Найти в Дзене
Old school dude

Величайшие рок-пластинки 1975 года. Часть-3

Это был период, когда жанр был на подъёме, и добротная продукция выдавалась ежемесячно. При упоминание лучших рок-музыкальных произведений этого года перехватывает дыхание и хочется зажмуриться от счастья. Конечно, у любого меломана со стажем здесь свои предпочтения, однако, практически каждый любитель рока легко согласится с высокими достоинствами многочисленной альбомной коллекции этой «золотой эпохи». Величайшие легенды классического рока выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет. Предыдущие материалы здесь: Шестой сольник Рода Стюарта, выпущенный 15 августа и записанный в период с апреля по июнь в пяти американских студиях: A&R (Нью-Йорк), Criteria (Майами), Wally Heider's Studio 3 (Голливуд), Hi Recording Studio (Мемфис) и Muscle Shoals (Алабама), был спродюсирован Томом Даудом, поскольку для записи нового альбома Стюарт в этот раз отказа
Оглавление

Это был период, когда жанр был на подъёме, и добротная продукция выдавалась ежемесячно. При упоминание лучших рок-музыкальных произведений этого года перехватывает дыхание и хочется зажмуриться от счастья. Конечно, у любого меломана со стажем здесь свои предпочтения, однако, практически каждый любитель рока легко согласится с высокими достоинствами многочисленной альбомной коллекции этой «золотой эпохи».

Коллаж из открытых источников
Коллаж из открытых источников

Величайшие легенды классического рока выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я продолжу ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет. Предыдущие материалы здесь:

Rod Stewart «Atlantic Crossing», лейблы «Riva» и «Warner Bros.»

Шестой сольник Рода Стюарта, выпущенный 15 августа и записанный в период с апреля по июнь в пяти американских студиях: A&R (Нью-Йорк), Criteria (Майами), Wally Heider's Studio 3 (Голливуд), Hi Recording Studio (Мемфис) и Muscle Shoals (Алабама), был спродюсирован Томом Даудом, поскольку для записи нового альбома Стюарт в этот раз отказался от самостоятельного продюсирования.

«Atlantic Crossing» вышел в период значительных изменений в жизни Рода – в первую очередь это был переезд в Лос-Анджелес. Он прекратил сотрудничество с Ронни Вудом, Иэном Маклаганом и группой музыкантов, которые были его основными соавторами в работе над предыдущими альбомами. Вместо этого он привлёк группу сессионных музыкантов, включая таких звёзд, как клавишник Букер Ти Джонс и бас-гитарист Дональд «Дак» Данн.

Дауд очень удачно обошёлся с рок-н-ролльными номерами, сохраняя контроль над инструментами, не жертвуя при этом энергией. Он иногда настолько органично использует духовые и соул-хор, что почти не замечаешь его вмешательства. К сожалению, во многих медленных песнях он слишком сильно полагается на слащавые и властные струнные аранжировки.

Поп-роковый материал довольно произвольно делится на «быструю» и «медленную» части, очевидно, по предложению тогдашней подруги Стюарта – шведской актрисы Бритт Экланд. Таким образом, на первом месте оказывается слишком много лучших работ альбома, за которыми следует небольшой спад. Диск содержал две самые популярные песни Стюарта – «Sailing» и «I Don't Want to Talk About It», а также любимые песни радиостанций классического рока – «Three Time Loser» и «Stone Cold Sober».

«Atlantic Crossing» стал образцом американского качества с безупречным звуком. Альбом быстро поднялся на первое место в Англии и продержался в хит-параде, аж, 88 недель. В Штатах он достиг девятой позиции.

Manfred Mann's Earth Band «Nightingales & Bombers», лейблы«Bronze» и «Warner Bros.»

Вероятно, это самый лучший альбом британской рок-группы Manfred Mann’s Earth Band. Их шестой студийник «Nightingales & Bombers», выпущенный 22 августа, стал последним, записанным группой в первоначальном составе: Манфред Манн, Мик Роджерс, Крис Слейд и Колин Паттенден. Он стал коммерческим прорывом Манфреда и отходом от предыдущих альбомов, сделанных с Earth Band. Несмотря на то, что персонал был тот же, а музыкальная составляющая как всегда умопомрачительна, песни вышли короче и пробивнее, а в некоторых случаях – и более впечатляюще. Это не значит, что группа пожертвовала изобретательностью или сложностью, но длинные джемы ушли в пользу более кратких звуковых портретов.

Название альбома вдохновлено записью соловьиного пения, сделанной звукооператором Би-би-си в графстве Суррей в годы Второй мировой войны во время пролёта бомбардировщиков ВВС, направлявшихся бомбить германский Мангейм. Фрагмент её звучит в альбоме в заключительной композиции «As Above, So Below». А наиболее известным треком альбома является первая композиция «Spirits in the Night», которая представляет собой кавер-версию песни Брюса Спрингстина. Она стала одной из самых популярных и узнаваемых вещей группы. Даже поклонники Спрингстина должны признать, что интерпретация MMEB превратила из довольно заурядной песни классическое произведение прог-рока. Группа в очередной раз продемонстрировала, что их истинная сила заключается в выявлении потенциального материала других исполнителей и во вдохновенном представлении его в новом обличие.

Хотя, тут необходимо признать, что каждый трек заслуживает особого места в любой коллекции прог-рока. Альбом дошёл до 120-й строчки в штатовском списке «Billboard 200» и попал в «топ-20» чартов ряда европейских стран. А вот у себя в Англии он прошёл вообще незамеченным. Пародокс…

Сегодня же это непреложная рок-классика. Одна из самых идеально сбалансированных пластинок за всю историю рока. В ней сочетаются потрясающая ритм-секция, стремительные полёты на мини-муге и со вкусом подобранная игра на электрогитаре. Звук очень чистый, а усиления идеальны. Он выдерживает многократное прослушивание даже спустя десятилетия после его создания, и хотя поклонники более обширной прогрессивной фазы могут предпочесть более ранние работы MMEB, они не могут не признать превосходное качество этого релиза.

Bruce Springsteen «Born to Run», лейбл «Columbia»

«Born to Run» – третий студийный альбом американского певца и автора песен Брюса Спрингстина, выпущенный 25 августа. Запись альбома, спродюсированного самим Брюсом совместно с его менеджером Майком Аппелем и продюсером Джоном Ландау, проходила в Нью-Йорке. После провала первых двух альбомов, этот релиз ознаменовал попытку Спрингстина пробиться в мейнстрим и добиться таки коммерческого успеха. Музыкант стремился подражать «Стене звука» Фила Спектора, что привело к длительным студийным сессиям с его группой E Street, длившимся с января 1974-го по июль 1975 года; только шесть месяцев ушло на работу над заглавным треком.

В альбом вошли такие музыкальные стили, как рок-н-ролл, поп-рок, ритм-энд-блюз и фолк-рок. В лирике песен рассказывается о людях, которые чувствуют себя загнанными в ловушку и мечтают о побеге к лучшей жизни, воплощенной в романтических лирических образах странствий. Но когда Спрингстин впервые услышал итоговый результат на ацетатном диске, он выбросил его в бассейн. Много лет спустя он рассказывал, что боялся «выпустить пластинку и просто сказать: «Что ж, вот кто я такой», – по тем очевидным причинам, что люди боятся разоблачаться и выставлять себя напоказ». «Рожденный бежать» – это выражение уверенности и уязвимости, надежд и страхов большого артиста, который оказался втянутым в скоростную гонку, имея всё и ничего не теряя.

«Born to Run» стал коммерчески успешным, достигнув 3-й строчки в американском чарте «Billboard Top LPs & Tape» и первой десятки в других странах. И что делает этот альбом таким замечательным, так это то, что песня Спрингстина «This is who I am» помогает нам немного лучше понять, кто же мы такие.

Grateful Dead «Blues for Allah», лейблы «Grateful Dead» и «United Artists»

Восьмой студийный альбом американской группы Grateful Dead, выпущенный 1 сентября, был записан в домашней студии ритм-гитариста и вокалиста Боба Вейра в период с февраля по май 1975 года во время длительного перерыва в гастролях. Пластинка продолжает влияния прогрессива и джаз-фьюжна, проявившихся на двух предыдущих альбомах группы, но в то же время она под влиянием ближневосточных тем и разных музыкальных стилей обладает более экспериментальным звучанием.

Спокойная и пластичная, первая половина «Blues for Allah», возможно, ближе всего к тому, чтобы группа повторила сложные, протяжные джемы своих сценических выступлений, но с новым материалом. Шреддинг гитары Джерри Гарсии и пассажи электропианино Кита Годшо заходят на джазовую территорию, не теряя при этом медиативности психоделии. Вторая половина звучит ещё более странно, переходя от одной из самых стойких мелодий Боба Вейра в 12-минутной заглавной песне к григорианскому хипповскому напеву с нестандартным размером и восточным ладом. В песне упоминается «Тысяча и одна ночь».

Решение назвать альбом в честь короля Саудовской Аравии Фейсала, который был убит во время сессий, пришло после того, как музыкантам сказали, что он был поклонником Grateful Dead. В конечном счете, Хантер счёл свой текст для заглавного трека реквиемом по правителю.

Не все альбомы GD я готов слушать многократно, но этот – исключение. Он удивительно соотносится с первым периодом творчества King Crimson. «Blues for Allah» стал столь необходимым доказательством того, что пик авантюрности «Благодарных мертвецов» не ограничивался их концертами. Первоначально релиз получил смешанные отзывы, но впоследствии его хвалили за сочетание новых стилей и повышенный акцент на джемминге и импровизации. В американском альбомном чарте он дошёл до 12-й позиции.

Electric Light Orchestra «Face the Music», лейблы «Jet» и «United Artists»

Пятый студийник Electric Light Orchestra вышел 6 сентября. Альбом отходит от масштабного оркестрованного звучания предыдущего альбома «Eldorado» в пользу более «удобных для радио» поп-рок-песен, хотя и струнные были по-прежнему очень заметны. Новое звучание оказалось успешным для группы, и «Face the Music» вышел первым альбомом ELO, ставшим «платиновым».

Бас-гитарист Майк де Альбукерке и виолончелист Майк Эдвардс покинули группу, и им на замену были рекрутированы басист Келли Гроукатт и виолончелист с классическим образованием Мелвин Гейл. Группа записывала альбом в мюнхенской студии «Musicland», которую им порекомендовали их друзья из Deep Purple. Джефф Линн как лидер и единственный автор песен группы хотел использовать больше запоминающихся мелодий, а не стиль прогрессивного рока первых трёх альбомов группы и симфоническое звучание «Eldorado».

Между тем, эта музыка была не такой простой, как хотелось бы студийному инженеру Рейнхольду Маку. Ох, и помучался же он с Джеффом Линном, выступившим продюсером. Подход Линна к записи заключался в том, чтобы «прокручивать» песню в голове и доводить её до ума в студии, оставляя при этом всех в неведении относительно таких деталей, как мелодия, припев или текст песни. Тем не менее, он сумел превратить обычный гибрид ELO – немного заунывный прог-рок и поп-музыку – в нечто осмысленное.

Альбом «Face The Music» стал хитом в США (№8 в «Billboard 200»), но не попал в британский чарт. Зато там преуспели выходившие синглами «Evil Woman», «Nightrider» и «Strange Magic», являющимися ярчайшими примерами почти идеального баланса между арт-рок-помпезностью и вдумчивой оркестровкой. А композиция «Down Home Town» идеально вписалась бы на любую пластинку The Traveling Wilburys, не находите?

«Minstrel in the Gallery», восьмой студийный альбом британцев Jethro Tull, вышел в сентябре. Его название связано с использованием галереи менестреля в большом зале замков или усадьбе. Благодаря построенной специально под заказ мобильной студии звукозаписи, получившей название «Maison Rouge Mobile Studio», он стал первым релизом ребят, записанным за пределами Великобритании – в Монте-Карло. Группа задействовала новые технические разработки в области звукозаписи – такие как цифровой процессор задержки «Eventide 1745» – чтобы создать иллюзию двойного звучания инструментов на различных треках, и был приглашён Британский Струнный Квартет, с которым музыканты ранее работали в туре. Это был последний альбом Jethro Tull с участием басиста Джеффри Хаммонда.

На этом релизе группа движется в направлении, отличном от их предыдущей работы «War Child» (1974), возвращаясь к сочетанию электрических и акустических песен в манере, близкой к их альбомам начала 70-х, таким как «Aqualung» (1971) и «Thick as a Brick» (1972). Большое количество тяжелых риффов эффектно дополняет вокальное позерство Андерсона, в то время как его ненавязчивая флейта вездесуще растекается мазками по общему полотну. Атака Мартина Барре на гитаре столь же отчаянна, как и прежде, и орган с фортепиано Джона Эвана столь же эффектно подгоняет её, в то время как ударные Барримора Барлоу и бас Джеффри Хаммонда держат всё вместе в яростном порыве. И всё же, несмотря на усердие, с которым эти ребята закручивают зачастую бесхитростные аранжировки, самым проникновенным моментом на альбоме является строчка из «Baker St. Muse», спетая Андерсоном мимоходом, когда он покидал студию: «Я не могу выйти!»

Стилистически релиз весьма разнообразен, являясь отличным образчиком прог-хард-роковых устремлений Jethro Tull – с длинными инструментальными пассажами, наполненными элементами британского фолка до-елизаветинского звучания. Это не концепт, и музыкально альбом похож на «Aqualung», только вот записывать его своеобразную реинкарнацию через четыре года, в то время, когда всё вокруг развивалось семимильными шагами – довольно странная идея. Я воспринимаю «Minstrel in the Gallery» скорее как диск, «освежающий былые впечатления», только более простой для восприятия.

Критика пластинки была разноречива – музыка была названа «потоком мрачных струнных пассажей», «анахронизмами механических басовых партий Джеффри Хаммонда» и «истеричными монтажами электрогитары Мартина Барре». Тем ни менее, в европейских чартах, включая и Великобританию, диск в основном входил в «топ-20», а в штатовском «Billboard 200» был под №7.

Thin Lizzy «Fighting», лейбл «Vertigo»

После выпуска четырех студийных альбомов ирландские рокеры Thin Lizzy на альбоме «Fighting», наконец-то, обрели столь узнаваемое звучание. Дублинская ритм-секция для роскошного фейерверка в песнях «Wild One», «King's Vengeance» и кавере Боба Сегера «Rosalie» пополнилась новой парой гитаристов-воителей – Брайаном Робертсоном из Глазго и Скоттом Горэмом из долины Сан-Фернандо. В общем саунде сочетались элементы хард-рока, фолка, поп-музыки и ритм-энд-блюза. Две гитары «Les Paul» довольно искусно вплетаются в саму ткань аранжировок в то время, когда Фил Лайнотт своими рассказами о преступниках и изгоях достигает грандиозно эпического, трагического масштаба.

Нельзя не отметить, что Лайнотт сделал большой шаг как автор песен, полностью проявив себя как рок-н-ролльный поэт, и именно на пятом лонгплее его гений стал наиболее заметен. «Fighting» подготовил почву для большого коммерческого прорыва следующего альбома – «Jailbreak», и он же положил начало их классическому циклу из пяти альбомов. Здесь трек «Freedom Song», отдавая дань памяти герою-мученику, обновляет традицию ирландской повстанческой песни, как и в «Whiskey in the Jar», но только теперь уже с явным чёрным оттенком «Black Power».

Как писали резензенты: «Потрясающее название альбома – «Fighting» – идеальный саундтрек для потасовки с парнями в гриль-баре». Как бы то ни было, этот релиз стал их первым диском, попавшим в британский чарт, заняв там 60-ю строчку.

Pink Floyd «Wish You Were Here», лейблы «Harvest», «Columbia»

Девятый студийный альбом английской рок-группы Pink Floyd вышел 12 сентября. Материал для него собирался в ходе концертного тура по Европе, а запись после множественных сессий была произведена в лондонской студии №3 на Эбби Роуд. Концепция «Wish You Were Here» была общим делом, и тексты Уотерса отразили его беспокойство по поводу утраты атмосферы товарищества и братства, сопровождавшей бэнд на раннем этапе их развития.

Огромный успех предыдущего альбома «The Dark Side of the Moon» заставил бы любую другую группу куролесить и утопать в безумствах роскоши и сумасбродства. Только не этих парней. Вместо этого они устроили настоящий художественный акт, направив свой гнев на корпоративную систему и выразив печаль по поводу психического расстройства их друга и соучредителя Pink Floyd – Сида Барретта, которого Уотерс называл «безумным бриллиантом». Всё это вылилось в разрушительное величие «Wish You Were Here» и саднящую тоску «Have a Cigar» и «Welcome to the Machine». Среди приглашенных певцов были Рой Харпер, который и спел главную партию в песне «Have a Cigar».

Двадцать пять минут альбома занимает эпическое внутреннее путешествие «Shine on You Crazy Diamond», в котором парни в прог-рок-молитве прекрасно воплотили то, что Роджер Уотерс назвал «неопределимой, неизбежной меланхолией по поводу исчезновения Сида». Тем ним менее, позже он итожил: «Песня «Shine on You Crazy Diamond» на самом деле не о Сиде – он стал эдаким символом крайнего отчуждения, которому предаются некоторые люди, потому что это единственный способ для них вынести весь этот чёртов мрак – современную жизнь – и полностью устраниться».

Первоначально «Wish You Were Here» получил смешанные отзывы; критики сочли его музыку скучной и уступающей предыдущим работам Pink Floyd. Но аудитория не согласилась с экспертами, раскупая пластинки, как горячие пирожки, так что компания «EMI» не успевала штамповать копии. Диск возглавил альбомные чарты Великобритании, США и ещё ряда стран.

Позже он был признан одним из величайших альбомов всех времён. Клавишник Ричард Райт и гитарист Дэвид Гилмор называли его своим любимым альбомом Pink Floyd. «WYWH» занял 4-е место в списке «Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока» по версии веб-сайта «Progarchives» и такое же место в аналогичном списке журнала «Rolling Stone».

Scorpions «In Trance», лейбл «RCA»

Третий студийник немецкой группы Scorpions, выпущенный 17 сентября, ознаменовал отход от прогрессивного рока двух предыдущих альбомов и начало нового этапа развития под руководством продюсера Дитера Диркса. Именно на этом альбоме группа выработала свой характерный хард-роковый стиль, который впоследствии развился с приходом гитариста Маттиаса Ябса. Состав не претерпел особых изменений, только за барабаны вместо призванного в армию Юргена Розенталя сел Руди Леннерс. В качестве сессионного музыканта вновь выступил клавишник Ахим Киршнинг.

Диркс придал песням альбома более плотные, коммерческие аранжировки. По словам Ульриха Рота, запись альбома в студии заняла около двух недель, при этом на запись гитарных соло осталась только пара дней ближе к концу этого срока, что не позволило ему в полной мере реализовать некоторые сложные замыслы. При всём этом, Рот всё же показал себя явным лидером: его специфическая игра и прог-роковые вставки создают общее настроение альбома.

Все последующие коммерческие триумфы группы во многом обязаны успешному шаблону разнообразных ярких моментов «In Trance», начиная от драйвовой «Top of the Bill», прославляющий жизнь в дороге, стремительного темпа «Robot Man», каскадной «Life’s Like a River» и величественной «Living and Dying», а также наполненному тайной заглавному треку. Альбом начинается с одной из самых крутых песен группы за всю её историю – «Dark Lady». Впервые в истории бэнда Ули и Клаус исполняют соло-вокал одновременно. Отметим также инструментальный номер «Night Lights», который позволяет Роту блеснуть своими гитарными навыкам.

Пусть «In Trance» и не засветился в ведущих чартах, это был отличный продукт. Журнал «Classic Rock» включил эту пластинку в свой список «100 лучших альбомов 70-х». В 2022 году журнал «Metal Hammer» включил «In Trance» в свой список «50 лучших металлических альбомов всех времён» с такой характеристикой: «In Trance – это убийственно, ничего лишнего. Он цепляет, но в нём также есть изрядная доля очаровательно странной прогрессивности. Самые выдающиеся песни альбома – это угрюмые, баллады, такие как «Life’s Like A River» и «Living And Dying», а также тяжелые рокеры, такие как «Dark Lady» и «Top Of The Bill». Это один из тех альбомов, который, как только он тебя захватывает, уже никогда не отпускает». Подпишусь под таким резюме.

George Harrison «Extra Texture (Read All About It)», лейбл«Apple»

Релиз шестого сольника «битла» Джорджа Харрисона состоялся 22 сентября – через девять месяцев после его беспокойного североамериканского турне 1974 года с Рави Шанкаром и плохо принятого альбома «Dark Horse», где он переживал последствия своего распавшегося брака с Пэтти Бойд. «Extra Texture (Read All About It)» был записан в основном в Соединенных Штатах, а не в Англии, и спродюсирован самим Харрисоном. В числе многочисленной группы музыкантов, участвовавших в записи – Гэри Райт, Дэвид Фостер, Джим Келтнер, Джесси Эд Дэвис, Леон Рассел, Том Скотт, Билли Престон и Джим Хорн.

Среди других альбомов Харрисона после «Битлз» «Extra Texture (Read All About It)» – единственный, тексты песен на котором лишены какого-либо очевидного духовного посыла. Это была жизнеутверждающая продукция зрелого мужчины, пережившего личные невзгоды и устремившегося в будущее. В клавишных аранжировках присутствуют элементы соул-музыки и влияние Смоки Робинсона, что свидетельствует о дальнейшем отходе от рок- и фолк-рокового звучания.

На общем умиротворённо меланхоличном фоне выделяются жизнерадостная «You», ироничное посвящение Ларри Смиту, барабанщику комедийной группы 60-х годов Bonzo Dog Doo-Dah Band – «His Name Is Legs (Ladies and Gentlemen)» и оптимистичная «This Guitar (Can't Keep From Crying)» – своеобразное продолжение «While My Guitar Gently Weeps», а также песни «Can"t Stop Thinking About You» и «Tired of Midnight Blue», которые называли «самые эффективные девять минут музыки». Я бы ещё отметил красивую гармонию композиции «Grey Cloudy Lies».

Несмотря на то, что альбом был в основном негативно воспринят критиками, Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) в течение двух месяцев после выхода присвоила «Extra Texture» золотой статус. В Штатах он дошёл до 8-й строчки, а в Великобритании – до 16-й. Сегодня он слушается на удивление аутентично своему времени.

Окончание здесь:

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал

☢️ Другие статьи этой тематики: