Продолжаем ностальгировать по 70-м годам прошлого столетия, и на очереди обзора 1975-й. Многие полагают, что это были чуть ли не самые насыщенные месяцы, потому что было выпущено слишком много фантастически важных записей, которые трудно проигнорировать. Рок-музыка к этому периоду изменилась – стало меньше джемования и больше внимания стало уделяться структуре песен и продюсированию. Многие группы продолжили исследовать себя в инновационных музыкальных направлениях.
Год в целом был во многом определяющим. В мире забрезжила надежда международной разрядки, когда в Хельсинки главы 35 государств, в том числе и СССР, подписали «Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе». В эту же канву укладываются стыковка советского и американского космических кораблей «Союз» и «Аполлон» и долгожданное окончание Вьетнамской войны. Королевство Сикким официально вошло в состав Индии, а в Африке были провозглашены независимость Мозамбика и Анголы.
«НАСА» запустило к Марсу космический зонд «Викинг-1», а советские спускаемые аппараты автоматических станций «Венера-9» и «Венера-10» совершили мягкую посадку на Венеру и впервые передали на Землю фотопанораму планеты. Был выпущен компьютер «Altair-8800», с которого началась эра микрокомпьютеров. Бобби Фишер отказался играть шахматный матч за звание Чемпиона Мира с Анатолием Карповым и отдал ему корону. В СССР в журнале «Смена» впервые были опубликованы фрагменты романа братьев Вайнеров «Эра милосердия», который вскоре станет культовым, а на телеэкранах появилась телеигра «Что? Где? Когда?».
Джон Леннон после четырёхлетних судов с иммиграционными властями США получает возможность легально проживать в этой стране, а на свой день рождения принимает от Йоко в подарок сына – Шона. Пол Маккартни и его жена Линда арестованы в Лос-Анджелесе за хранение «травки». На пресс-конференции в Лондоне объявлено об официальном распаде группы Faces, и в The Rolling Stones перебирается их бывший гитарист – Ронни Вуд.
Ричи Блэкмор дал в Париже последний концерт с Deep Purple, после чего ушёл из группы, чтобы создать Rainbow. Питер Гэбриэл в свою очередь ушёл из Genesis и начал карьеру в качестве сольного исполнителя. Басист Стив Харрис создаёт Iron Maiden, в Лондоне образована группа Motörhead, а также панк-группа Sex Pistols. В Нью-Йорке в клубе «CBGB» Talking Heads дают своё первое шоу.
В Лондоне состоялась премьера фильма «Slade in Flame», а чуть позже – киноверсии рок-оперы «Томми» группы The Who. В СССР в прокат вышел британский фильм «О, Счастливчик!», в котором снялась группа Алана Прайса: так впервые в Союзе зрители увидели на экране живых рокеров. Самый продаваемый альбом в США – «Greatest Hits» Элтона Джона, а в Великобритании – «Atlantic Crossing» Рода Стюарта.
Величайшие легенды классического рока, такие как Led Zeppelin, Black Sabbath, Queen, Дэвид Боуи, Pink Floyd, Nazareth, Rainbow и многие другие, выпустили в этот год знаковые пластинки, определившие их карьеру. Наиболее заметные представлены мною ниже. Я буду ранжировать вышедшие в этот год альбомы по дате их появления на свет. Если что-то «обязательное» на ваш взгляд здесь не будет представлено, не обессудьте.
Bob Dylan «Blood On The Tracks», лейбл «Columbia»
Если не обращать внимания на невпечатляющее оформление обложки, пятнадцатый студийник Боба Дилана «Blood on the Tracks», вышедший 20 января, довольно неплох. Он включает в себя некоторые классические композиции, которыми автор шокировал мир. Здесь Боб пел новым огненным взрослым голосом – мужчина в пылу эмоций, размышляющий о потерянной любви, пока он бредёт по дороге. Никто не знал, что в нём всё ещё столько страсти. Дилан записал альбом, когда его брак распался, спев песню «Tangled Up in Blue» с чистой интенсивностью. Это было окончательное рок-возвращение, возродившее его после многих лет неуклюжих альбомов и удручающе вежливых мелодий.
Но это также и окончательный альбом о расставании. Когда вы страдаете от душевной боли, ничто так не созвучно вашим терзаниям, как стонущий голос Дилан в отчаянном блюзе в «You"re a Big Girl Now». Он исторгает горькую ярость в «Idiot Wind» или принимает свою судьбу со стоической щедростью в «If You See Her, Say Hello». Лирический герой, представленный на альбоме, – перекати-поле, которого пинают простые повороты судьбы, в то время как его ноги блуждают от Делакруа до Монтегю-стрит, от Сан-Франциско до Аштабулы, от плотины Гранд-Кули до Капитолия.
Билл Питерсон на басу, Билл Берг – ударные, Крис Вебер и Кевин Одегард – гитары, Грегг Инхофер – клавишные и Петер Остроушко – мандолина, – это все его немногочисленные помощники в студии. В 2003 году альбом занял 16-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone». Уже за одно то, как он поёт строчку «You"re gonna make me give myself a good talking-too» Боб заслужил Нобелевскую премию.
Rush «Fly by Night», лейблы «Anthem» и «Mercury»
Второй студийный альбом канадской рок-группы Rush вышел 14 февраля. Он был записан в «Toronto Sound Studios». К этому моменту там появилось 16-дорожечное оборудование, которое стремился по максимуму использовать дебютировавший в качестве продюсера Терри Браун. Помимо него это был дебют и барабанщика Нила Пирта, сменившего ушедшего по состоянию здоровья Джона Ратси. Кроме игры на барабанах Пирт занимался также написанием текстов, и обилие фантастических и философских тем в новых композициях группы сильно контрастировало с более простым хард-роком их дебютного альбома.
«Fly by Night» был записан в последнюю неделю декабря 1974 года, Лайфсон рассказал, что на запись ушло около пяти дней. Группа хотела, чтобы каждая песня показала иную сторону их ипостаси, в результате чего получился альбом с разнообразными стилями. Это был первый альбом Rush, в котором были представлены элементы прогрессив-рока, благодаря которым эта рок-банда и стала широко известна.
Критика его тогда, однако, не жаловала за то, что, как им показалось, «посредственный голос Гедди Ли слишком, уж, похож на голос Роберта Планта», обозвав пластинку «странным шизофреническим альбомом, почти поровну разделённым между второсортной акустической музыкой и устаревшей концепцией формата пауэр-трио». «Fly by Night» попал в чарты, заняв 113-ю строчку в «Billboard 200» и 9-ю – в чарте Канады. В наши дни эту пластинку включают в число «100 лучших рок-альбомов 70-х», отмечая, что «Нил Пирт был не просто новым барабанщиком; он был той искрой, которая привела их к величию».
Led Zeppelin «Physical Graffiti», лейбл «Swan Song»
Шестой студийный и единственный двойной альбом Led Zeppelin, выпущенный 24 февраля на собственном лейбле «Swan Song», по праву считается самым выдающимся произведением группы за всю её историю. Это своего рода ретроспектива, «Белый альбом» Led Zeppelin, который был записан в момент их творческого пика при штурме целого сонма грандиозных идей.
Альбом содержит их фирменную комбинацию хард-рока (потрясающий «The Rover», «The Wanton Song», «Sick Again», «Houses of the Holy»), оркестровый рок с элементами этнической музыки («Kashmir»), драйвовый фанк («Trampled Under Foot»), акустический рок-н-ролл («Boogie With Stu», «Black Country Woman»), любовные баллады («Ten Years Gone»), кантри-рок («Down by the Seaside») и акустическую инструментальную пьесу («Bron-Yr-Aur»). Фантастически слушается ни на что не похожая 11-минутную брутальная конструкция на основе тяжелого блюза «In My Time Of Dying», где Пэйдж блеснул игрой на слайд-гитаре. Потрясающей красоты «медитативный» орган Джона Пола Джонса оживил восьмиминутную «In The Light», которая стала такой же классической песней Led Zeppelin, как и «Stairway To Heaven».
Подробнее об этом альбоме группы можно прочитать здесь:
Alice Cooper «Welcome to My Nightmare», лейбл «Atlantic»
Элис Купер начинает сольную карьеру, и вместе с давним соратником продюсером Бобом Эзрином он придумывает увлекательный, умный концептуальный альбом «Welcome to My Nightmare», вышедший 28 февраля, сюжет которого вращается вокруг путешествия мальчика по имени Стивен по своим ночным кошмарам. Музыкально это был и хард, и глэм, и мюзик-холл и баллады, местами с вкраплениями фанка и прогрессива, а авторство композиций было у Купера в коллаборации с Бобом Эзрином и гитаристом Диком Вагнером.
Стив Хантер и Дик Вагнер организовали здесь один из величайших гитарных дуэтов в рок музыке, заполнив релиз своим взрывным «двойным ударом». В записи поучаствуют ещё ряд сессионных музыкантов, включая и знаменитого басиста Тони Левина. Эзрин наполняет звук слоями рутинного исполнения, ублаженными для ушей, а затем превращает альбом в блестящий развлекательный пакет.
«Welcome to My Nightmare» поднялся до 5-го места в США и до 19-го в Великобритании, в обеих странах став «платиновым». Обложка пластинки авторства Дрю Стрюзан впоследствии вошла в список «Лучшие альбомные обложки всех времен» по версии журнала «Rolling Stone».
Kansas «Song for America», лейблы «Kirshner» и «Epic»
Второй студийник американской прогрессив-рок-группы Kansas, выпущенный в феврале, состоял из четырёх длинных замысловатых пьес и двух песен в характерном роковом стиле. Это в целом был самый что ни на есть симфо-роковый альбом без каких-либо стадионных рок-номеров, которые появятся на более поздних пластинках. Между тем, как метко заметили обозреватели, «Song for America» замечательно демонстрирует фирменную двойственность группы как арт- и хард-рокеров.
Творческие усилия Стива Уолша, Керри Ливгрена и их друзей отличаются превосходной музыкальностью и сильной лирикой и являют одну из жемчужин прог-рока. Без разницы, что диск занял 57-ю строчка в чарте альбомов «Billboard 200», такие вещи нужно иметь в своей фонотеке.
David Bowie «Young Americans», лейбл «RCA»
Девятый студийный альбом Дэвида Боуи, выпущенный 7 марта. На «Young Americans» Боуи сделал шаг в новом музыкальном направлении, оставляя глэм-рок в прошлом и исследуя стили голубоглазый соул, фанк и ритм-энд-блюз. Сам музыкант назвал жанр альбома «пластиковый соул», описав его как «раздавленные остатки этнической музыки, выживающие в эпоху музыкального рока, написанного и спетого белым англичанином».
Успех был обусловлен заглавным треком и композицией «Fame», написанной в соавторстве с Джоном Ленноном (который также исполнил бэк-вокальную партию). В неожиданном виде предстала кавер-версия битловской «Across the Universe». Дэвид привлёк нью-йоркского фанк-гитариста Карлоса Аломара, сотрудничавшего прежде с Джеймсом Брауном, который и стал «проводником» Боуи в черную музыку «Motoun».
«Young Americans» стал одним из первых релизов белых музыкантов, открыто взаимодействующих с чёрными музыкальными стилями, и проложил путь для других, занимающихся подобными вещами. Этот набег Боуи на соул и фанк повлияет на многие группы в последующие годы, таких как Talking Heads, Spandau Ballet, Japan и ABC. Альбом стал 9-м в Штатах и 2-м в Великобритании. Он был включен в список «1001 музыкальный альбом, который стоит прослушать, прежде чем вы умрёте».
10cc «The Original Soundtrack», лейбл «Mercury»
Арт-рокеры из английского Стокпорта выпустили 11 марта то, что считается их лучшим альбомом – «The Original Soundtrack». Он полон замечательных вокализаций, гармоний и использования различных замысловатых тонов музыке. Третий релиз 10cc включает в себя классику всех времён «I"m Not In Love», а также причудливую «Life Is A Minestrone». Но более всего поражала состоящая из трёх частей «Une nuit a Paris» – мини-мюзикл или рок-оперетта, как её характеризовали сами музыканты – своего рода скрещивание идей Barclay James Harvest со структурами Bee Gee и Queen. До выпуска альбома в рок-музыке ещё не было ничего подобного.
Обложку создала знаменитая студия «Hipgnosis». Обозреватели усердно хвалили альбом за то, что он был амбициозным, но не навязчиво чрезмерным или претенциозным, а также за его лирическое содержание: «В музыкальном плане здесь происходит больше, чем в десятке альбомов Yes, но в целом он столь же доступен, как у обычной поп-группы». Как итог – 3 место в Великобритании и 15-е – в США. У нас среди меломанской братии тогда он тоже весьма ценился, да и по сей день всё ещё вызывает кайф.
Kiss «Dressed to Kill», лейбл «Casablanca»
Не смотря на то, что «Киссы» лучше продемонстрировали всю мощь своих выступлений на концертном альбоме 1975 года «Alive!», я предпочту ему эту студийную работу. К выходу в марте их третьего альбома «Dressed to Kill» группа Kiss становилась вершиной интереса рок-концертов в Америке. Глава лейбла «Casablanca» Нэйл Богарт решил взять всё в свои руки и продюсировать новый альбом совместно с группой. Результат получился более звучный чем его предшественник, и песни приобрели более очевидную поп-ориентированность. Наиболее известные треки альбома – ставшая региональным хитом «C’Mon and Love Me» и, безусловно, «Rock and Roll All Nite», давшая группе почувствовать вкус первого успеха на FM-радио. Как итог – №32 в «Billboard 200».
Как написали в «Rolling Stone»: «Kiss не играют музыку – они делают очень громкий шум. Если рок-н-ролл интригует вас, тогда лучше всего вам посоветовать Kiss – несмотря на простоту, преувеличение и повторы в рамках их записи, они делают фантастически успешный рок. Направляемые замечательно изобретательными басовыми линиями Джина Симмонса, какофонической канонадой ударника Питера Крисса, Kiss оживляет аккорды Чака Берри и основные прогрессии рока с энергичной настойчивостью. Просто? Да. Повторяющиеся? Так точно! Но как и Stooges, Kiss удаётся успешно избегать монотонности».
Jeff Beck «Blow by Blow», лейбл «Epic»
Если кто хочет соприкоснуться с настоящей магией гитарного искусства, то одна из лучших кандидатур для этого – альбом Джеффа Бека «Blow by Blow». Спустя полвека после своего выхода в марте 1975-го он остается вдохновляющей силой и поворотным моментом как для музыканта, так и гитарной музыки в целом. Диск «снёс» голову не одному поколению гитаристов и многие из признанных рок-звёзд заявляли о его определяющем влиянии на их творчество. Согласитесь, не каждая инструментальная запись добирается до 4-й позиции в чарте «Billboard 200» и получает «платиновый статус». Подробно об этом релизе я писал здесь:
Golden Earring «Switch», лейбл «Polydor»
«Switch» вышел в марте 1975-го. Golden Earring намеревались выпустить продолжение их экстраординарного альбома «Moontan», только в этот раз уже на новой стадии своей прог-роковой формации. Уже само название отсылает к музыкальному изменению курса. В результате получился альбом, которому может и не хватает последовательного звучания и связности, но это восполняется его авантюрным духом и обилием разнообразной инструментальной мощи. Не шедевр, но весьма приятная вещь. Более подробно об этом релизе я писал здесь:
Rick Wakeman «The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table», лейбл «A&M»
Третий студийный релиз английского клавишника Рика Уэйкмана, выпущенный 27 марта, – это экстравагантно оформленный концептуальный арт-рок-альбом, продолживший путешествие музыканта в английскую историческую литературу. В его основу положены истории и легенды о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Либретто и музыка были полностью написаны самим Уэйкманом, а большая часть материала была им сочинена летом 1974-го – в период, когда музыкант проходил реабилитацию после своего первого инфаркта в больнице. Рик генерировал свои первоначальные идеи, напевая их в микрофон кассетного магнитофона, который кто-то из его знакомых принёс в его палату.
В юности он провел пять месяцев на ферме в Тревалге, Корнуолл, недалеко от легендарного замка Артура в Тинтагеле, и с тех пор этот опыт остался с ним навсегда. Поначалу у него были трудности с написанием текстов, поскольку в восьми книгах, которые он прочитал об Артуре, были разные версии, поэтому он взял четыре более известные истории и две менее известные. Уэйкман включил в тексты песен и моменты из своей личной жизни, заметив позже: «Это так же обо мне, как и об Артуре».
Запись производилась в период с 16 октября 1974-го по 10 января 1975 года. Уэйкман сделал её со своей группой The English Rock Ensemble (вокалисты Гари Пикфорд Хопкинс и Эшли Холт, бас-гитарист Роджер Ньюэлл, барабанщик Барни Джеймс, гитарист Джеффри Крэмптон и Джон Ходжсон на перкуссии), оркестром New World Orchestra в составе 45 человек и Английским Камерным Хором под управлением Дэвида Мэшема.
Всё произведение скроено по классическим канонам: завязка, развитие и после кульминации наступает закономерный эпилог. Каждая из этих песен – вполне самостоятельное произведение, и нет прерываний повествования. Для связки используется текстовая декламация. Здесь буйство вкусных мелодических тем и наличествует поистине средневековая атмосфера. Хотя сочетание синтезаторов и струнных до сих пор иногда кажется неестественным союзом. Зато на общем фоне выигрышно воспринимаются хоровые прелюдии, исполняемые а капелла в средневековом стиле.
Кто из нас не был увлечён этой пластинкой? «The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table» – если и не шедевр, то, во всяком случае, он очень близок к этому. Диск получил положительные отзывы, хотя некоторые назвали его символом избытка прогрессивного рока. Он достиг 2-й строчки в британском альбомном чарте и 21-й в американском «Billboard 200».
Journey «Journey», лейбл «Columbia»
Дебютный альбом супергруппы из Сан-Франциско, сформированной из бывших участников групп Santana, Tubes и Frumious Bandersnatch, вышедший 1 апреля. Journey изначально взяли курс на смесь прогрессива и джаз-фьюжн, привнося в него долгие сымпровизированные гитарно-органные соло. Это потом они перейдут на коммерческую стезю «AOR», а пока же ребята – многообещающая прог-группа. На «Journey» парни предстали ещё квинтетом, в состав которого пока ещё входит ритм-гитарист Джордж Тикнер.
В то время как звуковая подача альбома в большей степени сосредоточена на инструментальных аспектах, чем на их более поздних альбомах, этот релиз заложил основу для последующего восхождения группы к славе и подготовил почву для их фирменного сочетания мелодичного рока, парящего вокала и сложной инструментовки. От первого трека до последнего сложные музыкальные аранжировки и расширенные инструментальные разделы создают от альбома настолько сильное впечатление, что возникает желание обязательно иметь его в своей фонотеке.
«Journey» не имел особого коммерческого успеха – ни в чартах (№138 в US «Billboard 200»), ни на прилавках, но он входит в число их величайших записей и является одним из самых популярных релизов середины 70-х, содержащих мощные прогрессивные композиции и некоторую долю экспериментов и новаторства.
Aerosmith «Toys In The Attic», лейбл «Columbia»
«Toys In The Attic» – третий студийный альбом американской рок-группы Aerosmith, вышедший 8 апреля. Он характерен великолепными риффами, грязными грувами и мелодической основой. Пластинка отличается звуковым разнообразием, в ней сочетаются элементы джаза, многослойного фортепиано, пауэр-блюза и атмосферное чувство гармонии, в сообществе с массивными рифмами хард-рока, которые и служат основой всего.
Это по-настоящему сырой, дикий и аутентично первозданный до мельчайшего атома рок-н-ролл в исконном его значении. В то время как певец Стивен Тайлер на их дебютном альбоме подражал другим вокалистам, в «Toys in the Attic» он даёт волю эмоциям, и в результате получается настолько кондово «грязное» вокальное исполнение, что его просто невозможно воспроизвести кому-либо ещё. Композиции в целом демонстрируют каждого музыканта на пике их таланта, в частности, это гитарные партии Джо Перри и недооцененного ритм-гитариста Брэда Уитфорда, раскатистый бас Тома Хэмилтона, надёжный бит Джоуи Крамера и тот же вокал Стивена Тайлера в его лучшем исполнении.
Более подробно я писал о нём здесь:
Nazareth «Hair Of The Dog», лейблы «Mooncrest» и «A&M»
«Hair of the Dog» – шестой студийник любимых в нашей стране шотландских «Назаритян» был выпущен в апреле. Альбом был записан в «Escape Studios», Кент, с дополнительной записью и сведением в «AIR Studios», Лондон. Это самый известный и самый продаваемый релиз группы, с более чем двумя миллионами копий, проданных по всему миру. Американская редакция этой пластинки вместо тягучего блюза «Guilty», кавера Рэнди Ньюмана, включала в себя версию песни The Everly Brothers «Love Hurts».
Этот альбом – совершенство от начала до конца. Диск известен прежде всего великим рок-хитом «Hair of the Dog», который, думается, навсегда останется в истории рока как одна из его вершин. Название является шотландским фразелогизмом, означающим утреннюю порцию алкоголя для избавления от похмельного синдрома. И если в целом абстрагироваться, то обозначить так эффект от его просушивания было довольно метким выражением со стороны Nazareth.
Забойный тяжелый рок-н-ролл начинается с первой же заглавной песни, и далее, захватив ваше внимание, не ослабевает его до самой последней бороздки диска. В этом альбоме есть всё, что должно наличествовать на классической рок-пластинке. Здесь просто идеальное сочетание баллад и тяжелых хитов. Альбом действительно потрясающий и определённо является одним из самых интересных экземпляров на полке с ярлыком «хард-рок 70-х». Он оказал огромное влияние на дальнейшее развитие блюз- и хард-рока, на становление хэви- и глэм-метала. В 2002 году «Hair of the Dog» занял 51-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала «Classic Rock».
Hawkwind «Warrior on the Edge of Time», лейблы «United Artists», «Atco» и «Liberty».
Пятый студийный альбом британской рок-группы Hawkwind был выпущен 9 мая. Концепция «Warrior on the Edge of Time» в целом основана на романе фантаста Майка Муркока «Вечный чемпион» с эпичным персонажем Элриком, а многие его стихи составили лирику песен. Это также будет последний альбом с участием басиста Лемми Килмистера, который был уволен из группы за день до выхода альбома.
Это самое настоящее фантастическое путешествие на всех уровнях, в которых порой угадывался ритм моторики и сильное влияние музыки группы Neu!. В целом же – это самая профессиональная запись Hawkwind в стандартных традициях высокого технического мастерства музыкантов группы – соло-гитара, ритуальные песнопения, воющие муги, саксофонные выверты, стремительные синтезаторные пассажи, контрастирующие с воздушным пространством и яростью монотонного баса и ритм-гитары.
Критики разошлись во мнениях, но поклонники приняли эту пластинку с энтузиазмом: №13 в Великобритании и №150 в США. И это был последний альбом группы, появившийся в списках «Billboard 200».
Продолжение здесь:
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал
☢️ Другие статьи этой тематики: