Найти в Дзене
Вечерний Тришин

«Мама, я не пойду в школу»: как травля убивает желание учиться

Оглавление

Буллинг остается одной из самых острых социальных проблем в российских образовательных учреждениях. Согласно данным статистики, около тридцати процентов учащихся школ так или иначе сталкивались с травлей. Буллинг оказывает крайне негативное воздействие на душевное состояние и успеваемость детей.

Последствия

Травля со стороны сверстников приводит к тому, что ребенок утрачивает интерес к учебе. У него снижается самооценка, ухудшается успеваемость. Ребенок, которого обижают товарищи по учебе, боится посещать школу. У него может возникнуть тревожное или депрессивное состояние.

Почему в системе защиты детей наблюдаются проблемы?

Прежде всего, учащихся не могут оградить от травли потому, что преподаватели недостаточно осведомлены о профилактике буллинга. Кроме того, в российских образовательных учреждениях нет единой системы реагирования на это явление. Администрация учебных заведений часто не признает проблему. И руководствуется стереотипам о том, что для детей и подростков, естественно, обижать друг друга. Кроме того, программы, направленные на предотвращение травли в школах, на данный момент не финансируются в достаточной степени.

Истории школьников, столкнувшихся с буллингом и его последствиями

Тринадцатилетняя Катя перешла в новую школу в середине учебного года. Из-за застенчивого характера и особенностей внешности ученица сразу стала подвергаться насмешкам одноклассников. Девочки постоянно обзывали Катю, распространяли сплетни. А мальчики толкали в коридорах и отбирали вещи.

Когда Катя рассказала о происходящем классной руководительнице, та лишь отмахнулась и посоветовала школьнице не реагировать на насмешки товарищей. Директор учебного заведения, узнав о ситуации, заявил, что девочке надо просто попытаться наладить отношения с одноклассниками.

Через месяц регулярных издевательств Катя начала прогуливать школу. Девочка стала хуже учиться и плохо себя чувствовать. Родителям пришлось перевести школьницу на домашнее обучение, чтобы сохранить психику дочери.

Пятнадцатилетний Дима учился на отлично. Принимал активное участие в олимпиадах. Но когда мальчик отказался участвовать в краже денег у школьников из младших классов, его начали обижать товарищи. Старшеклассники часто били Диму после уроков, отбирали карманные деньги.

-2

Родители подростка пожаловались его учителям. Но педагоги говорили, что мальчикам свойственно драться, и не надо делать из этого проблему. Мама и папа Димы обратились к участковому. Тот посоветовал им разбираться в ситуации самостоятельно. В школе с обидчиками провели беседу. Но после нее подростка стали травить еще сильнее. Однажды после уроков Диму сильно избили, и он получил серьезные травмы. У подростка возникло депрессивное состояние. Семье пришлось менять место жительства. А Дима долгое время находился на домашнем обучении и проходил лечение у психотерапевта.

Обе эти истории показывают необходимость создания эффективной системы защиты школьников от буллинга. Ведь бездействие взрослых и нежелание признавать проблему приводят к необратимым последствиям.

Проблема буллинга должна решаться на всех уровнях — от школьного до государственного. Комплексный подход сохранит душевное равновесие детей, они будут развиваться в безопасной образовательной среде.

Государство активно разрабатывает меры по предотвращению травли в образовательных учреждениях. Вот примеры эффективных методов устранения проблемы:

1. Введение специальной программ, направленных на предупреждение насилия в учебных заведениях.

2. Повышение осведомленности преподавателей.

3. Формирование комфортной среды для информирования о случаях травли.

4. Взаимодействие с родителями с целью формирования взаимоуважения среди школьников.

5. Установление мер ответственности за травлю, внедрение соответствующих норм закона.

Каждый случай буллинга — это не просто конфликт между учениками. Это значительная угроза будущему школьника, который подвергается травле, а также опасность для социума, в целом.