Найти в Дзене
Мой XIX век

Тайный брак подпоручика Введенского

Как офицеры обходили законы Российской империи, мешающие им жениться? Один пример из жизни обычного подпоручика провинциального полка.

Женитьба без разрешения начальства героя статьи — яркая иллюстрация пословицы, которую любила повторять знакомый мне советский нотариус. К ней обращались люди с щекотливыми вопросами. И если не врать и рассказать ситуацию, то Нина Михайловна всегда находила выход из сложной ситуации, повторяя:

«Закон — телеграфный столб. Перелезть через него сложно да и незачем, а обойти — легко».

Читатели канала «Мой XIX век» уже знают, что не каждый царский офицер мог жениться по щелчку пальцев.

Существовали ограничения, цель которых не допускать

  • в дворянское военное общество неподобающих дам, поэтому кандидатуру будущей жены одобряли сослуживцы потенциального мужа;
  • ситуации, чтобы жена (дети) офицера императорской армии ходили оборванные и недокормленные,
  • скоропалительных браков (и в результате - разводов), поэтому до 24 лет офицер вообще не мог жениться. А после 24-х требовалось разрешение непосредственного начальника (командира).

Обязательное условие — реверс, стандартный составлял 5000 рублей. О реверсе я уже писала ЗДЕСЬ.

Поэтому повторять не буду.

Маленький пример, как все эти препоны обошел с молчаливого одобрения сослуживцев и командира обычный небогатый подпоручик.

Скриншот с сайта, посвященному царским офицерам.
Скриншот с сайта, посвященному царским офицерам.

Для начала познакомимся с «героем»: Александр Иринархович Введенский родился в 1885(86) году с семье штабс-капитана. Окончил Сибирский кадетский корпус, а затем Инженерное училище. Службу начал в 1904 году в 4-м понтонном батальоне, уже знакомом читателям канала из статьи об отказе жениться на беременной девице другого офицера.

Романтические отношения у Александра Введенского сложились с Юлией Юрьевной Исаевич, о которой мало что известно. Впрочем, как и самом Введенском, поэтому фотография для иллюстрации - другого подпоручика с женой:

Подпоручик 4 саперного батальона с женой.
Подпоручик 4 саперного батальона с женой.

Жить во грехе не предполагали ни Александр Введенский, ни Юлия. А обвенчаться они не могут: подпоручик молод, а у Юлии нет 5000 рублей для реверса и взять негде, следовательно, разрешения на брак они не получат.

Иногда выручали родственники. Причем не от щедроты души отсчитывали 5 тысяч, а «для галочки». Например, в том же 1907-м году офицера 4-го понтонного батальона выручил дядя невесты. Нужную сумму родственник дал в долг и не наличными, а ценными бумагами. Так что формально у невесты появился реверс, и влюбленные обвенчались.

Что стал делать Введенский? Искать в Ки-еве и его окрестностях священника, который обвенчает без разрешения от начальства. Благо храмов предостаточно:

Фото для иллюстрации. Список храмов, куда "обращался" подпоручик, он не составил.
Фото для иллюстрации. Список храмов, куда "обращался" подпоручик, он не составил.

Искал долго, горевал, жаловался друзьям-однополчанам. Интересно, что эти десятки малороссийских священников не «настучали» командиру на молодого офицера, который собирается обойти закон.

-4

Затем радость:

«Нашел! Был на Демиевке у одного молодого попика, который сразу без всяких уговоров согласился нас повенчать, причем спросил с меня только сто рублей. Принесите, говорит, нотариальное свидетельство о том, что вы не женаты, и еще копию с послужного списка. Только и всего!»
-5

Однако копия послужного списка офицера царской армии в обязательном порядке содержала надпись: с какой целью выдана. И у Введенского должна быть надпись «для венчания» или «для вступления в брак», что-то в этом роде. Другая отметка не подходит.

Решение предложил сам молодой священник (видимо, уже не в первый раз помогал царским офицерам):

«А я эту надпись обрежу», - пояснил священник.

Сначала Введенский у нотариуса получил документ о своем безбрачии. Свидетелями стали два друга-сослуживца.

А потом Александр Иринархович подал рапорт о выдаче ему послужного списка. Причину выдумал: якобы ему нужно получать наследство.

Адъютантом командира был один из друзей Введенского. Поэтому надпись, для чего выдается послужной список, оказалась на самом-самом верху бумаги. Чикнули ножницами, и даже не очень в глаза бросается, что лист меньше стандартного.

Остальные проблемы оказались материального плана: достать и оплатить приличный экипаж для жениха и невесты.

Представьте материальное положение Введенского, у которого есть 100 рублей для взятки священнику, но … нет денег нанять на пару часов экипаж поехать до церкви в предместье и обратно. Как он собирался семью содержать?

Крестьянская свадьба начала XX века. Нашли транспорт, чтобы не пешком идти венчаться.
Крестьянская свадьба начала XX века. Нашли транспорт, чтобы не пешком идти венчаться.

Друг жениха обратился к командиру батальона Георгию Михайловичу Сафонову с просьбой воспользоваться казенным парным экипажем. Командир разрешил, но добавил на всякий случай:

«Только имейте в виду, что я ничего об этом не знаю».

Хм. Еще интереснее: тайное венчание, о котором пол-Ки-ева знает...

А вторая половина города узнала (догадалась), когда жених и его шафер поехали в церковь на Демиевке в казенном экипаже. Ибо нервный по натуре подпоручик Александр Введенский ехал стоя, громко пел и размахивал руками.

Обвенчались, но для общества и начальства-то Александр и Юлия Введенские друг другу - никто, хотя все (включая командира батальона) знают, что Введенский живет в съемной квартире с молодой женой. При этом муж и жена не могут появляться в обществе вместе.

Почему? Потому что за брак без разрешения начальства офицера ждало суровое наказание.

Ситуация ложная, как выразился в мемуарах друг Введенского:

Владимир Максимович Догадин, друг Введенского и шафер на тайном венчании.
Владимир Максимович Догадин, друг Введенского и шафер на тайном венчании.

И как вы понимаете, через некоторое время она осложняется тем, что Юлия Юрьевна оказывается в интересном положении.

Брак надо легализовать, и командир батальона тут не помощник.

Введенский и его друг Догадин отправились в Санкт-Петербург поступать в академию.

Помощником начальника Главного инженерного управления в 1907-м году служил их бывший преподаватель законоведения в Инженерном училище.

Генерал Евдокимов предположил, что начальник Главного инженерного управления посочувствует молодому офицеру.

Генерал Александр Петрович Вернандер
Генерал Александр Петрович Вернандер

Однако генерал Вернандер начал кричать, требовать найти статью закона, по которой женившийся без разрешения начальства офицер увольняется со службы.

Статьи такой то ли нет, то ли ее якобы не нашли в документах. Упавшему духом подпоручику Введенскому генерал Вернандер велел возвращаться в Ки-ев и подавать рапорт командиру батальона о женитьбе.

Решение принимал не Сафонов, а начальник 3-й саперной бригады, герой Порт-Артура генерал Николай Александрович Третьяков.

Герой русско-японской и будущий герой Первой мировой Н.А. Третьяков
Герой русско-японской и будущий герой Первой мировой Н.А. Третьяков

Решение: арест на гауптвахте 30 суток.

Введенский протомился только две недели. Потому что перед отъездом из Петербурга успел подать документы на обучение в электротехнической офицерской школе. Когда он находился в столице, свободных мест уже не было, а когда уехал, то появилась вакансия, которую и занял подавший документы подпоручик.

Начальство выпустило Александра Иринарховича с условием, что оставшиеся 2 недели он отсидит на гауптвахте в столице, но не за счет учебы, а во время рождественских каникул.

Это читателям канала только один пример незаконного венчания и легализации брака в царской России.

Чем закончилась лавстори подпоручика?

  • 30 августа 1908 года у четы Введенских родилась дочь Верочка.
  • Воевал в Первую мировую и в Гражданскую.
  • В 1917 году супруги потеряли друг друга.
  • Юлия Юрьевна Введенская отыскалась живая в 1924 году.
  • Но Александр Иринархович уже был женат на другой.

Вас данное обстоятельство удивляет?

***

На канале «Мой XIX век» есть цикл статей о замужествах дворянок и разные материалы о браках и разводах. Например, гениальный Дмитрий Менделеев дважды давал взятки:

И сравните историю подпоручика Введенского с наказанием, которое ждало участников тайного побега графини Ольги Строгановой 80 годами ранее: