Найти в Дзене
Российская газета

Владимир Машков: В нашем театре дороже всего - близость артиста со зрителем

На театральную карту столицы после трехгодичного ремонта возвращается Историческая сцена Театра Олега Табакова. Та самая "Табакерка". Хотя сам Олег Павлович это название не жаловал, ему больше льстило, когда его "выстраданное дело" называли "подвальным" театром. Было в этом что-то студийное - а именно очередную студию МХАТа Табаков и создавал здесь, в бывшем угольном складу на улице Чаплыгина. В далеких 1970-1980-х.

И вот новое рождение легендарного "подвала". Он, разумеется, стал современным, технологичным и даже вырос - ровно на один метр. Что еще здесь нового и незабытого старого? Экскурсоводом выступил сам худрук Владимир Машков, попутно рассказавший и о том, куда идет сегодняшний театр, не только "Табакерка".

Владимир Львович, если бы не памятник трем драматургам и рябинка, посаженная после ухода Олега Павловича, то "театральный колодец", дворик перед входом в "подвал", вряд ли кто смог бы узнать. Решили заодно реконструировать и пространство вокруг театра?

Владимир Машков: Да, улицы Чаплыгина, Жуковского, Машкова действительно по нашей просьбе были реконструированы. Нам же дорого это пространство - мы, ученики Олега Павловича, здесь варились, жили, родились как артисты и режиссеры. Так что, простите, но за то, что нас услышали, я сразу скажу спасибо правительству Москвы и мэру Сергею Собянину.

Читайте "Российскую газету" в Max - подписаться

Важно, что удалось отреставрировать и укрепить, продлить еще лет на сто жизнь самому дому, в подвале которого находится наш театр. Нашей альма матер. Напомню: дом построен архитектором Густавом Гельрихом в 1910-х годах. Это был доходный дом братьев Грибовых, здесь жили и бывали великие артисты, ученые, писатели. Здесь Владимир Ленин в гостях у Горького слушал, как пианист Добровейн играет "Аппассионату" Бетховена. "Нечеловеческая музыка", - сказал, как известно, Ильич.

Читайте также:

Владимир Машков открыл Сибирский театральный форум в Красноярске

Но мы помним другую историю: как вот из этого выстраданного подвала Олег Павлович и первые его ученики выгребали мусор и уголь. И как потом здесь открылся очень успешный театр. Памятник великим драматургам Володину, Розову и Вампилову Олег Павлович поставил в 2007 году. А рябинку действительно посадили мы, когда не стало нашего мастера, и она выстояла, несмотря на такой масштабный ремонт. "Веселенькое дело", - как говорил Табаков о своем театре...

Так стоило ли - не жаль было перекраивать стены, в которых вы "родились"?

Владимир Машков: Ностальгия есть, и в 2018 году, когда я возглавил театр, приятной казалась даже пыль на стенах. Радостно оставил отпечаток своей руки, но оставлять все в том же виде мне показалось непродуктивным. В подвал десятилетиями чудесным образом попадала вода с крыши, стекала с дорожных ливневок. Здесь шли все трубы этого дома, мы шутили - вся жизнь проходит через театр. И минимум дважды в неделю переживали потопы. И если бы только это. Легче было все это закрыть, отдать под склад, но это означало бы, что мы предали всю ту любовь, что вложил сюда Олег Павлович.

Теперь все сделано по последнему слову техники и инженерии. Решили все с коммуникациями, вентиляцией. Даже то, что удалось увеличить высоту помещения на целый метр, - для подвального театра жизненно необходимо. Комфортный зрительный зал, 119 мест, превосходная звукоизоляция - все это позволяет сохранять дух нашего театра, атмосферу абсолютной интимности со зрителем: он настолько близок у нас к артисту, что может услышать его сердцебиение, дыхание, увидеть, как рождаются слезы или счастье. В этом смысле абсолютно уникальное пространство.

При Табакове сюда пришла молодежь, а теперь?

Владимир Машков: И теперь сцена будет принадлежать молодым. Уже в октябре покажем в нашем "подвальном" театре спектакль по пьесе Володина "С любимыми не расставайтесь" - молодого режиссера, нашего актера Артура Касимова. Произведение переполняют страстность и любовь. В главных ролях Нелли Хаперская и Севастьян Смышников. Севастьян в прошлом сезоне ставил "Позывной Тишина", а в этом работает над комедией Владимира Соллогуба "Беда от нежного сердца". И еще один наш молодой актер, Владислав Миллер, дебютирует в качестве режиссера - ставит спектакль по пьесе Георгия Николаева "Звездный час по местному времени". Наверняка вы уже и не помните такую пьесу…

    Фото: Максим Васюнов
Фото: Максим Васюнов

Читайте также:

Спектакль "Охота жить" вернулся в Театр Олега Табакова

Ну как же, это именно та пьеса, которую когда-то поставили вы, придя в Театр Табакова…

Владимир Машков: Да, причем мы же сделали его самостоятельно, украли где-то на улице лавочку, забор и показали Табакову. И он тут же взял постановку в репертуар. Спектакль очень успешно шел долгие годы. И вот теперь Влад сделает свою версию.

А еще режиссер и актриса нашего театра Алена Лаптева начала работать над триллером "Выбор" по сценарию Паоло Дженовезе, Изабеллы Агилар и Кристофера Кубасика. Здесь необходим и детский спектакль - планируем выпустить "Незнайку". И еще перенесем несколько спектаклей, которые играли, пока шел ремонт, на сцене "Современника". Спектаклем по Вампилову "Старший сын" откроем сезон в нашем "подвале" 1 октября.

А сами не собираетесь ставить?

Владимир Машков: Я вновь решился взяться за пьесу Рэя Куни "№ 13".

Помню - в нулевые вы ставили эту пьесу на сцене МХТ им. Чехова - и очереди за билетами тянулись по всему Камергерскому. Потом была вторая версия - "№ 13D", не менее успешная. Не страшно заходить в ту же реку в третий раз?

Владимир Машков: Мы ставим в память об Олеге Павловиче, это была его любимая работа, он аж влетал на сцену! Договорились с художественным руководителем МХТ им. Чехова Константином Хабенским, что эта постановка в новой редакции перейдет в Театр Табакова. Мне кажется, так правильно. Называться спектакль будет "ТОТ № 13". В новом сезоне покажем его на основной сцене "Современника".

Читайте также:

Театр Вахтангова возьмется за трагедии: в новом сезоне начнут репетировать "Фауста" и "Ромео и Джульетту"

С режиссурой понятно, а как же новые актерские работы?

Владимир Машков: Скажем так, я с большим интересом жду предложений от молодых режиссеров, которым отдан "подвал". Что будет, если не позовут? Как говорил Табаков, в театре не может быть демократии - в лучшем случае просвещенная монархия!

    Фото: пресс-службы Театра Олега Табакова
Фото: пресс-службы Театра Олега Табакова

"Подвал" - это прекрасно, но что же с другой многострадальной основной сценой Театра Олега Табакова на Сухаревской - она когда-нибудь откроется для зрителей?

Владимир Машков: Помню, с каким счастьем Олег Павлович закладывал капсулу на месте будущего театра - тогда подразумевалось, что все здание на Сухаревской будет нашим. Но потом в стране случился экономический кризис, и театр вдруг оказался среди помещений, которые к нам никакого отношения не имели. Там должны были быть офисы, но если бы это случилось, о сцене можно было бы забыть. Офисное здание поглотило бы театр в своем чреве. Потом там много еще всего происходило, здание начали продавать с молотка - хорошо, что без театра. Слава богу, в конце концов нас услышали, поддержали, и теперь можно сказать, что все здание будет принадлежать театру.

Для себя я называю то пространство Центром чувств. Там будут кроме сцены и учебных классов и выставочные залы, библиотека, кафе… Зрители смогут провести там хоть целый день. Надеюсь, в следующем году мы это все достроим.

Не будет этот новый тип театрального пространства на Сухаревской похож на супермаркет? Все эти радости для зрителей не разрушают магию театра, ту самую интимность, которая вам дорога на Исторической сцене?

Владимир Машков: Мы проводили опрос: зачем люди ходят в театр. Прежде всего, чтобы на других посмотреть: как ведут себя другие в разных жизненных ситуациях (поэтому, кстати, у нас так востребованы драмы). Еще идут в театр за новыми впечатлениями. Чтобы провести вечер с семьей. Театр, заметьте, стал едва ли не единственным местом, куда люди красиво одеваются. В ресторан уже красиво одеваться не обязательно, в кино - тоже. Остается театр.

То есть в конечном счете театр остается для зрителя тем, чем был все сотни лет до этого. Вряд ли подходит слово "супермаркет" - слишком оно практичное и приземленное. Но для актеров и режиссеров неизменными остаются задачи вдохновлять, воодушевлять, напоминать человеку о том, что он человек. Вот об этом должно быть наше театральное пространство.

    Фото: Максим Васюнов
Фото: Максим Васюнов

Читайте также:

Каким получился "Дон Жуан" в Театре на Трубной

Второй год вы у руля театральной премии "Золотая маска" и Союза театральных деятелей. Многие отмечают, что региональные театры стали играть куда более заметную роль. А что еще, на ваш взгляд, изменилось к лучшему?

Владимир Машков: На днях, в конце сентября, в Москве пройдет большая конференция премии и фестиваля "Золотая маска". Со всей страны приедут министры культуры, худруки и директора театров. Встретимся и обговорим, куда мы идем дальше. Подведем итоги. Рад отметить, что театры активно присылают свои работы на новый сезон "Золотой маски". И я знаю, что есть очень сильные постановки из столиц и разных регионов. И эта вот активность, и этот уровень - как подтверждение, что мы на правильном пути.

Что касается СТД - мы сейчас всем театральным сообществом создаем Стратегию развития театрального искусства до 2035 года. Подчеркну, мы ее сами создаем. Нам не спустили ее сверху. В течение ближайшего года в разных городах проведем ряд театральных форумов, где будем обсуждать, куда и ради чего нам развиваться и что нам мешает. Планируем все наработки и предложения подвести к общему знаменателю к следующему петербургскому Культурному форуму. Не говоря уже о том, что готовимся отпраздновать грядущее 150-летие СТД - будет много всего, и акции, и фестивали…

Однажды мы вместе с вами и актерами Театра Олега Табакова ездили в зону СВО. Поддерживаете связь с бойцами, жителями прифронтовых городов? Не собираетесь к ним снова?

Владимир Машков: Удивительная вещь - помню лицо каждого бойца, которого видел на позициях. Настолько там обостряются чувства, что любой, кто оказывается там рядом, навсегда остается в твоем сердце. Мы продолжаем помогать чем можем. В ноябре наш театр поедет на гастроли в Курск - очень ждем этого. Много раз обращался в Донецк, там обещают обязательно принять, но просят подождать - пока что там совсем небезопасно, тем более когда речь о большом числе людей.

Что касается меня, я абсолютно уверен, что победа будет за нами. Нашу страну и наш язык мы не отдадим. Чему я рад особенно: мои ребята, мои ученики это понимают. Чувство любви к родине, как и чувство прекрасного не даются сами по себе при рождении. Приобретаются с годами. Перед глазами должны быть достойные образцы. Именно достойные - дети не строгости боятся, а лжи и фальши. Всегда заметно, любит искренне или за шкурный интерес. Будет личный пример - к твоей волне подключатся.

    Фото: Максим Васюнов
Фото: Максим Васюнов

Читайте также:

В новом сезоне в Театре Моссовета спектакли будут ставить Андрей Кончаловский и Евгений Марчелли

Автор: Максим Васюнов