Истребитель танков СУ-85 изначально создавался как универсальная штурмовая САУ, способная с одинаковой эффективностью бороться как с пехотой и легкими укреплениями противника, так и с его танками. Его разрабатывали как машину поддержки, но судьба распорядилась иначе и РККА получили первый полноценный истребитель танков. Рассмотрим, что же это за машина?
История создания
Историю советской бронетехники можно смело назвать живой демонстрацией термина “превозмочь и победить” - новые образцы военной техники рождались в условиях крайней необходимости, и по большей части, на базе существующих разработок, “подсмотренных” у противника или у союзников. Не была исключением и самоходная артиллерийская установка СУ-85 - до 1943 года в РККА не было отдельной классификации боевых машин, предназначением которых была борьба с танками противника. Задачи борьбы с техникой врага возлагались на артиллерию, а вспомогательные машины проектировались как штурмовые САУ, предназначенные для поддержки наступающей пехоты, которые могли бы, при стечении обстоятельств, бороться и с техникой. Одним из таких примеров была тяжелая САУ СУ-152, встречи с которой боялись экипажи почти всех танков противника - одним попаданием она могла вывести машину из строя.
Но был у СУ-152 существенный недостаток, нивелирующий все достоинства ее орудия - медленный темп стрельбы. Опытный экипаж мог сделать не более двух-трех выстрелов в минуту, что в условиях встречного боя несколько маловато. Тем более, что задумывалась она как универсальная машина, следовательно, должна была бороться и с маневренными целями, то есть танками противника. Тогда и было решено создать новую самоходную установку, вооруженную более легким, но одновременно и эффективным орудием, главным назначением которого была борьба с танками, особенно с новейшими “Тиграми” и “Пантерами”. 15 апреля 1943 года, на одном из бесчисленных совещаний ГКО СССР, было принято решение о необходимости такой машины в войсках, и несколькими днями позже, на “УралМаш” было направлено письмо, в котором указывались тактико-технические характеристики новой машины.
К работам приступили почти сразу - как только конструкторы получили техническую документацию на среднюю САУ СУ-122, на базе которой предписывалось строить новую машину. Также предписывалось использовать в качестве вооружения 85-мм пушку Д-5, созданную на базе зенитной пушки 52-К, и широко применять узлы и агрегаты от серийного среднего танка Т-34. Конечно, в таких условиях затягивать со сборкой опытных машин резона не было никакого, и первые прототипы вышли на заводские испытания уже в июле того же года. Всего было разработано три прототипа, на базе шасси САУ СУ-122:
- СУ-85-I - в нем было использовано опытное орудие С-18 конструкции УралМаша, с измененной под требования военных люлькой и бронемаску сложной формы;
- СУ-85-II - в этом прототипе использовали стандартный корпус от СУ-122, с установкой 85-мм пушки Д-5С и нового прицела ТШ-15;
- СУ-85-IV - в этом прототипе использовали новую бронемаску, опытное орудие С-18 и обновили конфигурацию лобового листа, поработав над защитой машины.
20 июля 1943 года все три прототипа были подготовлены и выпущены на заводские испытания, которое включали в себя пробег по заводскому полигону длиной 80 километров, а также стрельбу по мишеням. Каждой САУ надлежало отстрелять по 130 снарядов - на ходу, в движении, под креном и так далее. Однако полностью завершить программу стрельбовых испытаний смог лишь образец СУ-85-II, с пушкой Д-5С - у опытных орудий С-18 наблюдались серьезные проблемы со спусковым механизмом. Спустя еще пять дней, все три машины были представлены уже на государственных испытаниях, которые продлились до 6 августа 1943 года, в ходе которых лучшим образцом вновь была признана СУ-85-II, которая оказалась не только надежнее, но и комфортнее для экипажа, а также высокую скорость и точность стрельбы.
Уже 7 августа 1943 года выходит постановление ГКО СССР за номером 3892сс, предписывающее “принять на вооружение самоходную артиллерийскую установку СУ-85 конструкции Уралмашзавода Наркомтанкопрома на базе танка Т-34 с 85 мм пушкой (Д-5) конструкции завода N2 9 НКВ". Этим же постановлением было указано начать производство САУ не позднее 25 августа с планом в 100 единиц за шесть дней, и 150 еще за сентябрь. А для ускорения производства, заводу предписали остановить сборку САУ СУ-122 и “тридцатьчетверок”, а задел из собранных уже корпусов пустить на сборку СУ-85. Серийное производство новых противотанковых САУ длилось чуть больше года, пока в серию не пошла более новая СУ-100. Всего за это время было выпущено 2650 машин, включая три прототипа (были переоборудованы в серийные САУ), из них 315 были выпущены в корпусах СУ-100 (отличались более толстой броней и более мощным вооружением.
Описание конструкции
Противотанковая самоходная артиллерийская установка СУ-85 по своей компоновке мало отличалась от своих “собратьев”. Но, выпущенная вовремя, она сумела не только оказать существенную помощь в боевых действиях, но и “задать тон” для будущих истребителей танков.
Бронированный корпус и рубка
Как я уже говорил, за основу при создании САУ был взят корпус от среднего танка Т-34, переднюю часть которого значительно изменили, а башню и вовсе выкинули из конструкции. Вместо башни и передней части корпуса установили массивную боевую рубку, с установленным в ней орудием, боекомплектом к нему и экипажем. Корпус сохранил все параметры бронирования от оригинала - лобовая часть образовывалась двумя клинообразно сходящимися листами брони толщиной в 45 мм, расположенными под углом в 52 (верхний) и 60 (нижний) градусов. Борта образовывались плитами той же толщины, но расположенными вертикально, а вот корма боевой рубки располагалась под углом в 10 градусов. Корму машины образовывали два клиновидно сходящихся листа брони толщиной в 45 мм, располагавшиеся под углом в 45 (нижний) и 48 (верхний) градусов.
Боевая рубка имела классическую для САУ коробчатую форму, с центральным расположением орудия, вокруг которого, собственно и строилась рубка. В передней части боевого отделения, совмещенного с отделением управления, по левой стороне машины располагался механик-водитель, за ним находилось рабочее место наводчика. По правую сторону от орудия располагались рабочие места командира (в передней части) и заряжающего (в корме рубки). По левому борту рубки и по ее кормовой стенки располагался боекомплект машины. Из приборов наблюдения были: командирская башенка с прорезями по кругу, оснащенная также телескопическим прибором наблюдения, направленным строго вперед. Наводчик мог пользоваться прицельными приспособлениями к орудию, а механик-водитель обладал собственным люком, с прорезанной в нем смотровой щелью. По обзорности САУ получилась, мягко говоря, не фонтан. Равно как и по комфорту для экипажа - система вентиляции в рубке отсутствовала, вывод пороховых газов предлагалось осуществлять через люк на крыше. Разумеется, в бою его не откроешь и при интенсивной стрельбе, находиться в машине оказывалось некомфортно.
Вооружение
В качестве главного (да и единственного) оружия на СУ-85 устанавливалась 85-мм нарезная танковая пушка Д-5С (в модификации для САУ) с длиной ствола в 51,6 калибра. Ее возможностей вполне хватало для поражения существующих танков и САУ противника в любой проекции, а дальность эффективного огня позволяла вести встречный бой с танками на равных - при максимальном возвышении ствола (+25 градусов) можно было запустить снаряд унитарного типа на дистанцию почти в 13 километров! Конечно, эффективным такой выстрел быть не мог по определению - слишком большой разброс и время подлета снаряда к цели, но факт остается фактом. Прямой наводкой можно было поразить цель на дистанции в 3,6 километра, что тоже неплохо для того времени.
Наведение орудия на цель производилось при помощи телескопического прицела 10Т-15 (небольшая часть машин оснащалась прицелом ТШ-1). Наведение по горизонтали осуществлялось в диапазоне 20 градусов (по десять вправо-влево), при необходимости приходилось доворачивать всем корпусом. Поворотный механизм пушки - винтового типа, подъемный - секторный, управлять ими поручалось наводчику машины. Выстрел производился вручную, электроспуска на этой модели не устанавливали.
В боекомплект входили 48 снарядов унитарного типа, и в стандартную укладку могли входить:
- бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с тупоголовым бронебойно-трассирующим снарядом с баллистическим наконечником 53-БР-365 массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил — 164 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
- бронебойный унитарный выстрел массой 16 кг с остроголовым бронебойно-трассирующим снарядом 53-БР-365К массой 9,2 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или А-IX-2 — 48 г) и зарядом Г-365 массой 2,48—2,6 кг; начальная скорость 792 м/с;
- бронебойный унитарный выстрел массой 11,42 кг с подкалиберным снарядом катушечного типа 53-БР-365П массой 5,0 кг и сердечником 54-Г-365 массой 2,5—2,85 кг; начальная скорость 1050 м/с;
- осколочный унитарный выстрел массой 14,95 кг со снарядом 53-О-365 общей массой 9,54 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 741 г) и зарядом 54-Г-365 массой 2,6 кг; начальная скорость 785 м/с.
По советским данным, бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м плиту толщиной 111 мм, на дистанции в километр при соприкосновении под углом в 90 градусов — 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П (которые, кстати, всю войну были в дефиците) на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм. При углах встречи относительно нормали 30° на дистанциях 600—1000 м подкалиберный снаряд пробивал 83 до 88 мм брони, а при стрельбе в упор снаряд БР-365 пробивал 98 мм плиту. В бою цифры несколько менялись, играла роль маневренность танковых сражений, различные поправки на местность, температуру воздуха и т.д., поэтому паспортных значений удавалось добиться далеко не всегда.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
Весь силовой агрегат в сборе, а также ходовая часть САУ без изменений была унаследована от среднего танка Т-34 образца 1940 года. Сердцем машины служил четырехтактный дизель В-2-34 с жидкостным охлаждением, струйным впрыском топлива и двухвальной газораспределительной системой (DOHC). Максимальная мощность двигателя достигалась при 1800 оборотах в минуту (такой темп долго держать не рекомендовалось), эксплуатационная составляла около 400 “лошадок” при 1700 оборотах. Объем топлива в баках достигал 300 литров, чего хватало примерно на 150 километров марша по твердым грунтам. Очистка воздуха на впуске осуществлялась при помощи воздушных фильтров “Циклон” - они не требовали столь частого обслуживания, и обеспечивали надежную защиту мотора даже в запыленных условиях юга. Таких фильтров на двигатель устанавливалось по две штуки.
Маслосистема танка была представлена двумя баками по 40 литров каждый, в который полагалось заливать следующие сорта масла - МК летом, зимой - МЗ. При отсутствии или нехватке масла МК (только в летнее время) допускалось использование смеси, состоявшей из 70% масла МК (даже чуть б/у, хоть это и не рекомендовалось) и 30% веретенного масла. Такая смесь чуть хуже выполняла свои функции, вызывала чуть больший “жор масла”, но выбор временами был невелик - либо такая смесь, либо никакой. Система охлаждения двигателя - жидкостная, была представлена двумя радиаторами по 80 литров каждый, расположенными по бокам двигателя. Выхлопная система - прямоточная, без всякого рода фильтров, глушителей и прочих конструктивных элементов, не нужных на массовой военной технике того времени.
Трансмиссия также была позаимствована у Т-34 и включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали), механическую пятиступенчатую трёх ходовую коробку передач, два бортовых фрикциона сухого трения и одноступенчатые бортовые передачи. Тормозить предлагалось с помощью бортовых ленточных тормозов с обшивкой феродо.
В ходовой части СУ-85 использовалась свечная подвеска или как её ещё именуют подвеска Кристи, унаследованная им от “тридцатьчетверки”, с уже проведенными модернизациями и пружиной, что была размещена под небольшим углом. С каждого борта ходовая часть состояла из пяти больших сдвоенных опорных катков диаметром 830 мм, направляющего колёса (ленивца) спереди и расположенного сзади ведущего колёса. Гусеницы стальные, гребневого зацепления, состоявшие из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков, шириной в 500 мм, состоявшей из 72 траков. Для лучшей проходимости, на траки могли устанавливаться грунтозацепы («шпоры») различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку.
Боевое применение
СУ-85 приняли боевое крещение осенью 1943 года в боях за левобережную Украину и показали себя высокоэффективным противотанковым средством. В дальнейшем использовались до самого конца войны. После принятия на вооружение среднего танка Т-34-85, вооружённого той же пушкой, самоходки были сняты с производства и постепенно заменялись более мощными СУ-100. Однако списывать их просто так никто не собирался - хоть танковая промышленность СССР и набрала обороты, выдавая достаточное количество техники в армию, лишними несколько сотен стволов, способных бороться с танками противника не могли быть. Поэтому СУ-85 продолжали служить, как и прежде и прошли боевой путь от левобережной Украины до Берлина.
Уровень потерь в специальных артиллерийских полках, куда определялись на службу СУ-85, напрямую зависел от тактической грамотности командования - 45 мм брони уже давно не представляли проблем для немецких пушек, поэтому практически любое попадание по машине могло привести к ее поражению. Зачастую приданные стрелковым частям для усиления противотанковых возможностей самоходки пехотные командиры использовали как линейные танки, бросая их в лобовые атаки на хорошо укрепленную оборону немцев. С ошибками в использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях, и на рассмотрении военного трибунала неоднократно встречались дела, связанные с офицерами, “нерационально использующими возможности боевой техники”. Дошло и до того, что специальным приказом Ставки ВГК было запрещено использовать САУ в качестве линейных танков, а конкретно СУ-85 и прочие противотанковые машины надлежало держать наготове, используя лишь для ликвидации прорыва немецких танков.
С окончанием войны те СУ-85, что еще оставались в строю, отправились на слом - к концу 40-х годов, в строю оставалось всего несколько десятков машин. Несколько из них уцелели, и мы можем видеть их в некоторых музеях, но большая часть была отправлена на переплавку, как морально устаревшая техника. Хотя, в некоторых случаях она бы еще пригодилась…
Заключение
Противотанковая САУ СУ-85 появилась на фронте “вовремя” - ее появление позволило существенно сократить потери советских танков во встречных боях, и даже на какое-то время привело противника в замешательство. Как же, доблестных немецких бюргеров усиленно громят красные варвары? Однако такая ситуация была уже повсеместно и вторая половина 1943 года стала переломной - гегемония противника на полях сражения закончилась окончательно, и “маленькая злая” САУ косвенно стала причиной сложившейся ситуации.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.