Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Великая стена амазонских пиктограмм, о которой никто не знает

Оглавление

Серрания-дель-Чирибикете — национальный парк Колумбии, где более 75 000 пиктограмм отображают самые ранние визуальные изображения доколумбовых сообществ на континенте.

В северо-западной части колумбийских амазонских тропических лесов, на плато Чирибикете, находится один из самых удивительных археологических памятников континента, который десятилетиями оставался скрытым от глаз путешественников. С момента его открытия было обнаружено более 75 000 пиктограмм, расположенных вдоль 60 скальных навесов у подножия тепуи – горных образований с плоскими вершинами, отличающихся удивительным биоразнообразием. Эти изображения считаются древнейшими наскальными изображениями в истории континента, относящимися к первому появлению человека в этом регионе, которое датируется концом плейстоцена 20 000 г. до н. э.

Священное доисторическое пространство

Фотография наскального рисунка. Источник: ЮНЕСКО.
Фотография наскального рисунка. Источник: ЮНЕСКО.

Горы Серрания-дель-Чирибикете являются частью Гвианского щита, геологического образования возрастом 1,7 миллиарда лет, где произрастают тропические леса Амазонки. Серрания определяет границу щита с Андами на западе и венесуэльско-колумбийскими равнинами Оринокии на северо-востоке..

Один из самых впечатляющих культурных аспектов этого места заключается в том, что, хотя хронология пиктограмм, по всей видимости, начинается с самых первых поселений человека в этой географической части Америки, это место по-прежнему заселено и почитается пятью изолированными коренными общинами, находящимися под защитой парка. Они считают Серранию-дель-Чирибикете местом мифического значения, называя его «Великим домом животных».

Подобные места, такие как пещеры Альтамира и Ласко во Франции, часто признаются самыми богатыми археологическими пиктографическими памятниками. Однако огромное количество элементов, обнаруженных на стенах Чирибикете, а также его современное культурное значение для коренных народов обуславливают его огромную археологическую ценность как сохранившегося свидетельства доисторического наследия континента

Обнаружение пиктограмм и раскрытие их истории

Фотография наскальных рисунков из Чирибикете. Источник: Condé Nast Traveler.
Фотография наскальных рисунков из Чирибикете. Источник: Condé Nast Traveler.

Сложно определить, кто первым создал эти пиктограммы. Считается, что древнейшими племенами, имевшими культурную и мифологическую связь с этим регионом, были охотники-собиратели, населявшие Серранию-дель-Чирибикете 24 000 лет назад. Колумбийский археолог и философ Фернандо Урбина предполагает, что карибы, этническая макросемья, включающая несколько общин, изначально проживавших на доколумбовой неотропической территории, также присутствовали в этом регионе во время своей экспансии из Гвиан между 1000 и 1500 годами н. э.

Экспансия карибов прекратилась в XVI веке, когда испанские конкистадоры вторглись в Америку в поисках легендарного золотого города Эльдорадо . Этот конфликт также был изображён на стенах, открыв новую главу в истории местных общин. На стенах также были обнаружены изображения войны с испанцами, включая изображения лошадей и боевых собак, не встречавшихся в этом регионе.

Фотография Серрании-дель-Чирибикете, сделанная неизвестным фотографом в 2023 году. Источник: Франкфуртское зоологическое общество.
Фотография Серрании-дель-Чирибикете, сделанная неизвестным фотографом в 2023 году. Источник: Франкфуртское зоологическое общество.

В XIX веке немецкий ботаник Карл Фридрих фон Мартиус первым осознал историческое и этнологическое значение наскальной живописи региона и её связь с местными коренными общинами карибе, или карихона. Американский этноботаник Ричард Эванс Шультес описал это сообщество как hombres-jaguar (люди-ягуары), до сих пор существующее наряду с другими этническими общинами на небольших охраняемых территориях Колумбии.

Однако официально пиктограммы были обнаружены в 1987 году колумбийским археологом Карлосом Кастаньо, тогдашним директором Управления национальных парков Колумбии. Во время перелёта из Сан-Хосе-дель-Гуавьяре в Араракуару, в амазонский национальный парк, для выявления зон вырубки лесов, налетел шторм, вынудивший его и его коллег изменить курс. Заворожённый местным рельефом, он пролетел над величественными тепуи, а через два дня, вернувшись, обнаружил высокие стены, расписанные различными пиктограммами.

Несмотря на его открытие, внутренний вооружённый конфликт, охвативший регион впоследствии, затруднил дальнейшие научные исследования. Однако присутствие в этой зоне партизан и вооружённых группировок фактически служило барьером для туризма и колонизации, что способствовало сохранению археологического памятника.

После того, как в 2016 году Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК-ЭП) и колумбийское правительство подписали мирное соглашение, Серрания стала ещё популярнее и привлекла внимание биологов, археологов и историков по всему миру. Кастаньо утверждает, что исследованные на сегодняшний день пиктограммы, соответствующие северной и центральной частям Серрании, составляют всего 5–8% от общего числа, и выступает за сохранение скал от потенциального разрушения, вызванного туризмом в регионе.

Серрания-дель-Чирибикете как объект Всемирного наследия

Фотография Карлоса Кастаньо в Серрании-дель-Чирибикете. Источник: Эль Эральдо.
Фотография Карлоса Кастаньо в Серрании-дель-Чирибикете. Источник: Эль Эральдо.

Серрания-дель-Чирибикете — крупнейший национальный парк Колумбии, страны, известной своим одним из самых богатых биологическим разнообразием в мире. Парк по площади сопоставим с Данией, а его природное разнообразие обусловлено длительной природной и географической изоляцией, в результате которой сформировалось 20 идентифицируемых экосистем. В 1989 году эта зона была признана объектом смешанного культурного и природного наследия и объявлена национальным парком, что предоставило ей особые права на защиту биологического и культурного разнообразия.

В 2018 году Серрания-дель-Чирибикете была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО как Национальный парк Чирибикете — «Малока ягуара». Малока относится к традиционным домам, в которых проживают коренные общины Амазонии, чей дизайн представляет собой архитектуру космоса. Будучи жилыми поселениями, малоки также выполняют функцию пространств, где воспроизводятся культура и идентичность. В этих общинах ягуар, как полагают, обладает священными и мифическими силами, приписываемыми ему местным шаманизмом на протяжении веков. Карихона также дали этому месту название «Серро-донде-се-дибуха», или «холм рисования». Этот объект культурного наследия, в сочетании с включением традиционных знаний шаманов-ягуаров из Юрупари в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО , сделал регион одним из самых ярких представителей амазонской культуры и археологии в мире.

Мифология пиктограмм

Фотография национального парка Чирибикете. Источник: ЮНЕСКО.
Фотография национального парка Чирибикете. Источник: ЮНЕСКО.

На тепуи Серро- Асуль из растительности поднимается бледно-белая стена с сотнями пиктограмм. Эти изображения считаются первым пиктографическим выражением доисторической Колумбии и континента. Эта стена высотой 20 метров (66 футов) и длиной 100 метров (330 футов) украшена пиктограммами, изображающими антропоморфные, зооморфные, фитоморфные и геометрические образы, включая охоту, сложные хореографические танцы и церемонии, особое место в которых занимает фигура ягуара.

Эти образы отражают конкретную систему верований, определяющую взаимоотношения между космосом, природой и человеком. Пиктограммы варьируются от символических, образных и натуралистических, демонстрируя глубокое осмысление взаимоотношений между людьми и животными, доступа к силе и энергии и обмена ими посредством шаманских обрядов, а также взаимосвязи охотника, воина и ягуара.

Фотография одной из фресок Хоты Аранго, 2020 г. Источник: Университет Лос-Андес.
Фотография одной из фресок Хоты Аранго, 2020 г. Источник: Университет Лос-Андес.

Эти изображения указывают на анимистический образ мышления, приписывающий сознание объектам и стихиям природы. Это также указывает на мифическую связь между человеком-ягуаром, шаманом-ягуаром и богом солнца-ягуара, которая до сих пор жива во многих общинах тропических лесов Амазонки. В их устных преданиях это место называется «Великим домом животных», и сегодня учёные считают его важной вехой в географической экспансии и историческом развитии шаманского мышления в Латинской Америке.

Отсутствие каменных орудий и керамики в этой зоне свидетельствует о том, что это место не использовалось в утилитарных или хозяйственных целях. Предполагается, что оно имело более ограниченное, сакральное предназначение, предназначенное для шаманских обрядов и размышлений. Изображения также свидетельствуют о том, что общины были озабочены сохранением духовной силы взаимоотношений человека и природы, изображая фигуры, связанные с шаманизмом, и сцены использования психотропных растений.

Историческое, культурное и природное значение Серрании-дель-Чирибикете

Фотография пиктограмм в Серрании-дель-Чирибикете, Источник: CanalTrece
Фотография пиктограмм в Серрании-дель-Чирибикете, Источник: CanalTrece

«Малока Ягуара» сегодня является одним из важнейших объектов культурного наследия континента. Она переплетает в себе исторические, культурные и природные связи, которые, хотя и восходят к концу плейстоцена, сохранились до наших дней почти 20 000 лет. Это священное место и символическое значение пиктограмм, изображённых на его стенах, высоко ценятся колумбийскими археологами и современными коренными общинами. Устойчивость этого объекта к времени, естественной деградации, войнам и даже социально-политическим вооружённым конфликтам делает его жемчужиной колумбийского культурного и природного наследия для всего мира.

Пиктограммы иллюстрируют, как общая система верований и мифических образов доколумбовых общин пересекалась в тропических лесах Амазонки, Андах и на равнинах, сохраняясь до наших дней, в частности, в образах ягуара и шамана. Изображения также демонстрируют, как и доколумбовые, и современные коренные общины глубоко размышляли об экологических взаимоотношениях человечества и окружающей его природы, чему могли бы поучиться постиндустриальные общества в условиях экологических вызовов XXI века