В дипломной работе проводится комплексный анализ финансового состояния и разрабатывается антикризисная программа для магазина «Магнит», принадлежащего ЗАО «Тандер». Актуальность исследования обусловлена нестабильностью экономических условий и необходимостью своевременной диагностики кризисных явлений для предотвращения банкротства. В работе на основе данных бухгалтерской отчетности выполнен детальный анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности предприятия. Диагностика выявила неудовлетворительную структуру баланса, высокую зависимость от заемного капитала и недостаток собственных оборотных средств, что указывает на крайне неустойчивое финансовое положение.
Несмотря на это, рассчитанный Z-счет Альтмана показал незначительную вероятность банкротства. В качестве ключевых направлений антикризисной программы предложены конкретные мероприятия: увеличение собственного капитала за счет роста нераспределенной прибыли, полученной от проведения комплексной рекламной кампании, а также снижение дебиторской задолженности путем заключения договора факторинга и последующее погашение части кредиторской задолженности. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций, направленных на улучшение финансовой устойчивости и восстановление платежеспособности анализируемого предприятия розничной торговли.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы оценки финансового состояния и разработки антикризисной программы предприятия
1.1. Оценка финансового состояния предприятия и прогнозирование банкротства
1.2. Антикризисное управление предприятием
2. Анализ финансового состояния магазинА «Магнит» (ЗАО «Тандер»)
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика
магазин «Магнит» (ЗАО «Тандер»)
2.2. Расчет и анализ показателей финансового состояния магазина «Магнит»
3. Разработка антикризисной программы для магазина «Магнит»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Приложение 1. Финансовая отчетность магазина «Магнит»
Приложение 2. Анализ финансового состояния магазина «Магнит»
Приложение 3. Маркетинговая стратегия магазина «Магнит»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы. В условиях российской экономики, все еще характеризующейся нестабильностью, а порой и непредсказуемостью развития, важность изучения вопросов антикризисного управления приобретает существенную значимость. Согласно официальной статистике более трети отечественных предприятий имеют в настоящее время признаки несостоятельности. Это определяет особое значение антикризисного управления в российской хозяйственной практике. При этом, актуальность изучения проблем антикризисного управления в последние годы не только не снижается, но и имеет тенденцию к росту, в особенности для отечественных предприятий.
Одним из важнейших направлений укрепления жизнеспособности российских организаций, для которых характерны низкая рентабельность и повышенный риск, является применение и использование методов управления проектами и создание с их помощью конкурентоспособного бизнеса. Многим предприятиям приходится инициировать проекты по кардинальному изменению и реструктуризации системы управления, приведения деятельности в соответствие с современными экономическими реалиями. Это приводит предприятия в экстремальное, кризисное состояние. Возникновение кризиса на предприятии также обусловливается и отсутствием регулярного менеджмента который должен постоянно приводится в соответствие с внешними и внутренними условиями функционирования организации, разработке проектов изменения деятельности.
Качество управления современным предприятием существенно влияет на результаты его деятельности. Ошибки в производственной деятельности и недостатки в управлении предприятием могут привести к его убыточности и даже банкротству. Убыточность предприятия означает нанесение вреда не только самому предприятию, но экономике государства и всему обществу путем неэффективного использования ограниченных ресурсов, и с этих позиций банкротство является методом прекращения его убыточной деятельности. Основным способом недопущения убыточной деятельности предприятия является предупреждение развития кризисных процессов.
В настоящее время накоплен значительный опыт проведения различных процедур банкротства, однако, как свидетельствуют статистические данные, на практике доминируют ликвидационные процедуры. Следует заметить, что доля убыточных предприятий в экономике намного больше, чем количество дел по несостоятельности. Из этого следует, что предприятие, прежде чем окончательно разориться, долгое время ведет убыточную деятельность, и существующие правовые механизмы не позволяют исправить эту ситуацию.
Поэтому хорошо организованное и грамотно управляемое предприятие в состоянии выйти из сложной ситуации, в то время как предприятие, управление которым осуществляется неудовлетворительно, окажется в кризисной ситуации, даже если текущие финансовые показатели его работы хорошие. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы построения качественной системы управления предприятием в условиях кризиса.
Вопросы антикризисного управления отражены в работах ряда зарубежных и отечественных авторов: А.Т. Зуба, А.Г. Грязновой, Дж.М. Кейнса, Э.М. Короткова, А.Н. Ряховской и ряда других.
Целью дипломной работы является оценка финансового состояния и разработка антикризисной программы для магазина «Магнит» (ЗАО «Тандер»).
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия и прогнозирования банкротства;
- изучить теоретические аспекты антикризисного управления предприятием;
- провести анализ финансового состояния магазина «Магнит» (ЗАО «Тандер») по показателям финансовой устойчивости и ликвидности предприятия на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- разработать антикризисную программу для предприятия.
Объектом исследования является Магазин «Магнит» (ЗАО «Тандер»).
Предмет исследования – финансовое состояние предприятия.
В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования – сравнение, моделирование, анализ, системный подход.
1. Теоретические основы оценки финансового состояния и разработки антикризисной программы предприятия
1.1. Оценка финансового состояния предприятия и прогнозирование банкротства
Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния - ликвидность и платежеспособность предприятия, т. е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Финансовое состояние предприятия в долгосрочном плане характеризуется показателями финансовой устойчивости, рассчитываемыми на основе соотношения собственного и заемного капитала предприятия. Результаты же и эффективность текущей основной производственной деятельности характеризуют показатели деловой активности предприятия[1].
В мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана целая система экономических показателей. Рассмотрим важнейшие из них.
Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.
Традиционно расчеты начинают с определения коэффициента абсолютной ликвидности. Он представляет собой отношение наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов (сумма кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов):
Формулу расчета этого показателя можно представить как отношение стр. 260 к итогу четвертого раздела баланса (стр. 690) за вычетом доходов будущих периодов (стр. 640) и резервов предстоящих расходов и платежей (стр.650)
Нормальное ограничение показателя – Ка.л. > 0,2-0,5. Коэффициент показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена в ближайшее к моменту составления баланса время, что является одним из условий платежеспособности.
Если фактические значения коэффициента укладываются в указанный диапазон, то это означает, что в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность может быть погашена за 2 - 5 дней (1 : 0,5; 1 : 0,2).
Следующим коэффициентом является коэффициент критической ликвидности, или промежуточный коэффициент покрытия. Он рассчитывается по формуле:
1.2. Антикризисное управление предприятием
Антикризисное управление стало одним из самых популярных терминов в деловой жизни России. В одних случаях под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого, они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на «лечении» кризиса.
Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления.
По мнению А.Г. Грязновой «Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы»[1].
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития предприятия. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, его учет способствует безболезненному прохождению кризисных ситуаций. Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать (наиболее опасными являются неожиданные кризисы);
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
- кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия[2].
К числу основных принципов, на которых базируется система антикризисного управления, относятся:
1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, что возникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованию предприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников, возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
3. Разработка антикризисной программы для магазина «Магнит»
В качестве путей улучшения финансовой устойчивости и увеличения платежеспособности магазина «Магнит» предполагаются следующие мероприятия:
- увеличение собственного капитала за счет роста нераспределенной прибыли, которую предполагается получить путем проведения рекламной кампании;
- снижение дебиторской задолженности и получение дополнительного дохода, путем заключения договора факторинга;
- погашение части кредиторской задолженности.
Рассмотрим подробнее предложенные рекомендации.
В целях обеспечения роста собственного капитала, за счет нераспределенной прибыли, для магазина «Магнит» была разработана рекламная кампания.
Маркетинговая стратегия магазина «Магнит» заключается в повышении рентабельности бизнеса за счет улучшения операционной эффективности (рисунок 1, приложение 2).
Таким образом, реклама является одним из стратегических направлений деятельности магазина «Магнит».
Разработка стратегии рекламной кампании – разработка общего комплекса рекламных мероприятий, направленного на достижение целей рекламной кампании.
Цели рекламной кампании будут выражаться как в качественном, так и в количественном виде. Достижениями качественных целей будут, те ключевые показатели, на которые необходимо выйти в результате проведения рекламной кампании. Достижениями количественных показателей являются количественные расшифровки тех качественных показателей, которых необходимо достичь.
Количественные цели: доведение знания о продукте до 75% целевой аудитории; повысить продажи продукта до 35%.
Качественные цели: сформировать потребность к покупке продукта; подержать имидж компании, как продавца качественных и доступных товаров; удержать постоянных клиентов от перехода к конкурентам сделать случайных покупателей постоянными.
Объектом разрабатываемой рекламной кампании являются продажи магазина «Магнит».
Анализ целевой аудитории. Целевую аудиторию магазина «Магнит» можно разделить на первичную и вторичную аудитории.
Род занятий – домашнее хозяйство, общепит. Район проживания – Волгоград, все районы и пригород.
Вторичная целевая аудитория рекламного воздействия определяется следующими параметрами: мужчины и женщины в возрасте от 20 до 30 лет со средним уровнем дохода. Район проживания – город Волгоград в целом, семейный статус и религиозная принадлежность не имеют особого значения.
Выбор средств распространения рекламы напрямую связан с концепцией товара и решениями относительно целевой аудитории рекламного воздействия. Так как целевой аудиторией являются преимущественно женщины от 30 до 50 лет, домохозяйки, семейные, отличающиеся высокой покупательской активностью, то для достижения нужного охвата и воздействия, нужно использовать не одно средство, а так называемый медиа-набор (media mix).
Планируемая рекламная кампания является региональной в связи с этим нами были выбраны следующие средства распространения рекламы:
- Реклама в прессе. Самыми распространенными видами рекламы в прессе являются строчные объявления и графические блоки. Если строчное объявление, как правило, представляет собой небольшой текст с координатами, то графический рекламный блок позволяет помимо текста разместить графический объект, это может быть и фотография самого товара или специально созданный фон, на котором размещается текст вашего объявления. В большинстве случаев, строчные объявления размещаются в специализированных изданиях, например «Из рук в руки» или на специально отведенной для этого странице, в обычных изданиях. Размер строчного объявления зачастую не превышает 100 печатных знаков и содержит только название компании, область деятельности или наименование товара и контактную информацию.