К 50-летию уникального космического проекта «Союз-Аполлон». Взгляд из Калининграда
У калининградцев особый интерес к этому проекту возник ещё в мае 1973-го. Тогда стало известно, что земляк-космонавт Алексей Леонов
назначен командиром «Союза-19», который должен совершить небывалое: произвести на орбите стыковку с американским кораблем. Кстати, в запасном экипаже оказался ещё один земляк калининградцев – Юрий Романенко. Дублёры не потребовались, и впервые космос Романенко смог увидеть лишь в 1977 году. Тем не менее именно подготовку для проекта «Союз-Аполлон» он называет своей первой серьёзной космической работой:
Однако прежде чем стартовать вместе с «Союзом-19» давайте вкратце вспомним, что было в жизни космонавта Леонова до этого.
18 марта 1965-го, сразу после исторического выхода в открытый космос, ответственный секретарь Калининградской писательской организации Валентин Ерашов написал:
«Как знать, не эти ли руки [Леонова] зачерпнут горсть лунной пыли – нежилой, пахнущей чем-то холодным, неземным – и принесут её нам, землянам».
Прогноз писателя сбылся – и не сбылся. После первого полёта Леонова действительно включили в лунную программу. И он должен был не просто полететь на Луну, а ещё и обогнать Америку. Но…
– С лунной программой у меня связана самая страшная обида, – рассказывал мне Алексей Архипович. – Мы могли опередить американцев на полгода. Однако кое-кто у нас счёл, что «Протон» – ненадёжный носитель. А «Протоны» и сегодня вовсю используются!
Космонавты рвались лететь, готовые рискнуть жизнью ради престижа страны. Но когда США заявили о том, что астронавты побывали на Луне, СССР аналогичную программу свернул.
Кстати, полвека спустя эта тема получила неожиданное продолжение. Снятый в жанре альтернативной истории американский сериал «Ради всего человечества» начали с того, что русские всё-таки опередили – и именно Леонов там первым ступает на лунную поверхность…
Впрочем, это кино. А в жизни в разгар лунной гонки Леонов чуть не погиб на Земле. 22 января 1969-го он был среди тех, кто встречал очередных героев космоса. И оказался в той машине, по которой открыл огонь младший лейтенант Виктор Ильин:
Калининградский журналист Алексей Авдеев, со школы знакомый с Леоновым, в те дни находился в Москве. И рассказывал, что стал свидетелем того, как один из иностранных корреспондентов вдруг спросил:
– Господа космонавты, а как вы чувствуете себя, когда в вас стреляют? Да ещё в своей стране, дома?
Однако Леонов не растерялся:
– А вы спросите об этом лучше у американских президентов. У них опыта больше, в них чаще стреляют.
Иностранцы не нашлись что ответить…
В 1971 году Леонов должен был лететь командиром на «Союзе-11». Но в последний момент один из членов основного экипажа вызвал сомнения у медиков. И в космос полетели дублёры – Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев – ещё один земляк калининградцев. При возвращении они погибли…
В 1973 году Леонов, повторимся, стал главным претендентом на роль командира «Союза-19», который должен был произвести на орбите стыковку с американским «Аполлоном». И вот – 15 июля 1975-го.
Первым стартовал «Союз», следом – «Аполлон». 17 июля они состыковались. Затем двое суток летели вместе. А потом разошлись и ещё раз состыковались, подтвердив: первая стыковка – не случайная удача.
И всё же для многих землян в этой истории главным стал не триумф науки и техники.
Столько лет шла холодная война. И вдруг СССР и США осуществили совместный проект. Как когда-то на Эльбе, советские люди и американцы, встретившись на орбите, дружески пожали друг другу руки. Причём, по словам Леонова, произошло это именно в те секунды, когда корабли пролетали над Эльбой. Немудрено, что «Союз-Аполлон» стал символом разрядки в отношениях между двумя великими державами.
Тем временем на калининградской «вагонке», как и в 1965 году, бригада Виктора Глобея опять ударно трудилась «за себя и за того парня» – земляка-космонавта. В 21-й школе уже готовили место в музее для раздела, посвящённого проекту «Союз-Аполлон». На улице Космонавта Леонова вовсю шло осуществление плана застройки, благоустройства и оформления по теме «Советские люди – покорители космоса».
А с улицы Ремонтной, где так и жил отец Леонова (мать в 1967-м умерла), на Байконур полетела телеграмма:
«Сын мой, Алёша, благословляю тебя на успешные работы в космосе на благо Родины. Желаю благополучного возвращения на Землю. Целую, крепко обнимаю. Папа».
По возвращении Леонов стал дважды Героем Советского Союза и генерал-майором авиации. И как только закончилась послеполётная суета – поехал в Калининград. 11 сентября 1975-го он сначала посетил родную школу. Потом побывал у курсантов военного авиационно-технического училища. А затем отправился на вагонзавод. И там, завершая рассказ о первом космическом проекте СССР и США, сказал:
– Огромная ответственность лежала на нас, космонавтах, государственная ответственность! За полётом следил весь мир, всё человечество, и он доказал – мы можем работать вместе!
А ещё многие тогда размечтались: вот бы Леонов приехал вместе с другими участниками этого полёта. И ведь сбылось! Тридцать лет спустя Алексей Архипович привёз в янтарный край своего напарника Валерия Кубасова и двух коллег-американцев – Томаса Стаффорда и Вэнса Бранда. И 1 августа 2005-го всем им, как когда-то Леонову, было торжественно присвоено звание почётного гражданина Калининграда:
Члены уникальной космической экспедиции приехали с семьями. После церемонии они осмотрели город. Увиденным все остались очень довольны. Общее мнение именитых гостей: у Калининграда – большое будущее.
Хочется в это верить. Ведь им, побывавшим так высоко, «сверху», наверное, виднее)
Владислав Ржевский,
автор канала «Калининградская Пруссия»
Смотрите также: