8 сентября 2025 года/
Главная улица села Зюзино, ныне застроенная кварталами «хрущёвок», вела в сторону деревни Шаболово и сельца Черёмушки. Однако путь к соседям преграждала река Котловка и на ней зюзинцы построили дамбу и запруду с мельницей. По дамбе сейчас проходит Севастопольский проспект, а вдоль открытого русла Котловки интересно прогуляться через дикие заросли до Коробковского сада - помологического питомника, где больше сотни лет агрономы работали над изучением сортов плодовых деревьев. В общем, этот сюжет посвящён не архитектуре, а московскому природному ландшафту.
Бывшее село Зюзино, храм Святых благоверных князей Бориса и Глеба
Южный и северный флигели усадьбы Бекетовых, владельцев зюзинских угодий. История села и местных архитектурных памятников подробно представлена с буквами и картинками в предыдущем фотоальбоме, поэтому нет смысла повторяться и можно сразу отправляться в путь по сельским окрестностям.
Липовая аллея с начала XIX века служила главным въездом в имение Бекетовых, чуть в стороне, в сосновой роще Грачевники, располагалось приходское кладбище.
Фонарный столб начала 1960-х годов на Липовой аллее успел немножко застать сельские времена.
На перекрёстке Перекопской улицы и Липовой аллеи археологи, работавшие в 1972-1973 годах на реставрации храма, обнаружили артефакты вятичей, датируемые XII веком. В фондах Музея Москвы хранится немало экспонатов того периода (возможно, находки из Зюзино тоже здесь представлены), а в парке Зарядье быт первых славянских поселений показан в формате видеоинсталляции.
Славяне строили дома из срубов, используя хвойные породы деревьев и утепляя нижнюю часть земляной насыпью - завалинкой. Бревенчатую избу венчала двускатная крыша, а под полом хозяева хранили ценности и провизию. Круглые глинобитные печи топились по-чёрному - дым уходил не через трубу, а сквозь маленькие окошки под крышей. От непрошеных гостей участок, на котором помимо избы, располагались амбары, сеновал и стойла для скота, был защищён частоколом.
Смотрите старые фотографии на pastvu. Дорога из Зюзино в Шаболово. 1943 год:
Знаковая фотография для понимания произошедших в ХХ веке перемен. Липовая аллея и Зюзино расположены за спиной фотографа, а на снимке изображена дорога в Шаболово с мостом через Котловку, вдали - поля и хозяйства деревни Шаболово. Сейчас эти окрестности плотно застроены жилыми кварталами, а по полям пролегает Севастопольский проспект.
Севастопольский проспект
Вид с дамбы на Севастопольском проспекте - река Котловка протекает внизу в глубоком овраге.
Где-то здесь стояла мельница. Надо полагать, что в старину река была всё же более полноводной и энергичной.
Сегодня крутые берега укреплены бетоном, камнем и сеткой.
На высоком берегу археологи нашли погребальные курганы вятичей, датируемые XII веком. Такая дохристианская форма погребения обнаружена также в Чертаново, Царицыно, Коньково, Тушино, в Филях и Черёмушках. Покойного помещали в неглубокую яму, а сверху насыпали земляной курган. Во время раскопок древних могильников исследователи находят остатки ткани, глиняные черепки, женские украшения, монеты, пряслица (глиняный диск с отверстием, который служил прообразом монет), в мужских курганах можно встретить орудия труда и оружие. То есть, предки верили в загробный мир и снабжали усопшего полезными или красивыми вещами, которые могут пригодиться в потусторонней жизни.
Во время Великой Отечественной войны здесь базировалась батарея противовоздушной обороны и, по словам жителей, долгое время в зарослях со стороны жилых домов оставался стальной защитный кожух зенитного орудия. Однако после недавнего благоустройства парковой зоны найти военный артефакт не удалось. Также не обнаружен и памятный пограничный столб СССР, установленный кем-то на другом берегу Котловки и ставший местной достопримечательностью.
Река Котловка - это третий по величине в черте города правый приток Москвы-реки длиной восемь с половиной километров. Историки не определились, что было раньше: название реки или название местности Котлы. Как вариант, топоним Котловка может быть связан с тем, что русло проходит по ложбинам, оврагам, то есть котловинам. Река берёт начало в овраге возле станции метро «Калужская», водоток проходит в коллекторе под жилыми кварталами, а после пересечения Севастопольского проспекта Котловка выходит на поверхность.
На каменистое дно оврага, по которому течёт речка, можно спуститься по лестнице. Горожане приходят сюда, чтобы устроить шашлычный пикник, мальчишки раскачиваются на тарзанке, в нескольких местах замечены следы стойбищ кочевников.
В долине есть каптированный (то есть оснащённый гидроизоляцией, трубой-изливом и декоративным настилом) Зюзинский родник. Посетители пикников моют в нём руки, но использовать родник как питьевой источник не рекомендуется, вода может быть загрязнена.
Смотрите старые фотографии. Сбор металлолома в русле Котловки. 1978 год:
Разлив Котловки. 1977-1978 гг.:
Русло Котловки не только каменистое, но и заболоченное - для прогулок плохо приспособленное, поэтому уместно вернуться по лестнице в окультуренную парковую зону и минут через двадцать пешеходная дорожка приведёт к Нахимовскому проспекту. Исторически это была лесистая местность, перерезанная оврагами, без дорог и жилья. Лишь в XIX веке в Котлах обнаружилась глина, пригодная для кирпичного производства, и началось индустриальное освоение местности.
Смотрите старые карты. План Москвы 1952 года:
На фрагменте видно что граница Москвы тогда проходила по руслу реки Котловки, узкие жёлтые полосы - это дореволюционные деревянные цеха и склады кирпичного завода, ещё сохраняются карьеры для добычи глины, вокруг которых нарезаны кварталы автозаводского рабочего посёлка Волхонка-ЗиС. Коробковский сад активно используется как питомник, поделённый на плодовые и ягодные участки, а вблизи прудов хаотично расположены несколько домиков сотрудников совхоза.
В 1960-е годы детальный план этого района выглядел бы иначе - Зюзино накрыла первая волна реновации и на месте деревянной поселковой застройки выстроились шеренги кирпичных и панельных пятиэтажек. Спустя 60 лет пришла вторая волна, которая призвана смести все «хрущёвки».
Нахимовский проспект, 17к1 - граффити на жилом доме (1962), вошедшем в третий этап программы реновации
Нахимовский проспект, 17к2 - расселённый жилой дом (1963)
Одесская улица, 5 - расселённый жилой дом
Нахимовский проспект проложен в 1964-1965 годах по засыпанным карьерам и через снесённую барачную застройку. За бетонным забором на противоположной стороне проспекта расположен зелёный оазис, известный как Коробковский сад.
Название Коробковского сада связано с именем купца Трифона Коробкова, биржевого маклера Московской биржи, владельца бумажного производства и Верхнекотловского кирпичного завода. В Москве Коробкову принадлежал роскошный особняк на Пятницкой улице, а в 1880-е годы купец решил обустроить загородную усадьбу на берегу Котловки. Купец приобрёл земельный участок у Петра Краснова, хозяина небольшого кирпичного завода, засыпал глиняные карьеры и разбил сад. Ещё в более древние времена на этих землях значилось село Елистратьево, исчезнувшее ещё до XVII века.
А.М.Герасимов. «В саду. Портрет Надежды Гиляровской» (1914), изображение перешло в общественное достояние. Фотографий коробковской усадьбы не сохранилось и какие-то фрагменты ландшафта можно увидеть разве что на атмосферных полотнах художника Александра Герасимова, гостившего в имении.
Для создания фруктового сада Коробков пригласил учёных-садоводов, высадивших разнообразные сорта яблонь и груш, которые давали отличный урожай. Уже при советской власти после национализации усадьбы здесь был основан совхоз «Коробково» с помологическим рассадником. Руины совхозных построек до сих пор можно увидеть в саду.
Помологическим питомником называют опытный сад, где агрономы изучают сорта фруктовых деревьев и ягодных кустарников на урожайность, устойчивость к природным условиям, восприимчивость к болезням и вредителям. В таких рассадниках путём селекции не только улучшают сорта, но и выводят новые. Главным агрономом Коробковского сада работал энтузиаст Ян Берзин, посвятивший селекции растений всю жизнь с царских времён до 1950-х годов.
Смотрите старые фотографии. Дорога через фруктовый сад. 1963 год:
Совхозные дома
Погреб-ледник
В овраге на Елистратьевском ручье Трифон Коробков устроил каскад прудов, которые до сих пор наполняются живой ключевой водой. В совхозные времена из прудов брали воду для хозяйственных нужд, в пруду плавали гуси, а по берегам гуляли куры и паслись лошади. Местные жители называли эти места - Зелёнка.
Урожай был надёжно защищён от посягательств расхитителей социалистической собственности забором с сеткой рабица, сторожами и злыми собаками. Впрочем, в интернете достаточно воспоминаний местных жителей, которые гуляли по аллеям, катались на лыжах, занимались физкультурой и купались в пруду. Вероятно, строгости вводились в период созревания яблок, а в прочие времена года питомник был доступен для посещения.
В наши дни Коробковский сад огорожен глухим бетонным забором, в котором предусмотрена калитка, - немногочисленные посетители могут поздороваться со сторожем и прогуляться по заброшенному природному памятнику купцу Коробкову, агроному Берзину и труженикам совхоза, которые много лет вкладывали свои знания и умения в возделывание садовых плантаций. Место атмосферное, но от нынешней неухоженности остаются грустные впечатления.
Нынешний статус памятника природы не вполне ясен: в постсоветский период последним пользователем земельного участка было подведомственное Минсельхозу России ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС», которое в 2016 году признано банкротом. На аукционе права на аренду выкупило ООО «Капитал-Эстейт», не замеченное в хозяйственной деятельности или благоустройстве Коробковского сада. Представляется, что лучшим вариантом для жителей района стало бы возрождение фруктовых плантаций по примеру общедоступного Мичуринского сада на ВДНХ, а по берегам очищенных прудов можно организовать прогулочный парк с соблюдением охранных требований Департамента природопользования, как это практикуется в Ботаническом саду РАН.
Ещё один пруд образован на месте одного из глиняных карьеров и на яндекс-картах указан как Зелёнка. Однако у водоёма есть альтернативное, не менее распространённое название, - Фруктовка. В принципе, с топонимом не могут разобраться даже старожилы, уверяющие, что с 1970-х годов пруд называли и Зелёнкой, и Фруктовкой, а ещё раньше встречалось название Глинка.
На участке, прилегающем к ограде Коробковского сада, разбит сквер Евфросинии Московской. До прокладки Нахимовского проспекта на этом месте стояли 18 бараков рабочего посёлка Фруктовка (или Финляндия). Последним историческим артефактом давно снесённого посёлка оставался столб пожарной сигнализации для вызова огнеборцев в случае возгорания. Увы, столб демонтирован при благоустройстве.
Нахимовский проспект, 8 - подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, покровительницы Москвы, супруги Дмитрия Донского. В архитектурный ансамбль входят храм, колокольня, церковная лавка, сторожка и административно-хозяйственные здания.
Памятник Великому князю Димитрию Донскому и великой княгине Евдокии со чадами (2013, скульптор Дмитрий Кукколос)
Храм преподобной Евфросинии (2012, архитектор Леонид Колоколов) построен во владимиро-суздальском стиле и вмещает около 600 прихожан. Храм возведён преимущественно на пожертвования верующих и сложен из именных кирпичей - пока храм не оштукатурили, на кирпичах можно было прочитать имена благотворителей-меценатов. При храме открыты воскресная школа, миссионерский кружок, православный лекторий, социальная группа «Милосердие» опекает больницы и помогает многодетным семьям.
Колокольня
Церковная лавка
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #зюзино #коробковскийсад #котловка