28 октября 2024 года/
С незапамятных времён на Серпуховской дороге (Варшавском шоссе) находилась деревня Верхние Котлы. Отсутствие сельского статуса говорит о том, что церкви в Верхних Котлах не было, однако проезжающие паломники и деревенские богомольцы могли пройти меньше версты в западном направлении и в усадьбе Никольское у реки Котловки посетить богослужения в древней церкви Николая Чудотворца. Нынешний Электролитный проезд является отрезком этой дороги из деревни к храму. Сейчас район быстро меняется и самое время вспомнить его долгую историю и собрать мозаику из карт и фотографий разных эпох.
В особенностях межевания здешних территорий и частых сменах владельцев разобраться непросто, однако достоверно известно, что в 1627-1704 годах земли принадлежали древнему дворянскому роду Прончищевых, а Афанасий Прончищев построил в 1646 году первую деревянную церковь. Небольшое поселение Козино на берегу Котловки стало усадьбой Никольское.
На рубеже XVI-XVII веков времена на Руси были смутные, а изрезанная оврагами местность представляла собой естественный рубеж обороны на подступах к столице. Сначала в 1591 году крымский хан Казы-Гирей устроил набег, но после кровавой баталии был вынужден ретироваться, а в 1606 году крестьянское войско Ивана Болотникова собралось свергать нового царя Василия Шуйского («говорят, царь ненастоящий!») и попыталось взять Москву в осаду. В итоге боевых действий селения на Котловке были сожжены и обезлюдели, так что Афанасий Прончищев основал своё имение практически на пепелище.
Смотрите старые карты. Топографическая карта окрестностей Москвы. 1848 год:
Иван Прончищев, получивший усадьбу по наследству, возвёл в 1677 году новый каменный храм Знамения Богородицы с приделом Николая Чудотворца, поставил на реке запруду с мельницей, построил рубленые хоромы. В селе тогда проживали несколько десятков крестьян, приказчик, мельник, конюх, псари.
Смотрите старые фотографии. Церковь Николая Чудотворца в селе Верхние Котлы. 1910 год:
Никольская церковь со звонницей не отличалась затейливой архитектурой, присущей другим православным храмам. Это было простое здание в форме куба, накрытое куполом с одной главкой. Изображений того времени не сохранилось, позднее усадьбой владели князья Голицыны, которые ремонтировали и перестраивали храм, например, вместо звонницы появилась невысокая колокольня.
Князь Александр Голицын предположительно в 1796 году построил двухэтажный особняк, ставший резиденцией его супруги. В ансамбль входили два флигеля, которые соединялись с главным домом галереями, а также конно-каретный двор. Среди других собственников здешних угодий в XVIII-XIX веках можно упомянуть Ржевских, Одоевских, Ардалионовых, Калашникова. Никольское меняло владельцев, но так и не стало большим селом, а к концу XIX века в окрестностях уже вовсю задымили трубы индустриальных предприятий. В 1929 году рабочие Московского металлоаффинерного завода приспособили храм под клуб и уничтожили церковный погост. После открытия нового заводского Дома культуры здание было снесено.
Электролитный проезд, 2 - храм святого праведного воина Феодора Ушакова в Нагорном построен в 2016 году на месте снесённого гаражного кооператива в память об уничтоженном большевиками старинном храме.
До революции Никольскому храму принадлежал участок земли, который в 1899 году арендовал предприниматель Зигфрид Якобсон, основавший завод по производству кирпича. Предприятие было национализировано Советской властью, развивалось и к 1930 году Верхнекотельский кирпичный завод № 5 выпускал десять миллионов кирпичей ежегодно. Позднее, помимо кирпича, предприятие освоило производство мебели, фарфора, акриловых красок и, возможно, благодаря столь широкому профилю пережило лихие девяностые.
Лишь в 2010-х годах экскаватор редевелопмента добрался до индустриального ветерана и сейчас на его месте возвышается жилой комплекс «Вершинино».
Историки предлагают версию, что именно этот кирпичный завод принадлежал братьям Льву и Андрею Катуарам, которые в связи с тяжёлой финансовой ситуацией были вынуждены продать производство Зигфриду Якобсону. Более вероятно, что кирпичных заводов по соседству было два - большой у Катуаров со штатом свыше 300 рабочих и поменьше у Якобсона, на которого работали 65 человек. Катуары вообще сыграли значительую роль в индустриализации Котлов: повышая производительность своего кирпичного завода, они установили три современные гофманские кольцевые печи для непрерывного обжига кирпича, на левом берегу Котловки открыли шёлкокрутильную фабрику, а для бесперебойной доставки сырья и топлива построили дорогу, ставшую известной как Катуаровское шоссе или Нагорная улица.
В 1914 году Катуары продали занимаемые огородами, гуменниками, конопляниками и садами угодья села Никольское действительному статскому советнику Алексею Лопухину, который собрался устроить на Катуаровском шоссе в русле Котловки дачный посёлок. Живописные окрестности ещё не были загажены промзоной и вполне могли быть востребованы дачниками. Лопухин учредил акционерное общество «Посёлок Никольское» и привлёк архитектора Александра Веснина к разработке проекта города-сада по европейским лекалам с одно-двухэтажной жилой коттеджной застройкой плюс гимназией, аптекой, торговыми рядами и трамвайной линией в Москву.
Долина реки Котловки. 1987-1989 гг.:
Между тем пожар Первой Мировой войны разгорался сильнее, экономика переходила на военные рельсы и расходование средств на загородный отдых стало неуместным и непатриотичным. В первые десятилетия советской власти на Котловке всё-таки построили посёлки, но это были не дачные коттеджи, а рабочие общежития: на плане Москвы 1939 года на правом берегу реки отмечен посёлок Речной, а на Катуаровском шоссе - Ленинский рабочий городок и один из посёлков З.И.С., а на старых фотографиях можно увидеть ещё и домики военного городка.
Благоустроенные места для культурного и активного отдыха москвичей тоже здесь появились - в начале восьмидесятых годов Григорий Ариевич и другие энтузиасты решили расчистить свалку строительного мусора, оставшуюся после проходки тоннелей метро, и использовать склоны холма для занятий горнолыжным спортом. Вероятно, годом рождения клуба «Кант» можно считать 1986 год, когда здесь прошли первые соревнования, заработал подъёмник, открылась спортивная школа. Современный «Кант» располагает несколькими трассами на склонах, магазином снаряжения, медпунктом, рестораном «Шале» и другой спортивной и развлекательной инфраструктурой.
Горнолыжный клуб «Кант». 1996 год:
Река Котловка и гора спортивного клуба «Кант». Вид со стороны Нагорной улицы. 2000 год:
Большинство построек современные, лишь здание возле дымовой трубы датируется 1937 годом. Когда-то на территории Приборостроительного техникума находилась старая котельная и её трубу не стали сносить, а используют в качестве тренажёра по скалолазанию.
Река Котловка не везде спрятана в коллектор и один из протяжённых открытых участков проходит в окрестностях бывшего села Никольское и Коробковского сада. Котловка при Собянине похорошела - на месте гаражного комплекса разбит сквер, построены стадион и собачья площадка, вдоль русла реки оборудована прогулочная экотропа.
Многие окрестные заводы и фабрики уже закрыты, но в состав промышленной зоны № 33 «Верхние Котлы» по-прежнему входят действующие автотранспортные и складские предприятия, например, бывший 8-й троллейбусный парк, а ныне парк автобусов и электробусов (площадка «Нагорная» филиала «Центральный»), учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс», ФГУП «Красная звезда», строительно-монтажная организация «Содружество», Опытный завод тугоплавких металлов и твёрдых сплавов, производственно-складской комплекс «ОСТ», склады службы энергохозяйства, автобаза и даже пункт перевалки мусора.
Холм «Чёрная гора» и промышленная зона. 1989-1991 гг.:
Под «Чёрной горой», надо полагать, подразумеваются отходы электролитического завода. Позднее отвалы чёрного шлака были засыпаны.
Электролитный проезд, 3Г - производственное здание (1955-1959)
Электролитный проезд, 3Б - бывшая промзона заиграла яркими красками
Электролитный проезд, 3Бс4 и строящиеся бизнес-хаусы
Некоторые здания по адресам формально относятся к Электролитному проезду, хотя находятся вдоль Проектируемого проезда № 3735. Эта дорога проложена сквозь промышленную зону и приводит к железнодорожному переезду вблизи платформы Нагатинская.
В Москве осталось лишь пять действующих переездов через магистральные железные дороги, впрочем Нагатинский переезд в настоящее время закрыт для проезда.
Предприятия огорожены самым распространённым советским железобетонным забором ПО-2, этот дизайн, напоминающий плитку шоколада, архитектор Борис Лахман придумал в 1974 году. Прежде для ограждения территорий использовались другие заборы неизвестных авторов, например, с рисунком, похожим на летящий спутник.
Можно предположить, что и десяти лет не пройдёт, как в этих малолюдных местах вырастут кварталы многоэтажных новостроек. По крайней мере, Электролитный проезд очень активно застраивается коммерческим и реновационным жильём.
Электролитный проезд, 7 - жилой комплекс TopHILLS возводится на земельном участке автобазы № 23 «Мосовощтранса»
Электролитный проезд. 1987-1997 гг.:
На переднем плане на ретрофото запечатлено конструкторское бюро, связанное с разработкой микроэлектроники, в здании также располагался завод по ремонту телевизоров. Внимательный читатель заметит в правом верхнем углу снимка на стоянке грузовиков высокую металлоконструкцию, которая не очень похожа ни на опору ЛЭП, ни на башенный кран, а напоминает Эйфелеву башню. Возможно, это действительно макет парижской достопримечательности, который ныне можно увидеть на территории автосалона в Коптево? А когда и для чего он был изготовлен?
Электролитный проезд, 10 - ещё одна свежая стройплощадка возникла на месте автомобильной ремонтной базы
Электролитный проезд, 5Б - Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (1976), Национальный институт авиационных технологий, бизнес-центр «Нагорный». За ним возвышается новый жилой дом по программе реновации, возведённый на участке Московского приборостроительного техникума.
Приборостроительный техникум. 1947-1950 гг.:
Машиностроительный (позднее - приборостроительный) техникум в конце 1940-х годов переехал в это здание, которое, как говорят, в старину принадлежало усадьбе Никольское и было надстроено для размещения образовательного учреждения. Позднее техникум оказался на трассе строящейся линии метро - проходка тоннелей велась открытом способом и в начале восьмидесятых годов здание снесли.
Электролитный проезд, 5Бс6 - производственное здание (1946)
Электролитный проезд, 5Бс8 - Научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей (1963), административное здание
Улица Ремизова, 18А - на пересечении Электролитного проезда и улицы Ремезова находилась мебельная фабрика (1956), превратившаяся в автомастерские
Станция метро «Нагорная» построена в 1983 году посреди промышленной зоны между кирпичным и электролитным заводами и для оформления станционного зала была выбрана актуальная для района тематика - охрана окружающей среды. Художник С.Горяинов создал несколько панно из листового алюминия, которые размещены на путевых стенах.
Вот так урбанистично выглядят бывшие угодья села Никольского. Электролитный проезд имеет сложную траекторию и следующий фотоальбом будет посвящён другому его участку, на котором располагаются корпуса Московского медеплавильного и электролитного завода имени В.Молотова, рабочий жилой городок и Дом культуры «Нагорный». Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #электролитныйпроезд #селоникольское #промзона #нагорный