Найти тему
Город на память

«Город на память». 771. Волхонка-ЗиЛ

31 декабря 2022 года/
Волхонка-ЗиЛ (Волхонка-ЗиС) - загадочный топоним, не обнаруженный на планах советской Москвы, но упоминающийся в строительной документации и в печатной прессе. Под этим названием подразумевается довольно обширный пролетарский район, сложившийся в 1930-х годах вдоль Варшавского шоссе к западу от путей Павелецкого направления МЖД (тогда Московско-Донбасской железной дороги) и заселённый преимущественно рабочими Автозавода имени Сталина.

Жилую застройку автозавода на самой окраине Москвы называли то посёлком З.И.С., то посёлком имени Сталина, то посёлком имени Лихачёва, то Коломенским посёлком, а вокруг него располагались посёлки Стрелка, Речной, Имени Молотова, Ленинский рабочий городок, деревня Волхонка (в старину имение Волконское, Изютино). В 1962 году вокруг столицы замкнулось кольцо Московской кольцевой автомобильной дороги, ставшей официальной границей Москвы, и рабочие посёлки утратили свои прежние названия, войдя в состав Советского района.

Смотрите старые карты. Схема городского транспорта Москвы. 1940 год:

Схема городского транспорта Москвы 1:35K v.3 - Варшавское шоссе, Москва, 117556

В 1930-е годы в связи с расширением производства на Автозаводе имени Сталина потребовалось больше рабочих рук и для компактного проживания нескольких тысяч новых заводчан была отведена территория в окрестностях Варшавского шоссе. Некоторую удалённость жилых кварталов от заводских цехов компенсировала расположенная рядом железнодорожная станция Коломенское (ныне платформа Варшавская), а по Котловской улице (Симферопольскому бульвару) запустили трамвайные маршруты 18 и 49.

Смотрите старые фотографии. Станция Коломенское. 1979 год:

1979 Станция "Коломенское"

Трамвайная станция на кольце. 1950-1955 гг.:

1950—1955 Трамвайная станция

-2
-3
-4

План Москвы. 1952 год:

План Москвы - Варшавское шоссе, Москва, 117556

На плане деревянные строения отмечены жёлтым цветом, а капитальные здания - красным.

Жилой квартал в поселке ЗиС рядом с трамвайным кольцом. 1948 год:

1948 Жилой квартал в поселке ЗИС

Новые дома для рабочих Автозавода в Коломенском. 1948 год:

1948 Новые дома для рабочих Автозавода в Коломенском

Жилой дом в посёлке ЗиС на Болотниковской улице. 1949 год:

1949 Жилой дом в поселке ЗиС

Поселок ЗиС. Котловская улица (Симферопольский бульвар). 1945-1955 гг.:

1945—1955 Поселок ЗиС. Котловская улица

-5

Фруктовая улица, 7 - жилой дом (1950, архитекторы С.Маслих и Л.Яфа)

-6
-7

Фруктовая улица, 7к1 - жилой дом (1956, архитекторы С.Маслих и Л.Яфа)

-8
-9

Болотниковская улица, 8к2 - жилой дом барачного типа (1945) перестроен под нужды муниципальной организации.

-10

Первыми под ковш экскаватора отправились деревянные общежития, затем пришёл черёд таунхаусов и до наших дней от исторической жилой застройки посёлка Волхонка-ЗиЛ сохранились всего несколько домов на Фруктовой улице и на Варшавском шоссе.

Варшавское шоссе. 1961 год:

Летним днём на Варшавском шоссе

Варшавское шоссе, 85. 1958 год:

1958 Волхонка-ЗИЛ, кварталы №70А,71А

-11

Варшавское шоссе, 85к2 - жилой дом (1950, архитектор А.Сурис)

-12
-13

Варшавское шоссе, 85к3 - жилой дом (1950, архитектор А.Сурис)

-14
-15
-16

Варшавское шоссе, 85к4 - жилой дом (1949, архитектор А.Сурис)

-17

Арка между домами Варшавское шоссе, 83 и 81к2 (1950)

-18

Болотниковская улица, 12 - Москворецкий рынок пережил несколько метаморфоз. Колхозный рынок располагался практически в центре посёлка, в 1956 году были построены капитальные торговые ряды, в разгар борьбы Сергея Собянина с самостроем исчезли бесформенные сооружения строительного рынка и на их месте разбит сквер.

-19
-20

Кирпичные многоквартирные дома строились в одно время с коттеджами и оказались гораздо практичнее. Прогулявшись по окрестностям Москворецкого рынка, можно составить впечатление о типовой архитектуре начала 1950-х годов и отметить, что некоторые жилые здания перепрофилированы под больничные корпуса или административные офисы.

-21

Болотниковская улица, 3к2 - жилой дом (1950)

-22

Болотниковская улица, 5 - жилой дом (1950)

-23

Болотниковская улица, 11к1 - жилой дом (1951)

-24

Болотниковская улица, 11к2 - жилой дом (1951)

-25

Сивашская улица, 3 - жилой дом (1952)

-26

Симферопольский бульвар, 10к1 - жилой дом, общежитие (1951)

-27

Симферопольский бульвар, 12к1 - жилой дом, общежитие (1955)

-28

Симферопольский бульвар, 13 - жилой дом (1951)

Социальная инфраструктура посёлка сохранилась, хотя и не всегда используется по первоначальному назначению.

-29

Симферопольский бульвар, 4 - филиал № 1 Дворца культуры ЗиЛ (кинотеатр ЗиС, Дом культуры ЗиС, 1938, архитектор Борис Иофан) стал использоваться в качестве продуктового магазина.

Филиал № 1 Дворца культуры ЗиЛ. 1962 год:

1962 Дворец Культуры ЗиЛ

-30
-31
-32
-33
-34
-35

Симферопольский бульвар, 9 - детский сад посёлка Волхонка-ЗиС (1952)

Детский сад в поселке ЗиС. 1955 год:

1955 Детский сад в поселке ЗиС

-36
-37

Болотниковская улица, 6 - общеобразовательная школа № 666 (1940)

-38
-39
-40

Симферопольский бульвар, 9к4 - строение 1949 года

-41

Симферопольский бульвар, 3Г - одно из самых старых зданий посёлка возведено в 1939 году.

-42

Фруктовая улица, 12 - поликлиника, амбулатория, детский санаторий («Санаторка») построен в 1937 году в стиле постконструктивизма, подвергся реконструкции и изменил первоначальный облик.

-43

Фруктовая улица, 12к4 - административное здание (1956)

-44

Фруктовая улица, 14 - детские ясли (1937). В процессе реконструкции утрачены веранды с торцов здания.

-45
-46

Это яблони в сквере на пересечении Симферопольского и Чонгарского бульваров. Можно только представить, как много садов было на Фруктовой улице.

-47
-48

Сквер на пересечении Симферопольского бульвара с Фруктовой улицей. На месте нынешней клумбы стояли памятники вождям советского народа - то «отцу родному», то «дедушке».

Памятник Ленину, сменивший памятник Сталину. 1963 год:

1963 Сквер в посёлке "Волхонка-ЗиЛ"

-49

Сквер с валунами на пересечении Симферопольского бульвара с Нахимовским проспектом

-50
-51

Нахимовский проспект, 2 - общеобразовательная школа, вечерняя школа № 166 (1937) используется как гостиница.

Школа в Коломенском посёлке. 1938 год:

1938 Коломенский поселок ЗИС. Школа

-52
-53
-54

Прогулка через бывший посёлок завершается у трамвайной Донбасской эстакады, построенной над Варшавским шоссе.

Государственная дорога Москва-Харьков (Варшавское шоссе). 1948 год:

1948 Государственная дорога Москва- Харьков

-55

Варшавское шоссе

-56

Знакомство с разнообразной архитектурой посёлка Волхонка-ЗиЛ можно завершить двумя солидными сталинками. Дома, построенные после Великой Отечественной войны немецкими военнопленными, называют «немецкими», такие есть и в посёлке, а эти два дома прозвали «испанскими». В 1936 году в Испанской республике произошёл антиправительственный мятеж, переросший в полномасштабную войну с применением авиации и бронетехники. В гражданской войне приняли участие добровольцы из других стран, в частности, Советский Союз оказал военную помощь республиканцам, а Италия и Германия воевали на стороне мятежников.

В 1939 году война завершилась победой генералиссимуса Франко, в Испании установлена диктатура и тысячи беженцев были вынуждены покинуть страну. В Советский Союз эмигрировали около 5000 республиканцев и членов их семей, которым было предоставлено жильё и рабочие места, в том числе в Москве на Автозаводе имени Сталина. За заводскую футбольную команду «Торпедо» выступали игроки с испанскими корнями Августин Гомес, Хесус Варела-Савела, Немесио Посуэло.

-57

Варшавское шоссе, 60 - жилой дом (1947)

-58
-59
-60
-61

Варшавское шоссе, 64к1 - жилой дом (1940)

-62
-63
-64
-65

Фотографии: Евгений Чесноков

-66

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:

Яндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест
Город на память | Дзен

#городнапамять #москва #история #архитектура #волхонказил #рабочийпоселок #сталинки

Авто
5,66 млн интересуются