"Ну неужели для дружбы наших народов нужен враг?".
Когда создаёшь художественный фильм по реальным событиям, которые в точности задокументированы, неизбежно встаёт вопрос: "Сколько в этом правды?".
История фильма "Первый Оскар" рассказывает реальную историю про операторов, которые снимали документальный фильм про оборону Москвы. Впоследствии их фильм получил первый Оскар для СССР в категории лучший документальный фильм.
КАК БЫЛО.
Разумеется, всегда есть мелкие неточности. Штативы во время съёмок не использовали. По приказу Сталина операторов снабжали самым лучшим оборудованием, но такого рода мелочи не так важны... Не это бросается в глаза в первую очередь, когда после просмотра фильма лезешь в Интернет, чтобы узнать правду.
Самое яркое, что диссонирует с фильмом, так это главные герои: Лев Альперин и Иван Майский. Эти люди якобы сняли фильм "Разгром немецких войск под Москвой". Но этих людей не существует. Это собирательные образы, в которые вложен труд двух режиссёров: Илья Копалин и Леонид Варламов. В сущности этот фильм снимали они и ещё, как минимум, 14 операторов, о которых в фильме по сути не рассказано. Можно услышать имена на заднем фоне в приглушённом звуковом эффекте, оставляя зрителей гадать, кто все эти люди, ведь о них не было ни слова весь фильм.
Никакого любовного треугольника, разумеется, не было. Дуэли на территории лагеря тем более. Сложно даже представить, что было бы с этими людьми, если бы такая дуэль имела место в истории... На эти дуэли просто не было времени, потому что режиссёры признавались, что снимали бои, а потом тут же шли монтировать и так было денно и нощно по признанию режиссёров. Сталин требовал фильма в кратчайшие сроки и лично отсматривал проявленный материал и даже вносил пару правок, требуя того, чтобы фильм не был похож на агитку.
Никто из родственников режиссёров не был уличён в дезертирстве.
Судьбоносной встречи товарища Сталина со студентами, которые бросили вызов своей смелости и подошли к вождю с просьбой пойти на фронт не имела места в истории.
Фильм не был инициативой студентов ВГИКа. Это был приказ товарища Сталина. Он готовил мощную контратаку при битве за Москву и хотел создать не менее мощный фильм, где было бы видно, как немцев берут в плен, как они убегают, какой варварский след оставили на русской земле.
Переносимся в Лос-Анджелес.
Какое отношение имеет Дэвид О. Селзник к выдвижению советского фильма к Оскару? Весьма заочное. Настолько, что даже никакое. Ему действительно нравился советский фильм, как и всей Америке; его посмотрело около 16 миллионов американцев, что неплохо для документального фильма, учитывая дифирамбы тамошних критиков. Налогоплательщикам надо было объяснить почему их налоги ушли в ленд-лиз Советскому Союзу в размере миллиарда долларов и этот фильм у них не оставлял больше никаких вопросов. То есть, ажиотаж вокруг документалки действительно неоспорим. Но вернёмся к Селзнику...
В книгах, посвященных Оскару, такие как "Oscar Wars" (которая как раз исследует закулисные битвы вокруг номинаций), "Inside Oscar", "The Academy and the Award" и "85 years of Oscar" — нет ни одного упоминания о подобной борьбе. В единственной книге, посвящённой Оскару на русском языке "Оскар: неофициальная история премии" Дунаевского, об этом тоже нет ни слова. Селзник причастен к фильму "Разгром немецких войск под Москвой" только тем, что объявлял победителей в этой категории в ночь церемонии. Кстати, их было четыре: два американских, австралийский и советский фильм. Всего номинантов было рекордных 25 картин.
Никакой "войны" с Майером не было. Убеждать членов Академии в надобности этой категории тоже не было, потому что она уже как год существовала в виде Лучшего короткометражного документального фильма. На 15 церемонии Оскар эта категория трансформировалась в том виде, что она больше не ограничивалась хронометражём (поэтому так много было соискателей в размере 25, они объединяли полный и короткий метры). А уже на 16 церемонии, категория привычно разделилась. Но все эти трансформации к Селзнику не имеют, опять же, никакого отношения. Кто и продвигал картину, так это Никола Наполи, но кто его знает в отличии от создателя "Унесённых Ветром"? Да и стоит ли упоминать человека, который был двойным агентом в пользу США?
Никакой речи про "ну неужели для дружбы наших народов нужен враг?" на церемонии награждения не было. Кстати, церемония проходила в отеле во время банкета, а не в зрительном зале театра. Этот банкет был последним в истории Оскара, так как посчитали, что не гоже пиршествовать, когда США находится в состоянии войны. В связи с этим, статуэтки были из гипса, а не британиума. Однако война не имеет никакого отношения к форме Оскара. Таблички, а не статуэтки вручали документальным фильмам и актёрам второго плана.
По итогу имеем две линии, каждая из которых не соответствует действительности в историческом плане. Но каким получился фильм?
КАК ПОКАЗАЛИ.
Два актёра, играющих операторов очень точно и подробно следуют развитию своих героев, если напрочь отречься от неуместности такого поведения на фронте. Трогательная сцена прощания, где главный герой уходит от матери и вдруг невзначай ниточка цепляется за пуговицу маминой одежды, поражает своими подробностями. Ведь можно было сделать расставание максимально шаблонным, но режиссёр добавляет такой нюанс и этот жест, уже видится метафорой взросления. Сын принял решение и всё, что нужно теперь сделать, так это отпустить его, разорвать материнскую пуповину и пустить в столь враждебный мир, где буквально каждый шаг и вздох могут стать последними.
В принципе, двух операторов стоит воспринимать, как два подхода к созданию искусства, тогда их ссоры, инфантильность и китчевая дуэль будут восприниматься не как товарищеские и фронтовые, а как два видения искусства: нарративный/пропагандистский против стихийного/эмоционального. Один снимает как надо, другой снимает как чувствует. Тогда эта вражда считывается и режиссёр здесь на стороне стихийного. "Ты всё у меня хочешь забрать?" — спрашивает студент с отличием и в итоге у него всё забирают. В том числе и жизнь. Пропаганда должна уступить место честности и объективности. Лозунг всегда будет слабее настоящих руин. Самые сильные стороны фильма как раз заключаются в том, что происходило за кадрами документального фильма. Как к человеку пришла в голову мысль снять руины дома Чайковского и Льва Толстого. Как он снимает лица людей, в противовес лозунгам, которые были неуместны в час бойни. Только искренность. Это понимал даже товарищ Сталин, который курировал фильм.
Речь про повешенных детей, возможно, самая сильная в фильме. Уместно ли снимать их мёртвые тела? Если ради справедливости, то да. "Скоро война кончится и немцев будут судить. Мир должен увидеть доказательства их злодеяний. Позвольте снять Ваших детей" — говорит родителям оператор, хотя самый пик этой войны как раз вот-вот должен перейти рубеж, потому что битва за Москву была решающей и по сути первой большой победой в Великой Отечественной. Тем сильнее слышится эта речь: "Скоро война кончится...". Она воодушевляет.
Тем временем, эта же линия подчёркивается по ту сторону земного шара. Голливудский продюсер борется с бюрократией, чтобы продвинуть произведение искусства. Фильм актуализируется сам собой, потому что он снимался в доковидные времена с понятным перерывом и вышел только в судьбоносном 2022, где фраза "Ну неужели для дружбы наших народов нужен враг?", слышится, как вопрос без ответа.
Фильм поднимает огромное количество тем и ему не хватает себя, чтобы исчерпать их в своей глубине, но документальная кинохроника компенсирует все вопросы без ответов. Фильм акцентируется в первую очередь именно на искусстве и том, как оно отражает наш мир, увековечивая подвиги людей, которых уже нет с нами. И даже если хотя бы один человек после просмотра этого фильма захочет взглянуть советский документальный фильм "Разгром немецких войск под Москвой", то значит фильм выполнил свою благородную задачу. Планка весьма и весьма не высокая для фильма, который не имеет почти никакого отношения к реальным историческим событиями, но даже этого достаточно, чтобы зритель узнал о существовании документального советского фильма, поразившего весь земной шар и внёсшего неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной Войне.
_________________________________
А как Вам фильм? Пишите в комментариях и устройте разгром лайков под этой статьёй. Не забудьте подписаться!
Всем добра и здоровья!