Эта картина точно понравится не всем, а многие найдут её странной, тяжеловесной и чересчур замысловатой. Она и впрямь необычна: здесь фигурирует натурщица, с которой художники делают наброски в стиле «ню», ярко мерцает шестиконечная звезда, а красной нитью проходит история о ветхозаветном пророке.
Впрочем, разве мог снять другой фильм актёр, который сыграл роль Сталкера, героя, который находится на границе между верой и отчаянием, между светом и тьмой, между материальным и духовным?
Александр Кайдановский, к середине восьмидесятых окончательно разочаровавшийся в актёрстве, впервые попробовал себя в режиссуре, выпустив в 1984 году курсовую короткометражку «Иона, или Художник за работой». Позади был успех и провалы, впереди — неизвестность. Позже Александр Кайдановский скажет в интервью:
«Вот это ощущение твоей полной зависимости, твоей полной несвободы, твоего отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я страдал от этого».
Выход он нашёл, сменив вектор творчества и переключившись на режиссуру.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
К 27 годам актёр снялся почти в 20 фильмах, но все они не принесли ему славы. Всё изменила встреча с Никитой Михалковым: после его ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) Александр Кайдановский проснулся знаменитым. А спустя пять лет он получил предложение от Андрея Тарковского, решившего экранизировать повесть «Пикник на обочине» советских писателей-фантастов братьев Стругацких.
Тарковский давно вынашивал мысль о совместной работе с Кайдановским, хотя
у актёра среди коллег репутация была нелестная: его считали угрюмым скандалистом, несговорчивым человеком бунтарём,
но при этом все окружающие признавали потрясающую образованность и интеллигентность Кайдановского. Когда-то на заре карьеры Александр Кайдановский снялся в драме «Дворянское гнездо» (1969), созданной режиссёром Андреем Кончаловским по одноимённому роману русского классика Ивана Тургенева. Увы, эпизод с начинающим актёром вырезали из финальной версии, но он и попал на глаза Андрею Тарковскому, который высоко оценил и фактурность артиста, и его дар. И в образе Сталкера Тарковский никого другого не видел. По словам киноведа Сергея Лаврентьева,
режиссёру нужен был актёр, к котором органично сочетались бы аристократизм, подворотня и интеллект. Именно таким и был Кайдановский.
Однако работа над «Сталкером» шла тяжело, два таланта бесконечно спорили и даже ругались. Когда часть материала оказалась браком, Кайдановский подумывал отказаться от работы, хотя и осознавал, что это будет его лучшая роль. Кстати, из-за инцидента с браком с картины ушёл оператор Георгий Рерберг, ещё один уникальный человек из сферы кино, о котором речь будет ниже. Съёмки «Сталкера» были приостановлены, Тарковский, теперь надумавший сделать двухсерийный фильм, выбивал разрешение и плёнку, а Александр Кайдановский вместе с партнёром по картине Анатолием Солоницыным отправился в Среднюю Азию к режиссёру Али Хамраеву на съёмки ленты «Телохранитель» (1980). Там он в очередной раз не поладил с режиссёром, сорвался с места, не завершив работу, из-за чего его герой в кадре говорит голосом Сергея Шакурова.
Тарковский же продолжил делать «Сталкера», но с каждым днём пропасть непонимания между ним и Александром Кайдановским ширилась. К финалу они стали чуть ли не врагами, но в отличие от ряда коллег, которые любят сплетни и пересуды,
актёр никогда ни в каких интервью не обсуждал свои отношения с Андреем Тарковским и предпочитал деликатно увести разговор в другую сторону.
Тем не менее, поступив на Высшие режиссёрские курсы, Кайдановский выбрал мастера не по человеческим симпатиям, а по таланту и профессионализму. Этим мастером стал Андрей Тарковский. К сожалению, поучиться у него не удалось: вскоре режиссёр уехал из Союза. А Александр Кайдановский перешёл в мастерскую Сергея Соловьёва, где и снял курсовую «Иона, или Художник за работой» по рассказу французского писателя Альбера Камю, автора, прямо скажем, своеобразного.
Сценарий Кайдановский написал сам. Пробовал он себя в этом давно, но большинству собственных работ объективно давал низкие оценки, отправляя сценарии в стол. А вот «Иона, или Художник за работой» стал первым удачной пробой пера. Возможно, ещё и потому, что помог в написании, а потом и снимал ленту Георгий Рерберг, оператор, которого на «Мосфильме» никто не называл талантливым, Рерберга называли исключительно гением.
Большинство тех, кто с ним работал, начиная от режиссёров и заканчивая техническим персоналом, считали что он — сформировавшийся режиссёр, который может объяснить значение не то что каждого предмета в кадре, а каждой точки на плёнке.
Именно Рерберг предложил снимать картину в квартире Александра Кайдановского, где по причуде актёра стены были чёрного цвета.
Итак, Иона — художник. Безобидный, не таящий ни на что и ни на кого зла и обожающий творчество. Но в компании жены и четырёх малышей полностью погружаться в живопись не удаётся. Мешают и постоянные визитёры, телефонные звонки, покупатели и поклонники. И тогда Иона просто запирается на чердаке, отказывается от еды и творит до изнеможения. Но человек есть человек, и плоть его неизбежно слаба, хотя разум и душа велики.
На роль Ионы, героя, на первый взгляд ангелоподобного, воздушего, оторванного от реальности, но на поверку оказавшегося человеком невероятной духовной силы, Александр Кайдановский пригласил Бориса Плотникова. Актёру вообще шли такие образы вроде бы немощных, хилых, но внутренне стойких людей, это качество открыла в нём режиссёр Лариса Шепитько, сняв в «Восхождении» (1977).
Жену Ионы сыграла Наталья Аринбасарова.
А одну из дочерей Ионы сыграла семилетняя Зоя, дочь Александра Кайдановского и его второй жены Евгении Симоновой, сегодня — известная актриса.
В маленьких ролях Михаил Филиппов, Борис Шувалов, Витаутас Паукште (с узнаваемым голосом Владимира Заманского), Евгений Цымбал, Афанасий Кочетков.
Большой вопрос у меня вызвал актёр, фото которого ниже.
Он появляется буквально на несколько секунд, и мне показалось, что это Никита Михалков. Правда, в титрах этого имени нет, но он вполне мог бы сняться в фильме по-дружески. Я попросила помощи у своих подписчиков в телеграм-канале, и получилась небольшая дискуссия. В итоге до истины докопались. Кто всё же в кадре, можно узнать там.
Снимал «Иону», конечно же, Георгий Рерберг. Однако, говорят, работой Александра Кайдановского в качестве режиссёра был разочарован.
И когда на съёмочной площадке появился мастер Сергей Соловьёв, даже предложил доснять ленту самостоятельно, без участия Кайдановского.
Но как бы то ни было, в титрах стоит два имени: Александра Кайдановского и Георгия Рерберга.
Вышедшая короткометражка (продолжительность — чуть больше получаса) получила известность в кинематографической среде, но широкий зритель с ней не познакомился. Работа, как и сказано в начале, специфическая, к тому же довольно тёмная, что несколько затрудняет просмотр. Но Борис Плотников тут безусловно на своём месте, это абсолютно его роль, и выбор исполнителя говорит о прозорливости режиссёра.
Александр Кайдановский продолжил работу в качестве режиссёра, снимался лишь изредка и только тогда, когда ему требовались деньги. Удивительно, но его режиссёрские работы совсем не имели успеха на родине, но производили впечатление на европейских коллег и получали призы на кинофестивалях. Это не слишком известный факт, но
в 1994 году актёр вошёл в состав жюри Каннского фестиваля и судил фильмы вместе с голливудской легендой Клинтом Иствудом.
Друзья Александра Кайдановского уже после его ухода рассказывали, что всегда в нём боролись два желания: победить одиночество и остаться одному. Похоже, победило второе.
А как вы думаете, что же за актёр на фото? В Telegram-канале я выложила маленький фрагмент из фильма, чтобы можно было и в движении посмотреть и всё-таки разгадать загадку.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: