«Наш мир переполнен шедеврами, зачем загружать мозг посредственной информацией». Владимир Цыбин
При упоминание лучших рок-музыкальных произведений любого периода из 70-х годов всегда сладко ноет под ложечкой. Конечно, у любого меломана со стажем здесь свои предпочтения, однако же, практически каждый любитель рока легко согласится с высокими достоинствами многочисленной альбомной коллекции этой «золотой эпохи». И 1973 год в этом ряду – в числе «самых-самых». Он был запредельно плодовитым на качественную продукцию. Достаточно, упомянуть, что это был год выхода «The Dark Side of the Moon», «Quadrophenia», «Brain Salad Surgery», «Houses Of The Holy», «Selling England by the Pound» и «Tubular Bells», и это, уже, сама по себе – вполне говорящая характеристика.
Да, рок был на подъёме, и добротная продукция выдавалась ежемесячно. Тенденции прежних декад продолжились – всё также в мэйнстриме были хард-рок, глэм и прогрессив, и нередко все эти жанры активно переходили границы друг друга и других областей музыки. Критики ломали головы в поисках новых обозначений стиля, коими они как ярлыками маркировали выходившие релизы, а музыканты в перфекционистских потугах подвижнически помышляли только об одном – Её Величестве Музыке.
Многое впечатлило. В Гонолулу состоялся первый в мире благотворительный телеконцерт Элвиса Пресли, который транслировался через спутник в прямом эфире на 40 стран Азии и Европы. Зрительская аудитория у телеэкранов составила около 1,3 млрд. человек. До сих пор этот рекорд никто не побил. Led Zeppelin своим североамериканским турне с большим количеством светового и пиротехнического оборудования превратили концерты в сложное представление, качественно отличавшиеся от всей предыдущей концертной деятельности в области рок-музыки. Это определило облик рок-шоу на текущее и последующие десятилетия.
Kiss дали свой первый концерт в клубе «Coventry» в Квинсе, а Scorpions отыграли свой первый сет с Ули Ротом после того, как он сменил Михаэля Шенкера, ушедшего в UFO. В Нью-Йорке открылся легендарный клуб «CBGB», выпестовавший целую плеяду легенд панк-рока и новой волны. В Сиднее образовалась группа AC/DC, а Дэвид Боуи стал первым из звёздных рок-музыкантов, не только посетившим СССР, но и проехавшим нашу страну из конца в конец на поезде в обычном спальном вагоне.
Все бывшие участники «Битлз» разродились отличными сольниками, выпустили первые самостоятельные альбомы Роджер Долтри из «Ху», «экс-Криденс» Джон Фогерти и Рой Вуд, известный по Move, Wizzard и Electric Light Orchestra. Линдси Бакингем вместе со Стиви Никс записали единственную совместную пластинку перед тем, как присоединились к Fleetwood Mac.
Дебютные пластинки выпустили ещё ряд знаковых в будущем групп и исполнителей: 10сс, АВВА, Aerosmith, Bachman-Turner Overdrive, Camel, Geordie, Lynyrd Skynyrd, Montrose, New York Dolls, Queen, Wizzard, Брюс Спрингстин, Гэри Мур, Майк Олдфилд, Рик Уэйкман, Сьюзи Кватро, Том Уэйтс.
Давайте вспомним лучшие альбомы 1973-го. Я буду ранжировать вышедшие в этот год релизы по дате их появления на свет.
Iggy And The Stooges «Raw Power», лейбл «Columbia»
Третий и последний, до воссоединения в 2000-х годах, студийный альбом американской прото-панк-группы The Stooges – настоящий шедевр чистого нарциссического нигилизма, панк-роковые «Свитки Мертвого моря». Группа отошла от «грувных, чувственных песен» первых двух пластинок в пользу более гимнового хард-рокового подхода, вдохновлённого новым гитаристом Джеймсом Уильямсоном, который написал восемь песен для альбома в соавторстве с Игги Попом.
После своего выхода 7 февраля «Raw Power» был проигнорирован критикой и воспринят слушателями как занятная диковинка. Он занял только 182-е место в чарте «Billboard 200», и после не особенно удачных гастролей и расторжения лейблом контракта группа в конечном итоге распалась.
Тем не менее, он оказал влияние на множество музыкантов, заложивших в дальнейшем фундамент панк-рока, и таким образом стал одной из ключевых записей прото-панка вообще. Грубый гитарный звук Уильямсона глубоко воздействовал на такие разные группы, как Sex Pistols, The Smiths и Nirvana. Сегодня «Raw Power» признан одним из самых влиятельных альбомов в истории рока. В 2003 году журнал «Rolling Stone» поместил «Raw Power» на 125-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён».
Blue Öyster Cult «Tyranny and Mutation», лейбл«Columbia»
Вторая пластинка нью-йоркской группы, вышедшая 11 февраля, приятно удивила слушателей. Blue Öyster Cult достигли, казалось бы, невозможного: они сделали свое хард-роковое звучание ярче и углубили мистику текстов. Группа значительно ускорила свой темп, а продюсеры Сэнди Перлман и Мюррей Кругман добавили в свой частотный диапазон молниеносную вспышку высококлассного звука.
Добавьте к этому выдающийся лирический вклад Перлмана, рок-критика Ричарда Мельцера и поэтессы-рокерши Патти Смит, которая в то время была девушкой клавишника Аллена Ланьера, а также разделённые образы тёмной лирики первой «красной» стороны – энергичной и быстрой – и второй «чёрной» – с её меланхоличными экспериментальными и сексуальными треками, и вся концепция выстроится.
Критики отмечали «вступительную сюиту» из четырех песен, составляющую «красную» сторону альбома, красочно формулируя, что «путешествие по их новому дому – это все равно, что слушать, как Хичкок и Кубрик обмениваются историями о своих влажных снах». Гордон Флетчер из «Rolling Stone» написал восторженный отзыв об альбоме и назвал Blue Öyster Cult «одной из лучших групп Америки».
Пластинка дошла до 122-го места в «US Billboard 200», и сегодня с её «аттракционами непрерывных хуков» расценивается как путеводитель по истории хэви-метал. Если есть желание прочесть более подробный обзор, вам сюда:
Alice Cooper «Billion Dollar Babies», лейбл «Warner Bros.»
Четвертый альбом Alice Cooper с Бобом Эзрином и шестой в общей дискографии группы вышел 25 февраля. Он стал вершиной их творчества. Придраться в этой работе просто не к чему, материал абсолютно идеальный, и не спорьте. Уже обложка «Billion Dollar Babies», стилизованно «отделанная» под змеиную кожу, как бы намекает на качество содержимого. Ну а самый смак, самая главная изюминка альбома – все десять треков абсолютно разные, но удивительно шикарные.
Это самый последовательный и цельный альбом Alice Cooper, классика тяжёлого глэм-рока, но в то же время, в какой-то мере, и с яркими прогрессив-роковыми чертами. Его музыкальная эстетика проистекла из предыдущего альбома, а также впитала ряд идей той рок-н-рольной эпохи, в том числе взятых и у группы The Who, столь почитаемой музыкантами Alice Cooper. Это была концептуальная работа. Элис Купер вспоминал об идее альбома так:
«Мы в самом деле не придумываем концепцию, просто концепция развивается пока мы записываем альбом. Когда у меня появилась идея для «Billion Dollar Babies» эта был всего лишь набор песен. Я написал всю лирику за один день, а концепция содержалась в содержании самой лирики...
Вся концепция альбома заключалась в использовании идеи о том, что у людей действительно есть болезненные извращения. и каждый из нас страдает той или иной формой. Другое дело, это должна быть непременно американская извращённость: мы, знаете ли, националисты!»
Альбом стал самым продаваемым альбомом Элиса Купера на момент его выпуска, занял первое место в чартах альбомов как в Соединенных Штатах, так и в Соединенном Королевстве, а позже по продажам стал «платиновым» в США. Синглы из альбома: «Elected», «Hello Hooray», «Billion Dollar Babies» и «No More Mr. Nice Guy» стали хитами «Billboard Hot 100».
В 2005 году «Billion Dollar Babies» занял 283-е место в списке журнала «Rock Hard» «500 величайших рок- и металлических альбомов всех времён». Журнал «Treble» назвал его в своем списке «10 основных альбомов глэм-рока». Альбом также был включен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте».
Pink Floyd «Dark Side Of The Moon», лейблы «Harvest» и «Capitol»
Это было явление, во многом определившее 1973-й год. Ему поют «Оссану» с момента его выхода 1 марта по сей день. И совершенно заслуженно. Самый успешный альбом группы, превративший Pink Floyd в творцов мирового масштаба. Один из наиболее известных концептуальных альбомов в истории рок-музыки, глобальное культурологическое событие, он был и в числе самых продаваемых альбомов в истории звукозаписи – общее число проданных экземпляров превышает 45 миллионов.
«Dark Side Of The Moon» занимает 6-е место в списке «Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока по версии «Progarchives.com», 4-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters» и 2-е место в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала «Classic Rock». По версии журнала «Rolling Stone» он является лучшим прог-альбомом всех времён. Об интересных особенностях этого произведения искусств можно прочесть здесь:
Faces «Ooh La La», лейбл «Warner Bros.»
Четвёртый и последний студийный альбом британской группы Faces вышел в марте 1973-го. Поскольку группа уже неохотно играла вторую скрипку в постоянно прогрессирующей сольной карьере Рода Стюарта, «Ooh La La» стал лебединой песней оригинального состава. Вокалист всё больше отдалялся от своих товарищей по группе, которые были разочарованы тем, что к этому моменту они стали восприниматься публикой как немногим большее, чем группа поддержки Стюарта. Разочарованный Ронни Лейн уйдёт вскоре после выпуска пластинки.
Несмотря на сложные обстоятельства записи, продюсер Глин Джонс сплотил группу, помогая успокоить внутреннюю напряженность. Его усилия позволили Faces записать сфокусированный, краткий альбом в манере своего предшественника. И это был многогранный, хотя и характерно необработанный драгоценный камень, с богатым драматизмом истинного блюз-рока «Cindy Incidentally» и «My Fault», кантри-роком «Flags and Banners», прог-роком «Fly in the Ointment», сиротским рэгги «Ooh La La» и чистым, рваным глэмом «Borstal Boys».
Благодаря своему разнообразию, многие критики считают альбом «Ooh La La» лучшим в карьере Faces. Да и сами музыканты полагали, что на нем нет «проходных» песен. В апреле он «добрался» до первого места в британском хит-параде. Хотя они пользовались скромным успехом по сравнению с такими современниками, как The Who и The Rolling Stones, Faces оказали значительное влияние на современный рок. Они были введены в «Зал славы рок-н-ролла» в 2012 году.
T. Rex «Tanx», лейблы «EMI», «Reprise»
Четвёртая большая пластинка проекта Марка Болана T. Rex была выпущена 16 марта. Она выходила после фильма «Born to Boogie» с участием Ринго Старра и Элтона Джона, восторженно принятого фанатами, и зафиксировала пик популярности Болана и его группы. Это была, по сути, последняя большая работа музыканта, закатом «золотого» периода, и с выходом «Tanx» заканчивается пора классического T. Rex. После выпуска альбом возымел коммерческий успех. Он достиг 4-го места в чарте альбомов Великобритании, 3-го места в Германии, 5-го места в Норвегии, а в США он был лишь 102-м. Примечательно, что для продвижения альбома не было выпущено ни одного сингла.
Музыкально он отличался от предыдущих работ: при наличие треков в духе «The Slider» и «Electric Warrior» явственно ощущались попытки придать Боланом соул-музыке, фанку и госпелу глэмовое прочтение, что уже само по себе было дерзновенно. Группа эволюционировала, особенно сильно это ощущается на «Broken Hearted Blues» и «Electric Slim and the Factory Hen». Появились бэк-вокалистки, были использованы новые инструменты, такие как меллотрон, на котором сыграл продюсер Тони Висконти. Заключительная песня «Left Hand Luke and the Beggar Boys» благодаря этим находкам даже породила новый жанр – глэм-госпел.
В целом это был самый разнообразный по звучанию, аранжировке и мелодике и, возможно, самый сильный альбом Марка Болана. Песни плавно перетекали из одного мини-повествования в другое, и, конечно, «Tanx» требует чуть большего внимания и сосредоточенности, чем звёздная пара его предшественников. Любопытно, что если в британских изданиях, таких как «NME» и «Record Mirror», «Tanx» получил положительные отзывы, то за океаном откровенно высмеяли эту работу. Может американцам не хватило глубины понимания стилистических особенностей, а, может, это была защитная реакция на попытку привнести в американскую музыку глэм. Сегодняшние объяснения сводятся к зашоренности, восприятию через ширму жанра: «Одной из причин коммерческого провала «Tanx» было отсутствие той непосредственности, которой славился гламур».
Как бы то ни было, это была дань уважения черной соул-музыке – жанру, который Болан всегда хотел исследовать. Альбом оказал значительное влияние на британскую популярную культуру. Значение «Tanx» было в том, что этой пластинкой T. Rex вдохновили не только исполнителей масштаба Дэвида Боуи и Suede, но и многих других не боятся синтезировать в своей музыке разные диаметрально отстоящие жанры.
King Crimson «Larks' Tongues in Aspic», лейблы «Island» и «Atlantic»
Пятый студийный альбом, вышедший 23 марта, был дебютом третьей инкарнации King Crimson в составе основателя группы и гитариста Роберта Фриппа, а также новых участников: Джона Уэттона (вокал, бас), Дэвида Кросса (скрипка, меллотрон, флейта), Джейми Мьюира (перкуссия) и Билла Бруфорда (ударные). Тексты песен были сочинены Ричардом Палмером-Джеймсом. Фрипп сослался на развивающуюся музыкальную (а иногда и личную) несовместимость с прежними участниками «Малинового Короля» и писал теперь более яркую музыку, опираясь на такие влияния, как Бела Барток, Игорь Стравинский, Джими Хендрикс и свободная импровизация.
«Larks' Tongues in Aspic» продемонстрировал несколько существенных изменений в звучании King Crimson. Ранее полагаясь на саксофон и флейту как на важные мелодические и текстурные инструменты, группа заменила их единственной скрипкой, при этом сохранила меллотрон и добавила многочисленные новаторские экзотические перкуссии, включая лист металла и мбиру.
Композиции альбома – это «тотальное исследование контрастов, особенно настроений и темпов – в один момент они яркие и электрические, в следующий – мягкие и замысловатые». Название пластинки было придумано перкуссионистом Джейми Мьюиром и отражает то, что он услышал в музыке этого альбома: нечто хрупкое и изысканное, покрытое чем-то «коррозийным» и «кислотным». По легенде, когда во время репетиции кто-то спросил, как же назвать эту вещь, Мюир не задумываясь ответил: «Заливное из язычков жаворонков, конечно, как же иначе».
Альбом достиг 20-й строчки в чартах Великобритании и 61-й строчки в США. Билл Мартин писал в 1998 году: «Несмотря на чисто формальную изобретательность, самой важной записью прогрессивного рока 1973 года был... Larks' Tongues in Aspic». В специальном издании «Q» альбом занял 22-е место в списке «40 альбомов космического рока». «Larks' Tongues in Aspic» занимает 20-е место в списке «50 величайших альбомов прог-рока всех времён» журнала «Rolling Stone». Он включён в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте».
Roxy Music «For Your Pleasure», лейблы «Island» и «Warner Bros.»
Группа Roxy Music вполне ладила с изысканностью. Всё в альбоме «For Your Pleasure», вышедшем 23 марта, – от декадентской обложки до аристократического растягивания слов, с которым Брайан Ферри произносил каждую вызывающее воспоминания фразу, было нарочито надумано. Это был заманчивый взгляд на будущее рока от самого гламурного глэм-шоу. Группе удалось представить идеальный синтез панка, рок-н-ролла и авангарда. Смена темпа композиций, изменчивые интонации вокала Ферри и безумный саксофон Энди Маккея выводят эту запись на уровень шедеврального гротеска.
Музыкальное своеобразие альбома в целом стало во многом результатом сотрудничества Брайана Ино и гитариста Фила Манзанеры. Хотя пластинка и не поднялась высоко в американских чартах (№193), она дошла до № 4 в «UK Albums Chart». В 2000 году журнал «Q» поставил «For Your Pleasure» на 33-е место в списке «Величайших британских альбомов всех времён». В 2003 году он вошёл под № 394 в список «50 Величайших альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone», а в 2013 году под № 88 в аналогичный список «New Musical Express». В списке «Pitchfork Media» «100 лучших альбомов 70-х» «For Your Pleasure» занимает 87-е место.
Led Zeppelin «Houses Of The Holy», лейбл «Atlantic»
Пятый студийник Led Zeppelin, выпущенный 28 марта, стал третьим альбомом группы, возглавившим британские и американские списки альбомов, и только в США было продано более трёх миллионов его копий. Сегодня его обзоры со стороны музыковедов носят оценку в преимущественно восторженных степенях, а в то время рецензии собрали по началу рекордно обильную порцию негатива. Особо усердствовали в этом отношении американские СМИ.
Не смотря на такую неоднозначную реакцию, «Houses of the Holy» добился коммерческого успеха, получив со временем сертификат «Diamond», пробился в топы чартов по всему миру, а последующий в 1973 году концертный тур группы по Северной Америке побил рекорды посещаемости, поскольку выступления неизменно проходили в переполненных больших аудиториях и на стадионах.
В 2003 году журнал «Rolling Stone» поместил его на 149-е место в списке журнала «500 величайших альбомов всех времен». Подробный обзор «Houses Of The Holy» есть у меня на канале:
David Bowie «Aladdin Sane», лейбл «RCA»
Шестой студийный альбом Дэвида Боуи, выпущенный 13 апреля, продолжил успех своего легендарного предшественника – «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». Он стал первым альбомом, который Боуи написал и выпустил уже как рок-звезда. Темы большинства песен – наблюдения в дороге, Дэвид сочинил их во время своего турне по Соединённым Штатам в 1972-м.
«Aladdin Sane» стал ослепительным циклом песен, освобожденным от концептуальных ограничений, характерных для его культового предшественника «Зигги Стардаста». Большая часть «Aladdin Sane» была записана на «Trident Studios» в Лондоне с декабря 1972-го по январь 1973-го.
Когда Дэвид записывал композицию «The Prettiest Star», которую он написал для Анжелы Барнетт, в студии присутствовал его друг и в то время соперник за звание «Короля глэм-рока» Марк Болан. Марк сыграл партию гитары. Продюсер Тони Висконти, который опекал тогда двух начинающих звёзд, вспомнил, что сессия шла хорошо до того момента, пока первая жена Болана – Джун вдруг не заявила Боуи: «Марк слишком хорош для тебя, чтобы играть на этом альбоме!» Однако Дэвид оставил на треке именно гитару Болана, без которой «The Prettiest Star» потеряла бы половину своего очарования.
Критическая реакция на пластинку в целом была хвалебной, хотя в США она была более восторженной, чем в Великобритании. Её величали «яркой продукцией, вдохновленной Stones», превосходящей «несколько плоское звуковое полотно Зигги Стардаста». Шаар Мюррей из «NME» считал, что «Aladdin Sane» был сильным претендентом на звание альбома года, и назвал его «достойным вкладом в самую важную часть музыкальных произведений, созданных в этом десятилетии».
Имея около 100 000 копий предварительного заказа, альбом «Aladdin Sane», дебютировал на вершине британского хит-парада и достиг № 17 в Америке, тем самым став на тот момент самым коммерчески успешным альбомом Боуи в обеих странах. Альбом был продан тиражом 4,6 миллиона копий по всему миру, что делает его одним из самых продаваемых альбомов музыканта.
Bob Marley and the Wailers «Catch a Fire», лейблы«Tuff Gong» и «Island»
Пятый студийный альбом ямайской рэгги-группы The Wailers, выпущенный 13 апреля, принёс им всемирную известность. На «Catch a Fire» – девять песен, две из которых были написаны Питером Тошем, остальные семь принадлежат Бобу Марли. Хотя, стоит признать, что стиль сочинительства у The Wailers был коллективным процессом.
Последовавший тур в поддержку пластинки, охвативший Англию и США, помог сформировать культ почитания Бобу Марли. «Catch a Fire» занял 171-е место в «Billboard 200» и 51-е место в чарте «Billboard R&B».
Критики восприняли пластинку с воодушевлением. Роберт Кристгау из «Village Voice» заявил, что «половина этих песен достойна Святого Иоанна Богослова», а «бас и барабаны братьев Барретт спасают тех, кто не в Аду». Рецензенты журнала «Rolling Stone» также высоко оценили эту работу, заключив, что «Catch a Fire» – блестящий дебют, «Concrete Jungle» и «Slave Driver» поражают уличной непосредственностью, а «Kinky Reggae» и «Stir It Up» обладают огромным потенциалом для приятного времяпрепровождения».
Сегодня «Catch a Fire» называют одним из величайших альбомов в стиле регги за всю историю музыки. Его необходимо иметь в любой мало-мальски серьёзной фонотеке. Журнал «Rolling Stone» в 2020 году поставил альбом на 140-е место в своем списке «500 величайших альбомов всех времён». Он занял 285-е место в третьем издании списка «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина.
Hawkwind «Space Ritual», лейбл «United Artists»
Концертники стали котироваться, и выпущенный 11 мая двойной альбом Hawkwind «Space Ritual» – яркое тому подтверждение. Его полное название – «The Space Ritual Alive in Liverpool and London». Альбом был записан во время выступления Hawkwind на «Liverpool Stadium» 22 декабря 1972 года и в лондонском зале «Brixton Sundown» 30 декабря 1972 года при участии звукорежиссёра Вика Мэйла.
Hawkwind исполняли, в основном, спэйс-роковый материал альбома «Doremi Fasol Latido», песни оттуда составляют основную часть двойного концертного альбома. К ним были добавлены записи трёх новых композиций («Born to Go», «Upside Down» и «Orgone Accumulator»), а также фрагменты декламаций, которые вместе с электронными эффектами служат связующими звеньями между треками. «The Space Ritual» ставил своей целью воссоздать в полном «аудио-видео-церебральном объеме» концепцию Роберта Калверта и Барни Бабблса, связанную с путешествием в межзвёздном пространстве космического корабля под названием Hawkwind.
«Space Ritual» добрался до 9-го места в британском чарте альбомов и ненадолго вошёл в «Billboard Hot 200», достигнув 179-го места. В 2013 году журнал «Classic Rock» включил альбом в список «концертных альбомов, которые изменили мир». В специальном издании «Q» он занял 8-е место в списке «40 альбомов космического рока». Альбом также был включен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрёте» под № 276.
Mike Oldfield «Tubular Bells», лейбл «Virgin»
«Tubular Bells» был дебютом девятнадцатилетнего английского мультиинструменталиста Майка Олдфилда. Демо, предшествующее студийной записи, Майк писал в своей квартире в Тоттенхэме, в северном Лондоне. Он наложил четыре трека, которые он сочинял в голове в течение нескольких лет, используя магнитофон, свои гитару и бас, несколько игрушечных ударных инструментов и орган «Farfisa», позаимствованный у клавишника Whole World Дэвида Бедфорда. Олдфилду потребовалось полгода, чтобы записать тысячи наложений, необходимых для его 49 минут волнующей музыки.
Этот инструментальный образец искусства наложения длиной в симфонию поначалу был встречен шквалом отказов со стороны индустрии, прежде чем Ричард Брэнсон, глава «Virgin Records», решился его выпустить 25 мая. Первоначально экземпляры «Tubular Bells» продавались медленно, и только в июле альбом появился в британском чарте альбомов, достигнув первоначальной 7-й позиции. Ситуация изменилась в декабре 1973 года, когда его вступительная тема была использована в саундтреке к фильму ужасов «Экзорцист». Это привело к резкому росту продаж.
Он оставался в десятке лучших альбомов Великобритании в течение целого года с марта 1974 года, в течение которого он достиг первого места на одну неделю. Он достиг 3-го места в «Billboard 200» США и 1-го места в Канаде и Австралии. Было продано более 2,7 миллионов копий в Великобритании и около 15 миллионов копий по всему миру. Критические рецензии на протяжении полувека всё ещё льют фимиам, и во многом заслуженно. Общий тон сводится к следующему: «Это божественная экскурсия в мир музыки нью-эйдж».
Nazareth «RazAmaNaz», лейблы «Mooncrest» и « A&M»
Третий альбом группы, "RazAmaNaz", спродюсированный Роджером Гловером из Deep Purple, выходил в мае 1973 года. С появлением этой пластинки наступил переломный момент в творчестве Nazareth, группа наконец-то обретает популярность в Европе и Японии, и в британских хит-парадах альбом занимает почётное 11-е место. В «US Billboard 200» он достиг 157-й строчки. Композиции «Razamanaz», «Broken Down Angel» и кавер Вуди Гатри «Vigilante Man» становятся хитами и исполняются группой на гастролях. Потрясающий вокал Дэна Маккафферти лучше всего слышен на «Bad Bad Boy». Стилистика теперь уже не вызывала сомнения – хард рок с элементами блюза – в большей степени тяжёлого шаффла – и рок-н-ролла. Дэн Маккаферти констатировал:
«Это был тот самый случай, когда мы поняли, кем хотим быть. Вот что нам действительно нравится. Нам нравится рок-н-ролл! В душе мы чувствовали, что грядёт победа, и вот она. А с ней и направление. Вся суть в любви».
George Harrison «Living in the Material World», лейбл «Apple»
Альбом Джорджа Харрисона «Living in the Material World» вышел 30 мая в США и 22 июня в Великобритании. Это был один из самых ожидаемых релизов года. Диск был сертифицирован «Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии» как «золотой» уже через два дня после выхода, став у Харрисона вторым альбомом № 1 в Соединенных Штатах. Он также возглавил чарты альбомов в Канаде и Австралии и достиг 2-го места в Великобритании, где уступил первую позицию только саундтреку фильма «That'll Be the Day» с хитами 50-х и 60- годов.
Ряд музыкальных критиков сочли «Living In The Material World» продолжением альбома года «All Things Must Pass». И действительно, как и в нём, тематика композиций здесь также выражала индуистские философски-религиозные воззрения автора и отражала его озабоченность состоянием мира и направлением, в котором двигалось человечество.
Музыкально же здесь были собраны номера, стилистически попадающие под поп-рок, фолк-рок и кантри-рок с причудливой помесью баллад и даже госпела. Сочетание пронзительных мелодий с вязью удивительно змеевидных аккордов под ними и звуковых расцветок, вычурно раскрашенных искусными филлзами и риффами слайд-гитары Джорджа, навевало лирические, возвышенные чувства и, казалось, несло отсвет мифического статуса его прежней гениальной группы. Помимо блистательной инструментовки, на этом альбоме представлены одни из самых сильных вокализов в карьере экс-битла. Желающие могут ознакомиться с детальным обзором альбома:
The Osmonds «The Plan», лейбл «MGM»
Очередной концепт 1973-го, альбом «The Plan» американской группы The Osmonds вышел 30 июня. Название восходит к «Плану спасения» – учению движения «Святых последних дней», бывшее составной частью мормонских воззрений. Это было амбициозное, сродни рок-опере, музыкальное произведение, попытка объяснить религиозные верования семьи через серию песен, охватывающих самый широкий спектр рок- и поп-жанров.
Хотя, проповедническая лирика немного рассеянна и неуклюжа для того, чтобы полноценно передавать религиозные воззрения с какой-либо особо мощной реальной силой, зато музыкальная составляющая с лихвой восполняет эти недостатки. Все песни альбома связаны, соединены маленькими музыкальными виньетками, и в результате получилось единое полотно, которое нужно слушать целиком. Удивляет и то, что такое в общем-то зрелое музыкальное произведение создали совсем ещё молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет.
Надо констатировать, что братья The Osmonds, стремясь сделать свой вклад на пути к духовному развитию человечества, пошли на действия, которые, к сожалению, не окупилась коммерчески: альбом «The Plan» занял лишь 58-е место в чарте «US Billboard 200». Хотя, в более продвинутой музыкально Великобритании альбом оценили, чему свидетельствует 6-е место в рейтинге «UK Albums». Критики тоже не совсем поняли эту работу, назвав её «осечкой, потому что творческое разнообразие привело к отсутствию спаянности в целом», а вот Пол Маккартни был очень впечатлён. Если есть желание более детально ознакомится с обзором альбома, приглашаю сюда:
Queen «Queen», лейблы «EMI» и «Elektra»
Первая пластинка группы Queen, изданная 13 июля, записывалась в течении 1971-72 годов на «De Lane Lea Studios» и «Trident Studios» в сотрудничестве с продюсерами Джоном Энтони и Роем Томасом Бэйкером. Большую часть материала альбома составили песни, написанные Фредди Меркьюри и Брайаном Мэем в хард-роковом стиле, включая в себя элементы таких жанров, как прогрессив-рок, фолк-рок, глэм-рок, психоделия, прото-панк и поп-рок. Ведущий вокалист Фредди Меркьюри написал пять из десяти композиций, гитарист Брайан Мэй написал четыре песни, включая и «Doing All Right» в соавторстве с Тимом Стаффеллом, а барабанщик Роджер Тейлор написал и спел «Modern Times Rock ’n’ Roll».
Отзывы критиков сводились к тому, что дебют Queen больше представляет собой коллекцию идей, нежели единый альбом в целом, а также содержит в себе всего лишь одну известную песню. Имелась в виду выходившая синглом «Keep Yourself Alive». «Бурный и неистовый» трек, открывающий альбом, «с его мощной аранжировкой и громоподобным звуковым фоном», был признан одной из лучших работ Queen. В 2008 году журнал «Rolling Stone» поставил «Keep Yourself Alive» на 31-е место в списке «100 величайших гитарных песен всех времен», охарактеризовав её как «риффы целого альбома, втиснутые в одну песню».
Тем не менее, кое-кто разглядел в альбоме концептуальную работу с единой структурой и даже сюжетом. Отмечалось, что Queen звучит по-особенному, не похоже на другие группы, правда Гордон Флетчер из журнала «Rolling Stone» сопоставил альбом с творчеством Led Zeppelin. В целом же дебют был заслуженно признан «великолепным». Не смотря на в целом комплементарные оценки, «Queen» не получил большого коммерческого успеха: в чартах «UK Albums» он стал 32-м, а в «US Billboard 200» – 83-м.
В 1994 году журнал «Guitarist Magazine» поставил «Queen» на 19-е место среди «50 самых влиятельных гитарных альбомов всех времён». Дебют группы занял 54-е место в списке «100 величайших альбомов, которые вы никогда не слышали» по версии журнала «NME» в 2011 году. В 2016 году Малкольм Доум из журнала «Classic Rock» определил его вторым лучшим альбомом Queen.
Окончание здесь:
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: