Найти в Дзене
Виктор Павлов

Листая старые журналы. Что писал о космонавтике журнал "LIFE" в 1965 году.

Элементарная логика подсказывает, что если на канале вышла статья о том, что писал журнал "Огонек" о космонавтике в 1965 году, то следует ознакомить читателей со взглядом на эти же события, так сказать "с другого берега", а именно - обратиться к материалам аналогичного "Огоньку" журнала "LIFE" за тот же 1965 год - 60 лет назад. Естественно первые номера журнала "LIFE" за 1965 год рассказывают в большей степени о событиях прошедшего 1964 года. Одним из таких событий стала встреча руководителей крупнейших американских промышленных корпораций с руководством НАСА в Новом Орлеане, на которой собравшихся ознакомили с ходом дел по программе "Аполлон". Ведь не секрет, что эта программа дала мощный толчок не только космической отрасли, но многим другим отраслям промышленности. На фото из январского номера журнала участники встречи позируют на фоне первой ступени ракеты "Сатурн-5": Другим таким же заметным событием 1964 года стал запуск в Советском Союзе в октябре 1964 года первого многоместного
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE" 1965 года.
Коллаж автора из обложек журнала "LIFE" 1965 года.

Элементарная логика подсказывает, что если на канале вышла статья о том, что писал журнал "Огонек" о космонавтике в 1965 году,

то следует ознакомить читателей со взглядом на эти же события, так сказать "с другого берега", а именно - обратиться к материалам аналогичного "Огоньку" журнала "LIFE" за тот же 1965 год - 60 лет назад.

Естественно первые номера журнала "LIFE" за 1965 год рассказывают в большей степени о событиях прошедшего 1964 года. Одним из таких событий стала встреча руководителей крупнейших американских промышленных корпораций с руководством НАСА в Новом Орлеане, на которой собравшихся ознакомили с ходом дел по программе "Аполлон". Ведь не секрет, что эта программа дала мощный толчок не только космической отрасли, но многим другим отраслям промышленности. На фото из январского номера журнала участники встречи позируют на фоне первой ступени ракеты "Сатурн-5":

Из журнала "LIFE" от 8 января 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 8 января 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Другим таким же заметным событием 1964 года стал запуск в Советском Союзе в октябре 1964 года первого многоместного корабля "Восход" (США пилотируемых запусков в 1964 году не производили). В журнале вышла статья под названием "Космонавты, собственная история эпической экспедиции на орбиту трех человек", которая была снабжена некоторыми иллюстрациями, весьма далекими от реальности (в частности рисунок сна космонавта в невесомости - в объеме шара корабля "Восход" такая поза для сна была бы принципиально невозможна). В общем, сокрытие в Советском Союзе реальных изображений корабля "Восход" в то время породило немало мифов и соответствующих изображений.

Вскоре после полета корабля "Восход" в США состоялся запуск (28 ноября 1964 года) к Марсу автоматической межпланетной станции "Маринер-4". На момент выхода очередного январского номера журнала "LIFE" аппарат выполнил звездную ориентацию на звезду Канопус и коррекцию траектории полета (5 декабря 1964 года), позволившую аппарату пролететь в дальнейшем на расстоянии от Марса, близком к запланированному. А пока аппарат ещё летит к Марсу, журнал публикует репортаж о его предполетной подготовке.

А первые месяцы 1965 года в Соединенных Штатах - это подготовка к первому пилотируемому запуску нового космического корабля "Джемини". Сам запуск состоялся в марте, а в первые два месяца года экипаж корабля - астронавты Гриссом и Янг - усиленно тренируются перед полетом.

Из журнала "LIFE" от 19 февраля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 19 февраля 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Как всегда американцы не скрывают своих планов и уже публикуют фото астронавтов, которым предстоит совершить полет на новом двухместном корабле, называют их имена и детали биографии (в заметке закралась ошибка - в ней указано, что Гриссом совершил суборбитальный полет в 1962 году, а на самом деле - в 1961). В заметке указано, что полет состоится скорее всего летом, но это тот случай, когда первоначальные сроки сдвигаются не вправо, а влево. Неизвестно - повлияли ли на ускорение планов действия второго участника космической гонки, который верный своей традиции не говорить ни о чем заранее, запустил в марте 1965 года космический корабль "Восход-2" с двумя космонавтами на борту, один из которых осуществил первый в истории выход человека в открытый космос. И журнал "LIFE" вместо рассказов об американском космическом полете вынужден срочно публиковать кадры выхода в открытый космос космонавта Алексея Леонова, сделанные с экрана телевизора, а затем ещё и заметку о торжественной встрече космонавтов в Москве (вошедшую в один номер с репортажем о полете корабля "Джемини-3").

А уже позже, когда пришла более полная информация от советской стороны, журнал публикует большую статью с рассказом советских космонавтов об этом полете.

Всего через пять дней после запуска корабля "Восход-2", 23 марта 1965 года в США стартовал в космос новый пилотируемый космический корабль "Джемини-3" с двумя астронавтами на борту. Скромный испытательный трехвитковый полет нового корабля конечно не смотрелся так эффектно на фоне очередного триумфа советской космонавтики, но он открыл дорогу другим полетам, которые сумели превзошли советские достижения и отняли у СССР лидерство в космосе в том же 1965 году. Недаром репортаж о запуске пророчески называется "Начало новой эры в космосе".

Кстати, обратите внимание на то, что астронавты на встрече идут по палубе авианосца не в скафандрах (как это делали и будут делать их коллеги), а в каких-то банных халатах. Дело в том, что после приводнения астронавтов сильно укачало, пока они ждали эвакуацию из капсулы. А показывать заблёванные скафандры широкой публике было как-то неудобно.

А следующий шаг в направлении к лидерству в космосе был сделан уже в июне 1965 года, когда во время полета корабля "Джемини-4" первый американец тоже покинул космический корабль и вышел в открытое космическое пространство. О том, насколько долгожданным было это событие для Америки, свидетельствует фоторепортаж о выходе Эда Уайта в открытый космос, показанный буквально по минутам.

Поразительно подробный фотоотчет о первой американской "космической прогулке", которую в настоящее время некоторые недобросовестные люди типа кинооператора Коновалова пытаются выдать за кинематографический трюк (ну, да бог им судья). А вот автору больше всего понравилась последняя фотография из представленной фотогалереи - безмерно уставший, но счастливый командир "Джемини-4" Джеймс МакДивитт.

Следующий номер журнала тоже посвящен рассказу об этом полете - теперь уже из уст самих астронавтов. И вновь очень удачная фотография МакДивитта, сделанная в его доме в Хьюстоне.

Упомянутая в начале настоящей статьи автоматическая межпланетная станция "Маринер-4" между тем продолжала свой полет и в июле 1965 года приблизилась (через почти восемь месяцев полета) к планете Марс. 15 июля она начала (впервые в истории космонавтики) фотографирование этой планеты с расстояния от 16 800 км до 12 000 км.

К большому разочарованию и ученых, и широкой публики, Марс оказался более похожим на Луну, чем на Землю. Его поверхность оказалась покрыта воронками кратеров. На планете не было обнаружено ни горных цепей, ни сильного магнитного поля, ни радиационных поясов, что свидетельствовало об отсутствии в её недрах расплавленного металла. Знаменитые марсианские каналы (как и вообще проточные воды) на планете также не были обнаружены. А подверженность поверхности Марса метеоритной бомбардировке и действию смертоносных космических лучей поставило крест на гипотезе о наличие на планете высокоразвитых форм жизни. Так что этот полет во многом разочаровал человечество, опровергнув устоявшиеся на протяжении долгого времени мифы, но в тоже время дал и первую достоверную информацию о планете.

Прошло ещё чуть больше месяца - и в США в космос отправился очередной пилотируемый космический корабль "Джемини-5". Автор не будет подробно останавливаться на этом полете, так как совсем недавно на канале вышла статья, посвященная этому событию.

Необходимо только отметить, что при отсутствии внешней эффектности этот полет имел очень большое значение, так как в ходе его были впервые испытаны в космосе такие важные элементы будущей лунной программы, как топливные элементы и радар для поиска и сближения космических кораблей. Также американцы установили новый рекорд по продолжительности космического полета, до этого принадлежащий Советскому Союзу. Репортаж о полете печатался в трех номерах журнала, первый из которых был посвящен изготовлению, подготовке к полету и старту этого космического корабля.

Второй номер содержал репортаж о возвращении астронавтов на Землю после рекордного по длительности космического полета.

А третий номер журнала был в посвящен фотографиям различных участков Земли, сделанным астронавтами во время космического полета.

Следующая статья журнала была посвящена неудаче в осуществлении полета корабля "Джемини-6". Планировалось, что корабль "Джемини-6" запустят 25 октября 1965 года через сутки после запуска ракеты "Аджена D", с которой корабль должен был совершить сближение и стыковку. Однако "Аджена D" вместо того, чтобы выйти на орбиту, "ушла за бугор" и запуск "Джемини-6" тоже был отменен. "Неудачный выстрел" - так называется статья в номере журнала "LIFE" от 5 ноября 1965 года. Следом публикуются фото расстроенных астронавтов и их слова: "Мы не могли бы выйти с широкими фальшивыми улыбками, как команда певцов и танцоров" (вот замечательный ответ всем тем негодяям, которые утверждают, что все астронавты якобы участвовали в "лунной афере").

Следующая ракета "Аджена D" могла быть подготовлена к полету не ранее начала 1966 года, однако сам полет решили не отменять, а задачи полета - изменить. Первым теперь на орбиту выводился корабль "Джемини-7" в котором два астронавта должны были провести 14 дней в космосе, а "Джемини-6" (переименованный в "Джемини-6А") должен был сблизиться с этим кораблем и осуществить совместный полет на близком друг от друга расстоянии. Подробно об этом можно прочитать здесь:

Один из предрождественских номеров журнала публикует репортаж о запуске корабля "Джемини-7", состоявшийся 4 декабря 1965 года. На фото из ЦУПа можно увидеть и экипаж "Джемини-6А", которому вскоре тоже предстояло лететь в космос.

Из журнала "LIFE" от 17 декабря 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 17 декабря 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Запуск "Джемини-6А", намеченный на 12 декабря 1965 года сорвался буквально в последнюю секунду и только выдержка командира корабля Уолтера Ширры спасла экипаж от катапультирования и, соответственно, от отмены этого пуска вообще. Запуск корабля состоялся 15 декабря 1965 года, а сам полет в итоге прошел успешно.

Однако эти и дальнейшие события остались "за кадром" репортажей журнала "LIFE", персонал которого вместе со всей страной ушел на рождественские каникулы (журнал "Огонек" поместил репортаж о благополучном завершении полета обоих кораблей в предновогоднем номере). А американский репортаж об этом вышел уже в следующем, 1966 году. И все же автор считает, что его следует поместить здесь, так как логически он больше связан с 1965 годом, а не со следующим.

Номер журнала от 7 января 1966 года публикует фоторепортаж о полете обоих кораблей, от старта до приводнения.

А через неделю очередной номер журнала публикует подробный отчет о полете, составленный из рассказов самих астронавтов.

И, напоследок, все-таки публикация из 1965 года: в Национальный музей воздухоплавания и астронавтики (при Смитсоновском институте) поместили капсулу "Френдшип-7" на которой Джон Гленн 20 февраля 1962 года три раза облетел Землю, сделав это первым из американцев (и третьим из людей).

Из журнала "LIFE" от 19 ноября 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.
Из журнала "LIFE" от 19 ноября 1965 года. С сайта epizodsspace.airbase.ru.

Символично, что капсула "Френдшип-7" расположена в экспозиции музея рядом с первым самолетом братьев Райт, демонстрируя этим преемственность первопроходцев.

На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.