45 лет назад калининградцы проводили в последний путь Архипа Леонова – отца дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова
На Старом кладбище Калининграда немало семейных захоронений. Один из самых больших фамильных участков – леоновский.
Вообще корни у известного всему миру покорителя Вселенной – на другом конце страны. Будущий космонавт-11 родился 30 мая 1934-го в далёкой от Балтики Листвянке (деревня в Тисульском районе Кемеровской области). А в 1936 году его отца посадили.
– Он выучился на зоотехника и считал, что лошадь, выведенная им, очень подходит для Сибири, – рассказывал Алексей Архипович. – Однажды, когда отец был в командировке, к председателю колхоза приехал брат. И съели они жеребчика. Отец, узнав, схватился за топор: убью! Женщины на нём повисли, не пустили. А председатель с братом, конечно, затаили…
Был написан донос: вредитель-зоотехник умышленно пересушил партию семенного зерна. Но вместо того чтобы сгинуть в лагерях, через три года Леонов-старший вышел на свободу.
– Выручил зампред райисполкома в Тисуле, бывший командир роты в дивизии латышских стрелков, где служил отец во время Гражданской войны. А так он бы, наверное, погиб… При этом ни разу не слышал я от родителей слова худого о власти. Они так считали: власть ни при чём, просто председатель колхоза – сволочь.
Когда главу семьи забрали, мать осталась одна с отрядом детей на руках. И при этом была беременна. В деревне же помогать родственникам «врага народа» никто не собирался.
– У нас всё отобрали, кто-то из особенно «добрых» соседей с меня даже штанишки снял… До станции мы ехали на розвальнях, потом на поезде. Я всё кричал: не хочу на поезде, хочу на коне! А сам чуть ли не голый, на улице – зима…
В Кемерово их ждали сестра Шура с мужем. Уехала она туда на строительство ГРЭС, там и Антона своего встретила. Сперва все ютились у них на 16 квадратных метрах. А затем беглецы из Листвянки получили две комнаты – в том же бараке.
Трёх сыновей и шесть дочек вырастили Евдокия и Архип Леоновы.
– Ещё одна сестрёнка через год умерла, – вспоминал Алексей Архипович. – Но когда она родилась, как раз вышло постановление о помощи многодетным семьям. И мне с полученных денег купили первое в моей жизни пальто.
Тогда же Леоновым и свой угол в бараке выделили.
– В Калининград первой, в сорок шестом, переехала сестра Люба с мужем. А потом они и нас позвали. Обещали нормальную квартиру, мы-то по-прежнему в бараке жили.
– Первое впечатление от города помните?
– Руины…
К слову, когда в 1952 году о Леонове впервые узнала сразу вся Калининградская область (причём не обошлось без курьёза), наряду с ним в статье фигурировал и отец. Более того, именно с Архипа Алексеевича она начинается
и его же словами – заканчивается:
– А хорошую смену воспитывает школа, умных, развитых, честных ребят, настоящих советских патриотов.
Когда же сын полетел в космос, отец в числе прочего с гордостью сказал журналистам:
– В семье у нас – пять медалей за труд, а Евдокия Минаевна – орденоносец: «Материнской славой» первой степени награждена.
В марте 1965-го мать Леонова, наверное, сильнее всех переживала за сына, сердце ей подсказывало: не всё так у него гладко, как по радио говорят.
А уже всего через два года Евдокия Минаевна умерла…
Отец же так и остался жить в их старом домике. И когда в 1975 году Леонов отправился во второй космический полёт, с улицы Ремонтной на Байконур полетела телеграмма:
«Сын мой, Алёша, благословляю тебя на успешные работы в космосе на благо Родины. Желаю благополучного возвращения на Землю. Целую, крепко обнимаю. Папа».
А когда сын вернулся и смог вырваться в Калининград, конечно, самый тёплый приём ждал его в отчем доме.
Пять лет спустя, 21 августа 1980-го, Леонов-старший скончался на 89-м году жизни. И в некрологе от обкома КПСС и облисполкома было написано:
«Сын орловского крестьянина, он с детских лет познал нелёгкий крестьянский труд. Добровольцем в 1918 году вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. После окончания гражданской войны активно участвовал в строительстве новой жизни в деревне, был председателем комитета бедноты Усть-Колбинского сельсовета Тисульского района Западно-Сибирского края.
В годы Великой Отечественной войны А. А. Леонов работал на оборонном заводе. В 1948 году вместе с семьёй приехал в Калининградскую область и до ухода на пенсию трудился слесарем на Калининградском вагоностроительном заводе.
Добросовестный труд Архипа Алексеевича отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», многими Почётными грамотами и благодарностями».
Время неумолимо, никто не вечен. Помимо ряда других близких родственников по соседству с родителями упокоились дочери Любовь (30.09.1918 – 18.01.1988), Александра (01.04.1916 – 22.02.1989), Нина (15.08.1922 – 02.07.1994), Надежда (08.09.1924 – 21.08.2007), сыновья Пётр (07.01.1928 – 19.04.1995) и Борис (15.04.1937 – 05.11.2001).
Дочь Раиса (27.10.1920 – 24.07.2008) в Калининград переезжать не стала. Много лет она проработала на заводе «Прогресс», выйдя на пенсию, вела активную общественную деятельность. За выдающиеся заслуги перед Кузбассом 27 февраля 2008-го ей было присвоено звание «Почётный гражданин Кемеровской области».
Ещё про одну дочь, Антонину, глава семейства Архип Леонов 18 марта 1965-го (в день выхода сына Алексея в открытый космос) сказал лишь, что она – домохозяйка. И больше мне о ней в тогдашней печати ничего не попадалось.
Кемеровский журналист и писатель Любовь Скорик была знакома и с Раисой Архиповной, и с Алексеем Архиповичем. И в своих воспоминаниях, в частности, написала:
«Я была в гостях у Леоновых в Калининграде. Собрались они все в доме родителей. По-всегдашнему неунывающие, заботливые друг к другу, гостеприимные. Угощали по-особому посоленной рыбой, пирогами да яблоками из собственного сада. Расспрашивали, как нам живётся в Кузбассе, передавали приветы землякам.
Не было там только Антонины. Не пришла – трудно ей ходить на протезах. Пятнадцатилетней девочкой, ещё в Кемерово, попала Тоня под трамвай и осталась без обеих ног. Все долгие годы она – общее семейное горе, забота и боль».
Есть и другая информация, согласно которой несчастье с Антониной случилось всё-таки уже в Калининграде. В последние годы она якобы жила в Светлом, там же и похоронена.
И ещё. На улицах Калининграда порой просит милостыню безногая бабушка. И до сих пор можно услышать: это-де сестра Леонова… Есть, в общем, в городском фольклоре и такая печальная история, где правду трудно отделить от вымысла.
Одно из наших интервью с Алексеем Леоновым было накануне Дня космонавтики. И он неожиданно сам задал вопрос:
– А костры в апреле в Калининграде ещё жгут?
Мол, раньше по весне они дымили по всему городу. Снег сошёл, народ прибирался вокруг своего жилья. И всюду жгли старую листву, ветки.
– Очень мне нравился запах тех костров, до сих пор его помню. Мы тоже наводили у себя в палисаднике порядок, костерок трещал, дымился. Эх, вернуться бы сейчас в наш дом на Ремонтной…
Алексей Архипович скончался 11 октября 2019-го на 86-м году жизни. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище (мемориал «Пантеон защитников Отечества»).
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: