Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Никита Михалков о конце войны

Юного Никиту Михалкова вполне можно было причислить к «золотой молодёжи»: знаменитая патриархальная семья во главе с орденоносцем-гимнописцем Сергеем Михалковым легко могла бы обеспечить наследнику беззаботную и безбедную жизнь. Но Никита Михалков выбрал собственный путь. И как ни относись к его сегодняшнему творчеству и общественной позиции, человек он одарённый, и фильмы, которые он снимал, и роли, которые он играл, по праву входят в золотой фонд кино. Карьера Никиты Михалкова начиналась с актёрства, но диплом он получил как режиссёр. Ещё в студенчестве он снял завораживающую короткометражку «И эти губы, и глаза зелёные...» (1969). Если вы с ней не знакомы, то посмотрите, и вы влюбитесь в Маргариту Терехову. А дипломной работой стала другая короткометражная работа — «Спокойный день в конце войны» (1970), на которой сложился костяк кинематографистов, которые будут работать с Никитой Михалковым и дальше. Клуб «Советские фильмы» в Telegram Итак, сценарист картины — Рустам Ибрагимбеков

Юного Никиту Михалкова вполне можно было причислить к «золотой молодёжи»: знаменитая патриархальная семья во главе с орденоносцем-гимнописцем Сергеем Михалковым легко могла бы обеспечить наследнику беззаботную и безбедную жизнь.

Но Никита Михалков выбрал собственный путь. И как ни относись к его сегодняшнему творчеству и общественной позиции, человек он одарённый, и фильмы, которые он снимал, и роли, которые он играл, по праву входят в золотой фонд кино.

Карьера Никиты Михалкова начиналась с актёрства, но диплом он получил как режиссёр. Ещё в студенчестве он снял завораживающую короткометражку «И эти губы, и глаза зелёные...» (1969). Если вы с ней не знакомы, то посмотрите, и вы влюбитесь в Маргариту Терехову. А дипломной работой стала другая короткометражная работа — «Спокойный день в конце войны» (1970), на которой сложился костяк кинематографистов, которые будут работать с Никитой Михалковым и дальше.

Кадр из фильма «Спокойный день в конце войны»
Кадр из фильма «Спокойный день в конце войны»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Итак, сценарист картины — Рустам Ибрагимбеков, писатель и драматург. Имя Рустама Ибрагимбекова тогда гремело: именно по его сценарию создан истерн «Белое солнце пустыни» (1969), который и сейчас считается самым популярным советским фильмом.

Ибрагимбеков создал сценарий по собственной повести «Спокойный день».

Художником стал приятель Никиты Михалкова Александр Адабашьян, позже — его постоянный соратник. А музыку написал ещё один хороший знакомый Михалкова — Эдуард Артемьев, и он тоже ещё не раз будет работать с Никитой Михалковым.

Действие происходит летом 1944 года. Вступительные титры разъясняют:

«Фронт уходит на запад, к границе. Для этих мест война уже кончилась, но мирная жизнь не началась».

Молодой солдат Андрей с загипсованной после ранения ногой, передвигающийся с помощью костыля, притаскивает к полуразрушенной церкви ящик с картинами. Немцы упаковали их, но не успели увезти, и Андрею кажется важным спасти народное достояние. Но его раненый товарищ Коля считает это глупостью. Когда приезжает машина, из которой выходят искусствоведы и просят просто отдать картины, Андрей ни в какую не соглашается и просит документ. А заодно предлагает забрать раненого Колю. Правда, ради этого приходится высадить пассажирку — девушку-солдата Адалат. Андрей и Адалат знакомятся, идут купаться на речку, но при возвращении обнаруживают, что в церкви уже обосновались немцы. Это не финал, далее смотрите фильм.

Кадр из фильма. Сергей Никоненко
Кадр из фильма. Сергей Никоненко

На съёмочной площадке собрались близкие знакомые молодого режиссёра. Роль Андрея получил Сергей Никоненко, приятель Никиты Михалкова по ВГИКу.

Сергею Никоненко на тот момент 29 лет, но это уже его 30-я роль в кино.
Кадр из фильма. Наталья Аринбасарова
Кадр из фильма. Наталья Аринбасарова

Роль казашки Адалат сыграла Наталья Аринбасарова, экс-супруга брата Никиты Михалкова — Андрея Кончаловского, раненый Коля — это Александр Кайдановский,

Кадр из фильма. Александр Кайдановский
Кадр из фильма. Александр Кайдановский

в небольшой роли немца с буквально несколькими словами — Юрий Богатырёв.

Кадр из фильма. Юрий Богатырёв
Кадр из фильма. Юрий Богатырёв

Крошечные эпизоды достались Льву Дурову и Александру Пороховщикову (оба актёра снялись и в короткометражке «И эти губы, и глаза зелёные...»)

Кадр из фильма. Лев Дуров
Кадр из фильма. Лев Дуров

и Валентину Смирнитскому.

Кадр из фильма. Валентин Смирнитский
Кадр из фильма. Валентин Смирнитский

По задумке сценаристов, история происходит в полуразрушенной церкви, стоящей в чистом поле. Найти такой объект оказалось задачей сложнейшей: традиционно церкви всё же строили посреди деревни, а не в поле. Но после долгих поисков натуру нашли в районе Тарусы. На сами съёмки ушло менее двух месяцев летом 1970 года, а в начале осени дипломник представил картину худсовету. Но чиновники её не оценили:

режиссёр снял короткометражку более длительную, чем полагалось, так что ему предложили перемонтировать фильм и сократить его. Нехотя Михалков это сделал, но радикально ничего не поменял.

Новая версия худсовет устроила, и «Спокойный день в конце войны» отправился в прокат. На защите во ВГИКе выпускник получил отличную оценку, а на фестивале студенческих картин дипломная короткометражка Никиты Михалкова получила спецприз от журнала «Советский экран».

В процессе работы над фильмом Никита Михалков задумал и новую постановку — свой первый полнометражный фильм с приключенческим сюжетом. Туда он позвал товарищей — Александра Кайдановского, Александра Пороховщикова, Юрия Богатырёва, Александра Адабашьяна, Эдуарда Артемьева. Дебют Никиты Михалкова буквально взорвал советский кинематограф, и сегодня этот фильм — киноклассика в лучшем понимании. Уверена, вы знаете, о каком фильме идёт речь.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: