Как говорится, год олимпийский – не только для олимпийцев. В череде 70-х годов музыкальные особенности 1972-го были не менее впечатляющие, чем предыдущих двенадцати месяцев. Царствовали хард-рок и глэм-рок, а прогрессив-рок в различных своих проявлениях завоевывал всё большую популярность. Концертные альбомы, к которым ранее относились снисходительно, вдруг предстали успешным коммерческим форматом. Год одарил нас целым созвездием потрясающих работ.
Некоторые исполнители приятно удивили, как тот же Дэвид Боуи, выпустивший свой самый культовый концепт. The Rolling Stones продолжили погружаться в мутные, наполненные блюзом глубины, Creedence Clearwater Revival неожиданно распались, а гениальный гитарист Дуэйн Оллман разбился на мотоцикле. Группа Wings дебютировала концертом в Ноттингемском университете, и это было первое публичное выступление Пола Маккартни за последние шесть лет. Pink Floyd впервые представили в Брайтоне ещё сырую версию «Dark Side of the Moon», а Aerosmith подписали контракт с «Columbia Records».
Лу Рид, Питер Фрэмптон, Пит Таунсенд и Джерри Гарсия из Grateful Dead дебютировали сольниками, как и Жан-Мишель Жарр, а также Майкл Джексон. Также ряд знаковых в будущем групп выпустили свои первые пластинки: Agitation Free, Atlanta Rhythm Section, Big Star, Blue Öyster Cult, Captain Beyond, Eagles, Elf (с Дио), Foghat, Manfred Mann’s Earth Band, Neu!, Roxy Music, Return to Forever, Scorpions, Steely Dan и Styx.
Ещё из значимых событий года: в Нью-Йорке прошла премьера фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» с незабываемой музыкой Нино Рота, а в Вашингтоне разразился «Уотергейтский скандал». Состоялись зимние Олимпийские игры в Саппоро и летние – в Мюнхене. Был представлен первый карманный калькулятор по цене в $395. А в музыке…
Давайте вспомним лучшие альбомы 1972-го. Я буду ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет.
Allman Brothers Band «Eat A Peach», лейбл « Capricorn»
Если вы никогда не слышали Allman Brothers Band, то я бы рекомендовал ознакомление с их творчеством с этой двойной пластинки – здесь наличествует всё, за что этот бэнд так любим. «Eat a Peach» содержит смесь концертных и студийных записей, поэтому он является одновременно их третьим студийным и вторым концертным альбомом. После того, как предыдущий концертник «At Fillmore East» стал их художественным и коммерческим прорывом, обеспечив им титул «лучшая рок-н-ролльная группа Америки», Allman Brothers Band приступили в июне 1971-го к работе над своей очередной пластинкой.
Обострились проблемы с «дурью», и в этот период по крайней мере один участник группы проходил курс реабилитации. 29 октября 1971 года гитарист Дуэйн Оллман, сооснователь группы, погиб в результате аварии на мотоцикле. Это событие зафиксировало этот альбом последним с его участием, и сразу же наделило его легендарным статусом. Ряд записей сделали без Дуэйна, ну, а концертные треки содержали записи со знаменитых выступлений группы в Филлмор-Ист. Само название было взято из высказывания Дуэйна Оллмана:
«Каждый раз, когда я бываю в Джорджии (родном штате группы – прим.), я ем персик во имя мира. Вы не можете помочь революции, потому что есть только эволюция... Я понимаю необходимость многих изменений в стране, но я верю, что как только все смогут немного лучше видеть и немного осознать, что происходит, они это изменят».
Спродюсированный Томом Даудом, альбом был выпущен 12 февраля. Выделялась расширенная получасовая «живая» композиция «Mountain Jam», которой было достаточно, чтобы занять две полные стороны. Она уравновешивается такими студийными вещами, как хрупкая «Blue Sky», где второй гитарист Дики Беттс вышел из-под тени ушедшего Оллмана, а также пробивными концертными «One Way Out» и «Trouble No More». Другие яркие моменты включают исполнение вокалистом Греггом Оллманом любимой песни своего ушедшего брата – «Melissa».
После выхода «Eat a Peach» сразу же добился коммерческого успеха и достиг 4-й строчки в чарте «Billboard 200». Позже альбом был сертифицирован как «платиновый» и он остается самым продаваемым в дискографии группы.
Todd Rundgren «Something/Anything?», лейбл «Bearsville»
Двойной альбом, закрепивший за Тоддом Рандгреном репутацию студийного гения и одаренного автора песен, принёс бывшему фронтмену Nazz гораздо более широкую аудиторию. Рандгрен выступил продюсером пластинки, сыграл на всех инструментах, исполнил все вокальные партии в 19 треках из 25 и написал все песни за исключением двух в попурри и «Dust In The Wind».
«Something/Anything?» – это что-то вроде эпического путешествия по истории популярной музыки, приправленного изысканными песнями – почти как «Белый альбом» для «Битлз». А ещё «Something/Anything?» – первый альбом, официально выпущенный под названием «Todd Rundgren». Он вышел в феврале 1972 года и содержал много песен, которые стали его самыми известными.
Альбом занял 29-е место в списке «Billboard Pop Albums» и был сертифицирован как «золотой» через три года после своего выхода. В 2012 году он занял 173-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».
Jethro Tull «Thick As A Brick», лейблы «Reprise» и «Chrysalis»
Пятый студийный альбом Jethro Tull, записанный в декабре 1971 года, вышел 10 марта. «Thick As A Brick», задуманный как объединённая общей идеей сюита, является одним из пробных камней прогрессив-рока. Впервые в рок-музыке всю пластинку занимала одна композиция, хотя и разделённая на две части. Иен Андерсон был удивлен, когда критики назвали предыдущую работу группы, «Aqualung», «концептуальным альбомом». В ответ он решил «придумать что-то, что действительно является матерью всех концептуальных альбомов», а позже заметил, что это была «немного сатира на всю концепцию грандиозных концептуальных альбомов на основе рока».
Этот релиз стал первым, в записи которого участвовал барабанщик Барри «Бэрримор» Барлоу, заменивший Клайва Банкера. Помимо традиционных для группы флейты, гитар, клавишных и ударных, на альбоме звучат клавесин, ксилофон, скрипка, лютня, труба, саксофон и тимпан. Включая элементы хард-рока, менестрелевского фолка, джаза и классических обертонов, музыка динамично прыгает между стилями, в то время как лирическая нить скручивается, извивается и остается до конца непостижимой.
После выпуска альбом получил неоднозначные отзывы, но имел коммерческий успех и возглавил различные чарты, включая США, Канаду и Австралию, а в Британии был № 5. Сегодня он считается классикой прогрессивного рока, рецензент «PopMatters» полагает, что альбом «представляет собой не только вершину достижения Jethro Tull, но и конкретный пример того, насколько авантюрными и свободными были в то время музыканты». Читатели журнала «Rolling Stone» поместил альбом на 7-е место в списке «50 лучших прог-альбомов всех времён», а читатели «Prog» отдали «Thick As A Brick» 5-е место в своём списке «100 величайших прог-альбомов всех времён».
Slade «Slade Alive!», лейбл «Polydor»
Одни из любимцев публики 70-х разродились в 1972-м сразу двумя отличными альбомами – «Slade Alive!» и «Slayed?». Первый, выпущенный 24 марта, достиг 2-го места в хит-параде «UK Albums Chart» и продержался в нём на протяжении 58 недель. Slade в основном помнят как одну из действительно великих британских сингловых групп, но этот ранний настоящий концертный альбом убедительно показывает, что они знали, как «зажигать» перед публикой.
Хриплое, шумное, громкое и топающее, с элементом хаоса звучание, только добавляющее драйв к наэлектризованной атмосфере, действительно заставляет пожалеть, что нас там не было. В 2013 году журнал «Classic Rock» включил «Slade Alive!» в список «концертных альбомов, которые изменили мир». Подробнее о нём можно прочитать здесь.
Deep Purple «Machine Head», лейбл «Purple»
В начале декабря 1971 года группа отправилась в Швейцарию для записи альбома «Machine Head». Его должны были записывать в студии «Casino» Монтрё, но во время концерта Фрэнка Заппы и The Mothers of Invention произошел пожар, и «Casino» сгорело дотла. Поэтому менеджеры срочно связались и арендовали передвижную студию группы The Rolling Stones. А тот инцидент, как известно, вдохновил на создание песни с бессмертным риффом – «Smoke on the Water».
Альбом был записан в коридорах соседнего пустующего зимой «Grand Hôtel de Territet», за исключением «Smoke on the Water», записанного в необитаемом театре под названием «Pavilion». Было сыро и холодно, но на конечном результате это не сказалось. Что можно сказать о таком великолепном альбоме всех времен всего в нескольких словах? В нём есть сила, в нем есть интенсивность, баланс и изобретательность, в нем есть удивительная инструментальная пиротехника, а также блестящее вокальное исполнение. Здесь наличествуют несколько незабываемых песен, впрочем, об этом знает любой меломан.
«Machine Head» вышел в свет 25 марта 1972-го года и вскоре возглавил хит-парады не только в родной Великобритании, но и в десятке других стран. В Штатах он дошёл до 7-го места, впервые угодив в «топ-10», а всего в чартах он продержался, аж, целых два года. Основываясь на его пребывании в различных рейтингах и списках, сайт «Reclaimed Music» называет «Machine Head» 9-м по популярности альбомом 1972 года и 99-м по популярности альбомом 70-х годов.
Wishbone Ash «Argus», лейбл «Decca»
К третьему альбому «Argus», вышедшему 28 апреля, стиль группы Wishbone Ash выкристаллизовался окончательно и во всей своей красе – гитарная двойка Энди Пауэлла и Тэда Тёрнера уже чувствовала себя уверенно, работала изобретательно и мощно. Ни одна группа в мире, на тот момент, не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в своей музыкальной палитре. Две гармонично сосуществующие гитары, мощнейшая ритм секция и три равноправных вокалиста с бэкграундом музыкальных идей и амбиций – на таком сусле можно замешивать то, что прошибёт любую стену.
И это в полной мере относится к этой пластинке. Продюсирование альбома с подачи Ричи Блэкмора осуществлял Дерек Лоуренс, известный по работе с Deep Purple. В качестве звукоинженера выступил не кто иной, как Мартин Берч. В музыкальном плане запись представляет собой сочетание фолка, прогрессив-рока, хард-рока и классики. Основными темами альбома являются рыцарство и война. Как рассказывал позже Энди Пауэлл:
«Альбом не задумывался изначально, как концептуальное произведение – концепция выработалась уже в процессе работы над ним. Схожая тематика текстов побудила нас к написанию соответствующей музыки. Отсюда и создалось ощущение некоей концептуальности, которая не была умышленной».
«Argus» занял 3-е место в хит-параде Великобритании и 169-е место в списке американского журнала «Billboard». Критики отмечали, что «он стал коммерческим прорывом, а с годами стал рассматриваться как квинтэссенция всех работ Wishbone Ash». По итогам года читатели журналов «Sounds» и «Melody Maker» назвали «Argus» лучшим альбомом 1972 года. Подробнее о нём можно прочитать здесь.
Jeff Beck Group «Jeff Beck Group», лейбл « Epic»
Четвёртый и последний студийный альбом Jeff Beck Group и второй альбом состава 2.0 (Джефф Бек, Бобби Тенч, Клайв Чаман, Макс Миддлтон и Кози Пауэлл). В отличие от предыдущего релиза, здесь было много кавер-версий известных исполнителей. Это был путь к фьюжну и ещё одна разнообразная мастерская из коллекции блюза-рока с элементами джаза, фанка и соула от «одного из самых инновационных, влиятельных и гитаристов, которых когда-либо видел рок».
«Jeff Beck Group» был выпущен в США 1 мая, а в Великобритании – 9 июня. Альбом, который часто недооценивают, представляет собой мощный и напористый гибрид музыкальных стилей, которые зачастую сложно совместить. Он не был благосклонно принят музыкальными критиками-современниками. Так, в своей рецензии для «Rolling Stone» Джон Мендельсон был очень впечатлен «гениальным» исполнением Бека, но счёл, что ему мешают остальные участники группы. Крис Уэлч из «Melody Maker» назвал пластинку «самой смелой гитарой Бека, которую мы слышали за долгое время» из-за технических способностей и напряженной фразировки.
24 июля 1972 года группа была официально распущена, при этом менеджментом было сделало следующее заявление:
«Слияние музыкальных стилей различных участников было успешным с точки зрения отдельных музыкантов, но они не чувствовали, что это привело к созданию нового музыкального стиля такой силы, которую они искали изначально».
The Rolling Stones «Exile On Main Street», лейбл «Rolling Stones»
У «Битлз» уже был двойной альбом, и вот 12 мая 1972 настала очередь их извечных антагонистов The Rolling Stones, выпустивших двойной «Exile on Main St.», ознаменовав тем самым пик в своём творческом развитии. Альбом известен своим непоследовательным звучанием из-за более разрозненной музыкальности и продюсирования, а также атмосферы вечеринки, явственно слышимой на нескольких треках.
В записи поучаствовали клавишники Ники Хопкинс, Иен Стюарт, Билли Престон, саксофонист Бобби Киз, барабанщик и продюсер Джимми Миллер, валторнист Джим Прай и ещё ряд сессионых музыкантов. Музыкальный материал, представленный на двойнике, стал более разнообразным, нежели на прошлых релизах Stones: пластинка сочетала в себе влияния кантри, фолк-рока, блюза и даже калипсо.
Временами мрачный и безрадостный, временами он безжалостно оптимистичный и зажигательный – только повторное прослушивание раскрывает все его достоинства. Пластинка получила «платиновый» статус в Англии и США, хотя первые впечатления публики от альбома были смешанными. В итоге именно «Exile on Main St.» был признан величайшим альбомом «Роллингов» и одним из самых значимых альбомов в истории рок-музыки вообще.
Сегодня альбом по праву входит в различные списки как один из величайших альбомов всех времён. Так, в 2001 году телеканал «VH1» поместил его на 12-е место в списке своих лучших альбомов, а в 2000 году журнал «Q» отдал ему 3-е место в своем списке «100 величайших британских альбомов всех времён».
Uriah Heep «Demons and Wizards», лейблы «Bronze» и «Mercury»
Лучший студийный альбом «Хипов» вышел 19 мая. Как шутили в нашей стране, это был подарок ко Дню Пионерии. К группе вместо ушедшего Пола Ньютона присоединился гениальный бас-гитарист Гэри Тейн, а на ударные пришёл поющий мастер барабанных палочек – Ли Керслейк, хорошо знакомый Хенсли по совместной работе в The Gods и Toe Fat, сформировав тем самым, наконец, «золотой» состав. Всё стало на свои места, пазлы оказались тщательно подогнаны друг к другу.
Их первый же совместный альбом «Demons and Wizards» стал настоящим шедевром, продемонстрировав уникальное сочетание элементов харда и прогрессив-рока, с густым звуком гитары, приправленным энергичным органом и выдающейся экспрессией вокала Дэвида Байрона в обрамлении полифонии многоголосья других членов группы. Как констатировал Кен Хенсли:
«Это был первый альбом с таким составом, и в этом сочетании людей было что-то волшебное, что придавало столько энергии и энтузиазма».
В октябре 1972 года альбом получил «золотой» статус в Великобритании, где поднялся до 20-го места и продержался в списках 11 недель, а позже в США дошёл до № 23 в «Billboard 200», став платиновым. Альбом стал также хитом в Норвегии (№ 5), Финляндии (№ 1, 14 недель) и Голландии (№ 5). Рецензент из журнала «Rolling Stone» в своем обзоре определил эту пластинку как «лучшую за последний год коллекцию моментов высокой энергии», констатировав, что «теперь Uriah Heep достигли такой точки в своем развитии, когда их с чистым сердцем можно назвать первосортной современной хард-рок командой».
Дэвид Боуи «The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars», лейбл «RCA»
По прошествии лет «Ziggy Stardust» закрепился в статусе одной из лучших работ Боуи и стал одним из завсегдатаев в рейтингах величайших альбомов всех времён. Пластинка была спродюсирована самим Дэвидом при поддержке Кена Скотта и записана вместе с аккомпанирующей группой The Spiders from Mars, состоящей из Мика Ронсона, Тревора Болдера и Мика Вудманси. На сессиях также присутствовал клавишник Рик Уэйкман, который после завершения работы над альбомом отклонил предложение Боуи присоединиться к The Spiders From Mars и вместо этого вошёл в состав Yes.
Критики сочли эту работу концептуальной рок-оперой с историей одноимённого альтер-эго автора – вымышленной андрогинной рок-звезды, которая прилетает на Землю в качестве спасителя перед надвигающейся экологической катастрофой. По сюжету, Зигги завоевывает сердца поклонников, но впадает в немилость из-за того, что поддался собственному эго. Большая часть концепции пластинки была разработана уже после того, как состоялась запись материала. В текстах песен обсуждается искусственность рок-музыки, политические проблемы, употребление нaркoтикoв, ceкcуaльнocть и слава. Как вспоминал позднее Боуи:
«Зигги попал в самую точку. Меня совершенно не удивило, что он подтолкнул мою карьеру. Я создал абсолютно достоверную пластмассовую рок-звезду. Мой пластмассовый рокер был самым пластмассовым из всех».
На музыкальную стилистику пластинки – глэм-рок и протопанк – оказали влияние Игги Поп, The Velvet Underground и Марк Болан, но указывали, что не обошлось и без влияния Джими Хендрикса и King Crimson. В некоторых треках, наполненных мелодическими и гармоническими хуками, присутствуют также элементы гаражного рока, соула, джаза и поп-музыки.
Выпущенный 6 июня, три недели спустя «Ziggy Stardust» появился в британском чарте и занял там 5-е место; в американском «Billboard Top LPs & Tape» он стал только 75-м. По прошествии лет альбом закрепился в статусе одной из лучших работ Боуи и стал одним из завсегдатаев в рейтингах величайших альбомов в истории. В частности, лонг-плей занимает 35-е место в списке «Rolling Stone» «500 величайших альбомов всех времён», а также 23-ю позицию в аналогичном рейтинге «New Musical Express». В 2017 году он был выбран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре записей, поскольку был признан «культурно, исторически или художественно значимым».
Roxy Music «Roxy Music», лейбл «Island»
Бросающая вызов жанрам, футуристично-примитивная дебютная пластинка Roxy Music была совершенно иным, по сравнению со всем, что звучало в то время. С её трелями духовых инструментов, расстроенными атональными пульсациями синтезатора и инопланетным лаунж-вокалом Брайана Ферри, «Roxy Music» была замечательной, уникальной и захватывающей дух – то ли глэм-рок, то ли крутой замес арт-рока с джазом.
На музыке отчетливо проявилось влияние ду-вупа 50-х годов и французского шансона. По словам Брайана Ферри, «Дюк Эллингтон, Смоки Робинсон и художник Марсель Дюшан» были среди тех, кто вдохновил его на создание этого альбома. Саксофонист Энди Маккей позже сказал:
«Мы, конечно, не изобретали эклектику, но мы доказали, что рок-н-ролл может вместить в себя... ну, на самом деле все, что угодно».
Альбом был спродюсирован автором текстов песен King Crimson Питером Синфилдом, который недавно покинул эту группу. Несколько песен тематически были связаны с фильмами. «Roxy Music», выпущенный 16 июня, в целом получил благоприятные отзывы критики и поднялся до 10-го места в «UK Albums Chart». Его оценили даже в Австралии и Японии, а вот в Штатах в чарты он не попал. В 1994 году «Roxy Music» занял 57-е место в списке Колина Ларкина «1000 лучших альбомов за всё время».
Emerson, Lake And Palmer «Trilogy», лейбл «Island»
Ко времени создания своего четвёртого альбома Emerson, Lake & Palmer оказались на этапе, когда необходимо было взглянуть со стороны на себя и на то, чего они достигли за два года общего пути. Решив, что с них уже достаточно интерпретаций классической музыки и модных сюит – а на самом деле это Грег Лэйк убедил Кейта в этом – ребята сочли, что на своём следующем альбоме должны представить свои собственные и более короткие композиции. Как вспоминал Эмерсон:
«Мы должны были показать прессе и публике, что можем писать свои собственные песни, а не просто быть группой, которая подаёт классическую музыку».
Вот с такими идеями в сентябре 1971 года E,L&P взяли паузу в своем летнем туре по Северной Америке, чтобы записать новый материал для своего студийного альбома. Они уже на тот момент стали одной из ведущих – во всех смыслах – групп на этой планете, от которой поклонники, затаив дыхание, ожидали нового значимого и грандиозного. И произошло редкое и фантастическое событие: альбом «Trilogy» превзошел все ожидания. Он действительно оказался практически совершенным произведением искусства – пусть и менее арт-роковым, чем их предыдущие записи, зато здесь было больше общего с целенаправленным, дисциплинированным написанием песен, чем с напыщенностью и величием.
После выхода 22 июня альбом достиг № 2 в Великобритании и № 5 в США. Акустическая песня Лейка «From the Beginning» была выпущена синглом в августе и стала самой популярной в чартах группы. Лэйк говорил:
«Его было сложно записывать, потому что это очень точный альбом. В него было вложено очень много работы и очень много любви. Я должен признаться, что вспоминаю «Трилогию» с особенным уважением. Может быть, это – одна из лучших вещей, которые мы сделали».
Альбом получил в основном положительные отзывы после выпуска и продолжает их получать по сей день. Подробнее о нём можно прочесть здесь. И если резюмировать в целом, то это действительно если не самый лучший, то, пожалуй, самый ровный альбом E,L&P. Во истину, прогрессивный рок – это способ достичь того, чего не достигает зрение.
Alice Cooper «School’s Out», лейбл «Warner Bros.»
Группа Alice Cooper к 1972 году уже была популярной, но настоящая слава пришла после выхода 30 июня альбома «School’s Out», которому предшествовал хит-сингл с тем же названием. Пластинка имела успех по обе стороны Атлантики, причём в Штатах она поднялась на 2-ю строчку, а в Канаде возглавила список альбомов. Она попала в списки популярности почти всех европейских стран и Японии с Австралией и Новой Зеландией.
Заглавная песня стала своеобразным гимном юных американцев, а общий тираж пластинок перевалил за миллион экземпляров. Это был концептуальный альбом о «невинности» юности, потерянной после окончания школы: с яркими образами, фантазиями на тему молодежной преступности, ностальгическими реминисценциями и бунтарским вызовом.
Музыкальное разнообразие простиралось от хард-рока и глэма до баллад и фанка, а для эффектности, усилиями продюсера Боба Эзрина, треки были ещё и не без изыска аранжированы в прогрессив-роковом ключе – скрипки, духовые инструменты, фортепиано, орган. Порой, как в «My Stars», это было со вкусом, а кое-где, как «Grande Finale», – избыточно помпезно. Если резюмировать, этой пластинкой Alice Cooper заметно укрепили свои позиции у публики.
Chicago «Chicago V», лейбл «Columbia»
Четвёртый студийник американской джаз-рок группы Chicago, вышедший 10 июля, на удивление, стал первым недвойным альбом группы. Вместо длинных инструментальных композиций, которыми были заполнены предыдущие диски, на этом альбоме были представлены десять плотно аранжированных и относительно коротких композиций. Запись «Chicago V» была сделана в нью-йоркской студии компании «Columbia Records» с 20 по 29 сентября 1971 года – всего за десять дней.
По сути, это был бенефис клавишника и вокалиста Роберта Ламма – 8 из 10 композиций были придуманы лично им, либо в соавторстве с коллегами по группе. Самым большим хитом стала композиция «Saturday In The Park», достигнув 3-го места в чарте синглов «Billboard Hot 100». Сам же альбом был высоко оценен критиками и стал для группы первым альбомом № 1, проведя девять недель на вершине чартов в США «Billboard 200» и отхватив две «платины». В Великобритании пластинке удалось достичь 24-й строчки.
Budgie «Squawk», лейбл «Kapp Records/ MCA»
Когда слушаешь второй альбом валлийского пауэр-трио Budgie, недоумеваешь почему же у них никогда не было большого успеха. С этими тяжелыми риффами гитары Тони Бурже и высоким вокалом Берка Шелли легко понять, почему валлийское пауэр-трио Budgie часто рассматривалось как гибрид Black Sabbath и Rush. Но на самом деле у Budgie было своё собственное стильное звучание ориентированного на блюз хард-рока.
«Squawk», появившийся на прилавках 1 сентября, как и дебютный альбом, был записан с участием продюсера Black Sabbath – Роджера Бейна. И это, казалось бы, и должно было обусловить соответствующий саунд. Однако, руководителей «MCA» изначально не устроил микс, поскольку барабаны и бас были слишком «плоскими», а гитары слишком задвинуты на задний план, и поэтому группа вернулась в студию без инженера Тома Аллома и сама сделала ремикс. Но барабанщика Рэя Филлипса и он по-прежнему не устраивает.
Тем ни менее, музыка на альбоме прекрасна. Боевики «Rockin Man», «Drugstore Woman» и «Hot As A Docker’s Armpit» накатывают, как тяжелый грузовик, звуча по-хулигански бодро и по-настоящему впечатляя. Но наличествуют и отсылки к первым пристрастиям музыкантов – «Битлз», и это бросается глаза при прослушивании коротенькой «Rolling Home Again» и трогательной акустической «Make Me Happy». А эпическая баллада «Young is a World» – так и вовсе качественный прогрессив-рок.
Не смотря на то, что «Squawk» не пробился в чарты, он получил «золотой» сертификат в 1973 году и пользовался популярностью в Техасе. Ряд известных исполнителей, включая Iron Maiden и Metallica, заявляли о его влиянии на их творчество.
Yes «Close To The Edge», лейбл « Atlantic»
Пятый студийный релиз Yes, выпущенный 8 сентября, по праву считается одним из лучших произведений группы за весь период её существования. Да и в целом, это одна из вершин прогрессив-рока. С этим альбомом амбициозный эклектизм Yes ещё более усилился, группа отошла от песенного формата и обратилась к сложным многоплановым сюитам и всё более усложняющимся концептуальным текстам, в основе которых прослеживается влияние восточной философии и религии.
Состоящий всего из трёх треков, с размашистым 18-минутным заглавным треком, темы и тексты которого вдохновлены романом Германа Гессе «Сиддхартха», альбом демонстрирует силу меняющихся ритмов и размеров, виртуозную инструментальную напыщенность, пышные гармонии и парящие мелодии. Согласно интерпретации Джона Андерсона, эпитет «Close to the edge», являющийся названием альбома, относится не только к берегу реки, но символически означает духовное пробуждение. Вторая сторона содержит два неконцептуальных трека: вдохновленную фолком «And You and I» и сравнительно прямолинейную рокерскую «Siberian Khatru».
Это была вторая запись с Yes клавишника Рика Уэйкмана, и его вклад был решающим. Помимо этого, «Close To The Edge» является их последним альбомом 70-х годов с участием оригинального барабанщика Билла Бруфорда. Тот счёл эти сессии особенно трудоёмкими и после окончания записи присоединился к King Crimson.
«Close to the Edge» стал самым большим коммерческим успехом группы на момент выхода. Он достиг 4-й строчки в британском чарте альбомов и 3-й строчки – в «Billboard 200» в Штатах. По мнению посетителей сайта «Progarchives.com», эта работа является лучшим альбомом прогрессивного рока всех времен; также занимает 3-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters» и 5-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала журнала «Rolling Stone».
Mott The Hoople «All The Young Dudes», лейблы «CBS» и «Columbia»
Mott The Hoople неожиданно для многих оказались в эпицентре глэм-движения. Во многом эта смена направления была предопределена успехом песни «All the Young Dudes», написанной для группы Дэвидом Боуи. Она стала не только хит-синглом, поднявшись до 3-го места в Англии, но и своего рода гимном всей глэм-эпохи. Боуи спродюсировал их пятый одноимённый студийный альбом, выпущенный 8 сентября, дав группе новую жизнь в тот момент, когда они, казалось, уже собирались испустить последний вздох. Пластинка забралась в Британии на 21-е место, а в Штатах – на 89-е.
Наряду с заглавным треком и песней Лу Рида «Sweet Jane» звучит ряд замечательных, но недооцененных композиций группы, а аккомпаниатор Боуи – гитарист Мик Ронсон – аранжировал струнные на волнующем «Sea Diver».
В целом, даже для 1972-го это был отличный альбом. В 2013 году он занял 484-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stonе».
Black Sabbath «Vol. 4», лейбл «Vertigo»
Четвёртый студийный альбом Black Sabbath, записанный с продюсером Патриком Миэном и выпущенный 25 сентября, поднялся до 8-го места в «UK Albums Chart» и до 13-го – в «Billboard Top LP’s & Tapes». «Vol. 4» может не сравниться со своим предшественником по убойным риффам, но он отлично демонстрирует как Black Sabbath умеют украшать своё звучание и начинают исследовать разные темы. Альбом отличается от предыдущих полным отсутствием мистических и антирелигиозных мотивов в текстах и тем, что его основная часть была выполнена спродюсированна Тони Айомми.
Не смотря, что большинство критиков той эпохи пренебрежительно к нему отнеслись, менее чем за месяц «Vol. 4» получил «золотой статус» (по итогам станет «платиновым» – прим.) и стал четвёртым подряд релизом группы, проданным тиражом в миллион копий в США. И хотя большая часть альбома выполнена в характерном для группы тяжелом стиле, некоторые песни демонстрируют более деликатный подход. Возможно, у него нет такого веса и импульса, как у парового катка, но «Supernaut» является одним из самых тяжелых треков, когда-либо записанных группой, который уравновешивается нежной балладой «Changes».
В целом, он станет звуковым указателем для групп, которые последуют за Sabbath в ближайшие годы. Как выразился Тони Айомми:
«Альбом «Vol.4» настолько сильно отличался от того, что мы делали прежде, что казалось, будто мы перепрыгнули через альбом».
Genesis «Foxtrot», лейбл «Charisma»
После периода, когда Genesis производили такое впечатление, будто собираются записать что-то особенное, они, наконец, представили 6 октября свой четвёртый студийный альбом – «Foxtrot». Это была вторая пластинка, записанная в «классическом составе»: Бэнкс, Гэбриел, Коллинз, Резерфорд и Хэкетт, – и именно она подняла их в высшую лигу прогрессива и арт-рока.
Альбом был записан после тура в поддержку их предыдущего релиза «Nursery Cryme». Это было коллективное творчество, сопродюсером музыкантов выступил Дэйвид Хичкок, а Джон Бернс был задействован в качестве звукоинженера. Когда владелец лейбла «Charisma» Тони Стрэттон-Смит впервые услышал альбом после его завершения, он сказал:
«Это то, что сделает их карьеру, мне пришлось вытереть слёзы. Всё, во что можно было верить относительно группы, оправдалось».
Весь материал, действительно, был очень крепкий, хотя и немного разнородный, но, конечно, выделялась на общем блистательном фоне великолепная, изменчивая, радостно сложная 23-минутная композиция «Supper’s Ready». В семи частях, с сознательным отступлением от системы «куплет-припев-куплет-припев» и резкими переходами между частями, она является одним из ярких явлений в прогрессив-роке.
Первоначальный прием "Фокстрота" был неоднозначным. Отмечали, что «общему звучанию порой действительно не хватает необходимой жизненности», но сходились, что Genesis «почти сделали идеальный альбом». После выхода он не попал в чарты США, зато достиг 12-й строчки в британском чарте альбомов и стал № 1 в Италии. В 2015 году альбом занял 14-е место в списке «50 величайших альбомов прог-рока всех времён» по версии журнала «Rolling Stone», и 18-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters».
The Moody Blues «Seventh Sojourn», лейбл «Threshold»
The Moody Blues перед творческой паузой сподобились сделать альбом, который благосклонно приняли и старые поклонники и неофиты от прогрессив-рока. Пластинка была записана не в самые счастливые для группы времена. Все музыканты поучаствовали в сочинении композиций, и почти все чувствовали себя полностью опустошенными, уставшими друг от друга. Запись шла через силу, с большой нервотрёпкой, без настроения, а позже спустя годы, они же отмечали насколько, несмотря на это, альбом оказался на удивление свежим по музыке.
Группа вернулась к более сочному звучанию своих альбомов конца 60-х. Отголоски былой психоделии были перемешаны с арт-роком. Для имитации звучания духовых и струнных использовался Чамберлайн – улучшенная и обновленная версия Меллотрона, только гораздо более высокого качества имитации. Критик истории классического рока Брайан Качеджян назвал три песни из «Seventh Sojourn» одними из лучших песен The Moody Blues – «New Horizons», «Lost in a Lost World» и «For My Lad». А в итоге получился концептуальный альбом, и хотя тексты песен затрагивали антивоенные темы и политические проблемы, по словам басиста Джона Лоджа, не стоит усматривать в них мудрость гуру:
«Альбом был очень слабо основан на идее «Кентерберийских рассказов» Чосера (классика английской литературы Средневековья – прим.). Вот как развивалось «Седьмое пребывание»: мы рассказывали истории, но в музыкальном плане».
«Seventh Sojourn» выпустили 23 октября, и он с ходу занял 5-е место в Великобритании и стал первым лидером американских чартов, проведя пять недель на первом месте до конца 1972 года. Участники группы согласны – этот альбом – лучшее, что они сделали звёздным составом 1968-72 годов.
Slade «Slayed?», лейбл «Polydor»
Третий студийный альбом Slade был выпущен 1 ноября и вскорости достиг первого места в Великобритании. «Slayed?» также стал самым успешным для группы в 70-х годах на территории США, достигнув 69-й строчки и оставаясь в чартах 26 недель. В Австралии альбом стал № 1 и «золотым», опередив их концертный альбом «Slade Alive!».
За исключением пары каверов, это была продукция успешного сонграйтерского дуэта Нодди Холдер – Джим Ли. Выпущенные синглами «Gudbuy T'Jane» и «Mama Weer All Crazee Now» заняли два первых места в британском чарте и попали в «топ-100» в США. Роберт Хилберн из «Los Angeles Times» написал: «Если вам в последние месяцы не хватало солидного, грубоватого рок-звучания, возьмите «Slayed?» и включите его погромче». Чем мы в Союзе и занимались, хотя и не читали лос-анджелисских газет.
В 2010 году журнал «Classic Rock» назвал альбом «незаменимой классикой». «Slayed?» был включен в альманах американских музыкальных критиков «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте».
Steely Dan «Can’t Buy A Thrill», лейбл «ABC»
Дебютная пластинка американской рок-группы Steely Dan вышла 27 ноября. Все композиции были написана участниками группы – басистом Уолтером Беккером и клавишником Дональдом Фейгеном – и записаны в августе 1972 года на студии «Village Recorder» в Западном Лос-Анджелесе. Великолепно обработанный и стильно сыгранный сборник песен представлял собой сложный, нестандартный джаз-фьюжн с элементами софт-рока, фанка, ритм-энд-блюза, мамбо, свинга, джаза и латиноамериканской музыки.
Альбом «Can’t Buy A Thrill» был настолько полностью сформирован, что просто не верится, что это их дебют. Выдающиеся треки обнаружили множество настоящих жемчужин, включая провокационную «Dirty Work», блаженную с партией электрического ситара в исполнении Денни Диаса «Do It Again», «Brooklyn» с привкусом кантри и драйвовую «Reelin' In The Years» – последнюю с пробирающим до мурашек гитарным соло, которое, как говорят, очень нравилось Джимми Пейджу.
«Can’t Buy A Thrill» достиг 17-й строчки в чарте «Billboard Top LPs & Tape» и в конечном итоге был сертифицирован «RIAA» «платиновым» сертификатом. Альбом был встречен положительными отзывами и появился во многих ретроспективных списках «величайших альбомов», включая «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина и «500 величайших альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone» 2003 года.
Gentle Giant «Octopus», лейбл «Vertigo»
Британцы Gentle Giant выпустили в 1972 два альбома: «Three Friends» и «Octopus». Последний, считающийся началом пикового периода группы, был записан в июле-августе, а вышел 1 декабря. На пластинке «Нежный Великан» предстал в обновленном составе – к коллективу присоединился новый барабанщик Джон Уэзерс, а клавишник Керри Минниар и бас-гитарист (он же порой гитарист и скрипач) Рэй Шульман продемонстрировали своё возросшее влияние, написав основную музыку. И это был последний альбом группы с участием члена-основателя Фила Шульмана.
Название «Octopus» было дано в качестве каламбура на «octo opus» (восемь музыкальных произведений, отражающих восемь треков альбома). Позже Рэй Шульман прокомментировал идею альбома:
«Octopus был, вероятно, нашим лучшим альбомом... Мы начали с идеи написать песню о каждом участнике группы. Наличие концепции в голове было хорошей отправной точкой для написания материала».
Альбом сохранил фирменный стиль Gentle Giant – широкие и сложные интегрированные жанры. Одним из ярких моментов стала впечатляющая вокальная тренировка в стилистике мадригала – «Knots». Сам же трек основан на впечатлениях от одноимённой книги шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга. Помимо этого, композиция «The Advent of Panurge» написана по мотивам романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а энергичная хард-роковая «A Cry For Everyone» посвящена взглядам писателя Альбера Камю.
После релиза на коллектив, наконец-то, обратили внимание критики, и «Октопус» добился кое-каких коммерческих успехов. Так в американском «US Billboard 200» альбом добрался до 170-й строчки, продемонстрировав, что прогрессив – это не обязательно заумное занудство, здесь можно обнаружить и огромное количество впечатляющих мелодий, отделанных изысканным инструменталом. Альбом занимает 20-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters» и 16-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone». В рейтинге «100 лучших альбомов» на «progarchives.com» он занимает 36-е место.
Deep Purple «Made In Japan», «Purple»
Дебютное августовское турне группы по Японии привело к выходу двойного концертного альбома «Made in Japan», изменившего музыкальный ландшафт и отношение звукозаписывающих компаний к такому формату. Поскольку именно на сцене музыканты Deep Purple проявляли себя наилучшим образом, их японская звукозаписывающая компания решила, что такая пластинка будет отличной рекламой. Она обещали полный контроль за записью и её обработкой, в том числе собиралась задействовать Мартина Берча. Как вспоминал Роджер Гловер:
«Прежде мы никогда этого не делали. На самом деле, мы даже понятия не имели, как мы звучали, поскольку прежде нам доводилось слышать только бутлеги плохого качества. Мы просто решили отказаться от фейерверков, которые мы обычно использовали, ведь мы не хотели совершить ошибку».
Первую пробу сделали в Осаке 15 августа на концерте в зале «Kosei Nenken Kaikan». На следующий день запись повторили там же, и именно большая часть с этого шоу вошла на двойной альбом. Но кое-что позаимствовали и из третьего концерта 17 августа на токийской арене «Nippon Budōkan». Позже группа сочла это выступление в Токио лучшим в туре. Гловер и Гиллан считали его кульминацией своей карьеры. Как вспоминал позже Джон Лорд:
«Мы согласились при условии, что права на запись остаются за нами, так как не хотели выпускать её за пределами Японии. Затраты на альбом составили всего 3000$. Звучал он так хорошо, что мы обратились к «Warner Bros.»: «Как вам это?» Они ответили: «Нет, концертные альбомы не котируются». Потом всё-таки его выпустили, и за две недели альбом стал платиновым».
Когда 8 декабря альбом «Made In Japan» был выпущен в Британии, он стал откровением. Это был первый случай, когда всемирно известный коллектив сделал такое смелое музыкальное заявление в столь важный момент своей истории, когда его звезда достигла пика своего коммерческого успеха. Сегодня «Made in Japan» считается одним из величайших концертников всех времен. В 2013 году журнал «Classic Rock» включил его в список «Концертных альбомов, которые изменили мир».
В конце упомяну что ещё выходило в 1972-м году из достойного внимания:
Grand Funk Railroad уволили менеджера Терри Найта, после чего сократили своё название до Grand Funk, стали квартетом и записали противоречивый альбом «Phoenix». Нил Янг, задействовав впечатляющую команду музыкантов, выпустил «Harvest», Элтон Джон – «Honky Chateau», а Джон Леннон с Йоко Оно – двойной «Some Time in New York City».
У Thin Lizzy вышел второй студийник – «Shades of a Blue Orphanage», у Nazareth – такой же по счёту «Exercises», у Hawkwind – третий «Doremi Fasol Latido», с новой ритм-секцией, у Caravan – четвёртый «Waterloo Lily», у Can – тоже четвёртый «Ege Bamyasi», у Bloodrock – четвёртый «Bloodrock U.S.A.» и пятый «Passage», в изменённом составе, Captain Beefheart And The Magic Band выпустили седьмой альбом «The Spotlight Kid/ Clear Spot».
Status Quo впервые сами спродюсировали и выпустили «Piledriver», Cactus с новым составом – «’Ot ’n’ Sweaty», Uriah Heep – несостоявшийся концепт «The Magician’s Birthday», The Doors – «Full Circle», второй альбом без Моррисона. Вышел посмертный альбом Джими Хендрикса «War Heroes», у Family – «Bandstand», последний с участием Джона Уэттона; у T. Rex – «The Slider» с хитом «Metal Guru», у Ten Years After – «Rock& Roll Music to the World», у Фрэнка Заппы – сразу два студийных: «Waka/Jawaka» и «The Grand Wazoo». Это был замечательный год!
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: