«Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю животных». Эзоп
Я сделал эпитетом эту часто цитируемую фразу легендарного древнегреческого поэта-баснописца Эзопа, так как она, на мой взгляд, отлично иллюстрирует состояние музыкального рынка за последние пятьдесят с лишним лет. Конечно, если под «людьми» и «животными» понимать рок-музыку «современную» и «полувековой давности». За эти годы она эволюционировала, стала более технологически совершенной, математически выверенной, беззастенчиво агрегируя наработки всех предыдущих эпох, только вот куда-то выветрился истинный рок-н-ролльный дух. Те простые до гениальности формы, которые когда-то удивляли и восхищали аудиторию тех лет, в новом обличие выглядят как «новодел» на фоне блистательных памятников старины, а сложные опусы – как типичное эпигонство. Справедливости ради, не всегда, но всё же достаточно часто.
Да, прогресс – на лицо, только всё большее число критически мыслящих людей начинают замечать, что он пошёл куда-то не туда. Сегодня в мире существует невероятное множество технически безупречных музыкантов, о навыках которых их предшественники могли бы только мечтать, только вот истинных титанов-творцов среди них – единицы наперечёт. Как сказал Экклезиаст: «Многие знания умножают скорбь». А Чарльз Дюэлл добавил: «Все, что могло быть изобретено, уже изобрели».
Предлагаю обратиться к 70-м годам прошлого столетия – самому, пожалуй, продуктивному периоду в истории рок-музыки. Именно в эти годы оформились в стройные конструкции те зачинания, что намечались ранее. А начнём с 1970- года, ознаменовавшего собой окончание целой эры в рок-музыке: распадаются The Beatles, умирает Джими Хендрикс, на смену им приходят новые яркие лидеры. Я буду ранжировать вышедшие в этот год альбомы по дате их появления на свет.
The Doors «Morrison Hotel», лейбл «Elektra»
И первыми достойны упоминания The Doors. Их предыдущий студийный альбом разочаровал экспериментами с духовыми и струнными, поэтому они вернулись к своим блюзовым корням и записали самую сильную коллекцию песен со времен своего взрывного дебюта. Хотя «Morrison Hotel» и не содержит крупных хитовых синглов, в нём представлены некоторые из самых популярных песен группы, в том числе «Roadhouse Blues» и «Peace Frog», которые впоследствии стали основами программ радиостанций классического рока.
Здесь чувствуется настоящая неумолимость, примером которой может служить раскатистый грув стартовой композиции «Roadhouse Blues» и безупречная аутентичная партия губной гармоники в исполнении Джона Себастьяна. Пионеры блюз-рока – Лонни Мак и Рэй Неаполитан – также внесли свой вклад в альбом в качестве сессионных басистов. Как объяснял Джим Моррисон:
«Мы начинали с музыки, затем перешли к театру, но всё это было так скверно, что мы вернулись к музыке, к тому, с чего мы начинали, когда были простой рок-группой».
Пластинка дебютировала 1 февраля и дошла до 4-го места в «Billboard 200», а за рубежом показал лучшие результаты, чем предыдущая. Это был студийный альбом группы с самым высоким рейтингом в Великобритании, где он достиг 12-го места в чарте «UK Albums». Самый восторженный отзыв написал в журнале «Creem» американский музыкальный критик Дэйв Марш:
«The Doors подарили нам самый яростный рок-н-ролл, какой я когда-либо слышал. Когда они в ударе, рядом с ними просто некого поставить. Я убеждён, что это – лучшая пластинка, которую я слышал… до сих пор».
Black Sabbath «Black Sabbath», лейбл «Vertigo»
Это был ошеломляющий дебют. Благодаря сочетанию потрясающей громкости, кататонических темпов и мрачной атмосферы Black Sabbath стали королями хард-рока и хэви-метал начала 70-х. А с этой пластинки и началось их правление – не говоря уже об их влиянии. Одноимённая песня, по сути, заложила основы жанра хэви-метал и его экстремального поджанра – дум-метал.
По словам Тони Айомми, их первый альбом, «Black Sabbath», был записан всего за один день. Как радостно констатировал Оззи: «Мы успели в паб как раз к последнему заказу». Он вышел в пятницу 13-го февраля и по итогам занял 8-е место в списке «UK Albums Charts» и 23-е место в Американском «Billboard 200».
В основном на нём преобладал тяжелый блюз в стилистике группы Cream, со временем приобретающий все более мрачные и жёсткие черты. С его сокрушительными аккордами, бронебойными гитарными партиями, тяжелым, как наковальня, басом и мрачно-зловещим вокалом Оззи, он набрал совершенно потрясающий импульс. Их нервный, будоражащий и пробирающий бит то заводил до радостного веселого возбуждения, то переполнял смутной тревогой и изрядно озадачивал.
После появления пластинки, критика в своих уничижительных рецензиях яростно набросилась на группу, не разглядев их инновации. Зато ретроспективно в нём, наконец, обнаружили те «самые характерные хэви-металлические идеи на все времена».
Mountain «Climbing!», лейбл «Windfall»
Хардовый квартет Mountain, собранный как американская версия Cream, никогда не смог бы сравниться с их британским прототипом. Но в музыкальном плане они, безусловно, смогли использовать весь свой инструментальный талант, и на первом своём альбоме «Climbing!», выпущенном 7 марта, сделали это вполне впечатляюще: перегруженный грохот ритм-секции, заливистый визг дисторшн гитары Лесли Уэста, его с Феликсом Паппаларди вдохновенный вокальный напор и незабываемая открывашка «Mississippi Queen» – хард-роковый шедевр на все времена.
Это был мощный, пронзительный по звучанию дебют, который проложил путь многим другим группам. Конечно, Mountain были несколько громче Cream, а стиль игры Уэста напоминал стиль Клэптона, но, послушав дебют Mountain, вы почти не обнаружите никаких психоделических элементов, ну, кроме рага-рока «To My Friend». Дебют Mountain – это сочетание блюза с хард-роком, и сделано это в старомодной американской манере. Важно иметь в виду, что это американский рок, а не британский!
Альбом дошёл до 17-й позиции в чарте «US Billboard 200». К сожалению, по многим причинам Mountain больше никогда не смогли воспроизвести магию своего дебюта. После этого группа записала еще три студийных альбома, но уже после выхода их первого альбома дела быстро пошли под откос. Они оставались группой, относительно неизвестной широкой публике, несмотря на то, что «Climbing!» по сей день является одним из лучших когда-либо записанных рок-альбомов. Если вы считаете себя поклонником классического рока, вы обязаны найти возможность послушать его.
Crosby, Stills, Nash & Young «Déjà Vu», лейбл «Atlantic»
Как и в случае с альбомом «Crosby, Stills & Nash», записанным до того, как они втроём объединились с Нилом Янгом, «Déjà Vu» включает в себя серию довольно красивых, возвышенных вокальных гармоний, божественно звенящих в ряде фолк-роковых песен. Выпущенный 11 марта 1970 года, «Déjà Vu» возглавлял чарт альбомов в течение недели. Три сингла из него – «Woodstock», «Teach Your Children» и «Our House» – попали в топ-40, при этом только предпродажи альбома принесли 2 миллиона долларов. К 2021 году пластинка семь раз получила платиновую сертификацию «RIAA», а число её проданных копий превысило 8 миллионов, что является наилучшим результатом как для группы, так и для всех её участников по отдельности.
Правда, критики встретили альбом без особого восторга, например Лэнгдон Виннер написал в «Rolling Stone», что, несмотря на появление Янга, звук группы «по-прежнему слишком приторный, слишком успокаивающий и слишком хорош, чтобы быть правдой». А вот позднее его оценили уже более благосклонно. В 2012 году журнал «Rolling Stone» поместил альбом на 147 место. По версии сайта «Rate Your Music», среди 100 лучших альбомов 1970 года «Déjà Vu» занимает 16-ю позицию, а среди лучших альбомов за всё время — 589-ю. В третьей редакции «1000 лучших альбомов всех времён» Колина Ларкина «Déjà Vu» расположился на 106 месте.
Jimi Hendrix «Band Of Gypsys», лейбл «Capitol»
«Band Of Gypsys» – это своего рода концертный альбом, последняя прижизненная работа великого музыканта. Ему помогали: Билли Кокс – бас-гитара и Бадди Майлз – ударные, вокал. Записи, собранные в альбом, выбирались из двух выступлений, которые состоялись вечером 1 января 1970 года. Хендрикс помимо своих включил сюда и две песни Майлза. Не смотря на неудачно записанный вокал и непривычно размеренные барабаны, его можно рассматривать как яркую демонстрацию виртуозности маэстро, никогда дотоле не слышанную смесь суровых гитарных риффов с четкими ритм-энд-блюзовыми грувами. Как писали в журнале «Rolling Stone»:
«В сопровождении только баса и барабана он может пронзать всех и вся только благодаря своей гитарной работе».
Сегодня «Band Of Gypsys» признан одним из самых выдающихся концертных альбомов всех времён в роке. С новой ритм-секцией после распада The Experience Хендрикс отправился в поиски новых направлений и идей, исследую музыкальные территории фанка и ритм-энд-блюза, айсид-рока, приправленного психоделией, и сделал это с новообретённой точностью, возрождённой энергией и креативностью. Его гитара здесь местами поистине неповторимо мастерски контролируема, фразировки – уникальны.
Попав в топ-10 в США и Великобритании, «Band Of Gypsys» стал золотым в течение двух месяцев после его первоначального релиза 25 марта. Для начавшегося десятилетия это была влиятельнейшая работа. Звучание фанк-рока изменило облик чёрной музыки, установив шаблон для захватывающего глэм-фанка 70-х. Чарльз Шаар Мюррей из «New Musical Express» считает, что «эта музыка проложила путь вдоль общей границы между хард-фанком и хэви-металом; в ней меньше психоделического соула, чем в блэк-роке». И это замечательное документальное свидетельство смены одного десятилетия другим.
Deep Purple «In Rock», лейблы «Harvest» и «Warner Bros.»
Один авторитетный справочник описывает «In Rock», вышедший 5 июня 1970 года, как «возможно, самый влиятельный британский хард-рок альбом за всю историю». Любая другая интерпретация этого эпохального события иначе как прорыв шлюзов, открывший путь свежему бурному потоку, будет недосказанностью. Как констатировал «Classic Rock»:
«Пластинка стала эпицентром разрушения, свежей струей в роке 70-х годов и поворотом в истории, в котором были заложены корни хеви-метала».
И сама запись, безусловно, выдвигает веские аргументы в пользу этого. Deep Purple наконец-то нашел свою нишу в музыке благодаря своему жесткому, тяжелому, громоподобному, мощному хард-року. Гитарист Ричи Блэкмор продемонстрировал во всей красе свои незаурядные технические возможности. Его активно поддержал напористыми фирменными вкрапления классики в ткань песен клавишник Джон Лорд. Иэн Гиллан, один из самых великих мастеров грудного вокала в рок-музыке, сражал наповал внушительностью и драматизмом своих партий, попеременно переходящих в фальцет.
А основой, на которую можно было смело нанизывать построение любых композиций, была удачно сложившаяся ритм-секция: сочные, уверенные, насыщенные звуки бас-гитары Роджера Гловера гармонично поддерживали виртуозный и скорый, с элементами свинговой и джазовой техники стиль ударных Иэна Пэйса. И что делает музыку альбома такой фантастической в целом, так это не прерывающееся её величие на всем ее протяжении, с достаточным количеством достоинств, которые выдают отдельные песни. Это было душевно, свежо и претенциозно.
Альбом достиг вершины альбомных чартов Австрии, Германии и Австралии, став № 4 в английском чарте. А в американском списке «Billboard 200» занял 143-ю позицию лишь из-за отсутствия надлежащего промоушена. Сегодня Deep Purple «In Rock» включён в разнообразные списки лучших альбомов.
Grand Funk Railroad «Closer To Home», лейбл «Capitol»
Третий студийный альбом американской рок-группы Grand Funk Railroad был выпущен 15 июня. Записанный в «Cleveland Recording Company», альбом был спродюсирован Терри Найтом. Он получил статус «золотого» уже в год выхода, что сделало его третьим «золотом» группы. В итоге «Closer To Home» дошел до 6-го места в «Billboard 200», окупив сторицей все затраты на его продвижение, а его продажи перевалили за два миллиона копий.
Помимо ритм-энд-блюза здесь наличествовал уже хард-рок чистой пробы, и это был более технически совершенный альбом, так как над ним дольше работали в студии. Казалось бы, струнные в заглавном треке должны были бы выглядеть неуместными, но это сработало. Ребята решили не повторяться один в один, но сохранили при этом все ключевые элементы, и в результате получили отличный, цельный альбом, очень энергичный и громкий.
Марк Фарнер показал себя сонграйтером, способном писать и проникновенные баллады, аранжируя их клавишными орнаментами в арт-роковом каноне. Благодаря этому релизу Grand Funk Railroad выделились из общей массы и поднялись на вершину, как они того и заслуживали.
The Stooges «Fun House», лейбл «Elektra»
Известный американский критик Лестер Бэнгс описал музыку Игги Попа и The Stooges как «жестокую, бездумную, примитивную, порочную, низменную, дикую, первобытную, наполненную ненавистью, грубую, ужасающую и, прежде всего, – реальную». И всё это и многое другое присутствовало на «Fun House» – втором альбоме американской прото-панк-группы The Stooges, появившимся в продаже 7 июля.
Это энергичный, наэлектризованный альбом, записанный так, чтобы звучание было максимально приближено к концертным выступлениям группы тех времён, это музыка, которую вы почти можете почувствовать физически. Все песни были записаны в студии вживую, с минимумом каких-либо наложений, поэтому часть шероховатостей записи осталась на пластинке.
В 2007 году журнал «Q» провёл голосование, по итогам которого «Fun house» получил титул «Самый громкий альбом всех времён». В 2016 году Альбом помещён на 4-ю строчку в списке «40 величайших панк-альбомов всех времен» по версии журнала «Rolling Stone». В современной рецензии Чарльз Бертон счёл «Fun House» «гораздо более утонченным», чем дебютный альбом The Stooges, написав, что они звучат «настолько изысканно ужасно и уныло, что являются лучшей психоделической рок-группой 1970 года».
Creedence Clearwater Revival «Cosmo’s Factory», лейбл «Fantasy»
8 июля Creedence Clearwater Revival выпустили свой пятый студийный, и лучший, по мнению многих, альбом «Cosmo’s Factory». Он стал самым коммерчески успешным релизом квартета, возглавив хит-парады США, Великобритании, Австралии и ещё ряда стран, и ознаменовал, по мнению многих рок-критиков, пик творчества группы. Шесть из одиннадцати треков альбома были выпущены синглами, и все они вошли в топ-5 «Billboard Hot 100». Альбом девять недель подряд занимал первое место в чарте «Billboard 200» и в 1990 году был сертифицирован «RIAA» как 4-кратный «платиновый».
Что показательно, музыканты добились завидного успеха и в художественном плане, развеяв надоевший миф о том, что они были просто отличной «группой синглов». Здесь присутствовали каверы, но и собственные песни лидера команды – Джона Фогерти напоминали о золотом веке рок-н-ролла – звенящие гитары, хуки, резкие соло – и в то же время они перекликались с актуальностью и диссонансом контркультурной эпохи.
Приверженность стилистике рокабилли, кантри, фолка и R&B – традиционных для группы – сочетались с айсид-роковыми запилами в «Run Through the Jungle» и психоделическими трипами «Ramble Tamble» и «I Heard It Through the Grapevine». Что интересно, и музыкальные критики приняли пластинку более чем положительно. В «Rolling Stone» писали:
«Теперь очевидно, что Creedence Clearwater Revival – одна из великих рок-групп».
Black Sabbath «Paranoid», лейбл «Vertigo»
Некоторые альбомы действительно заслуживают того, чтобы называться классическими, и второй релиз Black Sabbath от 18 сентября, безусловно, – один из таких. Музыканты вернулись в студию в июне 1970 года, всего через четыре месяца после выхода «Black Sabbath». Первоначально предполагалось, что новый альбом будет называться «War Pigs» в честь одноименной песни, в которой критиковалась война во Вьетнаме; однако компания «Warner» изменила название альбома на «Paranoid». Причём, сама заглавная композиция была написана прямо в студии за 25 минут.
Продолжая стремительный прогресс своего предшественника, обладая при этом большим разнообразием в музыке, этот чертовски жёсткий альбом стал настоящим раем хард-энд-хэви. Такой вызывающе дерзкой музыки массовая аудитория ещё пока не слышала – столь плотной, громкой, простой и захватывающей, основанной на незамысловатых, запоминающихся риффах, с мощной ритм-секцией и заунывным вокалом акына.
В целом второй альбом отличался от первого более заостренным звучанием, сравнительно компактными аранжировками и меньшим количеством продолжительных импровизаций. Позже его назовут «одним из величайших и самых влиятельных альбомов хэви-метал и хард-рока всех времен», который «определил звук и стиль больше, чем любая другая запись в истории рока».
«Paranoid» вышел в Великобритании 18 сентября, и занял первое место в чартах, в Штатах он достиг № 12. Он разошёлся только в США 4-миллионным тиражом, хоть и практически не звучал в то время на радио. В Британии альбом стал «золотым». В 2002 году он занял 3-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времен» по версии журнала «Classic Rock».
Santana «Abraxas», лейбл «Columbia»
Название для пластинки взято из строки книги Германа Гессе «Демиан» 1919 года. Настоящий классический альбом, второй студийный альбом группы Santana во главе с гитаристом Карлосом Сантаной. Эту работу, вышедшую 23 сентября, многие считают лучшей у Santana, она получила широкое признание благодаря соединению латиноамериканских мотивов с традиционными элементами рока, такими как насыщенный звук электрогитары, орган и тяжёлые ударные. Пластинка демонстрирует стилистическую универсальность Santana, в том числе на таких инструменталках, как «Samba Pa Ti» и «Incident at Neshabur».
Последняя была сочинена Карлосом Сантаной в соавторстве со своим другом Альберто Джанкинто, который играл в треке на фортепиано. Инструментальная композиция «Samba Pa Ti» была написана Карлосом после того, как он увидел джазового саксофониста, выступающего на улице перед его квартирой. «Oye Como Va» была хитом Тито Пуэнте в начале 1960-х. В те годы Карлос Сантана заинтересовался лидером и автором песен Fleetwood Mac Питером Грином, увидев его выступление в «Fillmore West» в Сан-Франциско, поэтому и решил сделать кавер на его песню – «Black Magic Woman». В её концовке группа добавила кавер-версию инструментальной композиции Габора Сабо «Gypsy Queen».
«Abraxas» возглавил американский м австралийский альбомные чарты, а в Великобритании был 7-м. В 2015 году он был признан Библиотекой Конгресса «культурно, исторически или художественно значимым» и был выбран для пожизненного сохранения в национальном реестре записей. В 2003 году альбом занял 205-е место в списке журнала «Rolling Stone» «500 величайших альбомов всех времён». Впрочем, и без этих регалий он любим многими по сей день.
Led Zeppelin «Led Zeppelin III», лейбл «Atlantic»
Джимми Пейдж и Роберт Плант сочиняли песни для своей третьей пластинки в тихой сельской местности на севере Уэльса. В коттедже «Брон-Эр-Айр» не было электричества, и Пейдж использовал акустическую гитару. Это отчасти объясняет то, что после двух тяжёлых альбомов с преимущественно тяжелым блюз-роком Led Zeppelin выпустили полу-акустический.
И хотя для своего третьего альбома они использовали гораздо более облегчённый подход, это было ни менее изобретательно. На этот раз они выпустили пластинку, отличающуюся менее воинственными текстурами, основанными в основном на фолке. «Led Zeppelin III» предстанет набором разных жанров, группа сделала своеобразный экскурс в различные музыкальные сферы – от классик хард-рока «Immigrant Song» и «Out on the Tiles», тяжелого фанка «Celebration Day» и тягуче-вязкого блюза «Since I’ve Been Loving You» до фолк-роковой баллады «That's The Way», кантри «Tangerine» и «Gallows Pole» и скиффла "Bron-Y-Aur Stomp".
В мае 1970 года Пейдж и Плант перебрались из Уэльса в Хэмпшир, где встретились с Джонсом и Бонэмом. В Хэмпшире участники группы поселились в старом особняке «Хэдли-Гранж», который впоследствии стал их излюбленным местом, и начали репетировать и тут же записываться, воспользовавшись передвижной студией группы The Rolling Stones. Джон Поль Джонс проявил себя как талантливый мульти-инструменталист – появился орган «Hammond» и струнная секция меллотрона, добавив арт-роковых штрихов, а также мандолина, банджо, педальная стальная гитара и акустическая гитара с альтернативными настройками в стиле фолк-гитаристов Дэйви Грэма и Берта Дженша. Но это была уже епархия Джимми Пейджа.
Тем не менее, не смотря на все ухищрения, «Led Zeppelin III», вышедший 1 октября, стал одним из самых мало продаваемых альбомов группы, и это при том, что он снова возглавит чары США и Великобритании. Критика в те годы не пощадила пластинку, зато в наше время её заслуженно стали превозносить. Так, в списке журнала «Q» «50 лучших британских альбомов» «LZ III» занял 9-е место. Этот релиз в некотором роде ознаменовал совершеннолетие Zeppelin.
Pink Floyd «Atom Heart Mother», лейблы «Harvest» и «Capitol»
В пятом своём студийнике «Atom Heart Mother», первом серьёзном проявлении амбиций Pink Floyd после ухода Сида Барретта, доминирует 23-минутная заглавная сюита с участием оркестра и хора, основанная на идее Дэвида Гилмора. Вступительная напыщенность духовых инструментов сменяется серией изменений настроения, включающих небесный хор и, что необычно для Pink Floyd, фанковую секцию под названием «Funky Dung». Среди отдельных песен на второй стороне пластинки особо выделяется «If» Роджера Уотерса как произведение, размышляющее об отчуждении, – к теме, к которой он позже вернётся более вдумчиво и развёрнуто.
Появившись на прилавках 2 октября в Великобритании и 10 октября – в США, «Atom Heart Mother» был записан на студии «EMI» в Лондоне и стал первым альбомом группы, занявшим 1-е место в Великобритании, в то время как в США достиг 55-го места, в конечном итоге став там «золотым». Альбом занимает 990-е место в в издании «1000 лучших альбомов всех времен» Колина Ларкина.
Grateful Dead «American Beauty», лейбл «Warner Bros.»
На своём предыдущим, в основном акустическом альбоме, Grateful Dead претерпели музыкальный сдвиг, взяв на вооружение кантри-рок и фолк-рок-влияния Crosby, Stills & Nash. Для «American Beauty» группа продолжила в том же духе, за исключением более сильного написания песен, с более разнообразными текстурами, получаемыми за счет использования электрических инструментов, и выпустила то, что для многих фанов является «лучшей пластинкой группы».
«American Beauty», появившийся на прилавках музыкальных магазинов 1 ноября, сочетал в себе такие жанры как блюграсс, рок-н-ролл, фолк и, особенно, кантри, что было довольно новаторским ходом на тот момент. По сравнению с «Workingman's Dead» здесь меньше акцента на соло гитаре. Джерри Гарсия вместо этого активнее использовал педальную слайд-гитару. Как заключили критики:
«Для нас, как и для всех остальных, это было неожиданностью: эта пожирающая машины, чудовищно–психоделическая группа внезапно выпускает приятный для прослушивания материал».
В американском чарте «Billboard 200» пластинка попала в топ-30. Уже в нашем веке альбом занял 103-е место в издании «1000 лучших альбомов всех времен» Колина Ларкина.
Derek And The Dominoes «Layla And Other Assorted Love Songs», лейблы «Polydor» и «Atco»
Прекрасный, обнадеживающе грубоватый, очень блюзовый альбом, сильный своим мелодизмом и проникновенным, тёплым исполнением, а также некоторыми недооцененными песнями. Единственный студийный альбом англо-американской рок-группы Derek and the Dominos, выпущенный 9 ноября в качестве двойного. Первоначально расцененный критиками как разочарование, он не попал в чарты Великобритании, но достиг 16-й строчки в американском чарте лучших пластинок «Billboard 200». Он снова вернулся в американский чарт в 1972, 1974 и 1977 годах и с тех пор был сертифицирован «RIAA» как «золотой».
Заглавная песня Derek and the Dominos считается одной из самых значительных песен о любви в рок-музыке. Она примечательна виртуозными гитарными проигрышами в исполнении Эрика Клэптона и Дуэйна Оллмэна в первой части песни и контрастирующей фортепианной партией без слов, сочинённой Джимом Гордоном во второй.
«Layla», как и большая часть материала для альбома «Layla and Other Assorted Love Songs», была вдохновлена одержимостью Клэптона женой Харрисона – Патти Бойд. Спустя много лет Клэптон признался, что главной причиной собрать Derek and the Dominos как раз и было желание быстро создать коллектив, с которым он бы записал серию любовных песен для Патти. Так сильное чувство вдохновило Эрика Клэптона записать альбом, который сегодня считается величайшей его работой в целом.
The Velvet Underground «Loaded», лейбл «Cotillion»
Это был последний альбом, записанный с участием основателя и основного автора песен Лу Рида, который ушёл незадолго до его выхода. Другие со-основатели – Стерлинг Моррисон и Морин Такер – покинут группу в 1971 году. По этой причине фанаты часто считают «Loaded», чей релиз состоялся 15 ноября, «последним» альбомом The Velvet Underground. Несмотря на то, что с него было выпущено несколько синглов, сам альбом не попал в чарты. В дальнейшем он получил положительную оценку: в 2012 году «Loaded» занял 110 место, а в 2020 году – 242 место в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone».
Несмотря на то, что многие песни были простыми по построению, а исполнение намеренно грубым, общий эффект был довольно волнующим. «Loaded» – это самое близкое, что The Velvets когда-либо по-настоящему делали для мейнстрима рока, а ещё это альбом, который подарил нам два вневременных хита – «Rock & Roll» и «Sweet Jane».
Роберт Кристгау в «The Village Voice» писал, что музыка «Loaded» была настоящим рок-н-роллом, но также «действительно интеллектуальной и ироничной», а пение Рида воплощало этот парадокс. В «Энциклопедии музыки 20 века», изданной в 2014 году, музыкальный журналист Майкл Р. Росс назвал «Loaded» «почти идеальным рок-альбомом».
Emerson Lake And Palmer «Emerson Lake And Palmer», лейбл «Island»
Эмерсон, Лейк и Палмер помогли создать классическую версию прогрессив-рока – арт-рок и симфо-рок. Когда они соответственно покинули The Nice, King Crimson и Atomic Rooster и объединились в трио, обнаружив, что их стили игры дополняют друг друга, они создали первую супергруппу прогрессивного рока. Конечно, EL&P всегда было трудно соответствовать всей этой шумихе вокруг «супергруппы» и соответствующим ожиданиям, но насыщенный инструментами дебют группы стал громким и напыщенным объявлением об их появлении и с самого начала прояснил намерения звёздного трио.
Альбом представляет всех трёх музыкантов, взаимодействующих на яростном уровне, со сверхъестественной легкостью бросая внушающие благоговение фразы, с большим количеством ударных. В звучании группы сильно преобладают орган «Hammond» и синтезатор «Moog» Эмерсона. На композиции в основном повлияла классическая музыка с элементами джаза. Их инструменталы – богаты, глубоки, сложны и обильны. Треть треков – это интерпретации произведений классических композиторов.
Появившись на прилавках 20 ноября, диск сразу принёс исполнителям известность и популярность, а антивоенная песня «Lucky Man» из него стала хитом по обе стороны Атлантики. После выхода альбом занял 4-е место в Великобритании и 18-е в США. По версии «PopMatters» «Emerson Lake And Palmer» занимает 9-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока».
Джордж Харрисон «All Things Must Pass», лейбл «Apple Records»
Первый в истории тройной альбом соло-музыканта (и первый тройной в истории рока) вышел 27 ноября и имел оглушительный успех. Он номинировался «Грэмми» на «Альбом года». Восторженно принятый поклонниками и критиками, «All Things Must Pass» был сертифицирован Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний как 6-кратно «платиновый», что делает его самым успешно продаваемым сольным альбомом из всех, выпущенных бывшими участниками The Beatles.
На первых двух пластинках оригинального издания записаны студийные композиции; на третьей, озаглавленной «Apple Jam», представлены сессионные записи Джорджа с друзьями-музыкантами. Альбом презентовал фирменный звук слайд-гитары Харрисона и духовные темы, присутствующие во всех его последующих сольных работах. Жанрово это был эволюционировавший рок в битловской стилистике, какой они могли бы выдавать в дальнейшем, вобравший изумительные баллады-размышления о смысле жизни, кантри, соул и фолк-рок номера, порой с порциями хард-рока и ритм-н-блюза, а также южный госпел. Все это было неразрывно связано с удивительно глубокой лирикой, отражавшей духовные поиски Харрисона.
Бен Герсон из «Rolling Stone» назвал «All Things Must Pass» «одновременно очень личным высказыванием и, в то же время, грандиозным жестом, триумфом над творческой скромностью», охарактеризовав трёхдисковый сет «феерией скорби, пожертвования, радости, чьи масштабы и амбиции позволяют окрестить его «Войной и миром от рок-н-ролла»». Ещё один из представителей «Rolling Stone», Джеймс Хантер, в 2001 году высказался о том, как альбом «помог определить десятилетие, которое он предварял». «All Things Must Pass» регулярно фигурирует в списках лучших альбомов всех времён».
В конце стоит упомянуть кое из чего, что ещё вышло в 1970-м году, и список этот впечатляет:
The Beatles «Let It Be» – посмертный альбом великой группы; The Doors «Absolutely Live» – сборник концертных выступлений; The Allman Brothers Band «Idlewild South» – второй альбом группы; сольный дебют Рода Стюарта «An Old Raincoat Won't Ever Let You Down» с участием Рони Вуда, Кита Эмерсона и некоторых участников группы The Faces; сольные дебюты Пола Маккартни «McCartney» и Джона Леннона «John Lennon/Plastic Ono Band»; бывший «Флойд» Сид Барретт выпустил первый сольник «The Madcap Laughs» и в догонку за ним сразу же второй – «Barrett»; Soft Machine «Third» – третий альбом ведущей группы кентерберийской сцены; Gentle Giant «Gentle Giant» и », Supertramp «Supertramp» – дебютные работы; Фрэнк Заппа «Chunga’s Revenge» – третий сольник; King Crimson «In the Wake of Poseidon» – последний с Грегом Лейком и «Lizard» с Гордоном Хаскеллом; Creedence Clearwater Revival «Pendulum» – последний с Томом Фогерти; Jethro Tull «Benefit»; Yes «Time and a Word» – последний с Питером Бэнксом; Caravan «If I Could Do It All over Again, I'd Do It All over You – образец кентерберийского саунда; Van der Graaf Generator «The Least We Can Do Is Wave to Each Other» и Genesis «Trespass» – вторые студийники групп; Cactus «Cactus», Uriah Heep «Very ’eavy… Very ’umble», Hawkwind «Hawkwind» – дебютные пластинки.
Плюс ко всему ещё и великая рок-опера «Jesus Christ Superstar» Эндрю Ллойд Уэббера и Тима Райса. Так что год впечатляет, но и впереди ни менее выдающиеся.
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: