Найти в Дзене
Российская газета

Рождество Пресвятой Богородицы: История и смысл праздника

Оглавление

Почему Божью Матерь считали Защитницей земли русской

21 сентября православие отмечает Рождество Пресвятой Богородицы - праздник-парадокс, праздник-загадка. С одной стороны, в его основе явление интимное и таинственное - рождение, причем не просто ребенка, а будущей Матери Христа. С другой - это сокровенное событие положило начало всенародному торжеству, которое в 1862 году отмечали как День зарождения российской государственности, День ее тысячелетия. Но почему глубоко личное стало общенародным? Давайте разбираться, но сначала про то, как происходило рождение Богородицы.

   "Рождество Богородицы", фрагмент. Т. А. Нефф, 1846-1848 гг. / Соцсети
"Рождество Богородицы", фрагмент. Т. А. Нефф, 1846-1848 гг. / Соцсети

Слезы прошли облака

Согласно Священному Преданию, Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны из Назарета. Иоаким происходил из рода царя Давида, и, по пророчествам, именно из этого рода должен был прийти в наш мир Спаситель, Мессия. Но Иоаким и Анна были женаты более двадцати лет, а детей так и не имели. Когда однажды Иоаким пришел в Иерусалим на праздник и принес в храм жертву, первосвященник публично ее отверг: бесплодие в те времена считалось знаком Божьей немилости, наказанием за грехи. Снедаемый болью и стыдом, праведный Иоаким с горечью удалился из храма и не осмелился возвращаться домой. Решил уйти к пастухам и там в посте и молитве провел сорок дней, моля Господа о том, чтобы Тот смилостивился, послал им с Анной ребенка.

До Анны дошли вести о произошедшем в Иерусалимском храме, и она, опечаленная, тоже молит Бога о том, чтобы Он даровал им ребенка и дает обет, обещая посвятить дитя Господу. Анна вложила в молитву всю душу, и, когда она закончила молиться, перед ней предстал Ангел Божий со словами: "Твоя молитва услышана: вопли прошли через облака, слезы упали пред Престолом Господа…"

Эта поэтичная фраза, которую автор Священного Предания вложил в уста Ангела Божьего, чрезвычайно важна. По сути она констатирует фундаментальное для религиозного сознания: в момент твоего личного горя, с глобальной точки зрения всего мироздания такого незначительного, но чрезвычайно важного для тебя, ты будешь услышан. Ты, малый, как песчинка, можешь достучаться до Создателя миров. Надо только искренно молиться, и молитва твоя "пройдет через облака".

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

"…Ты родишь дочь благословенную, высшую из всех дочерей земных. Через Нее будет даровано спасение всему миру, и наречется Она Марией", - продолжал Ангел, обращаясь к Анне. Имя Мария на древнееврейском означает "превознесенная", но одновременно оно одного корня с выражением "горькая вода", то есть слезы. Помня про свой обет, Иоаким и Анна посвящают родившегося ребенка Богу.

Читайте также:

Какими чудесами прославилась Владимирская икона Божией Матери

Радость для всей Вселенной

В одном из церковных песнопений Богородицу называют таинственной лестницей, по которой стосковавшееся человечество восходило на небо. Дева Мария была связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Ведь Дева Мария рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, доступная человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитеты - Всенепорочная, Пресвятая Богородица.

Мы все нуждаемся в милосердной любви, когда нас любят такими, какие мы есть

А праздник Рождества Богородицы называют "началом нашего спасения", ведь именно от Девы Марии родился Спаситель Иисус Христос. Не случайно в этот день в храмах поют: "Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш. Он снял проклятие и дал благословение; Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь". И разве не удивительно, что этим словам, раскрывающим суть праздника, не менее тринадцати веков: написаны они в V-VII веках и сначала звучали в Палестине, потом в Константинополе и по всему христианскому миру, а после Крещения Руси зазвучали в наших церквях. Кстати, первый каменный храм Древней Руси, поставленный святым князем Владимиром в 996 году, был посвящен Богородице. Все, что касалось Божьей Матери, изначально воспринималось нашими предками с невероятным сочувствием.

И по мере распространения христианства росло почитание икон Богородицы, возводились новые Богородичные храмы и монастыри. Например, сохранившийся до наших дней Богородицерождественский собор Антониева монастыря в Великом Новгороде, освященный в 1119 году.

Придет, когда ждать уже некого

Вера в то, что Божья Матерь не оставит страдающего без Своей защиты, в России всегда была так крепка, что ни одно важное дело не начинали без молитв к Царице Небесной. Почти любой богородичный праздник или праздник конкретной иконы Божьей Матери связан с фактами спасения народа - от смут, голода, эпидемий, вражеских нашествий, пожаров. Например, отправляясь из Кремля на Мамая, московский князь Дмитрий I Иванович, прозванный позже Донской, вместе с войском проходит мимо церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове - любимого храма князя и княгини, там в этот тревожный час звучат молебны о победе. Потом, накануне решающего боя, войско молится перед иконой Богородицы. Да и сам факт того, что день жесточайшего сражения совпал с праздником Рождества Пресвятой Богородицы, был для русских дружин знаком: Божья Матерь не оставит наших воинов.

Читайте также:

Кому и как молиться о здоровье и благополучии детей

После победы на Куликовом поле Дмитрий Донской возводит храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Бесспорно, тут личностные отношения: призыв человека к Божьей Матери о помощи и Ее милостивое заступничество.

История земной жизни Богородицы, от Рождества до Успения, которая проходила перед мысленным взором наших предков в течение богослужений церковного года, давала ощущение близости Божьей Матери, тепла Ее любви к людям. Позже Михаил Лермонтов, который никогда не был истовым верующим, назовет Богородицу "Теплой Заступницей мира холодного". А Илья Эренбург, в своей ипостаси советского прославленного журналиста истово открещивающийся от своих же религиозных стихов, в трагичном московском декабре 1917-го, когда пушки расстреливали не просто святыни Кремля, но, казалось бы, и все прошлое вместе с будущим, написал пронзительное: "…приходит Богородица, когда ждать уже некого".

В русских молитвах эта же мысль веками звучала так: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице". "Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица". И называют Божью Матерь в этих молитвах "Надежда Ненадежных", то есть "Надежда тех, у кого надежд не осталось". Но почему наши предки с самого начала воспринимали Матерь Божью так личностно? Отчего в самые тревожные моменты жизни они в отчаянии с мольбой обращались к Богородице? Откуда ощущение, что Она поможет, заступится? Что наши проблемы, наша немощь, страх, тоска и боль получат утешение, а мы обретем опору в Ее милосердной любви?

Читайте также:

За что Цветаева, Рахманинов и Гумилев любили Целителя Пантелеймона

Из любых пропастей греха

Евгений Поселянин - церковный писатель начала XX века, составитель двухтомника чудотворных икон России, так объяснял чувства русского человека к Богородице: бывают минуты в нашей жизни, когда мы не смеем обращаться к Богу. И вот в эти моменты тоски, сомнения, горя мы находим благую Утешительницу в Матери Божьей. Ее мы не боимся. Мы знаем, что Она ("Ее тихая святыня", как говорит писатель) не отвернется от нас, в каких бы язвах, из каких бы позорных пропастей греха мы бы к Ней ни пришли. Мы все нуждаемся во всепрощающей любви, когда нас любят не за то, что мы хорошие, а просто за то, что мы есть. Мы жаждем, чтобы нашлось сердце, способное сострадать нам, понять и принять нас, какими бы мы ни были. Поэтому почитание Богородицы так же естественно, как естественна потребность человеческой души в материнской любви, заботе, ласке.

Поэтому Богородицу называют в молитвах "Всемилостивая Заступница, Утешительница, Покровительница, Ходатаица (то есть ходатайствующая за нас перед Господом), Предстательница (предстающая за нас перед Богом), Исцелительница".

Но почему праздник Рождества Пресвятой Богородицы считают Днем зарождения российской государственности? Годовой отсчет здесь идет от призвания новгородцами на княжение варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора, которое произошло в 862 году. А вот точной датой Дня зарождения российской государственности выбрали праздник Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку именно 8 сентября по старому стилю, или 21 сентября по новому, в 1380 году войска великого князя Дмитрия Донского одержали победу на Куликовом поле. Как напишет Лев Гумилев: "На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль... Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России".

Автору можно написать на адрес: pisma-maria@mail.ru или в Telegram-канал Марии Городовой.

Читайте также:

Почему Марию Магдалину пытаются выставить соблазнительной распутницей

Автор: Мария Городова