Найти в Дзене
Extreme Sound

Gentle Giant: От ненависти к названию до драки с 15-тысячной толпой — первые два года легенды прог-рока

«Публика Black Sabbath – это не наша публика… но мы умели себя подать. Мы никогда не корчили из себя серьезных музыкантов – наш посыл был: „Мы вас развлечем, и вам понравится!“» – так братья Шульман описывали свой подход. Их путь к успеху с Gentle Giant, начавшийся с неприятия собственного имени и увенчавшийся вызовом на бой 15 000 человек, оставил глубокие шрамы после выпуска четырех альбомов.

Недооцененные гении прог-рока

Стоит лишь распробовать, и Gentle Giant становятся одной из самых изысканных групп в прогрессивном роке. Для ценителей музыки, одновременно пикантной, утонченной и интеллектуальной, они по праву остаются главной тайной жанра. Но слухи об их гениальности крепнут. Армия их преданных фанатов растет, а их наследие активно переиздается, в том числе благодаря поддержке Стивена Уилсона. В 2015 году группа получила награду Prog «За жизненные достижения».

Историческое воссоединение и откровенный разговор

Спустя почти два года, в родном Портсмуте, состоялось знаковое событие: Gentle Giant и их предшественники Simon Dupree And The Big Sound были введены в местный Зал славы. На церемонии воссоединились братья-основатели Дерек, Рэй и, что особенно важно, Фил Шульман – идейный вдохновитель группы, которому на тот момент исполнилось 80 лет. Фил не появлялся публично с братьями с 1973 года. После церемонии Prog удалось эксклюзивно пообщаться с группой. Атмосфера была уникальной: когда речь зашла о возвращении Фила, Дерек назвал это «очень печальным», а Рэй тут же парировал «историческим», что ярко продемонстрировало сложную братскую динамику.

Их путь был стремителен: от клубных выступлений в составе Simon Dupree And The Big Sound (где на клавишах играл будущий Элтон Джон) до Gentle Giant, сотрудничества с музыкантами Королевской академии музыки и продюсирования Тони Висконти. Первые четыре альбома стали золотым стандартом прог-рока – и все это случилось невероятно быстро, почти как в сказке.

Истоки: из Глазго в Портсмут

В начале 60-х мало кто мог предположить, что Шульманы окажутся в Зале славы. Семья переехала из Глазго в Портсмут в конце 1940-х. Отец, профессиональный музыкант, решил увезти семью из неблагополучного района. Братья росли в музыкальной атмосфере: младший Рэй с пяти лет играл на трубе, а затем на скрипке. Старший Фил (1937 г.р.) был джазменом.

От R&B к поп-психоделии: Simon Dupree And The Big Sound

После юношеских групп The Howling Wolves и The Road Runners братья создали Simon Dupree And The Big Sound. Дерек стал фронтменом «Саймоном Дюпри». Группа быстро отошла от R&B корней, попав в 1967 году в британский Топ-10 с поп-психоделическим хитом "Kites". Однако дальнейшие попытки создать хит были менее успешны. После череды выступлений в кабаре, в 1969 году Шульманы решили сменить курс на более джазовое и прогрессивное звучание. «В воздухе витали перемены, – объясняет Рэй. – Мы, будучи Simon Dupree, играли с Cream». Фил добавляет: «Мы их тогда просто „убрали“ со сцены». Дерек вспоминает: «Джефф Линн, Роберт Плант, Роберт Фрипп – все мы проходили через это, отходили от поп-музыки».

Рождение Gentle Giant

Братьев поддержал менеджер Джерри Брон, обеспечив им зарплату и команду. Именно Брон приложил руку к новому названию. «Колин Ричардсон, работавший у Джерри, придумал: „Вы играете нежно и громко – Gentle Giant (Нежный Гигант)“, – вспоминает Фил. – Сначала я поморщился, звучало как реклама кукурузы». Дерек же отмахнулся: «Мы делали музыку, нам было все равно, как нас назовут!»

Эрик Хайн, Тони Рэнсли, Рэй Шульман, Пит О'Флаэрти, Фил Шульман, Дерек Шульман
Эрик Хайн, Тони Рэнсли, Рэй Шульман, Пит О'Флаэрти, Фил Шульман, Дерек Шульман

К Шульманам и барабанщику Мартину Смиту (экс-Mojos, экс-Big Sound) нужен был единомышленник. В начале 1970-го они случайно нашли Керри Минниара. «Его приход был очень важен», – говорит Рэй. Фил узнал о «голодающем музыканте» из Королевской академии музыки и заинтересовался. Минниар, выпускник Академии по классу ударных, застрял в Германии после распада его группы Rust. Получив неожиданный звонок, он прихватил с собой гитариста Эрика Линдси. Минниара взяли, Линдси – нет. «Мы сказали Керри, что он отличный музыкант, но паршивый скаут талантов!» – смеется Фил. Минниар поселился у Фила и много писал. Режим был строг: «Репетировали целыми днями», – говорит Дерек.

Следующим шагом стал поиск гитариста через объявление в Melody Maker. В марте 1970-го 19-летний блюзмен Гэри Грин стал 45-м кандидатом. Его поразил профессионализм группы. «У них были роуди на подхвате, куча аппаратуры. Я был немного напуган, только травка спасала!» – вспоминает Грин. Он впечатлил всех тем, что первым делом настроил гитару. «Гэри был блюзменом, в отличие от Стива Хакетта, игравшего как классический гитарист. Это делало нас уникальными», – говорит Рэй. Грин присоединился к группе, и они начали давать концерты, первый из которых афишировался как «Gentle Giant с участием Саймона Дюпри». «Я был поп-звездой, и остаюсь ей», – смеется Дерек. Фил подначивает: «Он просил называть его Саймоном». «Я и есть Саймон!» – парирует Дерек. Эти братские пикировки были обычным делом.

Дебютный альбом и жизнь в пабе

Несмотря на скромную посещаемость первых концертов, группа активно выступала. Продюсер Тони Висконти, работавший над их дебютным альбомом, написал в аннотации о «загородном коттедже». «На самом деле мы „уединились“ в пабе!» – смеется Рэй. Группа обосновалась в Cambridge Arms, создав тесное сообщество. «Мы жили очень дружно, – вспоминает Грин, – постоянно были вместе, ходили на рыбалку, смотрели Монти Пайтона».

-3

Gentle Giant стали востребованной группой на разогреве. «Мы использовали наши сильные стороны, – говорит Фил. – Керри и Рэй – отличные музыканты, а мы с Дереком – шоумены. На сцене мы могли перевернуть все гримасой или жестом».

В августе 1970-го в Trident Studios был записан одноименный дебют. «Джерри Брон предложил Тони Висконти», – говорит Дерек. Фил вспоминает: «Он жил в крохотной квартирке, мы спали у него на полу». Висконти тогда еще не был суперзвездой продюсирования. На студии иногда появлялись Мик Ронсон, Вуди Вудманси и даже Дэвид Боуи. Грин был в восторге от Висконти: «Он был немного волшебником, отлично понимал, что мы делаем». Альбом демонстрировал разносторонность группы: от деликатной "Funny Ways" до хард-роковой "Why Not?" и выдающейся "Nothing At All". «Первый альбом был, по сути, записью концертной программы, отсюда и барабанное соло», – объясняет Дерек. Вышедший в ноябре 1970-го с обложкой от друга Боуи Джорджа Андервуда, альбом был мелодичным, необычным и серьезным. «Он не стал хитом, но заявил о нас», – говорит Дерек.

Acquiring The Taste: Эксперименты и цинизм

Висконти продюсировал и второй альбом, Acquiring The Taste (июль 1971), записанный в AIR и Advision. Он стал культовым среди ценителей. «Я обожаю его атмосферу, она волшебная», – говорит Грин. «Мы не играли эти песни вживую, это был чисто студийный эксперимент», – добавляет Рэй. Фил описывает его как «мрачный и сюрреалистичный», с отсылками к искусству и литературе (например, "Black Cat" – дань уважения Уильяму Блейку). Фил, бывший учитель рисования, был генератором идей, часто с отсылками к гигантам и Рабле. Обложка, намекающая на «подлизывание» музыкальному бизнесу, отражала присущий группе цинизм. «Шульманы уже вкусили славы, но хотели большего, – вспоминает Грин. – Фил прекрасно понимал жестокость этого бизнеса».

Люди были заинтригованы. Однако Джерри Брон не разделял их энтузиазма. «Он ненавидел Acquiring The Taste, – говорит Рэй. – Он не знал, что с ним делать». Брон успешно работал с более традиционными Uriah Heep. За дела группы взялись World Wide Artists (WWA), отец и сын Пэт Михан. Они нацелились на американский рынок, подписав контракт с Columbia.

Three Friends: Смена барабанщика и самопродюсирование

Произошла смена барабанщика: Мартин Смит ушел. «Его игра была слишком „легковесной“ для Фила», – вспоминает Грин. Через объявление нашли 18-летнего Малкольма Мортимора. «Он играл невероятно, все и сразу в одной песне», – говорит Грин. После недели репетиций Giant отправились в тур с Jethro Tull. Пришло время для новой студийной работы. От услуг Висконти отказались. «Мы могли продюсировать себя сами», – говорит Грин. Это укрепило их сотрудничество с инженером Мартином Рашентом (будущим продюсером Human League).

В январе 1972-го началась запись концептуального альбома Three Friends. Ключевой трек "Peel The Paint" включал импровизированное соло Мортимора и Грина. Мортимор привыкал к братским разборкам: «Фил был главарем, Дерек – говорливым вокалистом, Рэй – миротворцем. Мы с Филом постоянно собачились!» – смеется Дерек. «Это было как у братьев Маркс», – добавляет Грин.

Gentle Giant, снятый  август 2017 г. Слева направо: Керри Миннер, Дерек Шульман, Фил Шульман, Рэй Шульман.
Gentle Giant, снятый август 2017 г. Слева направо: Керри Миннер, Дерек Шульман, Фил Шульман, Рэй Шульман.

В марте 1972-го Мортимор попал в аварию на мотоцикле. Для тура срочно нашли замену – Джона «Пагвоша» Уэзерса (экс-Grease Band). Уэзерс быстро влился, и ему предложили остаться на постоянной основе. Мортимор вспоминает: «Фил позвонил и извинился, сказав, что Джон остается. Они уезжали в Америку, на этом все».

Octopus: Американские горки и пик творчества

Уэзерс идеально подошел группе. Перед американским туром в поддержку Three Friends, WWA организовали им странные выступления на разогреве фильма Jimi Plays Berkeley. Затем последовали совместные концерты с Black Sabbath. «Аудитория Sabbath – не наша аудитория, – говорит Рэй. – Но мы умели себя подать, даже с преувеличением: „Вам это понравится, потому что мы так играем!“ Мы развлекали, а не демонстрировали виртуозность». Печально известным стало выступление в Hollywood Bowl 15 сентября 1972-го. «Там было все руководство Columbia, – вспоминает Дерек. – Перед выходом я повздорил с парнем из-за его девушки, он обрызгал меня из водяного пистолета». Во время исполнения "Funny Ways" на сцену полетели петарды. «Одна чуть не порвала мне ботинки! – вспоминает Фил. – Я вызвал 15 000 человек на драку». Дерек добавляет: «Ну ты их и назвал тогда…» Фил: «Кучка му**ков?» «Они притихли, – вспоминает Минниар. – Это сработал мой учительский голос: „Больше так не делайте!“». «Мы доиграли сет, – говорит Уэзерс. – Это был худший прием в нашей жизни».

Следующий тур с Yes и Eagles тоже был странным. Искупление пришло с туром с Jethro Tull – идеальное сочетание групп и публики.

Альбом Octopus (декабрь 1972), с обложкой Роджера Дина, установил планку для прог-рока: сложный, умный, душевный. «Что сделало его другим? Я!» – смеется Уэзерс. Минниар согласен: «Манера игры Джона изменила наше звучание и то, как мы писали. Мы стали ритмически смелее». Уэзерс познакомил Минниара с Джеймсом Брауном, что повлияло на его игру на клавинете. «На Octopus самые милые песни», – считает Фил. «Это был зенит Фила в группе», – говорит Дерек. «Octopus звучит уверенно, – размышляет Минниар. – Каждый трек развивался самостоятельно». Грин добавляет: «Мы были более „рабоче-крестьянской“ прог-группой, несмотря на интеллектуальные концепции».

Уход Фила и новый этап

В начале 1973-го, перед американским релизом Octopus, произошел самый значительный сдвиг: Фил Шульман покинул группу. «Все кончено, это история», – говорит Фил сегодня. Дерек объясняет: «Гастроли и запись отнимали уйму сил. Филу было тяжело». Фил подтверждает: «Будь я холостяком, все было бы иначе». «Нам с Рэем было нелегко, это наш брат, – говорит Дерек. – Мы сомневались, сможем ли продолжать». «Мы снова близки сейчас», – добавляет он. Уэзерс вспоминает: «У Фила была семья, он скучал по дому. Он был на 10 лет старше, у него не было того гастрольного куража. Пэт Михан-старший в итоге поставил вопрос ребром, и Фил ушел». «Фил был первым „режиссером“ группы, – говорит Грин. – После его ухода мы стали жестче».

Важность Фила для Gentle Giant неоспорима. Его работа была сделана. Группа быстро вернулась к делам, уже в марте гастролируя по Америке. Минниар вспоминает: «Мне пришлось учиться играть партии трубы и саксофона на клавишах. Фила не хватало как автора текстов и визионера. Но мы продолжили писать». «Дерек стал новым лидером, – говорит Уэзерс. – Мы над ним жутко подтрунивали, он все воспринимал так серьезно!»

Взгляд назад

На этом этапе, готовые покорять Америку впятером, мы завершаем рассказ о первых 25 месяцах Gentle Giant. «Мы были расслаблены и счастливы, – заключает Минниар. – Мы не гнались за успехом, а просто хотели делать что-то свое. Нам нравилось сочинять, играть и учиться».

А времена, когда их альбомы стали более «попсовыми» – это уже совсем другая история…