Найти в Дзене
Extreme Sound

ВИА-Призрак: Как "Акварели" играли Uriah Heep, польские сказки и пропали с радаров советской эстрады

Затерянные в Золотом Веке ВИА

Эпоха ВИА подарила нам созвездие имен, сияющих до сих пор: "Песняры", "Самоцветы", "Весёлые ребята"... Их хиты впечатаны в культурный код. Но рядом с этими гигантами существовали и другие коллективы, чья судьба сложилась иначе. Их имена стерлись из массовой памяти, их песни не гремят на ретро-дискотеках. Один из таких "призраков" советской эстрады — ВИА "Акварели".

Коллектив с джазовыми корнями, солидной духовой секцией, исполнявший не только комсомольскую романтику, но и хард-рок Uriah Heep, и даже ставший невольным саундтреком к современному интернет-сериалу. Давайте погрузимся в историю этого недооцененного ансамбля.

Джазмен во главе ВИА: Неожиданный старт

Вопреки стереотипу о "продюсерских проектах", у истоков "Акварелей" стоял профессиональный музыкант. В 1974 году выпускник Московской консерватории, джазмен Александр Тартаковский, решился на смелый шаг: сменить мир джазовых импровизаций на формат вокально-инструментального ансамбля при "Москонцерте".

-2

При поддержке Виктора Векштейна ("Поющие сердца") и композитора Бориса Рычкова (чья песня "Акварели" и дала имя коллективу), Тартаковский собрал большой состав с мощной духовой секцией, явно ориентируясь на звучание американских Chicago. Джазовое прошлое лидера обещало нечто большее, чем стандартный набор ВИА-клише.

Мелькнувшая удача: Почти хиты и чужая слава

Казалось, у "Акварелей" были все шансы на успех. Престижная премия Всероссийского конкурса советской песни, сотрудничество с известными композиторами, регулярный выпуск пластинок на "Мелодии".

-3

Ансамбль даже первым записал будущий шлягер "Татьянин день" (хотя их версия звучала немного архаично). Но злой рок преследовал коллектив: самые перспективные и динамичные песни уходили к конкурентам.

-4

"Любовь — огромная страна" прогремела в исполнении "Весёлых ребят", а зажигательная "Ох, эти танцы" стала визитной карточкой "Самоцветов". "Акварели" оставались в тени, исполняя "пропаганду советской песни", как гласила аннотация к их первому альбому.

Новый голос и западный ветер: Эксперименты конца 70-х

В 1978 году в ансамбль приходит яркий солист — Валерий Белянин. Его мягкая, проникновенная манера исполнения подарила "Акварелям" такие лирические жемчужины, как "Льняные волосы" — песня, может, и не ставшая всесоюзным хитом, но покоряющая своей нежностью и сегодня. Одновременно ансамбль улавливает новые веяния: в преддверии Олимпиады-80 "Акварели" решаются на рискованный эксперимент — выпуск целого альбома каверов на западные хиты "Солнечный луч в моём сердце".

От Стиви Уандера до Uriah Heep: Советский взгляд на Запад

Этот альбом стал настоящей экзотикой. Заглавный трек Стиви Уандера (спетый на английском!), песни Демиса Руссоса... и — самое неожиданное — кавер на "July Morning" культовых хард-рокеров Uriah Heep!

Конечно, рок-пуристы лишь усмехались: джазовому ВИА было далеко до мощи и энергетики оригинала. Но сам факт такой попытки был по-своему смел для советской сцены. Еще одним открытием стала песня "Лайди-лайда" ("Znamy się tylko z widzenia") польской группы Trubadurzy — волшебная баллада о принцессе и простолюдине, которую Тартаковский, вероятно, услышал на фестивале в Зеленой Гуре.

Апогей и стремительный закат

Пиком карьеры "Акварелей" можно считать выступление на открытии престижного концертного зала гостиницы "Космос" в Москве. Но и здесь удача отвернулась: все внимание публики забрали заезжий Джо Дассен и восходящая суперзвезда Алла Пугачёва. Вскоре ансамбль покинул Валерий Белянин (ушел в ВИА "Пламя"). Коллектив продолжал гастролировать, но без новых записей и с постоянной сменой состава творческий импульс угас. Финальной точкой стала болезнь и уход из жизни основателя Александра Тартаковского в 1988 году. Узнав печальную новость во время гастролей, музыканты вернулись в Москву и распустили ансамбль.

Несправедливо забытые краски

ВИА "Акварели" так и не вошел в пантеон главных звезд советской эстрады. Их путь — это история талантливых музыкантов, которым немного не хватило удачи, "своего" хита или пробивной силы.

Они пытались совместить джазовую выучку с эстрадным форматом, официальную программу с западными влияниями, но остались где-то на периферии. Однако их записи хранят подлинное настроение эпохи, искренность и музыкальность. А неожиданное "возрождение" одной из их песен в сериале "Внутри Лапенко" доказывает: даже у "забытых" коллективов есть шанс снова быть услышанными. И "Акварели", безусловно, этого заслуживают.