Сталин ходил только с одним орденом. Лишь изредка, по большим праздникам, он надевал все свои регалии. Что это за орден, почему Сталин был так к нему привязан, а других наград не носил? Давайте разбираться.
В то время как маршалы СССР сверкали «иконостасами» наград, глава страны носил… всего одну. На фоне парадных мундира Ворошилова, усыпанного восемью орденами Ленина, и мундиров Кагановича с сияющими рядами медалей, Сталин выглядел скромно.
Хотя в его кремлёвском сейфе хранилось 31 награда, он появлялся на публике лишь с одной-единственной медалью «Серп и Молот».
Медаль, которую приколола дочь
Всё началось 20 декабря 1939 года. К 60-летию Иосифа Виссарионовича ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. Он стал первым в истории его обладателем.
Вручение было торжественным, с оркестром и праздничным антуражем. А спустя несколько дней его дочь Светлана Аллилуева приколола к отцовскому мундиру золотую Звезду № 1.
В грузинской культуре есть особая традиция: если женщина из семьи укрепила на одежде почетный символ - он должен остаться там навсегда. Потому что это не просто знак уважения - это еще и подчеркивает особый семейный союз.
С этого дня Сталин ни разу не вышел на публику без этой медали.
Вторым носителем звания и медали стал советский конструктор стрелкового оружия Дегтярёв, третьим - автор пистолета ТТ Токарев.
Медаль "Серп и Молот" весила около 30 граммов, была сделана из золота 950 пробы и крепилась к колодке с красной лентой.
Её дизайн разработал архитектор Мирон Мержанов, о котором стоит сказать пару слов особо. Мержанов строил дачу Сталина, был, фактически, его личным архитектором. Станция метро «Маяковская» - тоже его авторства.
Знаменитый комплекс дач для первых лиц «Бочаров ручей» на Черном море спроектировал и построил тоже он.
Впрочем, это не защитило его от репрессий - в 1943 году Мирона Мержанова обвинили в контрреволюционной деятельности.
Причиной обвинения стало то, что он....остался в Москве в 1941 году и не эвакуировался. То есть, по мнению НКВД, сидел и ждал, когда немцы возьмут Москву и радовался их приходу. Получил 10 лет лагерей. Сам Мержанов после смерти Сталина был реабилитирован. Дожил до 80 лет, ушел из жизни в 1975 году.
А вот жене не повезло - ее также отправили в лагеря за компанию с Мержановым, где она и умерла от болезней.
«Жизнь — не ярмарка»
На самом деле у Сталина было немало наград. Среди них — легендарный орден «Победа», полученный дважды (а это максимум), орден Суворова, ордена Красного Знамени, орден Ленина, орден Республики Тувы, монгольские и чехословацкие знаки отличия, а также медаль Героя Советского Союза.
В сумме - 31 знак отличия.
Все они хранились в специальном шкафу в его кремлёвском кабинете за массивной дубовой дверью. Доступ туда имели лишь трое: адъютант, охрана и архивист. Ни партийцы, ни родственники этот кладезь орденов никогда не видели.
Почему он их не носил? Было, как минимум, четыре причины:
Презрение к «инстанции награждения»
Сталин считал, что его заслуги стоят выше любых формальных отметок. Цитата, приписываемая ему:
«Знак отличия не должен казаться чуждым мне. Я не охочусь до мишуры».
Зачем носить орден Победы, если и так все знают, что он в ней принял непосредственное участие.
Скромность как стратегия
Его образ - не блестящий маршал, а суровый труженик. Простой китель, одна медаль и всё. Эта сдержанность формировала культ личности не хуже портретов на зданиях.
Сталин считал, что сдержанный облик вождя на парадах укреплял образ Советского Союза как государства, в котором власть принадлежит «народу и его вождю», а не каким-то «визуальным атрибутам».
Контраст с окружением
Ворошилов, Каганович, Молотов - все носили свои ордена, как «новогодние гирлянды» (шутка одного из современников).
Сталин же выглядел солидно, не понимая, зачем ему нужно себя украшать.
Просто неудобно
Когда ему представили роскошный мундир генералиссимуса с золотыми петлицами, он лишь скривился:
«Задувает горло, весь день не проживёшь в этой золотой клетке».
Мундир так и остался висеть в шкафу.
Были редкие моменты, когда Сталин всё-таки появлялся с другими наградами. Например, во время приёма военных атташе - тогда на нём можно было заметить орден «Победы».
«Зачем вам три медали над грудью? Жизнь не ярмарка» — вспоминал адъютант Мельгунов случай, как Сталин однажды упрекнул полковника за слишком пестрый наградной мундир
Но это были единичные случаи.
Был эпизод, когда ему вручили три монгольских ордена, а он отказался от фото в наградном облачении, объяснив:
«Я и без чужих почестей знаю цену дружбы наших народов».