1 июля 1829 года высший свет России обсуждал главную новость – побег графини Ольги Строгановой и её венчание без благословения матери. Пикантности распространяемым слухам добавляло то, что родная бабушка беглянки – княгиня Наталья Петровна Голицына. Все знают её прозвище «усатая княгиня», но имелось и другое – «кузина Господа Бога». Старая княгиня любила осуждать людей за их поступки, выходящие за рамки дворянских приличий.
А тут её собственная внучка сбегает из дома и тайно венчается! Высший свет хихикал и злословил за спинами Голицыной и Строгановых.
Историю побега и незаконного (за взятку!) венчания я уже рассказывала на канале «Мой XIX век». Ссылка на статью внизу.
Давайте поговорим о том, какая расплата ждала соучастников бегства из дома графини Ольги и как сложилась их дальнейшая судьба. Но с отсылками к А.С. Пушкину, его жене и Гончаровым.
Итак, графиня Ольга Павловна Строганова:
Тайно покинула дачу, где летом проживала ее семья, в ночь с 30 июня на 1 июля 1829 года. В 5 утра священник церкви недалеко от Гатчины обвенчал Ольгу Строганову и Павла Ферзена за приличную по тем временам мзду.
Возлюбленный графини – граф Павел Карлович Ферзен, офицер престижного Кавалергардского полка:
О предстоящем похищении графини Ольги знали ВСЕ офицеры полка и их родственники, непосредственное участие принимали друзья графа Ферзена.
Из века XXI многим кажется, что тайные венчания – это весело и смешно, водевиль с песнями и танцами.
На самом деле соучастников побегов из дома и венчаний без родительского благословения ждали большие неприятности. За помощь в незаконном венчании (= похищении дворянки-девицы Ольги Строгановой, ложные документы и т.д.) поплатились все, включая новобрачных. Так распорядился император Николай Павлович Романов.
Александр Петрович Ланской, 28-29 лет
Это младший брат Петра Петровича Ланского (второго мужа Натальи Гончаровой).
Согласно сборнику биографий кавалергардов, уже 11 августа кавалергарда Александра Ланского перевели в Мариупольский гусарский полк. Перевод из лейб-гвардии в армейский полк обычно осуществляется с повышением на один-два чина. Ланского перевели с тем же чином.
Через некоторое время Ланского вернули в кавалергарды, но «прощение» он заслужил, рискуя головой в Русско-турецкой.
Александр Петрович женился в 1834 году, после чего вышел в отставку.
В семье родилось трое детей. Осенью 1844 года Александра Ланского не стало, в 1856 году дети окончательно осиротели.
Софья Ланская и ее брат Павел (о судьбе третьего ребенка неизвестно) жили в семье дяди Петра Петровича, вместе с кузинами Ланскими и детьми А.С. Пушкина.
Старший сын поэта Александр женился на Софье Ланской. Так что у участника похищения графини Ольги Строгановой и А.С.Пушкина появилось 11 общих внуков. Это некоторые (2 варианта фотографии - листайте):
Павел Дмитриевич Соломирский, 30 лет
Для меня загадка: как внебрачный сын, который жил в доме своей матери как «воспитанник», смог стать офицером самого престижного полка Российской империи? Видимо, посодействовал отец – крупнейший дипломат своего времени.
За участие в побеге графини Ольги Соломирского перевели в Александрийский гусарский полк.
Заметили? Друзей-кавалергардов переводят в РАЗНЫЕ армейские ПОЛКИ. Разлука – часть наказания + негвардейские офицеры в провинции узнают, что девиц похищать нельзя.
А блестящим светским львам приходилось несладко в армейских полках: во-первых, их недолюбливали сослуживцы, во-вторых, Русско-турецкая – это не балы в Зимнем дворце.
Во время подавления восстания (мятежа?) в Польше пуля попала Павлу Дмитриевичу в подбородок. На портретах не видно последствий, но челюсть бывшего кавалергарда целой не осталась.
Весной 1833 года Соломирский вернулся в гвардейский полк, но не к кавалергардам, а в Гусарский. Полковник Соломирский – командир Михаила Лермонтова. А еще в том же полку служил Иван Николаевич Гончаров, старший брат Натали Пушкиной:
Прозвище Павла Дмитриевича – «Толстый гусар». Не знаю только: ДО или после поступления в Гусарский полк он его получил, но на портрете излишние килограммы заметны.
Женился в 1835 году. Причем удачно: фрейлина, красавица, дочь влиятельного почт-директора Александра Булгакова.
Соломирский, несмотря на внебрачное происхождение, был богат: его мать владела заводами и якобы «продала» их воспитаннику. Такой нехитрый способ обеспечить ребенка, который по законам Российской империи не имел право на наследство от настоящей матери.
Маленький штрих для тех, кто любит в комментариях кричать про долги деда Натальи Гончаровой. Да, у пожившего на широкую ногу дедушки А.Н. Гончарова оказалось 1.5 млн рублей долгов. А у Павла Соломирского в 1837 году «всего лишь» 1.4 миллиона.
Из-за увеличивающихся в столице долгов он выйдет в отставку в 1841 году, затем уедет на Урал, присматривать за «хозяйством», поселятся в Сысерти. Три фото сделаны гораздо позднее, поэтому можно догадаться, что это за город в 1840-е годы и какая там блестящая светская жизнь:
Семья станет большой и многодетной, а брак счастливым, несмотря на потери. Вдова Соломирского окажется в очень стесненных обстоятельствах после 1870-го: ей предстоит жить на пособие, которое ей будет платить собственный сын, унаследовавший после отца заводы.
Кстати, все взрослые дочери Соломирского благополучно выйдут замуж, несмотря на 1.4 млн долга их отца. Но в 2024 году никто не бегает по Дзену с криками: Соломирские - бесприданницы! Почему-то многим кажется, что в Российской империи со времен Петра I по 1917 год было только три дворянки-бесприданницы из одной разорившейся семьи, а остальные - дочери олигархов.
Александр Иванович Бреверн, 28 лет
На портрете ему уже 41 год:
Участник романтического похищения Ольги Строгановой – офицер Конного полка. 11 августа 1829 года его перевели в Павлоградский гусарский полк. Павлоградские гусары также принимали участие в Русско-Турецкой и в подавлении Польского восстания, но в свой «родной» Конный полк Бреверн вернулся быстро – уже в апреле 1830 года.
Вообще об этом человеке должны быть написаны книги. Теоретически. Потому что именно полковник А.И. Бреверн оказался председателем Комиссии военного суда в феврале 1837 года. Ему предстояло выносить вердикт и А.С. Пушкину, и Ж. Дантесу-Геккерну, и секундантам.
Но, как я понимаю, Бреверном пушкинисты и историки не очень интересуются.
Маленький штрих: женился Бреверн в 1834 году на Марии Петровне Есиповой.
Т.е. соучастники женились в возрасте 33-34 лет, и только «похитителю» Ольги – Павлу Ферзену - на момент венчания 29 лет.
Тут можно вспомнить пушкинское «В 30 лет люди обыкновенно…», но я не буду вспоминать.
Бреверн дослужится до генерала, а вот в отставку уйдет по нетипичной причине – душевное рас-строй-ство. За ним сохранят полное генеральское жалованье, через полтора года после отставки Александра Ивановича не станет.
***
Еще один любопытный факт, связанный с тайным венчанием графини Ольги Строгановой. Или два, или три. Считайте сами, читатели.
Покладистого священника, который согласился обвенчать Ольгу и Павла за 5 тысяч рублей ассигнациями + ежегодный «пенсион» в одну тысячу рублей, нашли около мызы Тайцы, недалеко от Гатчины.
Название знакомо тем, кто изучал предков А.С. Пушкина.
Петр I пожаловал мызу Тайцы адмиралу Ивану Михайловичу Головину. Это прапрадед поэта по линии отца:
Его первая жена - дочь гетмана Петра Дорошенко – Мария. А гетман – прапрапрадед Натальи Гончаровой и Идалии Полетики.
Тайцы в середине XVIII века принадлежали другому предку Александра Пушкина – уже по материнской линии – Абраму Петровичу Ганнибалу.
И в 1770-го Тайцы стали «демидовскими» и теперь выглядят так:
История побега графини 👇👇👇:
На главной странице канала есть множество подборок по темам. Например, о необычных замужествах дворянок 👇👇👇: