Uriah Heep — одни из основателей и архитекторов хард-рока и хеви-метала. Появившись на кипящей лондонской сцене в конце 60-х, они встали в один ряд со «святой троицей» — Deep Purple, Led Zeppelin и Black Sabbath, — помогая формировать новый, тяжелый и бескомпромиссный звук. Известные своим парящим, почти оперным многоголосным вокалом, сложными прогрессивными аранжировками, мистической фэнтезийной лирикой и театральностью, Uriah Heep завоевали преданную международную аудиторию.
И хотя на родине, в Англии, и в США их часто называют «забытыми гигантами» золотой эры, на территории континентальной Европы и, что особенно поразительно, в странах бывшего СССР они стали настоящим культурным феноменом. Их влияние на советскую рок-сцену было настолько велико, что, возможно, превзошло даже влияние Queen и The Rolling Stones вместе взятых. Это история группы, которая всегда шла своим путем, пережила бесчисленные трагедии и смены состава, но так и не погасила своего внутреннего огня.
Ранние годы (1969–1971): Рождение из "Пряности" и поиски звука
История группы начинается в 1969 году. Вокалист Дэвид Байрон и гитарист Мик Бокс, игравшие в группе The Stalkers, создали новый проект под названием Spice («Пряность»). Ключевым моментом стало присоединение к ним мультиинструменталиста и главного будущего идеолога группы — клавишника и гитариста Кена Хенсли. Вместе с басистом Полом Ньютоном и барабанщиком Алексом Нейпиром они начали формировать свое звучание. Вдохновившись зловещим персонажем из романа Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд», они сменили название на Uriah Heep.
Их дебютный альбом "…Very ‘Eavy… Very ‘Umble" (1970) был буквально разгромлен критиками. Знаменитая рецензия в журнале Rolling Stone начиналась со слов: «Если эта группа добьется успеха, мне придется покончить с собой». Но слушатели услышали то, что не заметили критики: мощный, тяжелый звук органа Hammond, который станет визитной карточкой группы, драматический вокал Байрона и мрачную, готическую атмосферу, как в открывающем треке "Gypsy".
Второй альбом, "Salisbury" (1971), показал движение в сторону прогрессив-рока, особенно в 16-минутной заглавной композиции, записанной с оркестром. Но настоящим бриллиантом стала простая, акустическая песня "Lady in Black". Хотя в Англии и США ее почти не заметили, в Германии она стала неофициальным гимном, годами не покидая чарты и превратившись в культовый хит на десятилетия.
Классический состав и пик славы (1972–1975): Эра магии и фэнтези
После нескольких смен барабанщиков и басистов, в группе наконец сформировался ее «золотой», классический состав: Дэвид Байрон (вокал), Мик Бокс (гитара), Кен Хенсли (клавишные, гитара, основной автор песен), Гэри Тэйн (бас) и Ли Керслейк (ударные). Именно эта пятерка записала серию альбомов, которые стали абсолютной классикой жанра и принесли группе мировую известность.
- "Demons and Wizards" (1972): Концептуальный альбом, основанный на фэнтезийных историях, которые придумал Кен Хенсли. С его сказочной обложкой от Роджера Дина, он подарил миру два бессмертных хита: мистическую балладу "The Wizard" и убойный рок-боевик "Easy Livin’", который стал их главным успехом в США.
- "The Magician’s Birthday" (1972): Выпущенный всего через полгода, этот альбом продолжил фэнтезийную тематику. Заглавный трек — это 10-минутный прогрессивный эпос, а "Sunrise" и "Sweet Lorraine" стали концертными фаворитами.
- "Sweet Freedom" (1973): На этом альбоме группа немного отошла от фэнтези в сторону более личных тем. Песня "Stealin’" стала еще одним хитом, хотя и была запрещена на многих радиостанциях из-за текста о воровстве и насилии.
- "Wonderworld" (1974) и "Return to Fantasy" (1975): Эти альбомы закрепили их успех, особенно в Европе, где они собирали стадионы.
Трагедии, перемены и закат классической эры (1975–1980)
Непрерывные мировые турне и образ жизни рок-звезд начали сказываться. Внутренние конфликты и проблемы с наркотиками и алкоголем нарастали. В 1975 году басист Гэри Тэйн, один из самых техничных и мелодичных басистов своего времени, был найден мертвым от передозировки героина. Это стало страшным ударом для группы.
Но главная драма была связана с фронтменом. К 1976 году проблемы Дэвида Байрона с алкоголем стали неуправляемыми. Его поведение на сцене становилось все более непредсказуемым, а голос начал его подводить. После очередного скандального выступления группа приняла тяжелое решение уволить своего харизматичного вокалиста. Его уход стал концом классической эры. На его место пришел Джон Лоутон (экс-Lucifer’s Friend), с которым группа записала несколько успешных альбомов, включая "Firefly" (1977), но магия была утеряна.
Феномен в СССР: «Почти как битломания»
В то время как популярность Uriah Heep на Западе медленно угасала, в Советском Союзе они обрели статус настоящих богов. Их музыка, появившаяся в стране примерно в 1972 году, идеально вписалась в культурный ландшафт. Гитары без экстремального перегруза, заливистые, почти церковные клавишные и мелодичные, многоголосные распевки — это было похоже на западный рок, но не настолько агрессивно, чтобы вызывать гнев худсоветов. В середине 70-х каждый второй советский ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) либо подражал Uriah Heep, либо исполнял их песни.
Кульминацией этой народной любви стали их исторические гастроли в СССР в декабре 1987 года. На пике перестройки Uriah Heep стали одной из первых западных рок-групп, прорвавших «железный занавес». Они дали 10 аншлаговых концертов в спорткомплексе «Олимпийский» в Москве, выступив перед 185 000 зрителей.
Вокалист Берни Шо, присоединившийся к группе в 1986 году, вспоминал этот прием как «нечто близкое к битломании». По итогам гастролей был выпущен концертный альбом "Live in Moscow".
Этот невероятный успех заставил даже британскую прессу, давно списавшую группу со счетов, вновь заговорить о них с уважением. «Это было очень странно, потому что в Англии нас к тому времени почти забыли», — говорил Мик Бокс.
Выжившие: Непрерывная история сквозь десятилетия
Несмотря на бесчисленные смены состава (за всю историю в группе сменилось более 30 музыкантов), Uriah Heep никогда не прекращали свою деятельность. Единственным бессменным участником, капитаном этого корабля и хранителем его духа остается гитарист Мик Бокс.
В 80-е они пережили коммерческое возрождение с альбомом "Abominog" (1982), который имел более современное, стадионное звучание, ориентированное на американскую аудиторию. С 1986 года стабильным и любимым фанатами вокалистом группы является канадец Берни Шо, а клавишником — Фил Лэнзон. Этот состав оказался самым долговечным в истории группы.
В 2000-х и 2010-х годах группа продолжала активно гастролировать по всему миру — от России и Казахстана до Бразилии и США — и выпускать сильные, хорошо принятые критиками альбомы, такие как "Wake the Sleeper" (2008), "Into the Wild" (2011) и "Living the Dream" (2018).
Последние годы были омрачены уходом из жизни многих бывших участников. В 2020 году с разницей в несколько месяцев умерли два столпа классического состава: барабанщик Ли Керслейк и главный автор песен Кен Хенсли. В 2021 году не стало Джона Лоутона.
Тем не менее, Uriah Heep продолжают свой путь. В 2023 году они выпустили свой 25-й студийный альбом "Chaos & Colour", который получил восторженные отзывы. Мик Бокс и его команда по-прежнему на сцене, доказывая, что их наследие — это не просто воспоминания о прошлом, а живая, дышащая и мощная музыка. Они — настоящие выжившие, хранители пламени классического хард-рока, чья история является примером невероятной стойкости и преданности своему делу.