Флорентийская сиротка: заложница большой политики
Папа римский Климент VII из рода Медичи был скорее искусным политиком, чем духовным лидером, однако удача редко сопутствовала его интригам. После того как в 1527 году войска императора Священной Римской империи Карла V учинили в Риме разорение, от которого город долго не мог оправиться, положение понтифика стало отчаянным. К сонму политических проблем добавилась и личная — судьба его троюродной племянницы, сиротки по имени Екатерина. Эта девочка была единственной дочерью Лоренцо II Медичи, герцога Урбинского, которому в свое время Никколо Макиавелли посвятил свой великий трактат «Государь». Микеланджело Буонарроти, в свою очередь, обессмертил образ герцога, создав его скульптурное надгробие в капелле Медичи — шедевр, дополненный аллегорическими фигурами «Утро» и «Вечер». Сам же Лоренцо II ничем примечательным в истории не отметился. Он прожил короткую жизнь, омраченную тяжелой болезнью, которая коснулась и его супруги, молодой французской аристократки Мадлен де ла Тур д'Овернь. От этого больного союза 13 апреля 1519 года на свет появился их единственный ребенок — на удивление здоровая девочка Екатерина. Радость была недолгой: мать угасла через пятнадцать дней после родов, а еще через шесть дней скончался и отец. Так новорожденная наследница огромного состояния Медичи стала круглой сиротой, чья жизнь с первых дней превратилась в разменную монету в большой европейской политике.
Воспитанием девочки занялась ее тетка, но вскоре грянула катастрофа. Известие о разгроме Рима императорскими войсками, событии, известном как Sacco di Roma, стало искрой, воспламенившей антимедичийские настроения во Флоренции. Горожане, уставшие от правления папских ставленников, подняли восстание. Родственники Екатерины бежали, бросив восьмилетнюю девочку на произвол судьбы. Она попала в плен к мятежникам и немедленно стала ценнейшим активом в их торге с папой Климентом VII, который до восстания фактически правил городом. Ее поместили в монастырь, где ее судьба стала предметом жестоких спекуляций, а честь — разменной монетой. Клименту VII, отчаянно желавшему вернуть и племянницу, и власть над Флоренцией, пришлось пойти на унизительный шаг — обратиться за помощью к своему недавнему врагу, императору Карлу V. В обмен на обещание лично короновать Карла императорской короной, тот согласился предоставить армию для усмирения мятежного города. В октябре 1529 года сорокатысячное имперское войско осадило Флоренцию. Осада была долгой и кровопролитной, но 12 августа 1530 года город капитулировал. Девочку, пережившую год плена и смертельной опасности, передали папе, который встретил ее в Риме «с распростертыми объятиями и слезами на глазах».
С этого момента забота о будущем троюродной племянницы стала для Климента VII первостепенной задачей. Екатерину нужно было выгодно выдать замуж, укрепив тем самым пошатнувшееся положение Медичи. Неожиданно поступило предложение, превзошедшее все ожидания: король Франции Франциск I попросил руки юной флорентийки для своего второго сына, Генриха, герцога Орлеанского. Для французской короны этот брак был выгоден политически — он укреплял союз с папой против всемогущего Карла V. Кроме того, Франциск рассчитывал на колоссальное приданое. Климент VII с радостью ухватился за этот шанс. Убедив девочку дать согласие, он лично сопроводил ее во Францию. 28 октября 1533 года в Марселе состоялась пышная свадьба. Едва Екатерине исполнилось четырнадцать лет, как она, пережив плен, осаду и политические бури, стала невесткой французского короля, шагнув на совершенно иную, гораздо более опасную сцену.
Итальянская приживалка при французском дворе
Поначалу жизнь новоиспеченной герцогини Орлеанской при французском дворе складывалась вполне благополучно. Ее свекор, король Франциск I, ценил ее ум и образованность, однако положение Екатерины было крайне шатким и полностью зависело от ее могущественного родственника в Риме. Эта опора рухнула 25 сентября 1534 года, когда папа Климент VII скончался, по слухам, от скоротечного недуга, вызванного чьей-то злой волей. Девушка лишилась своего главного защитника и покровителя. Новый папа, Павел III из рода Фарнезе, не испытывал теплых чувств к Медичи и наотрез отказался выплачивать Франции оставшуюся часть обещанного приданого. С этого момента отношение к Екатерине при дворе резко изменилось. Из ценного политического союзника она превратилась в «итальянку», купчиху, почти приживалку, которую терпели лишь из вежливости. Придворные не упускали случая уколоть ее низким, по их мнению, происхождением от флорентийских ростовщиков.
Ситуация усугубилась после того, как в 1536 году неожиданно умер старший брат ее мужа, дофин Франциск. Генрих Орлеанский стал наследником престола, а Екатерина, соответственно, дофиной. Этот новый статус не принес ей уважения, а лишь увеличил давление. Главной бедой, омрачившей первые десять лет ее замужества, стала неспособность родить ребенка. В XVI веке отсутствие наследников считалось виной женщины и являлось достаточным основанием для аннулирования брака. Над Екатериной нависла реальная угроза быть с позором отправленной обратно в Италию и заточенной в монастырь. Она жила в постоянном страхе, прибегая к помощи лекарей, алхимиков и астрологов, пробуя самые необычные и сомнительные средства, чтобы забеременеть. При дворе открыто обсуждали возможность развода. Спасло ее лишь то, что Франциск I, несмотря ни на что, сохранял к ней симпатию. Наконец, после десяти лет отчаяния, в 1544 году, произошло чудо: Екатерина родила сына, которого назвали Франциском в честь деда-короля. После этого дети стали появляться на свет один за другим. Всего она родила десятерых, из которых семеро дожили до взрослого возраста: четыре мальчика — будущие короли Франциск II, Карл IX и Генрих III, а также Франсуа, герцог Алансонский, — и три дочери: Елизавета, ставшая королевой Испании, Клод, герцогиня Лотарингская, и знаменитая Маргарита, будущая королева Марго. В 1556 году рождение двойни обернулось трагедией, и врачам пришлось принять тяжелое решение, чтобы спасти жизнь королевы.
Однако рождение наследников не решило всех ее проблем. С первых же месяцев брака ее холодный и отстраненный муж Генрих заводил любовниц. А в 1538 году в его жизни появилась женщина, которая на долгие годы затмила для него всех, включая законную жену. Это была Диана де Пуатье, блестящая аристократка, вдова, которая была старше Генриха почти на двадцать лет. Он влюбился в нее беззаветно и страстно. Екатерина была вынуждена смириться с унизительным положением. Она не просто терпела измену, но и должна была демонстрировать уважение к фаворитке, которая фактически заняла ее место. Диана была не просто любовницей; она была ближайшим советником Генриха, его другом и наставницей. Ее влияние на наследника престола было абсолютным. Екатерина, дофина Франции, оказалась в собственной семье третьей лишней, вынужденной наблюдать, как ее муж открыто обожает другую.
Королева в тени: годы правления Генриха II
31 марта 1547 года умер Франциск I, и на престол взошел Генрих II. Положение Екатерины, ставшей теперь королевой Франции, не только не улучшилось, но и усугубилось. Вся полнота власти, которую только может иметь женщина при дворе, сосредоточилась в руках Дианы де Пуатье. Фаворитка получила титул герцогини де Валентинуа, многочисленные замки, включая знаменитый Шенонсо, и громадные доходы. Король не принимал ни одного важного политического решения, не посоветовавшись с ней. Даже на официальных церемониях, таких как коронация, именно Диана занимала почетное место, предназначенное для королевы, в то время как Екатерина скромно стояла в отдалении. Весь двенадцатилетний период правления Генриха II законная королева провела в тени своей всесильной соперницы. Она вела жизнь, близкую к монашеской, посвящая себя воспитанию детей и изучению оккультных наук, в частности, астрологии, к которой ее пристрастил знаменитый Нострадамус. Она создала при дворе свой небольшой кружок из итальянских интеллектуалов, но в большой политике ее голос не значил ничего.
Несмотря на унижение, Екатерина вела себя с поразительным тактом и терпением. Она никогда публично не выказывала своей ненависти к Диане, более того, поощряла мужа проводить с ней время. Возможно, она понимала, что открытый конфликт с фавориткой лишь ухудшит ее положение и может стоить ей короны и детей. Она выжидала, копя обиды и учась искусству придворной интриги, наблюдая за механизмами власти со стороны. Эти годы стали для нее суровой школой выживания. Она научилась скрывать свои истинные чувства за маской смирения и покорности. Биографы отмечают, что именно в этот период сформировался ее характер — скрытный, расчетливый и прагматичный. Она поняла, что в мире, где правят мужчины, женщина может добиться власти лишь хитростью, терпением и умением ждать своего часа. И ее час настал совершенно неожиданно. В июле 1559 года во время рыцарского турнира, устроенного в честь свадьбы ее дочери Елизаветы с испанским королем Филиппом II, Генрих II получил роковое ранение. Обломок копья нанес травму, несовместимую с жизнью. Король угасал в течение десяти дней. Все это время Екатерина не отходила от постели умирающего мужа, взяв управление страной в свои руки. Существует версия, что она могла повлиять на исход его болезни, но доказательств этому нет. Диане де Пуатье было запрещено даже проститься с умирающим любовником. Сразу после кончины Генриха II вдовствующая королева приказала фаворитке вернуть короне все подаренные ей замки и драгоценности и удалиться в ссылку. Эпоха унижений закончилась. Екатерина Медичи, сорокалетняя вдова, мать нового юного короля Франциска II, наконец-то вышла из тени, чтобы уже никогда не расставаться с властью.
Черная Королева: регентство и лавирование между фракциями
С момента смерти мужа и до конца своей жизни Екатерина носила только черные траурные одежды. Этот образ, вкупе с ее последующими деяниями, навсегда закрепил за ней в истории прозвище «Черная Королева». Власть, которую она так долго ждала, свалилась на нее в один из самых смутных периодов в истории Франции. Страна была расколота религиозной враждой. С 1520-х годов во Франции стремительно распространялся протестантизм в его кальвинистской форме. Французских протестантов называли гугенотами, и их число постоянно росло, в том числе и среди высшей аристократии. Самыми влиятельными покровителями нового учения стали представители боковой ветви правящей династии — Бурбоны, в частности короли Наварры. Если Франциск I относился к гугенотам с переменчивой терпимостью, то Генрих II учредил так называемую «Огненную палату» — специальный трибунал для суда над еретиками, который отправил на эшафот сотни инакомыслящих. К моменту его гибели страна стояла на пороге гражданской войны.
На престол взошел ее старший сын, пятнадцатилетний Франциск II, болезненный и слабый юноша, полностью находившийся под влиянием своей жены, юной королевы Шотландии Марии Стюарт. А за Марией стояли ее могущественные дяди — герцог Франсуа де Гиз и его брат кардинал Лотарингский, лидеры ультракатолической партии. Они фактически оттеснили Екатерину от власти, сосредоточив все управление в своих руках. Не имея собственной политической опоры, королева-мать была вынуждена лавировать между враждующими лагерями — католиками Гизами и гугенотами, которых возглавляли Антуан де Бурбон, король Наваррский, и адмирал Гаспар де Колиньи. Ее главной целью было сохранение трона за своими детьми и целостности королевства. Первыми к оружию решили прибегнуть гугеноты, недовольные всевластием Гизов. В марте 1560 года они составили так называемый Амбуазский заговор с целью похитить молодого короля и отстранить Гизов от власти. Заговор был раскрыт, и его участников постигла суровая участь. Но в разгар этих событий, в декабре 1560 года, Франциск II умер от болезни уха.
На престол вступил его десятилетний брат Карл IX. Теперь уже ничто не могло помешать Екатерине стать официальным регентом Франции. Опасаясь чрезмерного усиления Гизов, она пошла на сближение с гугенотами, издав в 1562 году Сен-Жерменский эдикт, который даровал им ограниченную свободу вероисповедания. Этот шаг вызвал ярость католиков. В марте 1562 года люди герцога де Гиза напали на молящихся гугенотов в местечке Васси, учинив кровавую расправу. Это событие стало началом первой из восьми Религиозных войн, раздиравших Францию на протяжении последующих тридцати лет. Екатерина оказалась в ловушке. Католики захватили ее и юного короля в плен и под их давлением заставили отменить эдикт о веротерпимости. С этого момента политика королевы-матери стала еще более изворотливой. Она пыталась примирить враждующие стороны, но сделать это было практически невозможно, так как в конфликт активно вмешались внешние силы: католиков поддерживала Испания, а гугенотов — Англия и протестантские князья Германии. Екатерина понимала, что затяжная война ослабляет королевскую власть и может привести к распаду страны, поэтому она снова и снова инициировала мирные переговоры, которые перемежались новыми вспышками насилия. Ее политика примирения не устраивала ни одну из сторон и вызывала подозрения у всех.
Варфоломеевская ночь и кровавое наследие
Для Екатерины Медичи главное зло и политическая угроза все больше концентрировались в личности королевы Наваррской Жанны д'Альбре, непреклонной и фанатичной предводительницы гугенотов. В попытке положить конец войне и связать враждующие партии династическими узами, Екатерина предложила, казалось бы, гениальный план: выдать свою дочь Маргариту Валуа замуж за сына Жанны, молодого Генриха Наваррского, который был одним из лидеров гугенотов. После долгих и трудных переговоров Жанна д'Альбре, видя военные успехи католиков, была вынуждена согласиться на этот брак, который должен был стать символом национального примирения. Но дальнейшие события приняли совершенно неожиданный и трагический оборот. В Париже стал набирать огромное влияние адмирал Колиньи. Он сдружился с повзрослевшим королем Карлом IX и начал убеждать его начать войну против католической Испании во Фландрии, что отвечало интересам гугенотов, но шло вразрез с осторожной политикой Екатерины. Королева-мать почувствовала, что теряет контроль над сыном и власть ускользает из ее рук. Вероятно, именно тогда у нее созрел план покончить с влиянием Колиньи и обезглавить партию гугенотов одним ударом, использовав для этого своих старых врагов — Гизов.
В июне 1572 года для заключения брачного контракта в Париж прибыла Жанна д'Альбре. В знак примирения Екатерина преподнесла ей подарок, который, по слухам, таил в себе скрытую угрозу. Вскоре после этого королева Наваррская скоропостижно скончалась. Официальной причиной назвали болезнь, но злые языки говорили иное. Тем не менее, свадьба состоялась 18 августа 1572 года. Генрих, к тому времени уже ставший королем Наварры, обвенчался с Маргаритой Валуа. В Париж на свадебные торжества съехались тысячи дворян-гугенотов со всей Франции. Празднование продолжалось несколько дней. Вечером 22 августа, когда адмирал Колиньи возвращался из Лувра, наемный убийца, действовавший, несомненно, по приказу Екатерины и Гизов, выстрелил в него из аркебузы, но лишь ранил в руку. Покушение провалилось. Утром следующего дня Екатерина и Карл IX навестили раненого, где королева-мать проливала слезы у его постели. Это был лишь пролог к кровавой драме. Уверив своего впечатлительного и нервного сына Карла IX в том, что гугеноты, разъяренные покушением на их лидера, готовят заговор и вот-вот поднимут восстание, она добилась от него согласия на упреждающий удар. В ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея, по улицам Парижа пронеслась волна насилия. Первым пал от рук убийц адмирал Колиньи. Затем город погрузился в хаос. За одну ночь столица потеряла тысячи своих жителей, и отголоски этого события еще несколько недель сотрясали всю Францию. Генрих Наваррский спасся, перейдя в католицизм. Когда он публично преклонил колени перед алтарем, Екатерина Медичи, присутствовавшая при этом, не смогла скрыть своего торжества. Этот момент окончательно закрепил за ней репутацию коварной и безжалостной «Черной Королевы». Религиозные войны продолжались с новой силой вплоть до 1598 года. За девять лет до этого был убит последний король из династии Валуа, любимый сыа Екатерины Генрих III, и на престол взошел тот самый Генрих Наваррский, основатель новой династии Бурбонов. Сама Екатерина не дожила до окончания конфликта, скончавшись в 1589 году.
Понравилось - поставь лайк! Это поможет продвижению статьи!
Подписывайся на премиум и читай статьи без цензуры Дзена!
Тематические подборки статей - ищи интересные тебе темы!
Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера