Коллеги, ваш навигатор по новым правилам и перечню опасных грузов с 1 сентября 2025 года
Настал тот самый момент, когда перевозка в прямом смешанном сообщении превратилась из «чемодана без ручки» в абсолютно необходимую науку для любого, кто работает с промышленной логистикой — и особенно в трансграничных перевозках. С 1 января 2025 года вступили в силу свежайшие изменения Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR), а с 1 сентября 2025 года начинает работать обновлённый перечень опасных грузов. Давайте разберём основные пункты по-русски, с иронией, но точно — чтобы было понятно даже в понедельник утром после бессонной ночи.
Быстрый экскурс: что поменялось с 2025 года?
- Перечень опасных веществ расширился — нас теперь ждёт новая классификация, обновлённые номера ООН и свежие особые условия читать подробнее на opasnuigruz.ru.
- Под контроль взяли даже те грузы, которые раньше считались «ничего такого» — тот же сульфат аммония теперь требует особого разрешения!
- Требования к составлению документов, маркировке и упаковке стали строже, а штрафы — выше.
- Транспортные компании обязаны обновить свой парк, некоторые типы авто должны быть полностью переоснащены именно под специфику возимых опасных грузов.
Почему всем этим занимаются?
Коллеги, всё просто — статистика по инцидентам пугает даже костлявую тёщу и самого сурового логиста: только за прошлый год рост аварий с «опаской» составил 17%, а утеки химии в регионах уже привели к экологическим ЧП читайте реальную аналитику на rosreys.ru.
Классификация опасных грузов по новому перечню
Теперь не только бензин с аккумулятором на одном кортуне считаются потенциальным адским миксом. В перечне 2025 года почти 3500 наименований, и новые добавляются ~ежегодно. Решает всё — буквальный номер ООН и класс опасности (всего их 9). Примерно так делятся все грузы:
- Класс 1: Взрывчатые вещества и изделия (от пиротехники до промышленных взрывателей)
- Класс 2: Газы (от бытового пропана до хлорированных реагентов)
- Класс 3: Легковоспламеняющиеся жидкости (сюда же — бензин, растворители, краски)
- Класс 4: Легковоспламеняющиеся твердые вещества и материалы, способные самовоспламеняться
- Класс 5: Окисляющие вещества и органические пероксиды (нередко применяют в промышленности и агрохимии)
- Класс 6: Токсичные и инфекционные вещества
- Класс 7: Радиоактивные материалы
- Класс 8: Коррозионные вещества (кислоты, щелочи, реагенты)
- Класс 9: Прочие опасные вещества и изделия (в том числе батареи, литиевые аккумуляторы, экологически опасные вещества)
Полностью классификацию и специфику можно узнать здесь.
Что входит в новый перечень (и что исчезло)?
- Некоторые вещества и основания были исключены, а другие добавлены (опять привет неожиданным опасным удобрениям!).
- Уточнены критерии по количествам и упаковкам освобождённых и ограниченных партий.
- Введены дополнительные требования к перевозке литиевых элементов и батарей, в том числе для смешанных мультимодальных отправок.
Вещества, которые «выпали» из списка, по-прежнему требуют индивидуального подхода, ведь ответственность за опасный груз по-прежнему несёт отправитель и перевозчик смотри детали.
Особенности перевозки в прямом смешанном сообщении
Границы между видами транспорта размыты как лужа весной: груз готовят один раз, а он едет и поездом, и авто, и водой под одним комплектом документов. Вот что требует внимания:
- Документация: С 2025 года вся цепочка (будь то авто-ж/д-морской) сопровождается единой электронной транспортной накладной, где указывается не только маршрут, но и этапы перегрузки.
- Маркировка и упаковка: Правила ДОПОГ распространяются на каждый вид транспорта. Маркировка — обязательна! Если хотя бы один перегруз не по ГОСТу — штрафы до миллиона, а то и уголовка, если пострадает человек или природа подробнее здесь.
- Сопровождение и оборудование транспорта: Новые требования к конструкции грузовиков, трейлеров, вагонов, а также к обучению водителей и экспедиторов.
- Контроль пересечений границ: На переходах внедряют автоматизированный учет: груз без электронных документов или с неактуальным перечнем задерживается, а простой на границе для перевозчика — десятки и сотни тысяч убытков.
Смешанное сообщение делает ставку на цифровой контроль и «прозрачность» сцепок между операторами разных видов транспорта. Не оформишь — не проедешь. Не проедешь — прощай лимит кредитки.
Новые правила безопасности
Напоминаю, коллеги: с 2025 года правила стали не только строже, но и технологичнее:
- Поставили «жёсткие рамки» по срокам замены парка спецтехники.
- Обязали перевозчиков проходить регулярное обучение и тестирование по новым нормам безопасности.
- Установили требования к экипировке и оснащению — от новых типов огнетушителей до электронной связи с диспетчерскими службами.
- Внедрили более строгий контроль маршрутов для отдельных классов опасных грузов (особенно газ, взрывчатые и радиоактивные материалы).
Сэкономил на безопасности — плати сам, пусть и не сразу.
Исключения и ограничения: кто по-прежнему гуляет свободно?
- В магазины вы своей бормотухой и лаком или ртутным градусником по-прежнему можете ехать без явного ДОПОГ, если объёмы «чисто бытовые» и по литражу не превышают лимиты. Полный перечень исключений изложен здесь.
- Под исключения попадают автотранспорт армии, экстренные службы, перевозки внутри производственных площадок и ряд других случаев.
Инструментарий перевозчика: чек-лист 2025
- Проверьте по новому перечню ООН свой груз: что нового, какие ограничения, нужна ли спецразрешение или электронная накладная?
- Согласуйте упаковку, маркировку, наличие всей документации (особенно с учётом смешанного сообщения).
- Обновите парк и оснастите транспорт по требованиям ДОПОГ 2025.
- Проинструктируйте и переаттестуйте сотрудников; пройдите внутренний аудит по процедурам безопасности.
- Отладьте электронный контроль маршрута и автоматизированное взаимодействие с таможней и пограничниками.
- Учитывайте местное регулирование: на входе-выходе из РФ, ЕАЭС, ЕС свои допуски и особенности контроля.
Расширяйте горизонты — и будьте в курсе!
Никто не станет выяснять, знаете ли вы последние изменения — ответственность наступает по факту нарушения. Новым перечнем опасных грузов можно и нужно пользоваться не только для перевозок, но и для правильной классификации, закупки сырья, расчетов и договорах с зарубежными и отечественными партнёрами.
Если хотите грызть гранит, а не скрывать «опаску» под видом шпал или чудотворных удобрений, используйте официальные ресурсы для отслеживания изменений:
Коллеги, не позволяйте скучным спискам и новым бюрократическим барьерам делать из логистики аттракцион строгого режима: относитесь к новым правилам с философией — чем прозрачнее процесс, тем надёжнее бизнес и безопаснее дорога домой! Проверяйте не только перечень, но и свои убеждения: сегодня любая логистика — это инженерная задача с допуском на ошибки только в теории, но не в жизни. Действуйте!
Хотите быть в курсе последних новостей о новых трендах и законах в секторе логистики? Подпишитесь на наш Telegram-канал: https://t.me/uraltrackpro
Наш сайт: Сайт
Поддержать автора: Поддержать автора