Найти в Дзене
BFM.ru

Актер с глазами поэта: в «Современнике» прошел вечер памяти Валентина Гафта

Он был посвящен 90-летию со дня рождения народного артиста. Вечер под названием «Не прощаемся!..» стал не просто памятным мероприятием, а живым и теплым диалогом с наследием уникального артиста, поэта и личности редчайшей индивидуальности

   Александр Авилов/АГН «Москва»
Александр Авилов/АГН «Москва»

Сцена родного театра, где Валентин Иосифович Гафт служил с 1969 года, вновь оживила драгоценные воспоминания. Вечер собрал близких друзей, коллег и тех, кому посчастливилось работать с великим мастером. Звучали его пронзительные стихи о жизни и искусстве, воспоминания и отрывки из прозы, в частности его «Вместо автобиографии», а на фоне транслировались фотографии и кадры из спектаклей и фильмов.

Режиссер вечера Марина Брусникина, художественный руководитель театра «Практика» и главный режиссер РАМТ, отмечает, что самым сложным было вместить в этот формат объем личности Гафта:

Марина Брусникина режиссер

«Сочетание ума, интеллекта, интеллигентности, бездны юмора и широчайшего актерского амплуа. Личность, которая всегда поражала. Трудно найти человека, которому не нравился артист Гафт. Конечно, основной зритель знает Гафта по ролям в кино. Большое количество людей знает его еще как артиста театра и человека, который писал эпиграммы. А все, что касается его литературных текстов, стихотворного творчества [остается за кадром]. Восемь книг он выпустил собственных стихов... Хотелось с разных сторон эту личность вспомнить».

Продюсером вечера выступил Леонид Роберман. При жизни Гафта он провел два его юбилейных вечера, но этот назвал самым ответственным и важным:

Леонид Роберман продюсер

«Мне важно было не собирать случайных людей. Чтобы были только те люди, к которым он либо испытывал определенное чувство благодарности, восторга, уважения, либо которых судьба не случайно подарила ему, да и всем нам на этом жизненном пути. Но самое главное, чтобы главным действующим лицом оставался Валентин Гафт. Его слово, его роли — все, что с ним связано».

Валентин Гафт, чей талант всегда выходил за привычные рамки, был центром притяжения всего театрального сообщества — человеком, умевшим дружить беззаветно и согревать своим душевным теплом, но при этом оставаться принципиальным и бескомпромиссным в творчестве.

Об актере вспоминают его друзья и коллеги.

Леонид Ярмольник:

«Есть люди, отмеченные Богом, а я отмечен Гафтом. Можно получать звание заслуженного артиста, народного артиста, но, если ты получаешь эпиграмму от Гафта, это намного дороже. Эпиграмма первая:

«Артист — своих страстей невольник,

Чтоб получить тепло сердец,

Был даже чайником Ярмольник,

Но унитаз — его венец».

Потом он через лет, наверное, 15 написал:

«Ярмольник, царь, кого я пальцем тронул?

Как он умен, как меток его глаз.

Как мог за чайник я принять его корону,

А царский трон принять за унитаз?

Прости меня, прости, дружок Ярмольник,

Но я не вырву грешный свой язык.

Ты, Ленька, как и я, страстей невольник.

Чего не сделаешь за стольник,

Но я навеки твой должник».

Авангард Леонтьев:

«Однажды я иду по одному из коридоров, Гафт разговаривает по телефону. И слышу, он говорит: «Вот тут идет Гарик Леонтьев, он может сыграть Эдвина Друда». Я так оглянулся, думаю, что он там говорит? Оказывается, Гафт разговаривал с режиссером Александром Орловым, который собирался снимать сериал «Тайна Эдвина Друда» на телевидении. И Гафт там играл главную роль Джаспера, а заглавная роль — Эдвин Друд — досталась мне. Вот так вот на лету Валя мог раздавать такие бесценные подарки».

Сергей Гармаш:

«Мне очень жаль, что некоторые наши спектакли в записи не сохранились, но я вам скажу, что за свою жизнь я очень много видел Булгакова «Кабалу святош», но никогда не видел такого Людовика, при всей жесткости Гафта, который был невероятно обаятельный, легкий, а при этом ужасно было страшно, что это человек, который в руках держит огромную власть».

Леонид Роберман, желая продолжить диалог с творчеством Гафта, объявил конкурс эпиграмм среди студентов театральных вузов и молодых артистов. Председателем жюри стала вдова артиста, народная артистка Ольга Остроумова, которую собравшиеся не раз называли «удивительной женщиной», его музой и большой любовью. В конце вечера она вместе с Роберманом объявила имена победителей, которые получили денежные премии и дипломы.

Валентин Гафт ушел из жизни в 2020 году, но его наследие продолжает жить — не только в культовых «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Чародеях», но и в его едких и точных эпиграммах и глубоких стихах. Этот вечер стал еще одним доказательством: с такими мастерами не прощаются.

Хотите всегда быть в курсе? Подписывайтесь на Telegram-канал «Бизнес FM»