открыт для новых впечатлений и приключений. Всё было бы прекрасно, если бы не оценки. Они превращаются в настоящую головоломку, пугают своей непредсказуемостью и заставляют волноваться не только учеников, но и их родителей. Но, что делать родителям, если их дети постоянно приносят одни «двойки» и «тройки»? Стоит ли ругать и наказывать? Разбираемся в материале ТСН24 с психологом Екатериной Леоненко.

Говорим об успеваемости правильно

Как отмечает специалист, главная задача родителя – не просто оценить отметку, а понять, почему она появилась. Психолог объясняет, что причины могут быть разные:

  • Иногда дело в недостатке знаний.
  • Иногда в трудностях с вниманием или мотивацией.
  • А бывает, что ребёнок просто устал или переживает из-за атмосферы в классе или семье.
«Говорите не «Почему опять двойка?!», а «Что именно было сложно? Как я могу помочь?». Так ребёнок понимает, что родитель не обвиняет, а поддерживает», – советует Екатерина Леоненко.

Также специалист обращает внимание на еще один важный момент – поддерживать баланс между похвалой и конструктивным обсуждением проблем.

«За любые усилия ребёнка, пусть даже небольшие, обязательно хвалите. Когда речь идёт об ошибках, важно обсудить их спокойно, совместно ища пути улучшения ситуации, а не критиковать и ставить клеймо «бестолкового», – резюмирует врач.

Ты – безнадежен

Многие родители считают, что чем они будут строже относиться к детям, тем лучше будет виден результат. Однако постоянные упреки и порицания за плохие оценки чреваты негативными последствиями:

  • Появляется боязнь совершить ошибку. Это проявляется в попытках списывания, избегании предметов, по которым стабильно возникают проблемы.
  • Отношения с родителями ухудшаются. Дети начинают замалчивать неудачи, перестают доверять родителям и даже начинают обманывать их.
«Также появляется снижение мотивации, так как отрицательное подкрепление работает хуже, чем положительное. У ребёнка появляется ощущение, что сколько ни старайся, всё равно недостаточно», – говорит специалист.

Простить и понять

Чтобы избежать негативных последствий, психолог советует родителям придерживаться следующих рекомендаций:

1. Разобраться в причинах. Может, у ребёнка трудности с вниманием, нужно больше практики или помощь репетитора.

2. Не сравнивать с другими. Фразы вроде «А вот Петя учится лучше!» разрушают самооценку.

3. Договариваться о мини-целях. Не «стань отличником», а «давай попробуешь улучшить на один балл по алгебре в следующей четверти».

4. Поддерживать интерес. Если ребёнок увлечён спортом, музыкой или техникой - цените это, даже если оценки по истории «хромают». Жизнь ребенка не строится вокруг одной сферы или одного школьного предмета.

«Оценки не важны: отличники сидят в офисе за копейки, троечники - бизнесмены»

Как отмечает специалист, подобные аргументы подростки часто используют, как защиту. Родители, которые услышали подобное, нередко реагируют негативно. В таком случае необходимо провести правильную и конструктивную беседу.

«Важно не спорить на эмоциях, а показать реальность. Размышляйте с ребенком о том, что дает школьная успеваемость и как формируется успех, а также о том, какие качества формируются в процессе обучения (настойчивость, трудолюбие и умение учиться новому)», – советует Екатерина Леоненко.

Как отвечать на подобные слова ребенка?

«Ты прав, одни только оценки не гарантируют успеха. Но они помогают понять, где твои сильные и слабые стороны. Давай вместе разберёмся, что можно подтянуть, чтобы тебе самому было легче»)», – рекомендует врач.

Психолог отмечает, главное для родителей помнить, что плохие оценки – это сигнал, а не приговор. Ребенку важнее чувствовать, что его понимают и готовы поддержать. Если родитель становится союзником, а не судьей, школьные трудности преодолеть гораздо легче.

Ранее Тульская служба новостей писала о том, почему люди ностальгируют и хотят вернуться в школьные или студенческие времена.