Мы уже затронули тему открытия заведения, но хочется большего, правда?
Давайте поговорим сегодня, что такое SWOT-анализ. На деле – это метод стратегического планирования, для различных факторов и рисков, которые могут повлиять на развитие заведения.
Дословно:
- S – Strengths (сильные стороны),
- W — Weaknesses (слабые стороны),
- O — Opportunities (возможности),
- T — Threats (угрозы)
При написании SWOT-анализа нужно продумать, какие возможности вы можете использовать и какие риски предусмотреть.
1️⃣ Начнем с сильных исследования рынка – сходите к конкурентами и посмотрите, что именно происходит у них. Увидеть крутые идеи или слабые места всегда проще своими глазами. Возьмите на заметку что вы можете сделать еще круче, чем они и чего точно можете избежать.
Базово мы обращаем внимание на такие пункты как: вкусная еда/напитки, удобная локация, хороший сервис, быстрое облуживание, чистое заведение, конкурентная цена, известность бренда. Это далеко не все, но если эти моменты сильны у ваших конкурентов вы просто не можете позволить себе упустить их в своем заведении. Если конкуренты упустили что-то из вида, ваша обязанность сделать это и прокачать максимально.
Слабые и сильные стороны любого заведения определяются не вашим личным мнением, а мнением гостей, которые ходят в эти заведения, поэтому оценивая конкурентов постарайтесь абстрагироваться от личного «фи» или «вау» и обращать внимание как гости относятся к персоналу, что говорят про кофе, какие отзывы пишут на картах.
2️⃣ Слабые стороны в том числе будут напрямую зависеть от формата заведения и ассортимента – это не всегда именно «ошибка», но, например «невозможность присесть» для формата кофейни to go будет слабой стороной на фоне новой открывшейся полноценной кофейни.
3️⃣ Возможности. Что еще можно предоставить гостям, кроме кофе/коктейлей/кухни? Это дополнительные плюшки, которые вы можете использовать, складывая из них свое имя. В дополнительные возможности можно добавить: доставку, мерч, проведение мероприятий, систему лояльностей, дополнительную продукцию и тд.
Помимо очевидных вещей стоит учитывать все аспекты развития рынка, например новые тренды, технологии или новые поставщики на рынке. (Простым языком, если вы знаете, что можете использовать что-то для снижение цены, увеличения прибыли и популяризации своего продукта – действуйте).
4️⃣ Угрозы – это неизбежные обстоятельства, которые отражаются на нашей прибыли. Например: изменение моды на продукт, сезонные колебания спроса, новый конкурент на рынке, внезапные санкции, инфляция и прочие факторы, которые происходят вне нашего желания. Чем больше угроз мы сможем заранее предусмотреть и придумать для них меры, тем меньше они на нас скажутся.
✔️ Ведете иностранную систему автоматизации и боитесь санкций? Подумайте о смене заранее.
✔️ Предполагаете, что могут ввести карантин? Подумайте об организации доставки заранее.
SWOT-анализ – это простой и быстрый инструмент «здесь и сейчас», который поможет в формировании стратегии и структурировании на первом этапе, но он не является волшебной таблеткой, решающей все проблемы. Чем масштабнее предприятие, тем большее количество факторов нужно учитывать при анализе чтобы не получить неверные данные. Старайтесь избегать расплывчатых выводов и обтекаемых формулировок, SWOT-анализ хорош именно тогда, когда наполнен конкретикой, тогда он становится незаменимым инструментом для правильного открытия.