Найти в Дзене
Old school dude

Лучшие рок-альбомы 1971 года

Чем хороши 70-е годы, так это тем, что можно наугад взять любой из них, и без труда набрать несколько десятков отличных рок-альбомов, появившихся тогда на свет. Ах, какое это было времячко! Свежие идеи, рождавшиеся в одних головах, тут же подхватывались другими людьми, по мере продвижения в музыкальной среде они обрастали новыми, доселе невиданными штрихами и постепенно причудливо трансформировались в иное. Это напоминало игру в «испорченный телефон», только вот вместо весёлой забавы на выходе были новые жанры. Не был исключением и 1971-й год. Появились глэм-рок и софт-рок; хард-рок порождал тот вид хэви-метал, который станет со временем стоунер-роком и дум-металом; арт-рок пробовал новые формы, черпавшие вдохновение в джазе и академической музыке, фолк-рок норовил обернуться прогрессивом, а психоделия приобретала фанковые черты. Музыканты не боялись экспериментировать, им стремились соответствовать в студиях звукоинженеры и продюсеры. Всё это не могло ни вылиться в качественный резуль
Оглавление

Чем хороши 70-е годы, так это тем, что можно наугад взять любой из них, и без труда набрать несколько десятков отличных рок-альбомов, появившихся тогда на свет. Ах, какое это было времячко! Свежие идеи, рождавшиеся в одних головах, тут же подхватывались другими людьми, по мере продвижения в музыкальной среде они обрастали новыми, доселе невиданными штрихами и постепенно причудливо трансформировались в иное. Это напоминало игру в «испорченный телефон», только вот вместо весёлой забавы на выходе были новые жанры.

Не был исключением и 1971-й год. Появились глэм-рок и софт-рок; хард-рок порождал тот вид хэви-метал, который станет со временем стоунер-роком и дум-металом; арт-рок пробовал новые формы, черпавшие вдохновение в джазе и академической музыке, фолк-рок норовил обернуться прогрессивом, а психоделия приобретала фанковые черты. Музыканты не боялись экспериментировать, им стремились соответствовать в студиях звукоинженеры и продюсеры. Всё это не могло ни вылиться в качественный результат.

Время не стоит на месте, продолжилась и череда утрат. Вслед за Джими Хендриксом и Дженис Джоплин в предыдущем в 1971 году покинул этот мир в возрасте тех же роковых (в обоих смыслах) 27 лет Джим Моррисон. Фрэнк Заппа сломал ногу после того, как в Лондоне его столкнули со сцены, зато посетители гитарных магазинов впервые получили возможность испытывать терпение продавцов, наигрывая арпеджио «Stairway To Heaven» на выставленных инструментах.

The Allman Brothers Band «At Fillmore East». Фото из открытых источников
The Allman Brothers Band «At Fillmore East». Фото из открытых источников

Ряд знаковых в будущем групп выпустили свои дебютные пластинки: Crazy Horse, The Doobie Brothers, The Electric Light Orchestra, Gila, Jade Warrior, Nazareth, Sparks, Sweet, Thin Lizzy, Pink Fairies, Weather Report, ZZ Top. Если резюмировать, то 1971 год был довольно эклектичным и разностилевым, так как некоторые исполнители выпускали 20-минутные эпические произведения, в то время как другие сводили свою музыку к основам рок-н-ролла. Я буду ранжировать вышедшие в этот год альбомы по дате их появления на свет.

Janis Joplin «Pearl», лейбл «Columbia»

«Pearl» в переводе с английского означает «Жемчужина», и это полностью соответствует сути. Альбом получил высочайшие оценки критиков, был объявлен шедевром, лучшим альбомом певицы, одним из лучших произведений белого блюза. «Pearl» занял первое место в «Billboard 200», удерживая это место в течение девяти недель. В Британии он был 20-м, зато возглавлял чарты в Австралии и Канаде. Он был сертифицирован «RIAA» как четырехкратно «платиновый». В 2003 году альбом занял 122-е место в списке 500 величайших альбомов всех времен журнала «Rolling Stone».

Это был второй и последний сольный альбом (и четвертый в целом) Дженис Джоплин, выпущенный 11 января – через три месяца после её смерти 4 октября 1970 года. Это была последняя работа с её непосредственным участием и единственная пластинка Джоплин, записанная с Full Tilt Boogie Band – её последним гастрольным коллективом. Дженис Джоплин считалась лучшей блюз-роковой певицей своего поколения, и это её лучший альбом с точки зрения постоянства. Её голос в одну минуту сладкий, манящий, мягкий и плавный, а в следующую – хриплый, перегруженный эмоциональным накалом, достаточным для того, чтобы прожечь вас насквозь. Иногда почти чувствуешь эту боль и привкус слёз. Это был чертовски впечатляющий прощальный выстрел перед её смертью.

Jethro Tull «Aqualung», лейбл «Island»

Классический концептуальный рок-альбом с множеством слоев философской глубины, он представляет собой хорошо сплетенную комбинацию весомых роковых и фолк-тем, которые до сих пор для многих остаются лучшим моментом в истории Jethro Tull. Здесь соседствуют неопрятные городские зарисовки и старинные пасторальные реминисценции, твердость блюз-рока с хардовой примесью и фолк-прихоти, резкая социальная критика и нежные домашние оды; так много противоречий и в то же время такое полное и цельное, почти естественное музыкальное воплощение.

Альбом завершил переход от блюзового коллектива с игрой на флейте к прогрессив-роковой группе с глубиной, воображением, юмором, стилем и индивидуальностью. «Aqualung» стал последним альбомом с Клайвом Банкером на барабанах и перкуссии, в группе появился новый басист – Джеффри Хаммонд. Кроме того, это был первый альбом с клавишником Джоном Эваном в качестве постоянного участника коллектива. Если бы Jethro Tull после этого не записали ничего другого, этот альбом можно было бы легко рассматривать как достойную кульминацию.

«Aqualung», выйдя из печати 19 марта, занял 4-е место в альбомных чартах Великобритании, а в Штатах был на 7-й позиции. Его продажи во всем мире составили более 7 миллионов экземпляров. В 2003 году альбом достиг 337-й отметки в списке «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала «Rolling Stone», а в 2015 – 10-го места в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока» по версии «PopMatters». Подробнее о нём можно прочитать здесь.

Caravan «In The Land Of Grey And Pink», лейбл «Deram Records»

Третий альбом кентенберийцев из Caravan был выпущен 8 апреля, его спродюсировал Дэвид Хичкок, и до выхода «Back to Front» в 1982 году это был последний релиз, в котором использовался оригинальный состав: Ричард Кофлан, Пай Гастингс, Ричард Синклер и Дэйв Синклер. Альбом был хорошо принят критиками, но не имел успеха в чартах, что привело к разочарованию в группе и уходу Дэвида Синклера.

Между тем, это Caravan во всей красе своих творческих свершений, и многие его считают звёздным часом группы. «Golf Girl» отражает привлекательную причудливую сторону их музыки, а «Winter Wine» льется к возвышенной мелодии, но изюминкой является чудесно задуманная и исполненная «Nine Feet Underground» – динамичная сюита в центральной части альбома, которая длится почти 23 минуты. В ней была та самая замысловатая химия, которая объединяла группу и магнетически притягивала внимание восторженный фанов.

В специальном издании журналов «Q» и «Mojo» альбом занимает 19-е место в списке «40 альбомов космического рока». Согласно опросу сайта «Progarchives.com» 2013 года, «In The Land Of Grey And Pink» возглавляет рейтинг лучших альбомов Кентерберийской сцены. Также он занимает 34-е место в списке «50 величайших прог-рок-альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone».

The Doors «L.A. Woman», лейбл «Elektra»

Трудно точно сформулировать, что же было такого особенного в The Doors, что их загадочная музыка по сей день соблазняют каждое новое поколение меломанов. Но что бы это ни было, на блюзовом альбоме «L.A. Woman» имеется этого в избытке. Если на «Morrison Hotel» уход от экспериментов к своим корням был ещё неполным, то теперь стиль музыки The Doors изменился окончательно и бесповоротно. Шестой студийный альбом, выпущенный 19 апреля, незадолго до смерти Джима Моррисона, стал последним, записанным группой при жизни своего вокалиста, и, по мнению многих, это была лучшая работа коллектива.

В период работы над альбомом Моррисон был полностью погружён в блюз, а группа часто джемовала с песнями Джимми Рида, и как-то выступила на сцене с Альбертом Кингом. Отсюда и вытекала идея весь новый альбом сделать в едином первородном ключе. Даже Рэй Манзарек отказался от привычных для него продолжительных органных пассажей в пользу упрощённого звучания.

Группа сама спродюсировала альбом вместе с давним звукорежиссером Брюсом Ботником. Поскольку альбом писали не в изолированной студии, а в обычной комнате, общее звучание «L.A. Woman» вышло каким-то сырым и как будто недоработанным, позволяющим, однако, запечатлеть ту самую химию живого взаимодействия. В качестве бас-гитариста на альбоме записался Джерри Шиф, известный по сотрудничеству с Элвисом Пресли, и в ряде треков – гитарист Марк Бенно.

После выпуска «L.A. Woman» занял 9-ю строчку в «Billboard 200» и достиг 28-й в британских чартах альбомов. Альбом входит в «500 лучших альбомов за всю историю» (№ 362) по версии журнала «Rolling Stone».

The Rolling Stones «Sticky Fingers», лейбл «Rolling Stones»

Девятый британский и, соответственно, одиннадцатый американский альбом группы The Rolling Stones появился в продаже 23 апреля. Это была первая студийная работа группы после смерти Брайана Джонса, и первая – выпущенная на собственном лейбле. Дебютировал изумительный Мик Тэйлор (после концертного альбома «Get Yer Ya-Ya's Out!»). Дополнительный вклад внесли давно сотрудничавшие с «Роллингами» саксофонист Бобби Киз и клавишники Билли Престон, Джек Ницше, Ян Стюарт и Ники Хопкинс.

«Sticky Fingers» считается одним из лучших релизов The Rolling Stones. Это был первый альбом группы, занявший первое место как в чартах альбомов Великобритании, так и в чартах США, и с тех пор он получил там трижды «платиновый» сертификат. Сингл «Brown Sugar» возглавил «Billboard Hot 100» в том же году. Наряду с его управляемыми, по-настоящему классическими риффами, прекрасным кантри-блюзом «Wild Horses», плавным блюз-роком «Can't You Hear Me Knocking» здесь прекрасно уживались богатые по текстуре кавер спиричуэлса Фреда Макдауэлла «You Gotta Move», хард-роковая «Bitch» и соул-баллада «Moonlight Mile».

Альбом был признан вторым лучшим альбомом года в ежегодном голосовании американских критиков «Pazz & Jop». Он занесён в Зал славы «Грэмми» и включен в список «500 величайших альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone» под № 63.

Emerson, Lake And Palmer «Tarkus», лейбл «Manticore»

Праздник инструментального фейерверка и утонченности – всё это объединилось в альбоме, который остается одним из фаворитов многих поклонников E,L&P. Когда для своего второго альбома музыканты придумали концептуальную часть, ядром которой стал 21-минутный эпический заглавный трек, предложенный Китом Эмерсоном, это чуть не раскололо группу. Но трения между ним и Грегом Лейком удалось сгладить, когда второй привнёс для него некоторые музыкальные идеи и написал текст. Вторая же сторона пластинки представляет собой набор несвязанных разно стилевых композиций.

В итоге получился смелый, дерзкий по замыслу и сложный по форме, но соблазнительно привлекательный арт-рок с титанической демонстрацией исполнительского гения. Диск занял 9-е место в американском чарте «Billboard 200». Он удивлял и поражал до глубины души, но после своего выпуска 14 июня получил в целом неблагоприятные отзывы критиков.

Зато сегодня в ретроспективных обзорах «Tarkus» величают «очень солидным альбомом, особенно для поклонников прогрессивного рока – никаких акустических баллад Грега Лейка, никаких длинных джазовых интермедий». Как бы то ни было, это уже действительно общепризнанная классика рока. В 2015 году по версии «PopMatters» «Tarkus» занял 21-е место в списке «25 лучших классических альбомов прогрессивного рока всех времён».

The Allman Brothers Band «At Fillmore East», лейбл «Capricorn»

Первый концертный альбом американской сатерн-рок-группы The Allman Brothers Band и их третий релиз в целом. Он был записан в течение трёх вечеров в марте 1971 года, когда Дуэйн Оллман только вернулся из проекта Эрика Клэптона. Альбом, спродюсированный Томом Даудом, был выпущен 6 июля. Как следует из названия, запись проходила в музыкальном зале Нью-Йорка «Fillmore East», которым руководил концертный промоутер Билл Грэм. При первом коммерческом выпуске он вышел в виде двойного лонг-плея всего с семью песнями на четырех виниловых сторонах.

В то время как предыдущим альбомам группы потребовались месяцы, чтобы попасть в чарты (и часто в нижней части топ-200), «At Fillmore East» начал подниматься в списках уже через несколько дней. Эта пластинка заняла 13-ю строчку в «Billboard Top Pop Albums» и в октябре того же года получила «золотой» сертификат. Позднее альбом стал «платиновым». К тому времени, когда «At Fillmore East» вошёл в десятку лучших в США, The Allman Brothers Band в печати уже превозносилась как «лучшая рок-н-ролльная группа Америки».

«At Fillmore East» стал художественным и коммерческим прорывом группы, и некоторые критики считают его одним из величайших концертных альбомов в рок-музыке. В ретроспективном обзоре редактор «All Music» Стивен Томас Эрлевин отметил, что «он остается вершиной The Allman Brothers и сатерн-рока в его наиболее эластичном, блюзовом и джазовом виде». Он всё ещё продолжает оставаться лидером продаж в каталоге группы.

В 2004 году альбом был выбран для хранения в Библиотеке Конгресса, поскольку «Национальный реестр звукозаписи» счёл его «культурно, исторически или эстетически важным». В 2020 году газета «The Independent» назвала «At Fillmore East» «лучшим концертным альбомом всех времён».

Funkadelic «Maggot Brain», лейбл «Westbound»

Третий студийный альбом величайшей американской фанк-рок-группы Funkadelic, выпущенный 12 июля, был спродюсирован лидером бэнда – Джорджем Клинтоном. Это была последняя пластинка, записанная оригинальным составом: вскоре после его выпуска гитарист Таул Росс, басист Билли Нельсон и барабанщик Тики Фулвуд покинули коллектив по разным причинам. И это была в высшей степени выдающаяся работа.

Funkadelic попытались осмыслить суматоху своего времени, исследуя синтез психоделики, фанка, ритм-энд-блюза, соула и хард-рока в айсид-роковом ключе. «Maggot Brain» во многом определил пути черной рок-музыки начала 70-х, создав здесь совершенно новый вид психоделического рока с танцевальным грувом. Историк музыки Боб Гулла назвал его «иконоборческим фанк-роком».

Сегодня «Maggot Brain», пожалуй, наиболее известен своим 10-минутным заглавным треком – космического масштаба импровизацией в исполнении гитариста Эдди Хейзела. Согласно легенде, он был записан, когда Клинтон сказал Хейзелу играть так, как будто ему сообщили, что его мать только что умерла, и тот с одного дубля при помощи фузза и «вау-вау» сумел выразить такие эмоции, что слушатели чуть ли не падали в обморок от потрясения.

Альбом попал в чарты «R&B Top 20». «Pitchfork» назвал его 17-м лучшим альбомом 70-х годов. В 2020 году журнал «Rolling Stone» поставил «Maggot Brain» на 136-е место среди «величайших альбомов всех времён».

Black Sabbath «Master Of Reality», лейбл «Vertigo»

На записи своего третьего альбома Black Sabbath пустились в эксперименты, итогом которых стала сотворённая основа для дум-метала, стоунер-рока и сладж-метала. Если два первых релиза заложили фундамент, то «Master Of Reality», вышедший 21 июля, стал аналогом готового дома – заселяйся и живи, ежели, только, не страшно. Гитарист Тони Айомми и басист Гизер Батлер понизили настройки своих инструментов, получив то, что Айомми назвал «более крупный и тяжёлый звук». Как Айомми объяснял:

«У большей части групп в те времена были ритм-гитарист и клавишник, а у нас только гитара, бас и ударные, поэтому мы попытались сделать их настолько выпячивающими, насколько это возможно. Понижение строя, казалось, придаёт звучанию глубины. Думаю, я первым такое сделал».

Основные темы альбома – религия, вoйнa, нaркoтики, отчуждённость и одиночество. Многие из треков здесь являются одними из лучших, которые Black Sabbath когда-либо записывали, и от начала до конца пласатинки – это, по сути, парад один за другим монструозных риффов.

«Master of Reality» занял 5-е место в британском чарте альбомов и 8-е место – в Соединенных Штатах, где он получил «золотой» статус только благодаря предварительным заказам. В конечном итоге в США было продано два миллиона копий – две «платины». Отрицательно воспринятый критиками после выпуска, «Master of Reality» теперь считается одним из величайших альбомов хэви-метал всех времен. Немалое число рокеров называли эту пластинку той, которая вдохновила их стать музыкантом. В 2001 году издание «Q» включило её в свой список «50 самых тяжелых альбомов всех времён», назвав его «недоброжелательным». Что ж, действительно, – это не лапочка Каспер-приведение.

The Who «Who’s Next», лейбл « Decca»

Пит Таунсенд изначально планировал, что это будет ещё один «концептуальный» альбом под названием «Lifehouse», который он задумывал как продолжение предыдущего диска группы – рок-оперы «Tommy». Однако, когда проект был отменён из-за сложности его реализации и конфликтов с менеджером коллектива, Таунсенда уговорили записать этот материал в виде полноформатного лонг-плея. The Who поработали над пластинкой при содействии звукоинженера Глина Джонса. В конце концов, она вышла 14 августа и оказалась прекрасным набором несвязанных между собой песен, заняв 1-е место в британских альбомных чартах и 4-е – в Штатах.

Среди особенностей «Who’s Next» музыкальные критики отмечают выдающуюся работу с синтезаторами. Альбом имел колоссальный успех, специалисты рассматривают его как лучшую запись The Who и один из величайших альбомов всех времён. Он занял первое место в номинации «Лучший альбом 1971» ежегодного опроса «Pazz & Jop». В 2002 году «Who’s Next» занял 9-ую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала «Classic Rock». В 2003 году журнал «Rolling Stone» поставил его на 28-е место в своём рейтинге «500 величайших альбомов всех времён». Пластинка также заняла 15-ю позицию в списке «100 лучших записей 70-х» портала «Pitchfork Media».

Can «Tago Mago», лейбл «United Artists»

Краут-группа Can в августе разродилась двойным альбомом «Tago Mago», который нередко называют самым сложным, экспериментальным альбомом за всю историю рока. Он был встречен критиками с огромным одобрением и позднее назывался многими рок-музыкантами в числе источников их вдохновения. В книге «1001 альбом, который вы должны услышать до своей смерти» говорится:

«Даже спустя 30 лет «Tago Mago» звучит освежающе современно и великолепно экстремально».

Музыка Can строилась на свободной импровизации и обработке; этот принцип был обозначен басистом Хольгером Шукаем как «мгновенные композиции», сочетавшие элементы этнической музыки и минимализма. Альбом стал первым с вокалистом Дамо Судзуки, заменившим Малькольма Муни. Двойной «Tago Mago» – инновационная, влиятельная и крайне нетрадиционная запись, основанная на очень ритмичной джазоподобной перкуссии, гитарной импровизации и клавишных соло (часто переплетающихся между собой), композиционной постобработке записанного материала и необычном вокале Судзуки.

Ресурс «Pitchfork» поставил альбом на 29-е место среди «лучших альбомов 70-х годов», а журнал «Sounds» – на 51-е в списке «100 лучших альбомов всех времён».

John Lennon «Imagine», лейбл «Apple»

Второй постбитловский студийник Джона Леннона вышел 9 сентября. В некотором смысле, эта пластинка стала продолжением «John Lennon/Plastic Ono Band», вышедшей на год раньше, однако «Imagine» содержала больше песен с политическим подтекстом. К тому же, Леннон в этот раз отверг концептуальный минимализм предыдущего релиза и пригласил разношёрстную группу музыкантов – от Джорджа Харрисона и Ники Хопкинса, до Клауса Вормана и Алана Уайта – и прибегнул к знаменитой «Стене звука» продюсера Фила Спектора, который добавил струнные оркестровки к нескольким песням.

Альбом возглавил чарты в США, Австралии и Великобритании, Критики по разному восприняли пластинку, но в итоге «Imagine» был признан пятым лучшим альбомом 1971 года в ежегодном общенациональном опросе «Pazz & Jop». Он был признан «Альбомом года» в опросах, проведенных «Radio Luxembourg» и «Record World». В 2012 году «Imagine» занял 80-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» журнала «Rolling Stone».

T. Rex «Electric Warrior», лейблы «Reprise» и «Fly Records»

«Electric Warrior», вышедший 24 сентября, завершил трансформацию T. Rex из фолка-группы для хиппи в ярких представителей глэм-рока. Это был момент, когда Марк Болан и продюсер Тони Висконти взяли всю эту хиппи-лирику и блеющий вокальный стиль и соединили их со старым добрым рок-н-роллом с участием четырёх человек. Наиболее знаменитые песни – «Get It On», «Jeepster», выходившие синглами.

В год своего выхода и в последующий альбом занимал первое место в списках «UK Albums Chart». Это был релиз, который по существу положил начало повальному увлечению британским глэм-роком. Игра на гитаре была рудиментарной, тексты песен часто были чепухой, вызванной затуманиванием сознания, сам же Болан представал глянцевой поп-звездой, которая нравилась кричащим подросткам. Однако, при всей своей кажущейся одноразовости, пластинка возымела колоссальное влияние на всё – от хард-рока до панка и новой волны.

В 1987 году «Electric Warrior» занял 100-е место в списке «100 величайших альбомов за последние 20 лет» журнала «Rolling Stone». В 2003 году альбом занял 160-е место в том же журнале в списке «500 величайших альбомов всех времён». В 2004 году «Pitchfork» поставил его на 20-е место среди лучших альбомов 70-х годов. Альбом также был включен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать до своей смерти».

Mahavishnu Orchestra «The Inner Mounting Flame», лейбл «Columbia»

Это был дебютный альбом американской джаз-рок-фьюжн-группы Mahavishnu Orchestra, записанный в августе и выпущенный позже в октябре. После своего формирования группа отыграла несколько дебютных концертов, прежде чем они принялись записывать этот оригинальный материал, написанный гитаристом Джоном Маклафлином. Благодаря головокружительной, затуманивающей воображение, всесторонней виртуозности Маклафлина, басиста Рика Ларда, скрипача Джерри Гудмана, клавишника Яна Хаммера и барабанщика Билли Кабэма (особенно!), дебют Махавишну Оркестра стал первым джаз-рок-альбомом, который ошеломил и захватил многочисленных поклонников рока.

Это альбом, с тщательно продуманными вкладами всех виртуозов, которые, во всех смыслах, определили слияние джаза и рока, сделал самого Джона Маклафлина явлением вселенского масштаба и именем нарицательным. По мнению многих, это лучшая пластинка в стиле фьюжн за всё время.

Led Zeppelin «IV», лейбл «Atlantic»

К концу года в ряду отличных пластинок отметились и Led Zeppelin, произведшие на свет 8 ноября свой четвертый студийный альбом, ставший широко известным позже как «Led Zeppelin IV», хотя в действительности у него не было никакого названия. Эта работа не только стала явлением даже на том необычайно ярком фоне творений других музыкантов того времени, но и воссияла путеводной звездой для многих групп на несколько поколений вперёд. Многие известные исполнители называли эту работу одним из самых влиятельных альбомов в истории музыки, а также причиной, по которой они начали заниматься музыкальным творчеством.

Новый альбом вобрал в себя элементы как блюза и рок-н-рола в хард-роковом воплощении, так и кельтского фолка и даже рага-рока. А лирика песен раскрыла возросшую страсть группы к оккультизму, религии и английской мифологии. Пластинка возглавила британские и канадские чарты, а в США была 2-й. В 2000-м году музыковед Колин Ларкин присудил пластинке 42-е место в рейтинге «1000 лучших альбомов всех времён». В 2003-м журнал «Rolling Stone» поставил запись на 66-е место в своём списке «500 величайших альбомов всех времён», назвав её «вершиной хард-рока 1970-х». Подробнее об этом альбоме я писал здесь.

Genesis «Nursery Cryme», лейблы «Charisma» и «Atlantic»

Третий студийник Genesis вышел 12 ноября, это был первый альбом группы, записанный в «классическом» составе: Питер Гэбриел, Тони Бэнкс, Майк Резерфорд, Стив Хэкетт и Фил Коллинз. Присоединение двух последних положительно отразилось на сложности и техническом исполнении музыкальной составляющей альбома. Авторами всех композиций были указаны все пять участников нового состава Genesis, но в альбоме был использован (после переработки) и старый материал, написанный при участии прежнего гитариста Энтони Филлипса. Например, заглавная песня «The Musical Box» выросла из инструментальной композиции, написанной Филлипсом.

«Nursery Cryme» состоит из семи не связанных между собой композиций, отличающихся друг от друга как сюжетом, так и музыкальным стилем. Текст многих из них носит сказочный смысл в стиле фэнтези и мифов, что присуще многим альбомам в стиле прогрессивного рока 70-х. По словам музыкального критика, это «настоящая английская эксцентрика, наполовину Льюис Кэрролл, наполовину Сид Барретт». Журнал «Melody Maker» посвятил выходу альбома целую страницу, сопроводив объявление восторженным отзывом Кита Эмерсона.

Альбом получил неоднозначную реакцию критиков и изначально не имел коммерческого успеха; он не попадал в британские чарты до 1974 года, когда достиг своего пика под номером 39. Однако он возымел успех в континентальной Европе, особенно в Италии. Сегодня его называют в числе лучших прогрессив-роковых альбомов, так интернет-ресурс «Progarchives.com» ставит его на 13-ю позицию в своём в списке «Топ-25 лучших альбомов прогрессивного рока».

Grand Funk Railroad «E Pluribus Funk», лейбл «Capitol»

Grand Funk Railroad выпустили в 1971 году пару альбомов – «Survival» и «E Pluribus Funk». Это был всплеск интереса к музыке группы. Весь тираж первой из этих пластинок, записанной за три дня, раскупили в первый же день появления на прилавках. Уже в марте 1971 года ребята снова засели в студии, чтобы записать одну из лучших своих работ «E Pluribus Funk» – последний альбом, спродюсированным Терри Найтом. И это была, в некотором роде, вершина предыдущего трёхлетнего музыкального пути группы.

В штатовских альбомных чартах «Billboard 200» он занял 5-е место, в Канаде был 10-м, а в Австралии – 11-м. «E Pluribus Funk» очень скоро стал «золотым» и продержался в чартах 30 недель. Альбом был насыщен яркой, техничной, разнообразной, разностилевой, со вкусом сделанной музыкой, в том числе и фанком, подтверждая, что имя этого жанра не зря присутствует в названиях и группы, и альбома. К слову, это самая фанковая работа Grand Funk Railroad, и большая заслуга здесь у бас-гитариста Мэла Шакера, который всегда тяготел к фанку.

Следует также отметить, что в сравнении с другими проектами данный релиз обладал самой большой социальной направленностью, причем лирика в нескольких песнях была настолько сходна, что, будь эти слова вставлены в одну композицию, разницу можно было бы и не заметить. Видимо, Фарнер на определенном этапе возжелал стать гуру и взять на себя миссию по искоренению общественных язв.

В критическом обзоре Майк Сондерс из «Rolling Stone» написал, что «большая часть в значительной степени шипит и хрипит, вся первая сторона звучит как не что иное, как одна длинная невзрачная песня, которая никак не возгорится». Однако, он же охарактеризовал вторую сторону как «почти успешную», тем самым гарантируя, что в некотором смысле «E Pluribus Funk» может быть лучшим альбомом Grand Funk». И он не был одинок в предположении, что это лучший альбом группы.

В 2003 году Дэвид Фрике написал новую рецензию для «Rolling Stone» на переиздание «E Pluribus Funk» в рамках обновленного каталога группы: «Большинству людей будет достаточно диска с хитами. Но лучшие из этих переизданий показывают, что какое-то время Grand Funk был выбором людей. И люди были правы».

Faces «A Nod’s As Good As A Wink To A Blind Horse», лейбл «Warner Bros.»

Это был третий студийный альбом британской группы Faces, вышедший 18 ноября. Спродюсированный Глином Джонсом, он затмил растущую сольную карьеру вокалиста Рода Стюарта, чей сингл «Maggie May» всего за несколько недель до этого стал хитом №1. Музыкальные критики полагали, что Стюарту можно было уже и не петь в Faces с такой успешной сольной карьерой, но запись «A Nod’s As Good As A Wink To A Blind Horse» того стоила. Группа наконец-то перенесла драйв своих живых выступлений в студию, представив такие неотразимые вещи, как «Miss Judy's Farm» и несколько пророческую «Last Orders Please».

Лучше всего была великолепная баллада Ронни Лейна «Debris» и буйная «Stay With Me», которая дала Faces их первый хит (№ 6 в Великобритании и № 17 в США). Но и весь «A Nod’s As Good As A Wink To A Blind Horse» рисовал красочную картину, олицетворяющую то, чем и была группа: жесткий, хаотичный, но в целом жизнерадостный рок-н-ролл с элементами хард-рока и ритм-энд-блюза. В наше время альбом включили в список «1001 альбом, который нужно услышать до своей смерти». Так, что тем, кто ещё с ним не знаком, представился шанс успеть это сделать.

Yes «Fragile», лейбл «Atlantic»

Yes выпустили в 1971 году два отличных альбома – «The Yes Album» и «Fragile», ­соответственно, 3-й и 4-й в дискографии группы. Если первый из них после неудач предыдущих работ осуществил крупный коммерческий прорыв, достигнув 4-го места в Великобритании и 40-го места в Соединенных Штатах, то второй, появившись 26 ноября, не только закрепил его, дойдя в чартах Британии до 7-го места, а в США – до 4-го, но и продемонстрировал очевидные художественные достоинства. Это настоящая классика прогрессив-рока и источник вдохновения для многих последователей. Без всяких оговорок «Fragile» можно смело относить к шедеврам на все времена.

Диск стал первым для клавишника Рика Уэйкмана в составе группы, который пришёл вместо Тони Кэя, начавшего работать над альбомом «Fragile», но покинувшего группу в августе 1971 года. А для гитариста Стива Хау – вторым релизом с Yes. По факту, именно приход Уэйкмана и стал тем самым пазлом, который позволил группе соединится в единое неведомое ранее и показать всю свою истинную мощь и талант. Именно на «Fragile» коллектив впервые заявил о себе, как об одном из лидеров мирового арт-рока и всей рок-музыки.

Идеей пластинки было совместить достаточно продолжительные композиции с сольными номерами каждого из участников. Таким образом, в результате получилось: четыре общие композиции и пять сольников – довольно смело по тем временам. Возможно, отсюда и название – «Fragile», т.е. «Хрупкий». Изысканность и утонченность, требующая бережного к себе обращения и самого пристального внимания. После выпуска эта работа получила в основном комплементарные отзывы. Если есть желание узнать другие подробности, зайдите сюда.

Alice Cooper «Killer», лейбл «Warner Bros.»

В начале 70-х годов сочетание у Alice Cooper тяжёлого глэма с жестокими театральными сценическими шоу были в чистом виде инновацией. Виниловая подача, конечно, немного уступала живым концертам в плане драматизма, но тоже была захватывающей. И вышедший 27 ноября их четвёртый студийник «Killer», с новым крутым продюсером Бобом Эзрином и набором бесшабашных, качественных мелодий, вкупе с ужасающим имиджем Элиса Купера просто не мог затеряться в музыкальном климате 1971 года.

Музыкально Alice Cooper ещё дальше эволюционировали от айсид-роковой психоделии к жёстким формам глэма, напоминая порой Дэвида Боуи. Помимо этого здесь ощущалась и попытка группы доказать, что они могут играть прогрессивные рок-сюиты в духе King Crimson. «Killer» действительно слеплен из крепких вещей с текстами, часто имеющими какой-нибудь коротенький, но очень хорошо зримо ощущаемый сюжет – странные баллады ужасов и уродцев гаражного рока, обёрнутые в гламурную, неряшливую упаковку. Посвящением ушедшему Морриссону выступила потрясающе мелодичная композиция «Desperado», с интересной лирикой, где в жесткую хард-роковую среду удачно вкраплена скрипичная секция и акустическая гитара.

«Killer» занял 21-е место в альбомном чарте «Billboard 200» и 27-е – в Великобритании (став позже «платиновым»), а два сингла «Under My Wheels» и «Be My Lover» попали в «Billboard Hot 100». При том, что альбом в своё время не стал мегахитом, позже он получил признание как один из важнейших релизов 70-х годов. Джонни Роттен называл его своим любимым и величайшим альбомом всех времён. Не смотря на всю безаппеляционность такого заявления, в чём-то он прав.

King Crimson «Islands», лейблы «Island» и «Atlantic»

Четвёртый альбом британской группы King Crimson, выпущенный 3 декабря, ознаменовал собой особый период их творчества, поскольку он был последним, содержащим лирику Питера Синфилда, который вскоре после выхода «Islands» покинул группу. И это единственный альбом King Crimson с вокалом бас-гитариста Раймонда Баррела, по прозвищу «Боз». На ударную установку с перкуссией Фрипп взял Иэна Уоллэйса, который играл с Джоном Андерсоном в группе The Warriors еще до образования Yes. В музыкальном плане «Islands» приписывают влияние Майлза Дэвиса в период его сотрудничества с Джилом Эвансом, а в смысловом его связывают с «Одиссеей» Гомера и романом «Улисс» Джеймса Джойса.

«Islands» достиг 30-й строчки в «UK Albums Chart» и получил неоднозначную оценку. Удивляет, что не только некоторые современники, но и в ретроспективе не все смогли разглядеть концепт, метафоричность, романтичность и оригинальность альбома. Как бы то ни было, это «хорошо продуманный, великолепно исполненный и идеально упорядоченный сборник сложного джазового жаргона в рок-контексте». Подробнее об альбоме можно прочитать здесь.

David Bowie «Hunky Dory», лейбл «RCA Records»

Многие биографы и музыкальные критики сходятся во мнении, что альбом «Hunky Dory» положил начало творческому успеху Дэвида Боуи. «Боуи начинает становиться Боуи, окончательно раскрывает свой голос и стиль». Этот четвёртый по счёту студийный альбом был выпущен под занавес года – 17 декабря. Для его записи музыкант собрал новую аккомпанирующую группу, состоящую из гитариста Мика Ронсона, басиста Тревора Болдера и барабанщика Мика Вудманси, а в качестве сессионного клавишника в работе поучаствовал Рик Уэйкман.

Фортепианные партии были особо важны, поскольку Дэвид писал песни для альбома при помощи этого инструмента, а не на гитаре, как раньше. Отсюда более теплая и мелодичная стилистика поп-рока и арт-попа. Тематика песен альбома варьируется от художественного переосмысления в «Changes» до оккультизма и ницшеанской философии в «Oh! You Pretty Things» и «Quicksand»; несколько композиций содержат культурные и литературные отсылки.

«Hunky Dory стал фантастическим прорывом для моей карьеры. Я считаю, что благодаря ему впервые в жизни у меня появилась настоящая аудитория – я имею в виду, что люди наконец-то начали подходить ко мне со словами: «Хороший альбом, хорошие песни». Раньше со мной такого не происходило».

Несмотря на очень положительные отзывы британской и американской музыкальной прессы, альбом поначалу плохо продавался и не попал в чарты. Только после коммерческого прорыва следующего альбома «Ziggy Stardust» 1972 года «Hunky Dory» привлёк внимание, заняв 3-е место в «UK Albums Chart». Уже ретроспективно он был признан критиками одной из лучших работ Боуи и фигурирует в нескольких списках величайших альбомов всех времён. Разнообразный и обширный, он легко входит в число лучших произведений Боуи.

В конце упомяну кое из чего, что ещё вышло в 1971-м году:

Tangerine Dream выпустили второй студийник и первый свой альбом с синтезаторами «Alpha Centauri»; у Jefferson Airplane вышел «Bark» – первый альбом без основателя группы Марти Балина и первый с виолончелистом Папой Джоном Кричем; Chicago выпустили третий свой двойник «Chicago III», а Santan – одинарный «Santana III»; Status Quo искали новое звучание на «Dog of Two Head»; у Рода Стюарта вышел №1 в английских чартах «Every Picture Tells a Story»; у Deep Purple вышел экспериментальный «Fireball», а у их клавишника Джона Лорда – дебютный сольник «Gemini Suite»; третий студийник «In Hearing of Atomic Rooster» записали Atomic Rooster, а Hawkwind концептуальный «In Search of Space».

Пол Маккартни разродился сразу парой альбомов – сольным «Ram» и дебютным с Wings «Wild Life», а The Doors – первым релизом без Моррисона – «Other Voices»; Pink Floyd выпустили «Meddle», Emerson, Lake & Palmer – концертный «Pictures at an Exhibition» с переработкой пьес из известной сюиты Модеста Мусоргского, а Van der Graaf Generator – четвертый студийник «Pawn Hearts»; Джефф Бек с The Jeff Beck Group выпустил «Rough and Ready», а Uriah Heep сразу два альбома – «Salisbury» с одноимённой арт-сюитой и «Look at Yourself» с «July Morning»; UFO выпустили свой второй и последний студийник с гитаристом Миком Болтоном «UFO 2: Flying». Уффф… Это был впечатляющий год.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: