Продолжим обзор альбомов, вышедших в 1975-м году, которые по праву относят к коллекции «золотой эпохи рока». У каждого из них найдётся великое множество почитателей, часть из них оставила неизгладимый след в жизни тех поколений до такой степени, что их слушают и поныне. И это справедливо, ведь год-то был какой! Безусловно, не все единодушны в своих оценках, и это нормально, поскольку все мы – разные, и случается, что какая-то музыка просто не находит у нас отклика. Как бы то ни было, поговорить об этом стоит.
Величайшие легенды классического рока выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет. Начало здесь:
Elton John «Captain Fantastic and the Brown Dirt Cowboy», лейблы «DJM» «MCA»
Девятый полноформатник Элтона Джона, выпущенный 23 мая, представляет собой концептуальный альбом, в котором Элтон (Captain Fantastic) и его многолетний автор текстов Берни Топин (the Brown Dirt Cowboy) вспоминают о своих трудностях на пути к славе. Вместо того, чтобы гнаться за хитами, дуэт создал историю, исследующую темы отвержения, амбиций, идентичности и жизнестойкости. Самая известная песня с альбома – навязчивая баллада «Somebody Saved My Life Tonight», в которой Джон признаётся, что подумывал о самоубийстве во время своей помолвки с Линдой Вудроу.
Это был последний альбом 70-х годов с оригинальным составом группы Элтона Джона: гитарист Дэйви Джонстон, басист Ди Мюррей и барабанщик Найджел Олссон. В отличие от довольно быстрого, почти фабричного процесса сочинения и записи за несколько дней, команда, работая над новым альбомом, провела большую часть месяца в студии «Caribou Ranch». И результат того стоил – на выходе получился поп-рок экстра-класса, порой даже с заходом в прог. В интервью 2006 года Элтон Джон заметил: «Я всегда считал, что «Captain Fantastic», вероятно, был моим лучшим альбомом, потому что он никоим образом не был коммерческим».
Замысловатая обложка была разработана поп-художником Аланом Олдриджем, который использовал фантастические образы с картины Иеронимуса Босха «Сад земных наслаждений».
Помимо того, что он стал переломным в личном плане, диск также стал прорывным и в коммерческом, став первым альбомом, дебютировавшим на первом месте в американском чарте «Billboard 200». За четыре дня после релиза было продано 1,4 миллиона копий альбома, и он оставался на первой строчке рейтинга в течение семи недель. В британском чарте альбомов он достиг 2-го места. В 2012-м релиз занял 158-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».
Todd Rundgren «Initiation», лейбл « Bearsville»
Шестой студийный альбом американского музыканта Тодда Рандгрена, выпущенный 23 мая, «Initiation» является, пожалуй, самым прогрессив-роковым релизом музыканта как сольного исполнителя, так и участника группы Utopia. К этому времени Тодд полностью осознал потенциал синтезатора как средства достижения тех звуков, которые он искал, и к счастью, это совпало с периодом, когда он написал несколько своих самых вдохновенных произведений. В отличие от группы, в которой Рандгрен ограничивался игрой на гитаре, большая часть синтезаторов на «Initiation» была сыграна и запрограммирована самим Тоддом.
Лонг-плей был рекордно продолжительным – 67 минут. Ввиду этого, чтобы всё компактно уместилось на одной пластинке, ряд технологических вещей пришлось усложнить, а на внутреннюю сторону обложки поместили предупреждение: «Из-за большого количества музыки на этом диске (более часа) необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, если ваша игла изношена или повреждена, это немедленно испортит диск. Во-вторых, если звук в вашей системе кажется недостаточно громким, попробуйте перезаписать музыку на кассету».
Довольно сложный музыкальный язык диска оживляет открывашка «Real Man» – одна из самых коммерческих песен Тодда. В целом же первая сторона представляет из себя вдохновенный мистический эпос с заигрываниями течений дзен-буддизма. Пережив потрясение от более получаса превосходной музыки, мы переворачиваем диск, чтобы услышать многочастную 36-минутную пьесу «A Treatise on Cosmic Fire», причём, очень часто без особо выраженных мелодий. Не спешите тотчас её выключать, постарайтесь вслушаться, – возможно, вам понравится.
Рецензенты не оценили по достоинству «Initiation», назвав его «оргии показного мастерства, создающие эффектную смесь электронного фальши. Когда-то Рандгрен был одним из самых ярких представителей поп-музыки, а теперь делает всё возможное, чтобы стать самой впечатляющей жертвой технологического излишеством в этой сфере». Тем ни менее, сей опус достиг 83-й строчки в чарте «Billboard Pop Albums».
Paul McCartney and Wings «Venus and Mars», лейбл «Capitol»
Четвертый студийный альбом группы Wings Пола Маккартни. Выпущенный 27 мая в продолжение «Band on the Run», «Venus and Mars» продолжил серию коммерческих успехов Макки и стал отправной точкой для годичного мирового турне. Пол принял в группу гитариста Джимми Маккаллоха и барабанщика Джеффа Бриттона. Запись альбома проходила в Лондоне, Новом Орлеане и Лос-Анджелесе. Во время сессий из-за личных разногласий Бриттон уволился через девять месяцев, сыграв только на трёх новых песнях, что вынудило Маккартни для завершения работы над альбомом нанять американского барабанщика Джо Инглиша.
Пол Маккартни в качестве комментария к этому альбому резюмировал своё послание одной строкой: «Рок для влюбленных повсюду, потому что, по сути, это всё». Дайкири в стиле яхт-рок «Listen to What the Man Said» – один из его самых ярких хитов 70-х, в котором он, как гуру любви, воспевает «Это чудо, детка!». Он сыграет а-ля смузи для Фреда Астера «You Gave Me the Answer» и отдаёт дань почтения в качестве фаната комиксов Marvel на «Magneto and Titanium Man». Но самый прекрасный момент – «Love in Song», баллада о дождливом дне, исполненная горько-сладкой 12-струнной гитарой, в которой Макка мечтает о «счастье на родине».
Альбом возглавил чарты в США, Великобритании и ещё ряде стран. Сингл «Listen to What the Man Said» был столь же успешен. «Venus and Mars» получил в основном положительные отзывы музыкальных критиков, но в конечном итоге был признан уступающим своему предшественнику.
Eagles «One of These Nights», лейбл «Asylum»
Четвёртый студийный альбом американской рок-группы The Eagles, выпущенный 10 июня, стал для них коммерческим прорывом, превратив в международных суперзвёзд. Уже в июле того же года пластинка стала первым альбомом группы, занявшим первое место в чарте «Billboard Top LPs & Tape», а три сингла с неё вошли в топ-10. Альбом разошёлся тиражом в четыре миллиона копий и получил на «Грэмми» номинацию «Альбом года».
Хотя на «One of the Nights» «Орлы» снова исследовали холодную и тёмную изнанку Лос-Анджелеса, в музыкальном плане они никогда прежде не звучали вкуснее. Фальцетные гармонии взлетали в стратосферу, а такие песни, как «After The Thrill Is Gone», были моментами, которые можно было бы отнести к числу лучших в сете группе.
Заглавный трек – это увесистый белый ритм-энд-блюз с грувом, вдохновлённым Элом Грином; «Lyin" Eyes» возводит позолоченный дворец греха в кантри-роковом обрамлении; а «Take It to the Limit», частично вдохновлённая песней Гарольда Мелвина и «If You Don"t Know Me By Now» от Blue Notes, возможно, является их лучшим групповым вокальным исполнением.
На «Hollywood Waltz» присутствует грустная красота кантри, в то время как такие песни, как сатанинский софт-прог-эпос «Journey of the Sorcerer» и экологическое предупреждение «Too Many Hands», вызывают скрытое беспокойство. Всё в совокупности заставляет эту запись предстать занятной поделкой, если иметь в виду, что парни в скорости приступят к своему шедевру на все времена – «Hotel California».
Uriah Heep «Return to Fantasy», лейбл «Bronze»
Восьмой студийник «Хипов», выпущенный 13 мая, в мире больше всего известен своей заглавной песней «Return to Fantasy», с драйвовым ритмом и пульсирующими клавишными. Другой «художественной» изюминкой альбома является «Beautiful Dream» – клавишная песня с прекрасными вокальными партиями, интересными магическими ощущениями и хорошими рок-темами.
К этому этапу карьеры «Хипов» Гэри Тэйна заменил виртуоз бас-гитары Джон Уэттон, игравший прежде с Family, King Crimson и Roxy Music. И первый же с ним записанный альбом встретят вполне благосклонно критики и восторженно – поклонники. Группа, словно вдохновлённая предыдущими экспериментами, вернулась к прежней стилистике начала 70-х, только уже на более высоком уровне, обогатив музыку яркими прог-роковыми находками.
Успех его превзошёл все ожидания, во всяком случае, дома. Он оказался единственным альбомом группы, попавшим в десятку лучших в британских чартах, поднявшись на 7-е место, войдя в топ-10 ещё ряда стран. А вот в Штатах он был лишь 85-м.
Дэвид Байрон всё ещё находится в прекрасной вокальной форме, поэтому Уэттон становится практически сессионным басистом, лишь изредка подключившись на бэк-вокале. Зато в ударе Кен Хенсли, написавший и аранжировавший основной материал. Он разукрашивает звуковую колоратуру альбома с помощью напористых клавишных, туманных мелодий и мистической лирики. Вторая часть пластинки даже более разнообразна, в ней есть пара прекрасных баллад, позволяющих Байрону проявить свою более чувствительную сторону.
Несмотря на то, что в целом это был прекрасный альбом, он не полностью соответствовал тем невероятно высоким стандартам, которые группа установила для себя. Так, тот же Хенсли был безжалостно самокритичен: «Я считаю, что «Return To Fantasy» был далеко не лучшим альбомом Uriah Heep. Многие иные работы нашей группы заслуживали куда как большего успеха».
Elf «Trying to Burn the Sun», лейбл «MGM»
Третий по счёту и последний альбом американской рок-группы Elf вышел в июне. Группа, которой вскоре предстояло превратиться в Rainbow Ричи Блэкмора, снова обрела форму: чрезмерно разнообразный предыдущий релиз «Carolina County Ball» (1974) слишком расширил их границы. Однако, парни сдержали менее акцентированные элементы, чтобы создать солидный альбом, в котором по-прежнему звучит фортепиано Микки Ли Соула, но на этот раз гитара Стива Эдвардса заиграла чуть ярче. Блюз-рок, буги, оркестрованные баллады и хард-рок довольно гармонично уживаются здесь вместе, ничуть не обременяя критиков в попытке навешивания ярлыка жанровой принадлежности.
Среди выдающихся композиций – «Wonderworld» и «Streetwalker», которые почему-то оказались в конце альбома, несмотря на их сильную мелодичность и музыкальность. Вокалист Ронни Джеймс Дио, как и следовало ожидать, во всём хорош, в его арсенале появились более жёсткие фразы, чем раньше, – то, что сослужит ему хорошую службу, когда он перейдёт в Rainbow, а затем в Black Sabbath и Dio. Наряду с басистом Крейгом Грубером и барабанщиком Гэри Дрисколлом в составе группы на обложке упоминается перкуссионист Марк Насиф, хотя на самом деле он не участвовал в сессиях, его вклад ограничивался лишь работой на сцене. Плюс в этот раз для записи нескольких треков был приглашен оркестр.
То, что этот альбом быстро исчез из поля зрения после его выхода, было неудивительно, ведь ядро группы – Дио, Соул, Грубер и Дрисколл – попросили записать сингл «Black Sheep Of The Family» бывшего участника Deep Purple Ричи Блэкмора. Сессии быстро превратились в альбом Rainbow, а затем и в намечающееся турне нового коллектива. А это означало, что звукозаписывающий лейбл по понятным причинам отказался от любых попыток продвигать релиз группы, которой, по сути, больше не существовало. И это досадно, потому что Elf находились на пике своих возможностей – только их одноименный дебют превосходит «Trying to Burn the Sun». Возможно, Elf никогда не добились бы такого же успеха, как Rainbow, но они, несомненно, заслуживали гораздо большего внимания.
Fleetwood Mac «Fleetwood Mac», лейбл «Reprise»
Десятый студийный альбом Fleetwood Mac был выпущен 11 июля в Штатах и 1 августа в Великобритании. В 1974 году Fleetwood Mac переехали из Англии в Калифорнию, и это был первый альбом с Линдси Бакингемом в качестве гитариста и Стиви Никс в качестве вокалистки, после того как Боб Уэлч покинул группу в конце 1974 года. Он был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA) как 9-кратный «платиновый» и ожидаемо занял первое место в американском чарте «Billboard 200». А вот в британском «Albums Chart» он был лишь 23-м.
Линдси и Стиви представили несколько песен, в том числе открывающую «Monday Morning» Бакингема и ставшие классическими «Rhiannon» и «Landslide» Никс, каждая из которых продемонстрировала новый калифорнийский блеск. Это, в сочетании с гипнотическими «Over My Head» и «Warm Ways» Кристин МакВи, вдохнуло новую жизнь в группу. Очередной одноимённый альбом второй раз позволил группе познакомить аудиторию с их новой главой. В 2012 году диск занял 182-е место в списке «500 величайших альбомов всех врёмен».
Black Sabbath «Sabotage», лейблы «NEMS», «Vertigo», «Warner Bros.»
Шестой студийный и, как многие полагают, их лучший альбом был выпущен 28 июля. Он был спродюсирован гитаристом Тони Айомми и Майком Бутчером. Релиз стал подтверждением мнения, что настоящее искусство создаётся под давлением неблагоприятности. Альбом был записан в разгар судебной тяжбы с бывшим менеджером группы – Патриком Миханом. Стресс, вызванный продолжающимися юридическими проблемами группы, проник в процесс записи, вдохновив на название альбома.
Вопреки внешним обстоятельствам диск оказался насыщен такой грандиозной внутренней силой! Это была работа градации «шедевр», и со стороны музыкальной прессы он поучил в целом тёплый критический прием. Так, авторитетный журнал «Rolling Stone» написал: «Sabotage – это не только лучшая запись Black Sabbath со времен Paranoid , но и, возможно, их лучшая за всю их историю». Парни неосознанно продолжили путь по прото-прогрессив-металлической стезе предыдущего альбома. Тем более, что в помощь был приглашен клавишник с академическим образованием – Джеральд Вудрафф, который повлияет на концепцию альбома. «ЧёрноСубботники» серьезно пробились сквозь хаос и шум, выписывая тяжелые, агрессивные песни, такие как «Hole in The Sky», «Symptom of the Universe», «Supertzar» и «Megalomania», которые составляют самые могущественные моменты в их каталоге.
Надо отметить, что по большому счету «Sabotage» оказался незаслуженно самым недооценённым альбомом Black Sabbath. Он был сертифицирован только «Silver» статусом в Великобритании и «Gold» в США, став на тот момент первым релизом группы, который не достиг там статуса «Platinum». В чартах его позиции были соответственно №7 в «UK Albums Chart» и №28 в «Billboard 200» США. Видимо, та часть публики, что привыкла к прежнему кристально незамутненному музыкальному языку группы, не смогла по-настоящему проникнуться более сложной стилистикой. В 2017 году журнал «Rolling Stone» поставил его на 32-е место в списке «100 величайших метал-альбомов всех времён».
Gentle Giant « Free Hand», лейблы «Chrysalis» и «Capitol»
Седьмой студийный альбом британской прогрессивщиков Gentle Giant вышел в июле в Штатах и 22 августа в Великобритании. Он известен своими высокими производственными качествами, а также менее диссонансным и более доступным ощущением, чем их предыдущий альбом «The Power and the Glory». «Free Hand» традиционно предстал плавильным котлом стилей и был записан в апреле 1975 года на лондонской студии «Advision». Он, безусловно, опередил своё время и по сей день слушается очень интересно.
Ингредиенты здесь, как и в предыдущих предложениях «Нежного гиганта», представляют собой смесь рока, классики, барокко, фолка, хорового пения и джаза. В их прогрессивной и сложной музыке, состоящей из вокальных гармоний высокого тенора и баритона, синтезаторов, флейт, скрипок, виолончели, арфы, виброфонов, маримб, а также более стандартных клавишных, баса, гитар, саксофона, барабанов и фортепиано присутствует такое множество стилей, сложных метрических размеров и смен ритма и гармоний, что возникает вопрос, как пятёрка музыкантов исхитрилась такое замыслить, записать, а затем и добиться с этим релизом коммерческого успеха. Ведь это был их самый высокий в чартах альбом – «Топ-50» в «Billboard 200» США и 26-я позиция в Великобритании.
Procol Harum «Procol's Ninth», лейбл «Chrysalis»
Восьмой студийный альбом (и девятый, если считать и концертник) британцев Procol Harum появился на свет 1-го августа 1975 года. В отличие от предыдущих пластинок, проработанных Крисом Томасом и «Air Studios» Джорджа Мартина, «Procol's Ninth» был спродюсирован именитыми американскими авторами песен – Джерри Лейбером и Майком Столлером. Правда, традиционно основной материал для альбома написали Гэри Брукер и Кит Рид. Но в качестве своеобразной платы двоица сонграйтеров настояла на том, чтобы включить и песню их авторства – «I Keep Forgetting», впервые спетую Чаком Джексоном ещё в 1962 году. Помимо этого, вопреки желанию группы, в сет-листе оказался и ремейк песни The Beatles «Eight Days a Week». Но лучшим был всё же открывающий трек «Pandora's Box», который был написан Брукером и Ридом ещё в начале карьеры группы.
Показательно, что после кончины Брукера в феврале 2022-го многие радиостанции классического рока наряду с самой известной композицией Procol Harum «A Whiter Shade of Pale» ставили в эфир именно «Pandora's Box».
Объяснимо этот релиз отличался от предыдущего альбома направленностью и гораздо более резким «американским», немного ритм-энд-блюзовым звучанием, чем более сложные работы Криса Томаса. Но это была, пожалуй, лучшая работа второй эры Procol Harum (после ухода Робина Трауэра) – она не столь же помпезна, как их остальные альбомы. Согласно интервью с гитаристом Миком Грэбхемом, Лейбер и Столлер сосредоточились не столько на саунде, сколько на «структуре песен». Группа оказалась помещена в несколько не свойственные ей рамки, но такое проделывать время от времени полезно. С коммерческой точки зрения успех был относительным – №52 в Штатах и №41 в Великобритании.
Rainbow «Ritchie Blackmore's Rainbow», лейблы «Oyster» и «Polydor»
«Ritchie Blackmore's Rainbow» – дебютный студийный альбом американо-британской рок-группы Rainbow, выпущенный в 1975 году. Во время студийных сессий в Тампа-Бэй, штат Флорида, 12 декабря 1974 года Блэкмор первоначально планировал записать лишь сольный сингл «Black Sheep of the Family» – кавер-версию трека группы Quatermass 1970 года выпуска – и новую композицию «Sixteenth Century Greensleeves», которая должна была стать би-сайдом. Среди других музыкантов, участвовавших в записи, были певец и автор фэнтазийных текстов из группы Elf – Ронни Джеймс Дио, а также из неё же барабанщик Гэри Дрисколл и виолончелист Хью Макдауэлл из ELO. Удовлетворившись двумя треками и химией, возникшей между ним и Дио, Блэкмор решил продлить сессию и записать уже полноценный альбом.
В феврале и марте 1975 года, когда образовался перерыв в туре Deep Purple, наряду с Дио и Дрисколлом остальные участники Elf – клавишник Микки Ли Соул и басист Крейг Грубер – были задействованы для записи полноценного альбома Блэкмора в студии «Musicland» в Мюнхене. Хотя изначально планировалось, что это будет сольник музыканта, пластинка была анонсирована как «Ritchie Blackmore's Rainbow», а позже стала и новым проектом «Человека в чёрном». Продюсерами выступили сам Блэкмор, Дио и Мартин Бёрч.
«Self Portrait» источала элегантность, благодаря извилистому риффу Ричи, структуре вальса на 3/4, акцентам тамбурина и печальному повторяющемуся припеву Ронни. «Catch the Rainbow» называют «самой красивой и чистой балладой в карьере Ричи Блэкмора», а «Temple of the King» – одной из самых романтичных и элегических песен, записанных группой. Барабаны здесь звучат так жалобно, гитары звенят и создают идиллическую, в стиле The Beatles, атмосферу, а бас волнообразно движется под напором голосов, пронизывающих композицию.
Издание «Louder», включившее пластинку в свой список «Лучших рок-альбомов 1975 года», пишет: «Дебютный альбом Rainbow включал в себя несколько отличных треков, среди которых, пожалуй, лучшим был «Man On The Silver Mountain». И даже когда написание песен давало сбои, виртуозное соло Блэкмора и харизматичный голос Ронни Джеймса Дио доводили дело до конца». Благодаря богатому голосу Дио и поэтичным фантастическим текстам, идеально соответствующим барочному вкусу Блэкмора, «Ritchie Blackmore’s Rainbow» стал рождением того, что позже назвали жанром «касл-метал».
Блэкмор и Дио занимались промоушеном альбома. Он имел умеренный коммерческий успех, но был хорошо принят критиками. Тем не менее, Ричи не был удовлетворён репетициями тура в поддержку релиза и решил уволить Грубера и заменить его на Джимми Бэйна на басу, а после этого он избавился и от Дрисколла, заменив его барабанщиком Кози Пауэллом. Из-за такого самоуправства Соул тоже решил уйти из группы, чтобы сыграть на альбоме Роджера Гловера и гастролировать с группой Иэна Гиллана. Этот первый состав никогда не выступал вживую, и на фотографиях, использованных для оформления обложки альбома, Блэкмор запечатлён вместе с Deep Purple и Elf, играющими вживую.
Дебютный альбом имел успех, дойдя до 30-й строчки в американском чарте «Billboard 200» и 11-й – в британском «Albums Chart»
Продолжение здесь:
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал
☢️ Другие статьи этой тематики: